"Ноздрев и Собакевич" (Н.В. Гоголь "Мертвые души")
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему
По произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души» Маранцман В.Г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.27 КБ |
Предварительный просмотр:
НОЗДРЕВ И СОБАКЕВИЧ
Почему Ноздрев и Собакевич — мертвые души?
Неугомонная бойкость воинственного Ноздрева и прочная сила Собакевича, «человека здорового и крепкого», которого природа «рубила со всего плеча», резкость их нападок на всех, кто кажется им врагами, неотступность в осуществлении желаний, наконец их аппетит (вспомним Ноздрева в трактире и Собакевича за обедом!) — все это никак не создает, на первый взгляд, впечатления об этих героях как о мертвых душах.
В Ноздреве и Собакевиче, как и в предыдущей «паре», вроде бы все различно. Юркое шулерство Ноздрева так не похоже на степенность Собакевича, жена которого, поддерживая важность порядка в доме, делает «движение головою подобно актрисам, представляющим королев». Фамильярность Ноздрева противопоставлена мрачному церемониалу в доме Собакевича, совершенное разорение поместья в одном случае — незыблемой прочности, изобилию в другом.
Подумайте над вопросами, которые помогут вам сравнить гоголевских героев:
Как сказывается отношение Гоголя к Ноздреву и Собакевичу в описании их облика? Любимое занятие Ноздрева и Собакевича? Как Ноздрев и Собакевич отзываются о людях?
Почему Плюшкин представляется Чичикову «прорехой на человечестве»? Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности? Зачем Гоголь описывает историю жизни Плюшкина? Смешон или страшен образ Плюшкина? Какую роль в главе о Плюшкине играет описание сада?
ортрет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...

«Рыцарь кутежа» Ноздрёв и «чёртов кулак» Собакевич.
Второй урок из системы уроков по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

Урок: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»
ЦЕЛИ:1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;2) совершенствовать умение анализировать прозаич...