Нетрадиционные формы педагогического воздействия как средство побуждения учащихся к чтению.
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме
В условиях прогрессирующей бездуховности перед учителями-словесниками стоит задача приобщить детей к чтению, уменьшив агрессивное влияние внешней среды. И начинать эту работу нужно как можно раньше. Наш проект «Нетрадиционные формы педагогического воздействия как средство побуждения учащихся к чтению» представлен в форме читательской конференции для учащихся 5-6 классов по повести А. Лиханова «Последние холода». Считаем, что в данном проекте, мы разработали нетрадиционную форму давно известного, традиционного мероприятия. Занимаясь проектной деятельностью, мы опирались на теоретические принципы подготовки и проведения нетрадиционного мероприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы педагогического воздействия
как средство побуждения учащихся к чтению.
Место проведения программы – МОУ Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
Авторы (составители) проекта:
Кульщикова Наталья Николаевна-
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
Даурцева Елена Александровна-
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
.
Банных Елена Николаевна-
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Наумова Светлана Федоровна-
учитель информатики,
первая квалификационная категория
В условиях прогрессирующей бездуховности перед учителями-словесниками стоит задача приобщить детей к чтению, уменьшив агрессивное влияние внешней среды. И начинать эту работу нужно как можно раньше.
Наш проект «Нетрадиционные формы педагогического воздействия как средство побуждения учащихся к чтению» представлен в форме читательской конференции для учащихся 5-6 классов по повести А. Лиханова «Последние холода». Считаем, что в данном проекте, мы разработали нетрадиционную форму давно известного, традиционного мероприятия. Занимаясь проектной деятельностью, мы опирались на теоретические принципы подготовки и проведения нетрадиционного мероприятия.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения литературы. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным мероприятиям.
Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекции. Их смысл – требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным для традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения которые могут быть представлены и как фрагменты урока и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.
Мы считаем, что уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.
Творческие принципы нетрадиционных мероприятий:
- В организации мероприятия нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
- Максимально вовлечь учащихся в активную деятельность.
- Основой эмоционального тона должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
- Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
- Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
- Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.
- Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.
Классификация нетрадиционных уроков :
- Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.
- Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
- Уроки творчества: урок-выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
- Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, урок-зачет.
Активные формы и методы обучения, преобладающие при проведении нетрадиционных уроков, позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.
Формы нетрадиционных мероприятий весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.
Периоды подготовки и проведения нетрадиционных мероприятий.
1. Подготовительный
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.
2. Собственно мероприятие (выделяется три основных этапа)
Первый этап
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.
Второй этап
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап
Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
Советы учителю, готовящему урок или мероприятие в нетрадиционной форме
- Ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО)
- Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным, ведь гармония – высшая цель в нашем творении.
- Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в мероприятие.
- Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с участниками, взаимное доверие и уважение.
- Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
- Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
«Читательская конференция по повести
А.Лиханова «Последние холода»
Эпиграф: « Далекая провинция – война…»
Оформление: 1) иллюстрации к повести «Последние холода»,
2) выставка книг о войне, детях войны
I. Начнем с выставки книг о войне.
II. Слово описателе:
Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в г. Киров, по старому Вятка, по названию реки, на котором стоит город. Отец работал на заводе слесарем, мать – лаборантка. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета в 1958 г.
Творчество писателя многогранно. Журналист по профессии он очень много сил отдает работе в молодежной печати.
В 1961 г. опубликовал первую книгу – историческую повесть о польском художнике Андриолли «Да будет солнце!». Затем он пишет рассказы, повести, романы для детей, юношества и для взрослых. Период «созревания» таланта Лиханова можно условно обозначить 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение».
Автор обращается к теме становления подрастающего поколения. Эта тема станет основной в его творчестве. Важную особенность прозы Лиханова критики усматривают в одновременной обращенности к юной читательской аудитории и к взрослым.
Большое место в творчестве писателя занимают произведения о войне. Военная тема в произведениях приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, о достоинстве, долге, подвиге. Произведения о военном детстве созданы Лихановым на жизненной основе – памяти о детстве военного времени. И герои его книг родом оттуда. Учителя в повестях Лиханова – его учителя. Всех он помнит. И самые светлые воспоминания, вынесенные из детства – об Поллинарии Николаевне Тепляшиной, у которой Лиханов учился со второго по четвертый класс. Это она покупала в те голодные годы на свои деньги витамин «С» – единственное, что можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе на серебряной ложечке каждому в рот, чтобы при ней съели. А когда кончились деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, жутко горький, но ребята его пили – вот, как она их берегла.
