"Галерея" образов помещиков. Ноздрев.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
http://teacher.org.ru Жиманова Е.С., г.Петропавловск-Камчатский
Урок по литературе (10 класс)
«Галерея» образов помещиков. Ноздрев.
Цели урока: - увидеть неоднозначность трактовок образа помещика,
- совершенствовать навыки лингвистического анализа текста,
- определить роль детали в создании образа Ноздрева.
Методические приемы: - комментированное чтение,
- аналитическая беседа,
- устное словесное рисование,
- слово учителя.
Оформление доски:
Терминология: Сатира
Юмор
Комическое
Эзопов язык
Эпиграфы:
В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами (Татьяна Торкунова).
Гоголь «почти непроизвольно превращал свои бытовые типы в национальные», которые получили в этих образах характер недостатков, даже пороков. И в результате…это ложь и клевета». (Д.Овсянико-Куликовский)
Ученик (чтение фрагмента наизусть, муз. сопровождение):
Не так ли и ты Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дыбом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все остается позади. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух. Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Орг. Момент. Целеполагание.
Учитель: Вообще замечено, что большинство глав «Мертвых душ» - это главы-портреты. Как вы думаете, почему? Писатель глубоко убежден в том, что Россия требует от каждого быть человеком, она держится на личностях. Именно поэтому нельзя не согласиться с Игорем Золотусским, который образно и точно назвал произведение «Мертвые души» «энциклопедией русского национального характера».
Именно так звучит тема нашего урока: «Мертвые души» - «энциклопедия русского национального характера»: Ноздрев.
Ведущие::
Первый. Ну что ж, пролистаем эту «энциклопедию народной жизни» (начинает перелистывать иллюстрации, на которых изображены все помещики).
Второй. Ба, все те же знакомые лица: слащавый пустомеля, мечтательно-близорукий Манилов.
Первый. А вот и «дубинноголовая Коробочка».
Второй. Русский медведь Собакевич. Точно из дерева вырублен.
Первый. Старый приятель- «прореха на человечестве»- Плюшкин.
Второй. Постой-постой, а этого малого что-то я не припомню.
Первый. Да ты что, это же в своем роде «исторический человек» - Ноздрев.
Пожалуй, о нем мы поговорим подробнее.
Аналитическая часть урока.
УЧИТЕЛЬ: Ноздрев - третий по счету помощник, с которым Чичиков затевает разговор о продаже «мертвых душ».
- Давайте вспомним, когда происходит знакомство Чичикова с этим героем? (В 1 главе на обеде у прокурора, возобновляется случайно в трактире, гл.4.)
- Что бы вы могли сказать о фамилии героя? (Фамилия связывает с комическими персонажами русской «носологической» литературы, чей юмористический колорит обеспечивался бесконечными шутками над носами героев.)
- Что символизирует потеря носа героем одноименной гоголевской повести? (Часть от целого.)
- А о каком продукте часто говорят «ноздреватый»? (О сыре: дырочки - это пустота.)
УЧИТЕЛЬ: Но давайте подумаем, так ли уж духовно пуст наш герой?
- Обратимся к портрету (комментированное чтение эпизода: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его»).
- В произведениях какого жанра мы встречали таких героев? (Сказках, былинах, т.е. фольклорные персонажи).
- Какое впечатление производит на читателя внешность Ноздрева?
(Человек, который живет в полную силу). Приведите примеры («Здесь Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек»). - Какой звук повторяется в предложении наиболее часто и что этим достигается? (Звук «з» - создается впечатление яркости, блеска; приставка за - сообщает о начале действия)
- Какие глаголы использует автор? (Эмоционально-окрашенные).
Что этим достигается? (Возникает ощущение избыточности).
- Как это отражается на поведении героя при встрече с Чичиковым?
(Ноздрев ведет себя панибратски, бесцеремонно).
- Кому можно при встрече задать вопрос: «Какими судьбами?»
(Человеку, которого достаточно хорошо знаешь, давно не видел, но очень рад встрече).
