Быт и бытие Марины Цветаевой
методическая разработка по литературе (11 класс)
Литературный вечер, посвящённый творческой биографии Марины Цветаевой (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературный вечер, посвящённый творческой биографии Марины Цветаевой (10 класс) | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЫТ и БЫТИЕ Марины Цветаевой
творческая гостиная
Мероприятие, посвящённое творческой биографии поэта
ОФОРМЛЕНИЕ:
Настенная карта, на которой обозначены места проживания поэта: Москва (1892—1922), Берлин (май—июль 1922), Чехия (август 1922 — октябрь 1925), Франция (ноябрь 1925 — июнь 1939), Подмосковье — Болшево, Голицыно (июнь 1939—1941), Елабуга — Чистополь — Елабуга (август 1941); книжно-иллюстративная выставка «...Раз голос тебе, ПОЭТ, дан, остальное — взято...»; письменный стол, на котором стоит чернильный прибор, лежат книги.
I. МОСКВА
ЧТЕЦ:
<...> У меня в Москве — купола горят,
У меня в Москве — колокола
звонят,
И гробницы, в ряд, у меня
стоят, —
В них царицы спят, и цари.
И не знаешь ты, что зарей
в Кремле
Легче дышится — чем на всей
земле!
И не знаешь ты, что зарей
в Кремле
Я молюсь тебе — до зари! <...>
Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе
внемлю —
О ту пору, как по всему Кремлю Просыпаются звонари. <...>
"Стихи к Блоку"
ВЕДУЩИЙ: В Москве, года 1892-го, в канун праздника поминовения Иоанна Богослова, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь...
ПОЭТ: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась только всего я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: "По крайней мере, будет музыкантша..." Жила бы мать дальше, — я бы, наверное, кончила Консерваторию и вышла бы неплохим пианистом, ибо данные были. Но было другое: заданное... Любимое занятие с 4 лет — чтение, с 5 лет — писание...»
ВЕДУЩИЙ: Когда юная Цветаева отнесла в типографию Мамонтова первый поэтический сборник "Вечерний альбом", ей исполнилось 18 лет...
ЧТЕЦ (2):
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале
дня!
О, дай мне умереть,
покуда Вся жизнь как книга
для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь
строго:
- "Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал — слишком
много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук
органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной
башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой — день
вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый
день!
Люблю и крест, и шелк,
и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть —
в семнадцать лет!
ВЕДУЩИЙ: А впереди - большая творческая жизнь, нелегкий жизненный путь... В 1912 году выходит книга стихов "Волшебный фонарь", а через год — сборник с заглавием "Из двух книг".
В разноголосице литературных стилей и течений начала XX столетия юная Цветаева была замечена критикой; появились в прессе отзывы Сергея Городецкого, Макса Волошина, Валерия Брюсова, Николая Гумилева.
Еще предстояла встреча в Крыму с Сергеем Эфроном, выпускником Гельсингфорсского пансиона. Любовь с первого же дня и на всю жизнь!
ПОЭТ: "Внешность Сергея романтичная: высок, худ, красив; особенно поражают глаза огромные, в пол-лица, цвета моря".
ЧТЕЦ (1):
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров
поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду
и кольцом на стеклах, —
И на стволах, которым сотни
зим,
И, наконец — чтоб было всем
известно! —
Что ты любим! любим!
любим! — любим! —
Расписывалась — радугой
небесной.
ВЕДУЩИЙ: Годом рождения Поэта Цветаевой считается 1916. Почти все стихи, написанные в этот удивительно плодотворный период, войдут в сборник "Версты", изданный в 1922 году. Цветаева предельно искренна. Она обостренно воспринимает смерть, насилие, кровь, муки людей в годы революции и гражданской войны... Беспокоится Марина Ивановна и за своего мужа, вступившего в Добровольческую армию генерала Корнилова, находящуюся где-то в Донских и Кубанских степях.
ЧТЕЦ (2):
Гришка-Вор тебя
не ополячил,
Петр-Царь тебя
не онемечил.
Что же делаешь, голубка? —
Плачу.
Где же спесь твоя,
Москва? — Далече.
— Голубочки где твои? —
Нет корму.
— Кто унес его? — Да ворон
черный.
— Где кресты твои святые? —
Сбиты.
— Где сыны, твои, Москва? —
Убиты.
ЧТЕЦ(1):
— Где лебеди? —А лебеди ушли.
— А вороны? — А вороны —
остались.
