урок литературы в 6 классе «Нетленные страницы шелестят…» (по стихотворению Габдуллы Тукая "Книга")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ажажа Ирина Юрьевна

Данный урок построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.  На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, в конце урока используют технологию самооценки. Урок отвечает требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azhazha_i.yu_._urok_na_konkurs.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги» 

 

 Урок литературы в 6 классе

«Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения  Г. Тукая «Книга»)  

Автор работы:

Ажажа Ирина Юрьевна

 учитель русского языка и литературы,

 

 

Конспект  урока  

  1. Пояснительная записка к уроку:

Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока:   Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных достижений. Урок отвечает требованиям ФГОС НОО. Данный урок является предметным с ярко выраженной метапредметной направленностью. Цель применения дополнительных материалов. На уроке используется электронная презентация. Применение ИКТ на данном уроке: 1) позволяет создать позитивное мотивационное поле в классе;                                    2) обеспечивает процесс визуализации; 3) способствует полной вовлечённости в процесс обучения учащихся с разными особенностями восприятия информации. Продолжительность использования электронной презентации на уроке – 15-20 минут.   

Тема урока: «Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения  Г. Тукая «Книга»)

Цели урока:  

- познакомить со стихотворением Г. Тукая «Книга», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи урока:

- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;

- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;

- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;

- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста  как произведения искусства.

Место урока   в системе воспитательной работы класса: УМК – под редакцией В.Коровина. Литература , 6 класс  Номер урока по данной теме – 1

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Используемое оборудование:   мультимедийный проектор, экран, компьютер. Выставка  книг «Из литературы народов России».  Словари С.И. Ожегова.

                                                                                                                   

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.

 Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

К. Паустовский.

Ход урока.

Использование дидактического материала (для презентаций № слайда)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые современные образовательные технологии

Орг. момент

Приветствие  учителя

Приветствие учащихся

Здоровьесбережение

Определение темы урока и постановка целей урока.

Слайд № 2

Слайд № 3

-Ребята, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и попробуйте определить, какое слово в нем пропущено?

- Книги.

Прием антипации (предвосхищение)

-Почему вы так решили?

- В эпиграфе есть глагол «читать»

- Как вы думаете, какое значение имеет книга для человека?

- Из книг можно узнать много интересного и полезного.

- С ней интересно проводить время.

- С книгой можно стать по-настоящему грамотным.

Технологии проблемного обучения

- Послушайте отрывок из стихотворения

«На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

Не выходя из комнаты своей,

Лишь стоит только книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.»

- У кого из русских поэтов вы читали стихи о книгах?

М. Цветаева «Книга в красном переплете», С. Михалков «Как бы жили мы без книг», А. Лугарев «Путешественник», А Усачев «О чтении», Н. Гумилев «В библиотеке», А. Ахматова «Читатель».

Слайд № 4

Слайд № 5

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ответить на этот вопрос вам помогут ключевые слова урока: Книга – поэт- Габдулла Тукай – стихотворение «Книга»

-Какую роль в жизни лирического героя играет книга?

- Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. А я бы еще к вашей теме добавила строчку из стихотворении Габдулла Тукая «Нетленные страницы шелестят», потому что книга – это вечное.

-Какова же цель нашего урока?

- Освоить знания о роли книги  в жизни лирического героя в стихотворении Габдуллы Тукая «Книга»

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока?

- Прочитать стихотворение;

- Познакомиться с биографией поэта;

-Провести диалог с автором текста;

- Выявить различные виды информации по стихотворению;

- Выполнить творческую работу;

- Посмотреть, как художники затрагивали эту тему в своем творчестве;

- Самим выполнить иллюстрации.

Работа с текстом стихотворения.

1 этап работы с текстом

- Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач.  Прослушивание актерского чтения.

-Постарайтесь внимательно прослушать стихотворение и записать вопросы, которые у вас возникнут.

 

Прослушивают  стихотворение

Делают записи в тетрадях.

Коллективная  система обучения

Слайд № 6

- Какие же вопросы у вас появились после прослушивания стихотворения?

Автор говорит о трудных минутах.  

- Прочитайте стихотворение  друг дружке.

Читают стихотворение в парах.

Методика «жужжащего чтения»

Технология коллективного взаимообучения

-Каким же нам видится лирический герой в трудные минуты жизни?

- Душа измучена в борьбе

- ненавистен сам себе

- места в мире не найду

- за горем – горе у дверей

- ясный день ненастный тьмы темней

- белый свет не мил

-  не станет сил в душе моей.

Технология текстоориентированного обучения.

 

- Может ли подобное произойти с нами?

- Конечно, может. И в самых различных ситуациях и по разным поводам.

- Как вы справлялись с проблемами? Кто вам в этом помогал?

- Обращаемся за поддержкой к взрослым, к друзьям, родителям.