- Уместна ли такая манера приветствия в данном случае?
- Вокруг чего далее строится разговор? (О своей поездке на ярмарку и о встрече с приятелями)
- Как характеризует Ноздрева следующее замечание: «Куда ездил? - говорил Ноздрев и, не дожидаясь ответа, продолжал:- А я, брат, с ярмарки».
- На каком словосочетании автор делает смысловой акцент и как это характеризует главного героя? (Т. е. возникает момент иллюзорного диалога). О чем это свидетельствует?
- Чем Ноздрев существенно отличается от предшествующих помещиков? (Он деятелен и активен).
- Какое слово использует Ноздрев, говоря о хорошем отдыхе? (Покутили)
- Можно ли верить всему тому, о чем рассказывает Ноздрев? Приведите примеры 1-2 «небылиц».
- Как в литературоведении называется прием, когда намеренно преувеличивается действительное? (Гиперболизация)
Ведущие:
Первый. Эх, а какой русский не любит приврать? Нашего брата хлебом не корми, а только дай байку какую-нибудь рассказать. Помнишь, был у Гоголя еще один герой - тоже сказки сказывать мастер. Имя только его подзабыл.
Второй. Хлестаков что ли?
Первый. Во-во, он самый.
Второй. Послушай, а чем ложь Ноздрева отличается ото лжи Хлестакова?
Первый. По-моему, это очевидно: она не безобидна, в ней присутствует подлое желание нагадить всем и каждому, иногда вовсе без всякой причины.
Второй. Это точно. По сравнению с Ноздревым Хлестаков выглядит просто овечкой: он-то врал в силу обстоятельств, играл, бедненький, несвойственную ему роль значительного лица.
Первый. А Ноздрев же лгун по призванию и убеждению.
УЧИТЕЛЬ: Что есть, того не отнять, действительно, поистине безграничная ложь Ноздрева является, по сути, обратной стороной русской удали, которой персонаж наделен в избытке.
- А на ваш взгляд, что придает образу эта буйная энергия, пусть даже и не находящая должного применения? (Силу, яркую индивидуальность).
Значит, Ноздрев не до конца пуст, как может показаться с первого взгляда.
- В предыдущих главах Гоголь рассуждал, что каждым человеком владеют определенные «задоры». А как бы вы определили задоры, владеющие Ноздревым? (Пьяный разгул, игра в карты, самодурство, стремление нагадить всем и каждому)
- Что являлось отличительной особенностью игры в карты Ноздрева и чем все это обычно заканчивалось?
- Почему Гоголь говорит, что Ноздрев был в некотором роде «ИСТОРИЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ» и какой смысл вкладывает он в это понятие? С какой интонацией мы будем читать? (Иронически)
Чтение фрагмента.
- «Смешного бояться - правды не любить», - сказал когда-то И.С.Тургенев. На чем основан комический эффект в этом словосочетании: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК»? (Выходим на основной принцип комического - несоответствие прямого и переносного значений слова).
- Зачем Ноздрев приобретает или покупает что-либо? (Чтобы затем выменять или проиграть в карты)
- Перечислите тот нелепый набор предметов, приобретаемый обычно Ноздревым на ярмарке, а случае выигрыша в карты (Чтение фрагмента: «он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глазах в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду - насколько хватало денег.»)
- Осуществлялись ли покупки по какому-то определенному принципу? Исходя из этого, какую еще черту характера героя мы можем обозначить и как это характеризует самого героя? (Т.е. Гоголь передает тот ералаш, что творится в голове героя.)
- С чем Гоголь сравнивает расстроенную и развращенную душу Ноздрева? (С шарманкой: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и еще долго потом свистела она одна», т.е. у Ноздрева осталось еще что живое)
- Как образ жизни этого героя отражается в его речи? (доминирует лексика из жаргона картежников, завсегдатаев трактиров и «героев» ярмарок»: «продулся впрах», «убухал 4 рысаков», «все спустил», «просадил».)