— Куда ушли? — Куда и журавли.
— Зачем ушли? — Чтоб крылья
не достались.
— А папа где? — Спи, спи,
за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
— Куда возьмет? —
На лебединый Дон.
Там у меня -— ты знаешь? —
белый лебедь...
ЧТЕЦ (2):
Кто уцелел — умрет, кто
мертв — воспрянет.
И вот потомки, вспомнив
старину:
— Где были вы? — Вопрос как
громом грянет,
Ответ как громом грянет: —
на Дону!
— Что делали? —
Да принимали муки,
Потом устали и легли
на сон.
И в словаре задумчивые
внуки
За словом: долг напишут
слово: Дон.
ВЕДУЩИЙ: Неисповедимыми путями Илье Григорьевичу Эренбургу удалось разыскать Сергея Эфрона.
ПОЭТ: "Мой Сереженька!.. Если от счастья не умирают, то — во всяком случае — каменеют. Только что получила Ваше письмо: Закаменела... Не знаю, с чего начать. — Знаю с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам..."
ВЕДУЩИЙ: Цветаева ушла в себя. Речь ее стала отрывистой, краткой. 11 мая 1922 года, погрузив свой скудный багаж, Марина Ивановна едет с дочерью на Рижский вокзал. В Риге они пересядут на берлинский поезд.
II. БЕРЛИН
ПОЭТ:
Дождь убаюкивает боль.
Под ливни опускающихся
ставень Сплю.
Вздрагивающих
асфальтов вдоль Копыта — как рукоплесканья.
<...>
"Берлину"
ВЕДУЩИЙ: Одиннадцать недель Марина Ивановна прожила в Берлине... Загорелое лицо, подстриженная челка, быстрый и умный взгляд, дешевое платье, мужские ботинки, руки, как у цыганки, в серебряных браслетах и кольцах; шаг — широкий, мало женственности. Такой запомнил ее Роман Борисович Гуль.
Послевоенный Берлин 1922 года называли "русским Берлином", — русских там жило тогда около ста тысяч. Русские магазины, лавки, рестораны, парикмахерские, театры. Несколько газет, множество издательств: "Геликон", "Русское творчество", "Мысль", "Икар" и прочие, и прочие.
В "Доме искусств" выступали поэты и писатели, приезжавшие из Советской России. Одни возвращались домой, другие остались — Андрей Белый, Алексей Ремизов, Илья Эренбург, Виктор Шкловский, Алексей Толстой, Владислав Ходасевич, Нина Берберова.
Одиннадцать ее берлинских недель сплошь состояли из встреч и общения. Здесь началась ее эпистолярная дружба-любовь с Пастернаком...
Ш.ЧЕХИЯ
ВЕДУЩИЙ: 1 августа 1922 года М. И. Цветаева приехала в Прагу. Жизнь в деревнях, с нечастыми наездами в столицу. Полюбившиеся Цветаевой холмы, ручьи, долины... Никогда еще она так не погружалась в природу — всем существом, прозревая невидимое божественное НЕЧТО, вслушиваясь в него. Деревья, тянущиеся ввысь, для нее — проводники в ВЕЧНОСТЬ...
ЧТЕЦ(1):
Древа вещая весть!
Лес, возвещающий: — Есть
Здесь, под сбродом
кривизн,—
Совершенная жизнь:
Где ни рабств, ни уродств,
Там, где все во весь рост,
Там, где правда видней:
По ту сторону дней.
ВЕДУЩИЙ: За три года и три месяца, проведенных в Чехии, Цветаева изъездила почти всю страну: Горние Мокропсы, Дальние Мокропсы, Новые Дворы, Иловищи, Вшеноры. Переезды помогали претворять ненавистный быт — в "бытие" — в поэзию! В Чехии были написаны поэмы "Молодец" (на сюжет сказки А. Афанасьева "Упырь"), "Поэма Горы", "Поэма Конца", "Крысолов".
ЧТЕЦ (2):
...Время! Я не поспеваю...
Стрелками часов, морщин
Рытвинами — и Америк Новшествами... —
Пуст
кувшин! —
Время! Ты меня обмеришь!...
Время, ты меня предашь! <...>
"Хвала времени"
ВЕДУЩИЙ: Уход Цветаевой в себя становится все глубже. Все трагичнее и безысходнее звучит тема НЕСОВМЕСТИМОСТИ Поэта и Мира, в котором "маятники душу рвут".
