"Галерея" образов помещиков. Ноздрев.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Жиманова Екатерина Сергеевна

урок литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mertvye_dushi_gogol.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

http://teacher.org.ru                Жиманова Е.С., г.Петропавловск-Камчатский

Урок по литературе (10 класс)

«Галерея»  образов помещиков. Ноздрев.

Цели урока:  - увидеть неоднозначность трактовок образа  помещика,

- совершенствовать навыки лингвистического анализа текста,

- определить роль детали в  создании образа Ноздрева.

Методические приемы: - комментированное чтение,

- аналитическая беседа,

- устное словесное рисование,

- слово учителя.

Оформление доски: 

Терминология: Сатира

 Юмор

 Комическое

 Эзопов язык

Эпиграфы:                

В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами (Татьяна Торкунова).

Гоголь «почти непроизвольно превращал свои бытовые типы в национальные», которые получили в этих образах характер недостатков, даже пороков. И в результате…это ложь и клевета». (Д.Овсянико-Куликовский)

Ученик (чтение фрагмента наизусть, муз. сопровождение): 

Не так ли и ты Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дыбом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все остается позади. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух. Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Орг.  Момент. Целеполагание.

Учитель: Вообще замечено, что большинство глав «Мертвых душ» - это главы-портреты. Как вы думаете, почему?  Писатель глубоко убежден в том, что Россия требует от каждого быть человеком, она держится на личностях. Именно поэтому нельзя не согласиться с Игорем Золотусским, который образно и точно назвал произведение «Мертвые души» «энциклопедией русского национального характера».

 Именно так звучит тема нашего урока: «Мертвые души» - «энциклопедия русского национального характера»: Ноздрев.

Ведущие::

Первый. Ну что ж, пролистаем эту «энциклопедию народной жизни» (начинает перелистывать иллюстрации, на которых изображены все помещики). 

Второй. Ба, все те же знакомые лица: слащавый пустомеля, мечтательно-близорукий Манилов.

Первый. А вот и «дубинноголовая Коробочка».

Второй. Русский медведь Собакевич. Точно из дерева вырублен.

Первый. Старый приятель- «прореха на человечестве»- Плюшкин.

Второй. Постой-постой, а этого малого что-то я не припомню.

Первый. Да ты что, это же в своем роде «исторический человек» - Ноздрев.

Пожалуй, о нем мы поговорим подробнее.

Аналитическая часть урока.

УЧИТЕЛЬ: Ноздрев - третий по счету помощник, с которым Чичиков затевает разговор о продаже «мертвых душ».

  1. Давайте вспомним, когда происходит знакомство Чичикова с этим героем? (В 1 главе на обеде у прокурора, возобновляется случайно в трактире, гл.4.)
  2. Что бы вы могли сказать о фамилии героя? (Фамилия связывает с комическими персонажами русской «носологической» литературы, чей юмористический колорит обеспечивался бесконечными шутками над носами героев.)
  3. Что символизирует потеря носа героем одноименной гоголевской повести? (Часть от целого.)
  4. А о каком продукте часто говорят «ноздреватый»? (О сыре: дырочки - это пустота.)

УЧИТЕЛЬ: Но давайте  подумаем, так ли уж духовно пуст наш герой?

  1. Обратимся к портрету (комментированное чтение эпизода: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его»).
  2. В произведениях какого жанра мы встречали таких героев? (Сказках, былинах, т.е. фольклорные персонажи).
  3. Какое впечатление производит на читателя внешность Ноздрева?

(Человек, который живет в полную силу). Приведите примеры («Здесь Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек»). - Какой звук повторяется в предложении наиболее часто и что этим достигается? (Звук «з» - создается впечатление яркости, блеска; приставка за - сообщает о начале действия)

  1. Какие глаголы использует автор? (Эмоционально-окрашенные).

Что этим достигается? (Возникает ощущение избыточности).

  1. Как это отражается на поведении героя при встрече с Чичиковым?

(Ноздрев ведет себя панибратски, бесцеремонно).

  1. Кому можно при встрече задать вопрос: «Какими судьбами?»