- Но вместе с тем, характеризуя своего героя, Гоголь часто пользуется оборотами народной речи. Приведите примеры («он заводил сумятицу», «нарежется в буфете», «наврет без всякой нужды», «насаливал».)
- С какой целью Гоголь обращается к народной речи? (Таким образом, он как бы освещает своего героя снизу, т.е. показывая точку зрения народа и «связь с ним»)
Итак, Ноздрев со всей страстью и запалом приглашает Чичикова к себе в имение. Какие цели преследовали при этом герои? (Чичиков: «Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить», т.е. рассчитывает на выгодную сделку; Ноздрев: выменять или всучить что-нибудь ненужное).
- Есть ли в поэме развернутое описание деревни Ноздрева и того, как там живется крестьянам? Давайте попробуем из деталей воссоздать целостную картину. (Водяная мельница бездействует, кузница только строится. Поле, которое показывал Ноздрев Чичикову, во многих местах состояло из кочек и было затоплено водой.)
- Почему все находится в таком убогом состоянии, и какое представление дает имение о Ноздреве как о хозяине? (На кутеже нужны деньги, а до всего остального дела нет).
- Однако, что в противовес всему вышеописанному содержится в идеальном порядке? («Псарня». Комментированное чтение эпизода со слов «и повел их к выстроенному очень красивому домику».)
- Обратите внимание на клички собак. Какие черты натуры хозяина переданы в них? (Клички отражают «репертуар» поведения и систему ценностей самого Ноздрева: «стреляй, обругай, порхай, пожар, припекай»)
- Какой частью речи, преимущественно, выражены клички животных? В каком наклонении стоят глаголы? Почему?
- Как вы можете истолковать фразу «Ноздрев был среди них совершенно как отец среди семейства? (Ноздреву отказано в нормальном человеческом доме) Докажите это текстом.
- С помощью какой детали Гоголь подчеркивает родство Ноздрева со своими собаками? («Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами».)
- Что нам известно о прошлом Ноздрева? (Ноздрев в 35 лет был таков же совершенно, каким был в восемнадцать и двадцать: охотник погулять.)
Женитьба его ничуть не переменила, тем более, что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые совершенно решительно ему были не нужны»).
- Можно ли эти замечания назвать условным подобием биографии?
- А у кого есть биография? (У людей, т.е. что-то живое в Ноздреве еще сохранилось.)
- Как воспринимает Ноздрев предложение Чичикова о продаже мертвых душ? (Единственный интересуется, зачем?)
- Почему он отказывается продать Чичикову «мертвые души»?
- К какому компромиссу все же пришли герои? (Игра в шашки.)
- Давайте обратимся к этому эпизоду, и посмотрим, какие черты характера Ноздрева раскрываются во время игры?
Инсценированное представление учащихся (сцена игры в шашки)
Ноздрев: - Ну, как ты думаешь, не хочешь играть на души?
Чичиков: Я уже сказал тебе, брат, что не играю; купить, изволь, куплю.
Ноздрев: А меняться не хочешь?
Чичиков: Не хочу.
Ноздрев: Да ведь это не в банк, я даже тебя предваряю, что я совсем не умею играть!
Чичиков: (про себя, тихо) А что, в шашки я играл недурно. Изволь, так и быть, в шашки я сыграю.
Ноздрев: Сколько же ты дашь мне вперед?
Чичиков: Это с какой стати? Конечно, ничего.
Ноздрев: По крайней мере, пусть будут мои два хода.
Чичиков: Не хочу, я сам плохо играю.
Ноздрев: (выступая шашкой) – Знаем мы вас, как вы плохо играете!
Чичиков: - Давненько не брал я в руки шашек! (подвигая тоже шашку)
Ноздрев: (выступая шашкой) – Знаем мы вас, как вы плохо играете!
Чичиков: - Давненько не брал я в руки шашек! (подвигая тоже шашку)
Ноздрев: Знаем мы вас, как вы плохо играете (подвигает шашку и в то же время подвинул обшлагом рукава и другую шашку)
Чичиков: Э, э! это, брат, что? отсади-ка ее назад!