ЧТЕЦ(1):
<...> О как я рвусь тот мир
оставить,
Где маятники душу рвут,
Где вечностью моею правит
Разминовение минут. <...>
ВЕДУЩИЙ: Темы любви и одиночества подняты до трагических высот в стихотворении "Попытка ревности".
ЧТЕЦ (2):
Как живется Вам с другою? —
Проще ведь? — Удар весла! —
Линией береговою
Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острове
(По небу — не по водам!)?
Души, души! — быть
вам сестрами,
Не любовницами — вам! <...>
<...> Как живется Вам —
здоровится —
Можется? Поется — как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?
Как живется Вам с товаром
Рыночным? Оброк — крутой?
После мраморов Каррары
Как живется Вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог — и начисто разбит!)
Как живется Вам с стотысячной —
Вам, познавшему Лилит! <...>
ВЕДУЩИЙ: 1 февраля 1925 года в Чехии у Марины Ивановны родился сын. Она хотела назвать его Борисом в честь Бориса Пастернака, но передумала. Ведь судьбы людей не повторяются... Мальчик стал Георгием, по-домашнему — Муром.
Спустя несколько месяцев после рождения сына Цветаева со своей семьей переезжает во Францию, но Чехию помнит.
ПОЭТ: «Я Прагу люблю первой после Москвы и не из-за "родного славянства", из-за собственного родства с нею: за ее смешанность, многодушие... Ах какую чудную повесть можно было бы написать на фоне Праги!»
Из письма Анне Тесковой
ВЕДУЩИЙ: На оккупацию Чехии в 1939 году Цветаева откликается "плачем гнева".
ЧТЕЦ (1):
<...> О, слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О, Чехия в слезах!
Испания в крови!
О, черная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет. <...>
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
IV. ФРАНЦИЯ
ВЕДУЩИЙ: 1 ноября 1925 года Цветаева прибыла в Париж (унылая окраина, опять — изнанка!). Как и в Праге, в Париже Марину Ивановну ожидала бедность. За 11 лет эмиграции она не могла издать ни одной книги. Семья жила случайными заработками от ее публикаций в газетах.
В конце 20-х годов в Париже гостил Владимир Маяковский. Марина Ивановна адресовала ему приветствие. За это ее перестали печатать в "Последних новостях", единственной газете, где до того появлялись ее стихотворения. "Если бы она приветствовала только поэта Маяковского, но она в его лице приветствует новую Россию", — писала эмигрантская критика.
ПОЭТ:
До Эйфелевой — рукою
Подать! Подавай и лезь.
Но каждый из нас — такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь,
Что скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
"Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?"
"Лучина"
ВЕДУЩИЙ: Живя во Франции, она все больше думала о прошлом, все сильнее хотела рассказать о том, что видела, что пережила. Подспудно начал зреть замысел литературного памятника Цветаевскому роду. Первым шагом по этому пути стал маленький очерк — "Башня в плюще", — о немецком пансионе, в котором Марина Ивановна жила вместе с сестрой Анастасией в 1904-1905 годах.
Так начиналась автобиографическая проза Цветаевой. Семейная хроник пополнилась очерками о ее дедушке Иловайском, воспоминаниями об отце и его любимом детище и деле всей жизни — Музее изящных искусств.
ЧТЕЦ (2):
<...> Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне все —
равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего. <...>
ВЕДУЩИЙ: О раннем детстве в Тарусе, маленьком городке на Оке, Цветаева написала очерк "Хлыстовки". Она вспоминала сказочные приокские берега с их далями и синью, волшебством костра, водопадом всех летних ягод сразу...
ПОЭТ: "Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших краях земляника. Но если это несбыточно... я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов... поставили с тарусской каменоломни камень:
ЗДЕСЬ ХОТЕЛА БЫ ЛЕЖАТЬ МАРИН А ЦВЕТАЕВА".
Из очерка "Хлыстовки"
ВЕДУЩИЙ: Означала ли эта прижизненная эпитафия некий поворот в размышлениях Цветаевой: возвращаться в Россию или нет? Размышления были достаточно мучительными, но все-таки отъезд на Родину состоялся.
V. МОСКОВСКИЕ
ЗВГОРОДЫ
ВЕДУЩИЙ: В июне 1939 года Марина Цветаева вместе с сыном вернулась в Россию и поселилась в Болшево, в 30 км от Москвы. Первой вестью оказалось сообщение о том, что сестра Анастасия арестована еще в сентябре тридцать седьмого... Вскоре арестовали дочь Цветаевой Ариадну, затем мужа. У Марины Ивановны остался только сын. Полгода они скитались по чужим квартирам с временной пропиской...
