"Плюшкин" (Н.В.Гоголь "Мертвые души")
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме
По произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души» Маранцман В.Г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plyushkin.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛЮШКИН
В имении Манилова нас поразили нелепые претензии на изящество, в доме Коробочки — стремление отгородиться от мира и скрупулезная бережливость, в имении Ноздрева — разорение, у Собакевича — медвежья неуклюжесть и прочность вещей, которые здесь царствуют безраздельно, в имении же Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. Жизнь, кажется, покинула, деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета. "Запустение, дух, смерти подчеркивает Гоголь, говоря и о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо...» Картину «вымершего места» завершает «замок-исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах. Начиная описание плюшкинского дома, Гоголь (скорее всего, намеренно) называет его «странным замком», а заканчивает описание символической деталью: «замок-исполин». Замок превратился в замок, наглухо заперший все живое.
Кто же виновник этого страшного опустошения, омертвения? Его трудно отличить от его жертв: он грязен, оборван, сплющен (от сюда, вёроятно, и его фамилия). Эта искажённость, сплющенность так велики, что даже проницательный Чичиков «долго не мог распознать, какого пола была фигура, баба или мужик».
Есть_сравнение, которое господствует в этой главе, обнаруживая трагическую сущность судьбы Плюшкина. Говоря о том времени, когда Плюшкин был бережливым хозяином и всё в его доме «текло живо и совершалось размеренным ходом», Гоголь пишет: «Во всё входил зоркий глаз хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно по всем концам своей хозяйственной паутины».
Когда Чичиков вошел в комнату Плюшкина, он заметил «чтобы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Паук запутался в своей паутине — и жизнь остановилась вокруг него, умерло время. Владелец тысячи крепостных душ, одержимый страстью бессмысленного накопительства, становится нищим. Скупость обратилась в расточительство.
Плюшкин видит приближающуюся угрозу полного разорения и боится пойти «на старости лет по миру», но измениться не может. Скупость выжила из его души не только все человеческие чувства, но и трезвый расчет; действовать он может только автоматически, не меняя ничего по существу, потому что внутренне мертв. Гоголь с гневным недоумениём описывает это бессмысленно вертящееся колесо скупости.
Описание сада Плюшкина открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад нарисован, как поединок жизни и смерти. Человек убил в себе все живое и, как паук, хотел бы затянуть весь мир омертвляющей сетью. Эта попытка страшна и ужасна. Однако жизнь в целом, природа не подчиняется усилиям паука, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.
Для чего Гоголь строит главы со второй по шестую примерно по одному плану? В чем смысл последовательности «поместных» глав? Как фамилии помещиков раскрывают сущность характера каждого из них? Найдите любимое слово каждого помещика. Как раскрывает характер героя ситуация, в которой происходит знакомство Чичикова с имением? Как каждый из помещиков обращается к Чичикову и относится к предложению продать души"! Какой герб мог бы иметь каждый из помещиков? В каких местах поэмы видна вера писателя в силы народа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...