Конспект урока литературы в 11 классе по произведению АИ Солженицына « Колокольня»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Эпиграф к уроку
« Нет, всю Русь до конца
не попустит Господь утопить…»
Цель урока:
знакомство с рассказом-миниатюрой «Колокольня» и создание положительного настроя на дальнейшее изучение творчества А.И.Солженицына.
Образовательный аспект цели:
формирование навыка анализа литературного произведения;
Развивающий аспект цели:
совершенствование читательской и культуроведческой компетенций обучающихся; развитие коммуникативной компетенции; развитие критического мышления; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;
Воспитывающий аспект цели:
усвоение обучающимися национальных духовно-нравственных ценностей; воспитание чувства сопереживания, бережного отношения к национальным культурным святыням, любви к Родине.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся эмоциональный настрой;
- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- организовать осознанное прослушивание миниатюры в авторском исполнении;
- научить извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и делать выводы;
- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;
- обобщить изученный материал;
- создать творческую работу в виде коллажа, раскрывающего идею произведения;
- определить направления для дальнейшего изучения темы.
Тип урока: урок получения новых знаний
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- таблица на формате А4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_11_klasse_po_proizvedeniyu.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 11 классе по произведению
АИ Солженицына « Колокольня»
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 аула Егерухай - Берзегова Асят Хамедовна |
Эпиграф к уроку
« Нет, всю Русь до конца
не попустит Господь утопить…»
Цель урока:
знакомство с рассказом-миниатюрой «Колокольня» и создание положительного настроя на дальнейшее изучение творчества А.И.Солженицына.
Образовательный аспект цели:
формирование навыка анализа литературного произведения;
Развивающий аспект цели:
совершенствование читательской и культуроведческой компетенций обучающихся; развитие коммуникативной компетенции; развитие критического мышления; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;
Воспитывающий аспект цели:
усвоение обучающимися национальных духовно-нравственных ценностей; воспитание чувства сопереживания, бережного отношения к национальным культурным святыням, любви к Родине.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся эмоциональный настрой;
- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- организовать осознанное прослушивание миниатюры в авторском исполнении;
- научить извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и делать выводы;
- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;
- обобщить изученный материал;
- создать творческую работу в виде коллажа, раскрывающего идею произведения;
- определить направления для дальнейшего изучения темы.
Тип урока: урок получения новых знаний
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- таблица на формате А4
Где? (место) | Когда? (время) | Что? (событие) | Почему? |
- аудиозапись с авторским исполнением миниатюры «Колокольня»
- листы ватмана
- маркеры
- сюжетные картинки для создания коллажа
- карточки-задания для работы в группах
- клей
- ножницы
- салфетки
- магниты
- шкала для оценивания, начерченная на обороте доски (прилагается в конспекте)
Ход урока:
1. Стадия «Вызов»
(На экране открыта презентация «Солженицын Колокольня», состоящая из одного слайда. Внизу на слайде две стрелки с гиперссылками на две другие презентации. Справа стрелка с гиперссылкой на презентацию «Начало: колокольный звон», слева – на презентацию «Солженицын 10-11 класс: Колокольня»).
-Добрый день, дорогие друзья, рада вас видеть! Предлагаю вам послушать и посмотреть небольшой фрагмент.
(включается кликом мышки на правую стрелку. Открывается слайд-шоу с видами колоколен с музыкальным сопровождением. Звучит калязинский колокольный звон. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint. По окончании этого слайд-шоу нужно нажать клавишу Esc на клавиатуре после 11-го слайда (пустой синий слайд), чтобы вернуться к первой презентации (с двумя стрелками)).
- Пожалуйста, ваши мысли, чувства, ассоциации.
(ответы детей)
- Рассказ, с которым познакомимся, называется «Колокольня».
(включается кликом мышки на левую стрелку)
Слайд №1. Существует такое понятие, как читательский прогноз. Кратко запишите ваши предположения в таблицу «Где? Когда? Что? Почему?» (щелчок мыши). Работать будем в группах.
(На столах лежат заготовки таблицы на листах формата А4, дети работают в группах)
Где? место | Когда? время | Что? событие | Почему? |
- Пожалуйста, познакомьте с вашими предположениями.
(ответы детей)
- Спасибо! Очень интересно!
- Автор данного произведения – Александр Исаевич Солженицын.
- Слайд №2.
(Небольшое сообщение обучающегося, сопровождаемое презентацией)
Сообщение: Александр Исаевич Солженицын. (щелчок мыши) Лауреат Нобелевской премии в области литературы. Годы жизни – 1918-2008. Это писатель, (щелчок мыши) «рожденный своим страшным временем». И личная, и творческая жизнь его – сплошная череда нелегких испытаний и преодолений их.
Слайд №3.
Много лет провел в тюрьмах и лагерях: он был одним из миллионов неправедно осужденных, репрессированных. В его произведениях слышны боль и забота о судьбе России, пережившей множество «исторических переломных моментов». В произведениях Солженицына прослеживается правда о жизни России и её народа.
