Творческий урок-зачет в 5 классе по теме: "Мифы Древней Греции".
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Данная методическая разработка входит в систему уроков литературы с интегрированным преподаванием предметов гуманитарного цикла, рассчитанных на 5-9 классы. Тема года, изучавшаяся в 5 классе: "Литература, история и культура Древнего мира". В течение учебного года ребята читали и изучали произведения Гомера, Сафо, Еврипида, Эзопа, Вергилия, мифологию Древнего Шумера, Древней Индии, Китая, Греции, Рима и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnyaya_ellada.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1544 Г. МОСКВЫ
Методическая разработка по литературе
Итоговый творческий урок-зачет в 5 классе
Тема: «Мифы Древней Эллады»
Подготовила: преподаватель
русского языка и литературы
Терентьева О.Н.
Москва, 2013
- Введение
Программа по литературе в гимназическом пятом классе объединена темой – «Литература Древнего мира». На уроках учащиеся изучали памятники литературы Древнего Шумера, Древнего Египта, Древнего Ирана, Китая, Греции, Рима и др. Огромное внимание уделялось внеклассному чтению. Благодаря полученным на уроках знаниям учащиеся знакомились с литературными произведениями, рекомендованными учителем для самостоятельного изучения.
Своеобразным методом контроля умений и навыков, полученных учащимися в течение года, может стать творческий урок-зачет.
- Методические цели творческого урока-зачета.
- Развить интерес к изучению предмета в целом.
- Активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность учащихся при подготовке к зачету.
- Развить творческие способности учащихся.
- Проверить уровень усвоения программы и выявить пробелы в знаниях учащихся по теме.
- Подготовка к уроку.
Процесс подготовки к данному уроку очень важен и начинается на первом уроке по теме. Учащиеся получают информацию о том, в каком виде будет проводиться зачетный урок. Затем блоками даются вопросы, ответы на которые ученики получают на уроках и в процессе самостоятельной работы.
Учитель разбивает детей на три команды с помощью жеребьевки. Каждая команда придумывает себе название, девиз, изготавливает эмблему, а также получает задание инсценировать любой миф, подготовить ряд иллюстраций по теме и придумать костюм.
- Проведение творческого урока-зачета.
Творческий зачет состоит из 8 агонов (соревнований), оценивающихся по трехбалльной системе священным ареопагом, который целесообразно составить из учеников старших классов, уже участвовавших в подобном творческом зачете.
Большинство заданий ориентировано на выявление того, как усвоено учащимися содержание наиболее популярных греческих мифов. В ходе состязаний ребята получают возможность продемонстрировать приобретенные знания. Ряд конкурсов требует, чтобы пятиклассники проявили смекалку, находчивость и, конечно же, творческие способности.
За каждый правильный ответ игрокам вручаются специальные жетоны, подсчет которых по окончании игры позволит, с одной стороны, определить команду-победительницу, а с другой – оценить степень активности каждого участника соревнований.
Ведет творческий зачет учитель.
- Материал творческого урока-зачета.
Ведущий. Добрый день. Итак, сегодня мы с вами погрузимся в удивительный мир греческих мифов, легенд, а также в мир древнегреческой литературы. Начнем с приветствия команд.
Агон I. Приветствие.
Ведущий. Теперь я попрошу священный ареопаг оценить приветствие команд. Максимальное количество жетонов – 3. Вручаются капитану.
При оценке должны учитываться:
- Зрелищность (наличие костюмов и эмблем)
- Артистичность (как ребята держались на сцене, соответствовали ли они образам избранных героев)
- Творческие способности (сплоченность, организованность, название команды и девиз)
Агон II. Разминка.
Ведущий. Прошу команды на сцену. Сейчас я буду задавать вам по очереди вопросы, на которые вы должны ответить. Тот, кто дает верный ответ, получает жетон и приносит команде балл.
- Как известно, место обитания бессмертных богов – гора Олимп. Боги живут в роскошных золотых чертогах. А кто возвел эти прекрасные сооружения? (Гефест).
- Этого бога вскормили молоком священной козы Амалфеи, так как его нужно было обязательно спрятать от отца и он не мог находиться с родителями. Кто он? (Зевс).
- Эта богиня родилась из морской пены. Кто она? (Афродита).
- Этот бог сын Зевса и богини Лето, обладатель стрел, не знающих промаха. Кто он? (Аполлон).
- Она – дочь Зевса, рожденная в воинских доспехах, богиня мудрости. (Афина).
- Кто из богов владел уникальным транспортным средством – крылатыми сандалиями? (Гермес).
