Конспект урока литературы в 11 классе по произведению АИ Солженицына « Колокольня»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Берзегова Асят Хамедовна

Эпиграф к уроку

« Нет, всю Русь до конца

не попустит Господь утопить…»

 

Цель урока:

знакомство с рассказом-миниатюрой «Колокольня» и создание положительного настроя на дальнейшее изучение творчества А.И.Солженицына.

Образовательный аспект цели:

формирование навыка анализа литературного произведения;

Развивающий аспект цели:

совершенствование читательской и культуроведческой компетенций обучающихся; развитие коммуникативной компетенции; развитие критического мышления; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;

Воспитывающий аспект цели:

усвоение обучающимися национальных духовно-нравственных ценностей; воспитание чувства сопереживания, бережного отношения к национальным культурным святыням, любви к Родине.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся эмоциональный настрой;

- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;

- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- организовать осознанное прослушивание миниатюры в авторском исполнении;

- научить извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и делать выводы;

- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;

- обобщить изученный материал;

- создать творческую работу в виде коллажа, раскрывающего идею произведения;

- определить направления для дальнейшего изучения темы.

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- таблица на формате А4

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе по произведению

АИ Солженицына « Колокольня»

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 аула Егерухай -

Берзегова Асят Хамедовна

Эпиграф к уроку

« Нет, всю Русь до конца

не попустит Господь утопить…»

Цель урока:

знакомство с рассказом-миниатюрой «Колокольня» и создание положительного настроя на дальнейшее изучение творчества А.И.Солженицына.

Образовательный аспект цели:

формирование навыка анализа литературного произведения;

Развивающий аспект цели:

совершенствование читательской и культуроведческой компетенций обучающихся; развитие коммуникативной компетенции; развитие критического мышления; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;

Воспитывающий аспект цели:

усвоение обучающимися национальных духовно-нравственных ценностей; воспитание чувства сопереживания, бережного отношения к национальным культурным святыням, любви к Родине.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся эмоциональный настрой;

- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;

- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- организовать осознанное прослушивание миниатюры в авторском исполнении;

- научить извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и делать выводы;

- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;

- обобщить изученный материал;

- создать творческую работу в виде коллажа, раскрывающего идею произведения;

- определить направления для дальнейшего изучения темы.

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- таблица на формате А4

Где?

(место)

Когда?

(время)

Что?

(событие)

Почему?

- аудиозапись с авторским исполнением миниатюры «Колокольня»

- листы ватмана

- маркеры

- сюжетные картинки для создания коллажа

- карточки-задания для работы в группах

- клей

- ножницы

- салфетки

- магниты

- шкала для оценивания, начерченная на обороте доски (прилагается в конспекте)

Ход урока:

1. Стадия «Вызов»

(На экране открыта презентация «Солженицын Колокольня», состоящая из одного слайда. Внизу на слайде две стрелки с гиперссылками на две другие презентации. Справа стрелка с гиперссылкой на презентацию «Начало: колокольный звон», слева – на презентацию «Солженицын 10-11 класс: Колокольня»).

-Добрый день, дорогие друзья, рада вас видеть! Предлагаю вам послушать и посмотреть небольшой фрагмент.

(включается кликом мышки на правую стрелку. Открывается слайд-шоу с видами колоколен с музыкальным сопровождением. Звучит калязинский колокольный звон. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint. По окончании этого слайд-шоу нужно нажать клавишу Esc на клавиатуре после 11-го слайда (пустой синий слайд), чтобы вернуться к первой презентации (с двумя стрелками)).

- Пожалуйста, ваши мысли, чувства, ассоциации.

(ответы детей)

- Рассказ, с которым познакомимся, называется «Колокольня».

(включается кликом мышки на левую стрелку)

Слайд №1. Существует такое понятие, как читательский прогноз. Кратко запишите ваши предположения в таблицу «Где? Когда? Что? Почему?» (щелчок мыши). Работать будем в группах.

(На столах лежат заготовки таблицы на листах формата А4, дети работают в группах)

Где?

место

Когда?

время

Что?

событие

Почему?

- Пожалуйста, познакомьте с вашими предположениями.

(ответы детей)

- Спасибо! Очень интересно!

  • Автор данного произведения – Александр Исаевич Солженицын.
  •  Слайд №2.

(Небольшое сообщение обучающегося, сопровождаемое презентацией)

Сообщение: Александр Исаевич Солженицын. (щелчок мыши) Лауреат Нобелевской премии в области литературы. Годы жизни – 1918-2008. Это писатель, (щелчок мыши) «рожденный своим страшным временем». И личная, и творческая жизнь его – сплошная череда нелегких испытаний и преодолений их.

 Слайд №3.

 Много лет провел в тюрьмах и лагерях: он был одним из миллионов неправедно осужденных, репрессированных. В его произведениях слышны боль и забота о судьбе России, пережившей множество «исторических переломных моментов». В произведениях Солженицына прослеживается правда о жизни России и её народа.