Память о той войне стала одной из определяющих черт русского народного самосознания, русской души.
Очень много внимания Лиханов в своих произведениях уделяет теме сиротства. Творчество он успешно сочетает с активной общественной деятельностью. В 1987 г. по инициативе писателя был создан Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который он возглавил. С 1991 г. Лиханов – председатель Российского детского фонда, а с 1992 г. – президент Международной ассоциации детских фондов.
Повесть «Последние холода» (1984 г.) – одно из наиболее драматичных произведений о военном детстве.
Повести «Магазин ненаглядных пособий», «Детская библиотека» и «Последние холода» составляют своеобразную трилогию о военном детстве. Они близки интонационно, написаны в одном психологическом ключе и рассказаны одним и тем же героем – мальчиком Колей.
III. Мы сегодня обратимся к повести А.Лиханова «Последние холода»
Вопросы для обсуждения:
- О чем эта книга? Какое она произвела на вас впечатление? Что нового о войне, о жизни во время войны вы узнали из этой повести?
- Назовите героев и охарактеризуйте их. Где и когда происходят действия?
Что такое тыловой город? Кто такие эвакуированные? Почему «последние холода»?
- Где познакомились дети? Как Коля узнал, кто такие шакалы? Почему Коля испытывает противоречивые чувства (восхищение и отвращение) к Вадиму?
- Вы узнали новое слово «шакал», а кого называли шпаной? Как проявляла
себя шпана в повести? Вспомните ответ Вадима: « Я шакал, а не скотина».
По какому поводу он их сказал? Какой смысл он вложил в эти слова? Как эти слова характеризуют Вадима?
- В повести есть взрослые. Поговорим о мамах. Как дети относятся к своим мамам? Вспомните Вадима и Марью. Как Коля ощущал свою маму? Почему мама Коли так неестественно ведет себя в конце повести? Почему неизбежен образ мамы в повести?
- Почему между детьми так и не возникло дружбы, а только знакомство?
Как вы понимаете эти слова? Почему Коля считает, что в этом время виновато?
- Какие изобразительно-выразительные средства, художественные детали вам запомнились в повести? Что, например, означает «желтое лицо Вадима», «черные медсестры в больнице». Вспомните описание комнаты детей в конце повести.
- Какое значение имела для Коли встреча с этими детьми? Как повлияла она
на его жизнь?
Итак, давайте подведем итог нашему интересному разговору. В повести «Последние холода» нет боевых эпизодов. И в то же время герои очень даже сражаются, потому что их враг не в каске и с автоматом, он чаще безлик, как безликим бывает голод. И незрим, как бывает незримой подступающая смерть.
Детям той войны немало досталось горьких уроков. Слова со-страдание, со-чувствие, со-переживание – не только воспитывают людей, но и делают людей их мудрее.
Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Своя собственная и чужая боль как бы распахивала крылья вовсе не маленьких душ и готовила к взрослой жизни. Все это в полной мере относится и к детям нынешним.
Наверное, писатель Лиханов относится к тому последнему поколению, которое помнит войну. Хорошо, что он не оставил эту память только себе, а поделился с нами.
Повесть не оставляет равнодушными читателей. Обратите внимание на рисунки. В них желание ребят-читателей восстановить военное время средствами живописи.
Именно такая нетрадиционная форма приобщения учащихся среднего звена к чтению выявила неподдельный интерес, желание читать художественное произведение, рассуждать, анализировать, формировать собственные взгляды на произведение в целом и в частностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"...
Статья "Побуждение учащихся к осознанию целей и способов деятельности в процессе обучения"
Данный материал поможет найти ответ на вопрос: "Как в процессе обучения побудить обучающихся осознать цели и способы их деятельности?"...
Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"
Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....
Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся.
Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жи...
«Применение натурного школьного эксперимента, в формировании критического мышления и побуждении учащихся к активной мыслительной и практической деятельности».
Эксперимент – это опыт, наблюдение, проверка, предсказания.Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, процессов, явлений, проверка правильности выдвинутых ги...
Игровые приемы и ситуации как средства побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности на уроке информатики и ИКТ в колледже
Игровые приемы и ситуации как средства побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности на уроке информатики и ИКТ в колледже...
Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."
Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."...