Символизм. Урок литературы в 11 классе
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Виктория Леонидовна Цаплина

Презентация посвящена истории возникновения символизма в русской литературе. Особое внимание уделяется философской основе и основным признакам данного модернистского течения. Рекомендуется для учащихся 11 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символизм 1890 - 1910

Слайд 2

Дмитрий Сергеевич Мережковский 1866 - 1941 1892 год – доклад «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»

Слайд 3

1894 – 1895 – издано три сборника стихотворений «Русские символисты». Инициатор – Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924), он же автор большинства стихотворений.

Слайд 4

Два этапа в русском символизме старшие символисты (с 1890 года) младосимволисты (с 1900 года) Д.С. Мережковский В.Я. Брюсов З.Н. Гиппиус Ф.К. Сологуб К.Д. Бальмонт Мирра Лохвицкая А.А. Блок В.И. Иванов Андрей Белый С.М. Соловьёв

Слайд 5

Философская основа символизма Владимир Сергеевич Соловьёв 1853 - 1900

Слайд 6

Основные положения философии В.С. Соловьёва Идея двойственности и двуединства мира. В основе мира лежит некая универсальная, вечная, духовная сущность, а эмпирическая действительность – нечто производное, вторичное. Но тот мир и этот существуют в единстве. Мир тот познаётся через этот.

Слайд 7

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? В.С. Соловьёв

Слайд 8

2. «…у него была непоколебимая вера в близкое завершение исторического процесса… Соловьёв… был убеждён в близости великого переворота… Этот переворот предносился его воображению как торжество полного осуществления Божественной правды в организации человечества». Л.М. Лопатин

Слайд 9

3. Человечество утратило истинные духовные ориентиры. Социалистические учения, пытающиеся устроить рай на Земле без Бога, невозможно осуществить. Выход – в религиозном преображении, когда каждый станет подобным Христу. Соловьёв был убеждён, что это и есть истинная цель исторического процесса.

Слайд 10

4. Человек и природа имеют смысл только в своей связи с Божеством. Человек должен стремиться, подражая Христу, развивать в себе заложенное изначально Божественное начало.

Слайд 11

5. Будущее искусства Соловьёв видел в соединении с религией. 6. Торжество христианских идеалов возможно лишь на началах любви. Это не обыденная влюблённость, а особое, мистическое, таинственное ощущение связи между людьми. Такая любовь – шаг к преобразованию мира на новых духовных началах – началах всеединства.

Слайд 12

Символ (греч. symbolon – «условный знак») – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта. чувственная, конкретная, материальная сторона абстрактная сторона

Слайд 13

Основные особенности символизма 1. Крайний индивидуализм, повышенный интерес к внутреннему миру личности. 2. Идея жизнетворчества средствами искусства. Искусство – «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Брюсов). 3. Противопоставление социального и индивидуального, уход от социальных задач. Искусство – чисто художественное явление.

Слайд 14

Основные особенности символизма 4. Культ таинственного. 5. Сближение духовно-нравственного с религиозным. 6. Выделение в слове иррационального: звучание, ритм должны заменить значение. 7. Элитарность.

Слайд 15

Презентация выполнена Цаплиной Викторией Леонидовной, учителем ГБОУ СОШ № 557 Невского района г. Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...