(дальше продолжает учитель)

  • У Солженицына есть маленькие рассказы, которые сам писатель назвал «Крохотки». 

Слайд №4

  • Они состоят из двух частей. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы. (щелчок мыши). Но будучи изгнанным из Отечества с 1974 года по 1994 Солженицын не писал «Крохоток». И вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-99 годах. (щелчок мыши).Автор писал (щелчок мыши): «Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова писать их, там – не мог».

А тверичанка Ирина Мещанинова вспоминает 

Слайд №5:

«Помню, ехала я домой на катере. На борту собралась тьма народу. Все стоят вокруг бородатого мужика, который философствует на тему затонувшей колокольни. А потом в газете прочитала, что это Солженицын был. Очень пожалела, что не подошла поближе, не послушала…»

Вернувшись из этой поездки, Солженицын написал миниатюру «Колокольня».

- Есть ли желание после прослушанной информации внести дополнения, изменения в таблицу?

(дети снова работают в группах с таблицей «Где? Когда? Что? Почему?», вносят изменения)

- Пожалуйста, какие изменения внесли? Что дополнили?

(ответы детей)

2. Стадия осмысления содержания.

  • Послушайте рассказ-миниатюру «Колокольня» в авторском исполнении.

 Слайд №6.

(прослушивание аудиотекста. Текст сопровождается видеороликом, созданным на основе фотографий и литографий города Калязина. Видеоролик создан в программе Windows Movie Maker и сохранен в формате .wmv)

- Пожалуйста, ваши впечатления?

(ответы детей)

- Предлагаю самим прочитать рассказ и затем внести дополнения, изменения в таблицу.

(чтение текста, работа детей в группах по корректировке таблицы)

  • Итак, что мы видим? Обратимся вновь к нашей таблице. 

Слайд №7.

(ответы детей)

- Если быть более точным, то время затопления г. Калязин — 1939-1940.

Физкультминутка «Дотянись до звезды»

Встаньте, закройте глаза, поднимите голову кверху и представьте, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Выберите среди них самую яркую звезду. Это ваша заветная мечта. Потянитесь за ней, сорвите её, положите в большую корзину перед собой. Откройте глаза и сорвите ещё несколько звездочек, положите их тоже в корзину. Присаживайтесь.

  • А сейчас предлагаю в группах обсудить и поразмышлять над образом колокольни и авторским отношением к ней. 
  • Слайд № 8
  •  с видом калязинской колокольни

(Дети получают листы — заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах)

Задания:

1 группа.

Выпишите слова – образы, характеризующие образ колокольни. Ответ оформите в виде кластера. Сделайте вывод.

колокольня

2 группа.

Заполните таблицу. Какие чувства испытывает автор? Каково его отношение к изображаемым событиям? – в левой колонке таблицы.

Слова, сочетания слов из текста, подтверждающие эти чувства – в правой колонке таблицы.

Чувства автора, отношение к событиям

Слова, сочетания слов

(примеры из текста)

- Пожалуйста, к каким выводам вы пришли?

(ответы детей)

  • Из предложенных цитат 

Слайд № 9 

  • выберите одну, которая могла бы послужить эпиграфом к уроку. Объясните, почему.

(данный прием акцентирует внимание на идее произведения)

Кто хочет увидеть единым взором… нашу недотопленную Россию…

нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…

ведь стоит колокольня. Как наша надежда! Как наша молитва…

(ответы детей)

3. Стадия рефлексии

1) Творческая работа.

- Обобщим чувства автора, наши чувства, мысли, создав коллаж. Работать тоже будем в группах. Для названия можете использовать строки из миниатюры, выбранные в качестве эпиграфа, или придумать свои.

(творческая работа, звучит музыка)

 Слайд №10 

Защита творческих работ-коллажей. 

Слайд №11 (пустой).

Оценивание.

- Дети, оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе всю работу класса на уроке с трех позиций (эта шкала начерчена на обороте доски, оценка производится при помощи цветных магнитов):

Я (Личный вклад, собственный труд)

Мы (Работа всей группы)

Дело (степень новизны темы)

Критерии: 0-5 баллов – «3»

6-8 баллов – «4»

9-10 баллов – «5»

Дело

10

0

Мы

Я

10

10

  • И как наказ остаются слова Александра Исаевича Солженицына:
  •  Слайд №12. 
  • «Мы должны строить Россию нравственную… Все добрые семена, какие ещё чудом не дотоптаны, — мы должны выберечь и вырастить».

(После этих слов по щелчку мыши переключиться на 

Слайд №13, 

Слайд №14, 

Слайд №15.)

Слайд №16. 

Домашнее задание:

- Напишите сочинение — рассуждение на тему «О чем заставил задуматься рассказ Солженицына «Колокольня?»

- Прочитайте другие миниатюры из цикла «Крохотки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...