(Человеку, которого достаточно хорошо знаешь, давно не видел, но очень рад встрече).

  1. Уместна ли такая манера приветствия в данном случае?
  2. Вокруг чего далее строится разговор? (О своей поездке на ярмарку и о встрече с приятелями)
  3. Как характеризует Ноздрева следующее замечание: «Куда ездил? - говорил Ноздрев и, не дожидаясь ответа, продолжал:- А я, брат, с ярмарки».
  4. На каком словосочетании автор делает смысловой акцент и как это характеризует главного героя? (Т. е. возникает момент иллюзорного диалога). О чем это  свидетельствует?
  5. Чем Ноздрев существенно отличается от предшествующих помещиков? (Он деятелен и активен).
  6. Какое слово использует Ноздрев, говоря о хорошем отдыхе? (Покутили)
  7. Можно ли верить всему тому, о чем рассказывает Ноздрев? Приведите примеры 1-2 «небылиц».
  8. Как в литературоведении называется прием, когда намеренно преувеличивается действительное? (Гиперболизация)

Ведущие:

Первый. Эх, а какой русский не любит приврать? Нашего брата хлебом не корми, а только дай байку какую-нибудь рассказать. Помнишь, был у Гоголя еще один герой - тоже сказки сказывать  мастер. Имя только его подзабыл.

Второй. Хлестаков что ли?

Первый. Во-во, он самый.

Второй. Послушай, а чем ложь Ноздрева отличается ото лжи Хлестакова?

Первый. По-моему, это очевидно: она не безобидна, в ней присутствует подлое желание нагадить всем и каждому, иногда вовсе без всякой причины.

Второй. Это точно. По сравнению с Ноздревым Хлестаков выглядит просто овечкой: он-то врал в силу обстоятельств, играл, бедненький, несвойственную ему роль значительного лица.

Первый. А Ноздрев же лгун по призванию и убеждению.

УЧИТЕЛЬ: Что есть, того не отнять, действительно, поистине безграничная ложь Ноздрева является, по сути, обратной стороной русской удали, которой персонаж наделен в избытке.

  1. А на ваш взгляд, что придает образу эта буйная энергия, пусть даже и не находящая должного применения? (Силу, яркую индивидуальность).

Значит, Ноздрев не до конца пуст, как может показаться с первого взгляда.

  1. В предыдущих главах Гоголь рассуждал, что каждым человеком владеют определенные «задоры». А как бы вы определили задоры, владеющие Ноздревым? (Пьяный разгул, игра в карты, самодурство, стремление нагадить всем и каждому)
  2. Что являлось отличительной особенностью игры в карты Ноздрева и чем все это обычно заканчивалось?
  3. Почему Гоголь говорит, что Ноздрев был в некотором роде «ИСТОРИЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ» и какой смысл вкладывает он в это понятие? С какой интонацией мы будем читать? (Иронически)

Чтение фрагмента.

  1. «Смешного бояться - правды не любить», - сказал когда-то И.С.Тургенев. На чем основан комический эффект в этом словосочетании: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК»? (Выходим на основной принцип комического - несоответствие прямого и переносного значений слова).
  2. Зачем Ноздрев приобретает или покупает что-либо? (Чтобы затем выменять или проиграть в карты)
  3. Перечислите тот нелепый набор предметов, приобретаемый обычно Ноздревым на ярмарке, а случае выигрыша в карты (Чтение фрагмента: «он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глазах в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду - насколько хватало денег.»)
  4. Осуществлялись ли покупки по какому-то определенному принципу? Исходя из этого, какую еще черту характера героя мы можем обозначить и как это характеризует самого героя? (Т.е. Гоголь передает тот ералаш, что творится в голове героя.)
  5. С чем Гоголь сравнивает расстроенную и развращенную душу Ноздрева? (С шарманкой: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и еще долго потом свистела она одна», т.е. у Ноздрева осталось еще что живое)
  6. Как образ жизни этого героя отражается в его речи? (доминирует лексика из жаргона картежников, завсегдатаев трактиров и «героев» ярмарок»: «продулся впрах», «убухал 4 рысаков», «все спустил», «просадил».)
  7. Но вместе с тем, характеризуя своего героя, Гоголь часто пользуется оборотами народной речи. Приведите примеры («он заводил сумятицу», «нарежется в буфете», «наврет без всякой нужды», «насаливал».)
  8. С какой целью Гоголь обращается к народной речи? (Таким образом, он как бы освещает своего героя снизу, т.е. показывая точку зрения народа и «связь с ним»)