(дальше продолжает учитель)
- У Солженицына есть маленькие рассказы, которые сам писатель назвал «Крохотки».
Слайд №4
- Они состоят из двух частей. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы. (щелчок мыши). Но будучи изгнанным из Отечества с 1974 года по 1994 Солженицын не писал «Крохоток». И вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-99 годах. (щелчок мыши).Автор писал (щелчок мыши): «Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова писать их, там – не мог».
А тверичанка Ирина Мещанинова вспоминает
Слайд №5:
«Помню, ехала я домой на катере. На борту собралась тьма народу. Все стоят вокруг бородатого мужика, который философствует на тему затонувшей колокольни. А потом в газете прочитала, что это Солженицын был. Очень пожалела, что не подошла поближе, не послушала…»
Вернувшись из этой поездки, Солженицын написал миниатюру «Колокольня».
- Есть ли желание после прослушанной информации внести дополнения, изменения в таблицу?
(дети снова работают в группах с таблицей «Где? Когда? Что? Почему?», вносят изменения)
- Пожалуйста, какие изменения внесли? Что дополнили?
(ответы детей)
2. Стадия осмысления содержания.
- Послушайте рассказ-миниатюру «Колокольня» в авторском исполнении.
Слайд №6.
(прослушивание аудиотекста. Текст сопровождается видеороликом, созданным на основе фотографий и литографий города Калязина. Видеоролик создан в программе Windows Movie Maker и сохранен в формате .wmv)
- Пожалуйста, ваши впечатления?
(ответы детей)
- Предлагаю самим прочитать рассказ и затем внести дополнения, изменения в таблицу.
(чтение текста, работа детей в группах по корректировке таблицы)
- Итак, что мы видим? Обратимся вновь к нашей таблице.
Слайд №7.
(ответы детей)
- Если быть более точным, то время затопления г. Калязин — 1939-1940.
Физкультминутка «Дотянись до звезды»
Встаньте, закройте глаза, поднимите голову кверху и представьте, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Выберите среди них самую яркую звезду. Это ваша заветная мечта. Потянитесь за ней, сорвите её, положите в большую корзину перед собой. Откройте глаза и сорвите ещё несколько звездочек, положите их тоже в корзину. Присаживайтесь.
- А сейчас предлагаю в группах обсудить и поразмышлять над образом колокольни и авторским отношением к ней.
- Слайд № 8
- с видом калязинской колокольни
(Дети получают листы — заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах)
Задания:
1 группа.
Выпишите слова – образы, характеризующие образ колокольни. Ответ оформите в виде кластера. Сделайте вывод.
колокольня
2 группа.
Заполните таблицу. Какие чувства испытывает автор? Каково его отношение к изображаемым событиям? – в левой колонке таблицы.
Слова, сочетания слов из текста, подтверждающие эти чувства – в правой колонке таблицы.
Чувства автора, отношение к событиям | Слова, сочетания слов (примеры из текста) |
- Пожалуйста, к каким выводам вы пришли?
(ответы детей)
- Из предложенных цитат
Слайд № 9
- выберите одну, которая могла бы послужить эпиграфом к уроку. Объясните, почему.
(данный прием акцентирует внимание на идее произведения)
Кто хочет увидеть единым взором… нашу недотопленную Россию…
… нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…
… ведь стоит колокольня. Как наша надежда! Как наша молитва…
(ответы детей)
3. Стадия рефлексии
1) Творческая работа.
- Обобщим чувства автора, наши чувства, мысли, создав коллаж. Работать тоже будем в группах. Для названия можете использовать строки из миниатюры, выбранные в качестве эпиграфа, или придумать свои.
(творческая работа, звучит музыка)
Слайд №10
Защита творческих работ-коллажей.
Слайд №11 (пустой).
Оценивание.
- Дети, оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе всю работу класса на уроке с трех позиций (эта шкала начерчена на обороте доски, оценка производится при помощи цветных магнитов):
Я (Личный вклад, собственный труд)
Мы (Работа всей группы)
Дело (степень новизны темы)
Критерии: 0-5 баллов – «3»
6-8 баллов – «4»
9-10 баллов – «5»
Дело
10
0
Мы
Я
10
10
- И как наказ остаются слова Александра Исаевича Солженицына:
- Слайд №12.
- «Мы должны строить Россию нравственную… Все добрые семена, какие ещё чудом не дотоптаны, — мы должны выберечь и вырастить».
(После этих слов по щелчку мыши переключиться на
Слайд №13,
Слайд №14,
Слайд №15.)
Слайд №16.
Домашнее задание:
- Напишите сочинение — рассуждение на тему «О чем заставил задуматься рассказ Солженицына «Колокольня?»
- Прочитайте другие миниатюры из цикла «Крохотки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...