- Ищем ответ в компьютере.

- А как справляется с этим лирический герой? Куда он устремляет взгляд?

-  А почему к книге?

- К книге.

- Для него они верные друзья, помогают в трудную минуту.

2 этап работы с текстом

- Какое выражение в тексте может вызвать непонимание и вызвало ли оно у вас.

- Мне кажется, это выражение «нетленные странницы». Я не совсем его поняла.

- А мне кажется, что это выражение обозначает «вечные», те, которые будут всегда.

- Автор называет книгу «отрада из отрад» Мне тоже сразу не совсем было понятно это выражение. Потом я поняла, что именно книга приносит ему радость.

Коллективная  система обучения

Слайд № 7

Слайд № 8

- Молодцы, дети. Я вижу. Что вы умеете самостоятельно вести диалог с автором   и искать ответы на все вопросы в текстах

Технология текстоориентированного обучения.

-Найдите в словаре Ожегова значение слова «отрада».

-Запишите лексическое значение нового для вас слова.

Работа учащихся со словарем.

Отрада – удовольствие, радость, удовлетворение.

Делают записи в тетради.

- Ребята, а как вы понимаете выражение «я пью тебя»?

- Читать увлеченно, с интересом.

- Какое художественное средство использует  Тукай?

- Метафору.

- Почему именно метафору использует Тукай?

- Скрытое сравнение показывает, с каким упоением читает герой книгу.

- Какие еще художественные средства использует поэт?

- Сравнение. И слово, как путеводная звезда.

- Эпитеты. Бесстрашное сердце.

- Вседневная суета чужда.

Делают записи в тетради и на интерактивной доске в слайде презентации.

- За что автор благодарит книгу?

- За то, что она дала возможность поверить в себя.

3 этап работы с текстом. После чтения.

Слайд № 9

Концептуальная информация.

- Каким вы увидели лирического героя в начале стихотворения?

-  Подавлен, мечется, ничто его не радует.

Технология текстоориентированного обучения.

Подведение под подтекстовую информацию.

- Он изменился? Если изменился, то как?

- К концу стихотворения герой меняется. Он переродился, поднялся, потому что верит в себя, в мечту.

- В последней строке он смотрит вдаль «с надеждою святой»

Лирический герой избрал верный путь, от этого и душа радостная, и сердце становится бесстрашным, и суета каждодневная становится неважной, потому что есть цель в жизни.

Рефлексия.

Слайд № 10

-Вспомните цель нашего урока.

-Составьте кластер на слово «Книга»

-Какую роль в жизни лирического героя играет книга?

- Она помогает в трудную минуту.

- Герой верит в спасительную силу книги.

- Книга спасает душу от терзаний, учит стойко переносить испытания, помогает обрести надежду на светлое будущее.

Коллективная  система обучения

Технология развития критического мышления

Метод «Кластер»

- А вам близка эта авторская позиция.

- Ответы учеников.

- Какие вопросы вы задали друг другу после работы с этим стихотворением? А может быть, у вас остались вопросы и для автора?

-  Поближе познакомиться с детством поэта.

- Узнать, кто из русских поэтов повлиял на творчество Тукая? Самооценка.

Подведение итогов.

Слайд № 11

- Что может быть символом нашего урока?

- Книга может быть символом любого урока литературы. Это наш самый верный друг, который никогда тебя не подведет. К творчеству этого поэта мы обязательно вернемся в 7 классе, попробуем провести исследовательскую работу о влиянии Лермонтова и Пушкина на поэтическую судьбу  Тукая.

- Книга.

Коллективная  система обучения

-Наш урок подходит к концу.

Что мы делали сегодня на уроке?

- Читали текст,

-отвечали на вопросы по тексту,

-выказывали своё отношение к героям

технология оценивания образовательных достижений

- Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки»

Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.

Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.

Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.

- Ответы учеников. 

Дети выполняют задание

Дом. задание  дифференцированно.

Слайд № 12

-Предлагаю вам домашнее задание.

- написать развернутый ответ на вопрос «Верите ли вы спасительную силу книги?»;

-написать  сочинение-отзыв о любимой книге;

- нарисовать иллюстрацию к стихотворению;

-выучить стихотворение.

Учащиеся выбирают одно задание.

Технология разноуровневого обучения

        Информационные ресурсы

  1. Литература. Учебник  для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / ВЯ. Коровиной – 7-е изд.  
  2. Яндекс. Картинки: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://images.yandex.ru (22.11.13).
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1997.
  4. Данилов Д.Д., Кузнецов И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя.   Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. – М.: 2012

        

Памятка самооценки

  1. В чём заключалось задание? Какая была цель?
  2. Удалось получить результат?
  3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?
  4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
  5. Какую поставишь себе отметку?

        «Лист самооценки»

Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.

Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.

Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....

Урок литературы в 6б классе «Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)

Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных д...