Элективный курс по литературе"Мир глазами творца"
элективный курс по литературе на тему
Данный курс предназначен для учеников 10-11 классов, рассчитан на тех, кто хочет научиться анализировать художественное произведение. Творческие задания и литературоведческие комментарии помогут ученикам развить читательские способности. Также предложенный курс нацелен на подготовку к олимпиадам, конкурсам, викторинам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_literature._10-11_kl.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по литературе «МИР ГЛАЗАМИ ТВОРЦА»
Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Данный курс предназначен для изучения учениками 10-11 классов, рассчитан на тех, кто хочет научиться анализировать художественное произведение. Творческие задания и литературоведческие комментарии помогут ученикам развить читательские способности. Данная программа включает в себя разнообразный по своей тематике материал, который помогает углубить знания учащихся в области истории и теории литературы, полученные на текущих уроках. Также предложенный курс нацелен на подготовку к олимпиадам, конкурсам, викторинам.
Учебные цели и задачи
Цель изучения курса «Мир глазами творца» – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской литературы. В основе - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с теоретическим материалом, с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель изучения предложенного курса состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с образцами словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Задача – формирование вдумчивого, талантливого читателя. Серьезным результатом плодотворной работы учителя является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свою точку зрения.
Содержание
Введение
Литература – искусство слова. У входа в мастерскую Творца слова. Мастера слова. Читатель. Что значит быть талантливым читателем? Автор и читатель
Азбука читателя
Фольклор и литература. Жанры нехудожественной словесности. Род и жанр произведений художественной словесности. Фольклорные жанры. Литература. Эпические жанры. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры. Драматические жанры. Связь и взаимодействие литературы и фольклора. Литературное произведение как единое целое. Тема, проблема, идея. Конфликт. Композиция и сюжет. Изобразительно-выразительные средства. Художественный мир. Система характеров. Средства раскрытия характеров. Пейзаж. Художественная деталь. Портрет в художественном произведении. Интерьер. Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении. Художественный образ. Стих и проза. Изобразительная сила поэзии. Многообразие поэтических средств
Мастерская слова
Труд поэта. Слово в контексте. Неповторимость авторского слова. Единство содержания и формы
Звучащий стих
Звуковая организация стиха. Разнообразие стиха. Традиционные формы. Стихотворная техника
Неклассический стих. Выразительность стиха. Из теории стихосложения.
К тайнам содержания…
Анализ художественного произведения. Структура анализа художественного произведения. Мир поэзии глазами юного читателя. Проникая в тайны поэтических обобщений. Возвращение к истокам (Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг…»).
Встреча с творцом
Литературное произведение как единое целое. А. Пушкин «Цыганы». Н. Гоголь. «Портрет».
В творческой лаборатории мастера
Интерпретация прозаического текста. Цветовая гамма. Звуковая инструментовка. Поэзия С. Есенина
Пейзаж в в произведениях мастеров слова
Пейзаж И. Тургенева. Пейзаж К. Паустовского. Пейзаж И. Бунина. Пейзаж в лирике русских поэтов
Индивидуальный стиль писателя. Черты индивидуального стиля Ф. Тютчева и А. Фета (сравнительный анализ стих-й). Черты индив. стиля А. Майкова и И. Бунина. Черты индив. стиля И. Бунина и С. Есенин
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
«Мир глазами творца слова»
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата |
Введение | 5 | ||
1 2 3 4 5 | Литература – искусство слова У входа в мастерскую Творца слова Мастера слова Читатель. Что значит быть талантливым читателем? Автор и читатель | ||
Азбука читателя | 29 | ||
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Фольклор и литература Жанры нехудожественной словесности Род и жанр произведений художественной словесности Фольклорные жанры Литература Эпические жанры Лирические жанры Лиро-эпические жанры драматические жанры Связь и взаимодействие литературы и фольклора Связь и взаимодействие литературы и фольклора Литературное произведение как единое целое Тема, проблема, идея Конфликт Композиция и сюжет И зобразительно-выразительные средства Изобразительно-выразительные срелства Художественный мир Система характеров Средства раскрытия характеров Пейзаж Художественная деталь Портрет в художественном произведении Интерьер Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении Художественный образ Стих и проза Изобразительная сила поэзии Многообразие поэтических средств | ||
Мастерская слова | 4 | ||
35 36 37 38 | Труд поэта Слово в контексте Неповторимость авторского слова Единство содержания и формы | ||
Звучащий стих | 7 | ||
39 40 41 42 43 44 45 | Звуковая организация стиха Разнообразие стих Традиционные формы Стихотворная техника Неклассический стих Выразительность стиха Из теории стихосложения | ||
К тайнам содержания… | 6 | ||
46 47 48 49 50 51 | Анализ художественного произведения Структура анализа художественного произведения Мир поэзии глазами юного читателя Проникая в тайны поэтических обобщений Возвращение к истокам (Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг…») Практикум | ||
Встреча с творцом | |||
52 53 54 | Литературное произведение как единое целое. А. Пушкин Цыганы Н. Гоголь. Портрет. | ||
В творческой лаборатории мастера | 4 | ||
55 56 57 58 | Интерпретация прозаического текста Цветовая гамма. Звуковая инструментовка Поэзия С. Есенина | ||
Пейзаж в в произведениях мастеров слова | 10 | ||
59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 | Пейзаж И. Тургенева Пейзаж К. Паустовского Пейзаж И. Бунина Пейзаж в лирике русских поэтов Индивидуальный стиль писателя Черты индивидуального стиля писателя Черты индивидуального стиля Ф. Тютчева и А. Фета (сравнительный анализ стих-й) Черты индив. стиля А. Майкова и И. Бунина Черты индив. стиля И. Бунина и С. Есенина Итоговый творческий практикум |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим. Материал курса разделен на дв...
Программа элективного курса по литературе для 9-ого класса «Литература пушкинской поры»
Программа элективного курса «Литература пушкинской поры» позволяет углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деяте...
Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»
Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опи...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
Элективный курс по литературе «Английская литература» (для школ с углубленным изучением английского языка)
Программа курса «Английская литература» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) аудиторных занятий ознакомления с основными этапами развития англоязычной литературы в рамках специализации ...
Программа авторского элективного курса по литературе для 11 класса «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе XX века".
Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к луч...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...