урок литературы в 6 классе «Нетленные страницы шелестят…» (по стихотворению Габдуллы Тукая "Книга")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Данный урок построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, в конце урока используют технологию самооценки. Урок отвечает требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azhazha_i.yu_._urok_na_konkurs.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Урок литературы в 6 классе
«Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)
Автор работы:
Ажажа Ирина Юрьевна
учитель русского языка и литературы,
Конспект урока
- Пояснительная записка к уроку:
Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока: Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных достижений. Урок отвечает требованиям ФГОС НОО. Данный урок является предметным с ярко выраженной метапредметной направленностью. Цель применения дополнительных материалов. На уроке используется электронная презентация. Применение ИКТ на данном уроке: 1) позволяет создать позитивное мотивационное поле в классе; 2) обеспечивает процесс визуализации; 3) способствует полной вовлечённости в процесс обучения учащихся с разными особенностями восприятия информации. Продолжительность использования электронной презентации на уроке – 15-20 минут.
Тема урока: «Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)
Цели урока:
- познакомить со стихотворением Г. Тукая «Книга», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.
Задачи урока:
- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;
- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;
- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;
- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.
2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6.Пользоваться словарями, справочниками.
7.Осуществлять анализ и синтез.
8.Устанавливать причинно-следственные связи.
9.Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Место урока в системе воспитательной работы класса: УМК – под редакцией В.Коровина. Литература , 6 класс Номер урока по данной теме – 1
Тип урока – урок «открытия» новых знаний
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер. Выставка книг «Из литературы народов России». Словари С.И. Ожегова.
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
К. Паустовский.
Ход урока.
Использование дидактического материала (для презентаций № слайда) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые современные образовательные технологии |
Орг. момент | Приветствие учителя | Приветствие учащихся | Здоровьесбережение |
Определение темы урока и постановка целей урока. Слайд № 2 Слайд № 3 | -Ребята, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и попробуйте определить, какое слово в нем пропущено? | - Книги. | Прием антипации (предвосхищение) |
-Почему вы так решили? | - В эпиграфе есть глагол «читать» | ||
- Как вы думаете, какое значение имеет книга для человека? | - Из книг можно узнать много интересного и полезного. - С ней интересно проводить время. - С книгой можно стать по-настоящему грамотным. | Технологии проблемного обучения | |
- Послушайте отрывок из стихотворения «На свете есть чудесная страна, Где книги добрые живут. Известна всем читателям она, И там всегда нас в гости ждут. В любой стране ты сможешь побывать, Не выходя из комнаты своей, Лишь стоит только книгу в руки взять, Наедине оставшись с ней.» - У кого из русских поэтов вы читали стихи о книгах? | М. Цветаева «Книга в красном переплете», С. Михалков «Как бы жили мы без книг», А. Лугарев «Путешественник», А Усачев «О чтении», Н. Гумилев «В библиотеке», А. Ахматова «Читатель». | ||
Слайд № 4 Слайд № 5 | -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ответить на этот вопрос вам помогут ключевые слова урока: Книга – поэт- Габдулла Тукай – стихотворение «Книга» | -Какую роль в жизни лирического героя играет книга? | |
- Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. А я бы еще к вашей теме добавила строчку из стихотворении Габдулла Тукая «Нетленные страницы шелестят», потому что книга – это вечное. -Какова же цель нашего урока? | - Освоить знания о роли книги в жизни лирического героя в стихотворении Габдуллы Тукая «Книга» | ||
- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока? | - Прочитать стихотворение; - Познакомиться с биографией поэта; -Провести диалог с автором текста; - Выявить различные виды информации по стихотворению; - Выполнить творческую работу; - Посмотреть, как художники затрагивали эту тему в своем творчестве; - Самим выполнить иллюстрации. | ||
Работа с текстом стихотворения. 1 этап работы с текстом | - Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач. Прослушивание актерского чтения. -Постарайтесь внимательно прослушать стихотворение и записать вопросы, которые у вас возникнут. |
Прослушивают стихотворение Делают записи в тетрадях. | Коллективная система обучения |
Слайд № 6 | - Какие же вопросы у вас появились после прослушивания стихотворения? | Автор говорит о трудных минутах. | |
- Прочитайте стихотворение друг дружке. | Читают стихотворение в парах. | Методика «жужжащего чтения» Технология коллективного взаимообучения | |
-Каким же нам видится лирический герой в трудные минуты жизни? | - Душа измучена в борьбе - ненавистен сам себе - места в мире не найду - за горем – горе у дверей - ясный день ненастный тьмы темней - белый свет не мил - не станет сил в душе моей. | Технология текстоориентированного обучения.