Итак, Ноздрев со всей страстью и запалом приглашает Чичикова к себе в имение. Какие цели преследовали при этом герои? (Чичиков: «Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить», т.е. рассчитывает на выгодную сделку; Ноздрев: выменять или всучить что-нибудь ненужное).

  1. Есть ли в поэме развернутое описание деревни Ноздрева и того, как там живется крестьянам? Давайте попробуем из деталей воссоздать целостную картину. (Водяная мельница бездействует, кузница только строится. Поле, которое показывал Ноздрев Чичикову, во многих местах состояло из кочек и было затоплено водой.)
  2. Почему все находится в таком убогом состоянии, и какое представление дает имение о Ноздреве как о хозяине? (На кутеже нужны деньги, а до всего остального дела нет).
  3. Однако, что в противовес всему вышеописанному содержится в идеальном порядке? («Псарня». Комментированное чтение эпизода со слов «и повел их к выстроенному очень красивому домику».)
  4. Обратите внимание на клички собак. Какие черты натуры хозяина переданы в них? (Клички отражают «репертуар» поведения и систему ценностей самого Ноздрева: «стреляй, обругай, порхай, пожар, припекай»)
  5. Какой частью речи, преимущественно, выражены клички животных? В каком наклонении стоят глаголы? Почему?
  6. Как вы можете истолковать фразу «Ноздрев был среди них совершенно как отец среди семейства? (Ноздреву отказано в нормальном человеческом доме) Докажите это текстом.
  7. С помощью какой детали Гоголь подчеркивает родство Ноздрева со своими собаками? («Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами».)
  8. Что нам известно о прошлом Ноздрева? (Ноздрев в 35 лет был таков же совершенно, каким был в восемнадцать и двадцать: охотник погулять.)

Женитьба его ничуть не переменила, тем более, что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые совершенно решительно ему были не нужны»).

  1. Можно ли эти замечания назвать условным подобием биографии?
  2. А у кого есть биография? (У людей, т.е. что-то живое в Ноздреве еще сохранилось.)
  3. Как воспринимает Ноздрев предложение Чичикова о продаже мертвых душ? (Единственный интересуется, зачем?)
  4. Почему он отказывается продать Чичикову «мертвые души»?
  5. К какому компромиссу все же пришли герои? (Игра в шашки.)
  6. Давайте обратимся к этому эпизоду, и посмотрим, какие черты характера Ноздрева раскрываются во время игры?

Инсценированное представление учащихся (сцена игры в шашки)

Ноздрев: - Ну, как ты думаешь, не хочешь играть на души?

Чичиков: Я уже сказал тебе, брат, что не играю; купить, изволь, куплю.

Ноздрев:  А меняться не хочешь?

Чичиков: Не хочу.

Ноздрев: Да ведь это не в банк, я даже тебя предваряю, что я совсем не умею играть!

Чичиков: (про себя, тихо) А что, в шашки я играл недурно. Изволь, так и быть, в шашки я сыграю.

Ноздрев: Сколько же ты дашь мне вперед?

Чичиков: Это с какой стати? Конечно, ничего.

Ноздрев: По крайней мере, пусть будут мои два хода.

Чичиков: Не хочу, я сам плохо играю.

Ноздрев: (выступая шашкой) – Знаем мы вас, как вы плохо играете!

Чичиков: - Давненько не брал я в руки шашек! (подвигая тоже шашку)

Ноздрев: (выступая шашкой) – Знаем мы вас, как вы плохо играете!