Спасение было в творчестве, в переводах.
Для журнала "Ревю де Моску" Марина Ивановна переводит на французский язык стихи М. Ю. Лермонтова. Примечателен их выбор: "Выхожу один я на дорогу", "Любовь мертвеца", "Прощай, немытая Россия", "И скучно, и грустно"... Стихами Лермонтова Цветаева поверяла боль своей души. Она переводила также Бодлера, английские баллады, немецкие народные песни. Взялась за составление книги, которая при ее жизни так и не вышла.
Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Надо было держаться ради сына.
ЧТЕЦ(1):
"Я стол накрыл ни шестерых... "
Все повторяю первый стих
И все переправляю слово:
— "Я стол накрыл
на шестерых..."
Ты одного забыл — седьмого.
Невесело вам вшестером.
На лицах — дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть — седьмую...
Невесело твоим гостям,
Бездействует графин
хрустальный.
Печально — им, печален — сам,
Непозванная — всех печальней.
Невесело и несветло.
Ах! Не едите и не пьете.
- Как мог ты позабыть число?
- Как мог ты ошибиться в счете?
Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата,
третий —
Ты сам — с женой, отец и мать)
Есть семеро — раз я на свете!
Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых —
Быть призраком — хочу —
с твоими,
(Своими)...
Робкая как вор,
О — ни души не задевая! —
За непоставленный прибор
Сажусь незванная, седьмая.
Раз! — опрокинула стакан!
И все, что жаждало
пролиться, —
Вся соль из глаз, вся кровь
из ран —
Со скатерти — на половицы.
И — гроба нет! Разлуки — нет!
Стол расколдован, дом
разбужен.
Как смерть — на свадебный
обед,
Я — жизнь, пришедшая
на ужин.
... Никто: не брат, не сын,
не муж,
Не друг — и все же укоряю:
— Ты, стол накрывший
на шесть — душ,
Меня не посадивший — с краю.
VI. ЕЛАБУГА — ЧИСТОПОЛЬ — ЕЛАБУГА
ЧТЕЦ (2):
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где — совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма. <...>
«Тоска по родине...»
ВЕДУЩИЙ: 8 августа 1941 года Борис Пастернак и Виктор Боков проводили Марину Ивановну Цветаеву в эвакуацию, в Елабугу.
ЧТЕЦ (1) декламирует стихотворение В. Бокова "Проводы Марины Цветаевой "
ВЕДУЩИЙ: 18 августа вместе с несколькими семьями Цветаева прибыла в Елабугу. Крутой берег, уходящая вверх дорога, деревенские избы, несколько церквей...Через несколько дней Марина Ивановна в состоянии, близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы.
Сохранилось ее заявление в Совет Литфонда: "Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26-го августа 1941 г. М. Цветаева".
Но в работе отказали, а денег не было. И не было никакой надежды на поддержку. Жизнь обрушивалась сыпучей лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться... Настал момент, к которому Цветаева была готова всегда — она решила уйти из жизни.
Было воскресенье 31 августа. Хозяев не было, сына — тоже. Марина Ивановна осталась одна, написала записки — сыну, товарищам по перу. "Так край меня не уберег..."
Набросила петлю на шею.
Похоронили Марину Ивановну 2 сентября на кладбище Елабуги.
В 1990 году по ходатайству жителей Елабуги и с благословения его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был проведен обряд отпевания Марины Цветаевой по полному чину Русской Православной Церкви.
Литература:
Цветаева М. И. Сочинения: В 2т. — М.: Худож. лит., 1988.
Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. - М.: Эллис Лак, 1997
Швейцер В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой. — М.: Спб. Интерпринт, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс
Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....
Урок - портрет"Знакомьтесь, Марина Цветаева".
Первый урок по творчеству М.Цветаевой в 11 классе. Цель: воссоздать творческий портрет поэтессы., воспитывать любовь к Родине....
презентация"Марина Цветаева"
Презентация повествует о жизни и творчестве поэтессы Серебряного века Марине Цветаевой...
презентация"Марина Цветаева"
Презентация повествует о жизни и творчестве поэтессы Серебряного века Марине Цветаевой...
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...
Урок литературы в 11 классе "Быт и бытие Марины Цветаевой"
Урок-мастерская в технологии критического мышления...