| |
- Может ли подобное произойти с нами? | - Конечно, может. И в самых различных ситуациях и по разным поводам. | ||
- Как вы справлялись с проблемами? Кто вам в этом помогал? | - Обращаемся за поддержкой к взрослым, к друзьям, родителям. - Ищем ответ в компьютере. | ||
- А как справляется с этим лирический герой? Куда он устремляет взгляд? - А почему к книге? | - К книге. - Для него они верные друзья, помогают в трудную минуту. | ||
2 этап работы с текстом | - Какое выражение в тексте может вызвать непонимание и вызвало ли оно у вас. | - Мне кажется, это выражение «нетленные странницы». Я не совсем его поняла. - А мне кажется, что это выражение обозначает «вечные», те, которые будут всегда. - Автор называет книгу «отрада из отрад» Мне тоже сразу не совсем было понятно это выражение. Потом я поняла, что именно книга приносит ему радость. | Коллективная система обучения |
Слайд № 7 Слайд № 8 | - Молодцы, дети. Я вижу. Что вы умеете самостоятельно вести диалог с автором и искать ответы на все вопросы в текстах | Технология текстоориентированного обучения. | |
-Найдите в словаре Ожегова значение слова «отрада». -Запишите лексическое значение нового для вас слова. | Работа учащихся со словарем. Отрада – удовольствие, радость, удовлетворение. Делают записи в тетради. | ||
- Ребята, а как вы понимаете выражение «я пью тебя»? | - Читать увлеченно, с интересом. | ||
- Какое художественное средство использует Тукай? | - Метафору. | ||
- Почему именно метафору использует Тукай? | - Скрытое сравнение показывает, с каким упоением читает герой книгу. | ||
- Какие еще художественные средства использует поэт? | - Сравнение. И слово, как путеводная звезда. - Эпитеты. Бесстрашное сердце. - Вседневная суета чужда. Делают записи в тетради и на интерактивной доске в слайде презентации. | ||
- За что автор благодарит книгу? | - За то, что она дала возможность поверить в себя. | ||
3 этап работы с текстом. После чтения. Слайд № 9 | Концептуальная информация. - Каким вы увидели лирического героя в начале стихотворения? | - Подавлен, мечется, ничто его не радует. | Технология текстоориентированного обучения. |
Подведение под подтекстовую информацию. | - Он изменился? Если изменился, то как? | - К концу стихотворения герой меняется. Он переродился, поднялся, потому что верит в себя, в мечту. - В последней строке он смотрит вдаль «с надеждою святой» Лирический герой избрал верный путь, от этого и душа радостная, и сердце становится бесстрашным, и суета каждодневная становится неважной, потому что есть цель в жизни. | |
Рефлексия. Слайд № 10 | -Вспомните цель нашего урока. -Составьте кластер на слово «Книга» | -Какую роль в жизни лирического героя играет книга? - Она помогает в трудную минуту. - Герой верит в спасительную силу книги. - Книга спасает душу от терзаний, учит стойко переносить испытания, помогает обрести надежду на светлое будущее. | Коллективная система обучения Технология развития критического мышления Метод «Кластер» |
- А вам близка эта авторская позиция. | - Ответы учеников. | ||
- Какие вопросы вы задали друг другу после работы с этим стихотворением? А может быть, у вас остались вопросы и для автора? | - Поближе познакомиться с детством поэта. - Узнать, кто из русских поэтов повлиял на творчество Тукая? Самооценка. | ||
Подведение итогов. Слайд № 11 | - Что может быть символом нашего урока? - Книга может быть символом любого урока литературы. Это наш самый верный друг, который никогда тебя не подведет. К творчеству этого поэта мы обязательно вернемся в 7 классе, попробуем провести исследовательскую работу о влиянии Лермонтова и Пушкина на поэтическую судьбу Тукая. | - Книга. | Коллективная система обучения |
-Наш урок подходит к концу. Что мы делали сегодня на уроке? | - Читали текст, -отвечали на вопросы по тексту, -выказывали своё отношение к героям | технология оценивания образовательных достижений | |
- Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки» Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил. Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил. Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить. | - Ответы учеников. Дети выполняют задание | ||
Дом. задание дифференцированно. Слайд № 12 | -Предлагаю вам домашнее задание. - написать развернутый ответ на вопрос «Верите ли вы спасительную силу книги?»; -написать сочинение-отзыв о любимой книге; - нарисовать иллюстрацию к стихотворению; -выучить стихотворение. | Учащиеся выбирают одно задание. | Технология разноуровневого обучения |
Информационные ресурсы
- Литература. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / ВЯ. Коровиной – 7-е изд.
- Яндекс. Картинки: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://images.yandex.ru (22.11.13).
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1997.
- Данилов Д.Д., Кузнецов И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. – М.: 2012
Памятка самооценки
- В чём заключалось задание? Какая была цель?
- Удалось получить результат?
- Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?
- Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
- Какую поставишь себе отметку?
«Лист самооценки»
Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.
Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.
Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...
Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....
Урок литературы в 6б классе «Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)
Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных д...