Ноздрев: Кого? (незаметно подвигая еще одну шашку)
Чичиков: Да шашку-то. Нет (встает из-за стола), с тобой нет никакой возможности играть. Этак не хорошо, по три шашки вдруг!
Ноздрев: Отчего же по три? Это по ошибке. Одна подвинулась нечаянно, я ее отодвину, изволь
Чичиков: А другая-то, откуда взялась?
Ноздрев: Какая другая?
Чичиков: Вот эта, которая пробирается в дамки!
Ноздрев: (удивленно) Вот тебе на, будто не помнишь!
Чичиков: Нет, брат, я все ходы считал и все помню. Ты ее только теперь пристроил. Ей место вон где!
Ноздрев: Как, где место? Да ты, брат, как я вижу, сочинитель!
Чичиков: Нет, брат, это, кажется, ты сочинитель, да только неудачно.
Ноздрев: За кого ж ты меня почитаешь? Стану я разве плутовать?
Чичиков: Я тебя ни за кого не почитаю, но только играть с этих пор никогда не буду.
Ноздрев: Я не плутовал, а ты отказаться не можешь, ты должен кончить партию!
Чичиков (хладнокровно) Этого ты меня не заставишь сделать (подходит к доске и сметает все шашки).
УЧИТЕЛЬ: Казалось бы, легче всего Чичикову было заполучить мертвые души именно у Ноздрева. Но только отсюда он уходит ни с чем. Ноздрев оказался гораздо прозорливее и шире понимания Чичикова.
- Обратите внимание на эпиграфы. Мнение, какого исследователя вам ближе и почему?
В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами (Татьяна Торкунова).
Гоголь «почти непроизвольно превращал свои бытовые типы в национальные», которые получили в этих образах характер недостатков, даже пороков. И в результате…это ложь и клевета» (Д.Овсянико-Куликовский)
Как вы видите, не только литературоведы, но и художники неоднозначно воспринимают этот образ. По вашему мнению, кому лучше удалось уловить внутреннюю суть персонажа?
Конечно, немалое в Ноздреве отталкивает, но многое и притягивает. Но прежде чем сделать определенные выводы:
- Давайте все же вспомним, где встретились эти герои перед тем, как поехать в имение Ноздрева, и случайно ли Гоголь избрал именно это место встречи? (Трактир-то есть на возвратном пути к потерянной кучером Селифаном дороге, символизирующей путь в будущее.)
- Как вы думаете, есть ли будущее у Ноздрева? Может ли измениться этот герой, и если да, то какие черты характера могли бы ему в этом помочь?
Заключение. Выводы.
Не стоит забывать и о том, что своей задачей Гоголь считал «выставить пошлость пошлого человека не с целью осмеять его, а с тем, чтобы заставить негодовать на пошлость». Способность русского человека после ошибки сделать правильные выводы и исправиться должна была в полной мере отразиться в следующих томах. Возродиться, по замыслу автора, должен не только Чичиков, но и другие герои поэмы. На вопрос одного из своих собеседников, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь с улыбкой отвечал: «Если захотят». Он не отказывал в духовном возрождении никому и полагал это одной из высших способностей, дарованных русскому человеку. Это путь, считал великий писатель, открыт всем.
Домашнее задание.
Представьте, что вы были проездом в городе N. При каких обстоятельствах познакомились с Ноздревым, какое впечатление он на вас произвел, где вы бывали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""
Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....
Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...
Н.В.Гоголь.Образ помещика Плюшкина
Материал поможет учителю-предметнику впри подготовке к урокам литературы...
Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В
Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...
Система уроков по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.
Литература 19 века. 9 класс. Три урока по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник....
"Ноздрев и Собакевич" (Н.В. Гоголь "Мертвые души")
По произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души» Маранцман В.Г...
Урок: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»
ЦЕЛИ:1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;2) совершенствовать умение анализировать прозаич...