Чичиков: - Давненько не брал я в руки шашек! (подвигая тоже шашку)

Ноздрев: Знаем мы вас, как вы плохо играете (подвигает шашку и в то же время подвинул обшлагом рукава и другую шашку)

Чичиков: Э, э! это, брат, что? отсади-ка ее назад!

Ноздрев: Кого? (незаметно подвигая еще одну шашку)

Чичиков: Да шашку-то. Нет (встает из-за стола), с тобой нет никакой возможности играть. Этак не хорошо, по три шашки вдруг!

Ноздрев: Отчего же по три?  Это по ошибке. Одна подвинулась нечаянно, я ее отодвину, изволь

Чичиков: А другая-то, откуда взялась?

Ноздрев: Какая другая?

Чичиков: Вот эта, которая пробирается в дамки!

Ноздрев: (удивленно) Вот тебе на,  будто не помнишь!

Чичиков: Нет, брат, я все ходы считал и все помню. Ты ее только теперь пристроил. Ей место вон где!

Ноздрев: Как, где место? Да ты, брат, как я вижу, сочинитель!

Чичиков: Нет, брат, это, кажется, ты сочинитель, да только неудачно.

Ноздрев: За кого ж ты меня почитаешь? Стану я разве плутовать?

Чичиков: Я тебя ни за кого не почитаю, но только играть с этих пор никогда не буду.

Ноздрев: Я не плутовал, а ты отказаться не можешь, ты должен кончить партию!

Чичиков (хладнокровно) Этого ты меня не заставишь сделать (подходит к доске и сметает все шашки).

 УЧИТЕЛЬ: Казалось бы, легче всего Чичикову было заполучить мертвые души именно у Ноздрева. Но только отсюда он уходит ни с чем. Ноздрев оказался гораздо прозорливее и шире понимания Чичикова.

  1. Обратите внимание на эпиграфы. Мнение, какого исследователя вам ближе и почему?

В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами (Татьяна Торкунова).

Гоголь «почти непроизвольно превращал свои бытовые типы в национальные», которые получили в этих образах характер недостатков, даже пороков. И в результате…это ложь и клевета» (Д.Овсянико-Куликовский)

 Как вы видите, не только литературоведы, но и художники неоднозначно воспринимают этот образ. По вашему мнению, кому лучше удалось уловить внутреннюю суть персонажа?

Конечно, немалое в Ноздреве отталкивает, но многое и притягивает. Но прежде чем сделать определенные выводы:

  1. Давайте все же вспомним, где встретились эти герои перед тем, как поехать в имение Ноздрева, и случайно ли Гоголь избрал именно это место встречи? (Трактир-то есть на возвратном пути к потерянной кучером Селифаном дороге, символизирующей путь в будущее.)
  2. Как вы думаете, есть ли будущее у Ноздрева? Может ли измениться этот герой, и если да, то какие черты характера могли бы ему в этом помочь?

Заключение. Выводы.

Не стоит забывать и о том, что своей задачей Гоголь считал «выставить пошлость пошлого человека не с целью осмеять его, а с тем, чтобы заставить негодовать на пошлость». Способность русского человека после ошибки сделать правильные выводы и исправиться должна была в полной мере отразиться в следующих томах. Возродиться, по замыслу автора, должен не только Чичиков, но и другие герои поэмы. На вопрос одного из своих собеседников, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь с улыбкой отвечал: «Если захотят». Он не отказывал в духовном возрождении никому и полагал это одной из высших способностей, дарованных русскому человеку. Это путь, считал великий писатель, открыт всем.

Домашнее задание.

Представьте, что вы были проездом в городе N. При каких обстоятельствах познакомились с Ноздревым, какое впечатление он на вас произвел, где вы бывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

Н.В.Гоголь.Образ помещика Плюшкина

Материал  поможет учителю-предметнику впри подготовке к урокам литературы...

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.

Литература 19 века. 9 класс. Три урока по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник....

"Ноздрев и Собакевич" (Н.В. Гоголь "Мертвые души")

По произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души» Маранцман В.Г...

Урок: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»

ЦЕЛИ:1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;2) совершенствовать умение анализировать прозаич...