- Любая мать несказанно радуется появлению на свет своего ребенка. В древнегреческой мифологии есть описание случая, когда мать, взглянув на новорожденного сына, обратилась в бегство. Этот бог был так ужасен, что наводил ужас на окружающих. Кто он? (Пан)
- Амур, Купидон – у римлян, Лель – у славян. Как именовали этого бога древние греки? (Эрот).
- Она – дочь Зевса и Деметры, вынужденная часть года жить в царстве мертвых, а другую – на земле. Кто она? (Персефона).
- Афродита жестоко наказало юношу, отвергнувшего любовь нимфы Эхо. Как? Память о юноше до сих пор живет в названии цветка. (Нарцисс).
- В легенде о каком герое воплотилась мечта человека о полете в космос? (Икар).
- Нельзя умереть дважды. Это неоспаримый факт. Среди героев греческих легенд есть один, который, по воле богов, ежегодно умирает, чтобы вскоре воскреснуть. Кто это? (Адонис).
- Герой, обладатель шапки-невидимки. Он добыл голову Медузы-Горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду. (Персей).
- Царь острова Итака, герой Троянской войны. Возвращаясь с войны на родину пережил множество приключений. (Одиссей).
- Царица амазонок. (Ипполита).
Агон III. Богини.
Ведущий. На сцену приглашаются по 1 участнице от каждой команды. Вам придется угадать, о ком идет речь. Если вы узнаете богиню с первой попытки, то получаете 3 жетона, со второй – 2, с третьей – 1.
Подсказки представительнице команды № 1.
- Богиня мудрости и знания; учит людей искусствам и ремеслам, девушек – рукоделию.
- Защитница городов и крепостей.
- Покровительница героев, непобедимая воительница.
Подсказки представительнице команды № 2.
- Способствует росту трав, цветов и деревьев, исцеляет от болезней.
- Покровительница животных, богиня-охотница.
- Богиня эта дает счастье в браке, благословляет деторождение.
Подсказки представительнице команды № 3.
- Первоначально богиня моря и неба, посылающая дождь.
- Олицетворяет красоту и вечную юность.
- Будит любовь в сердцах смертных и богов, благодаря чему царит над миром.
Ведущий. Теперь я вам предлагаю выбрать карточки с названиями предметов, являющихся атрибутами «ваших» богинь. За верно выбранный атрибут получаете жетон.
Агон IV. Герои.
Ведущий. Теперь я приглашаю на сцену по одному участнику от каждой команды. Я задам вам три вопроса.
- Сияющие на ночном небосклоне звезды, согласно легенде, образовались от союза Астрея и Эос. А вот созвездие Млечный путь обязано своим появлением не богам, а одному из героев. Какому? (Геракл).
- Одному из героев Троянской войны сам бог Гефест выковал щит. Этот щит стал дивным произведением искусства, но, к сожалению, не смог уберечь своего владельца от смерти. Кто же обладатель этого уникального щита? (Ахилл).
- Вместо празднования дня рождения этого героя его отец справил пышные поминки, а затем и вовсе унес мальчика из дома и отдал на воспитание кентавру Хирону. Кто же это? (Ясон).
Ведущий. Судьба сама определила, о каких героях Вам нужно рассказать. Сейчас я приглашаю на сцену тех представителей команд, которые являются знатоками жизни этих героев. Представьте, что вы и есть ваши герои. Вы прибыли из далекой Эллады, и у вас берут интервью.
Вопросы игроку команды № 1.
- Почему вас прозвали Гераклом? Каково ваше настоящее имя и что оно означает? (При рождении герою дали имя Алкид, что значит «сильный». Гераклом его прозвали из-за преследований Геры – «совершающий подвиги из-за гонений Геры»).
- Какие же подвиги вы совершили? (1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский кабан. 6. Конюшни Авгия. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Кербер. 12. Яблоки Гесперид.)
- Как же вы погибли, милый Геракл? (От отравленного плаща. Он так мучался, что попросил себя сжечь).
Вопросы игроку команды № 2.
- Кто ваши родители, милый Ахилл? (Царь Пелей и богиня Фетида)
- За что вы обиделись на Агамемнона во время знаменитой Троянской войны? (За несправедливо отнятую наложницу Бриссеиду).
- Как же вы попали в мрачное царство Аида, о неистовый воин? (Ахилл разгневал Аполлона, и тот направил стрелу Париса в единственное уязвимое место на теле Ахилла – в пятку).
Вопросы игроку команды № 3.
- Зачем вам вообще понадобилось это золотое руно, дорогой Ясон? (Ясон потребовал у Пелия возвращения власти над Иолком, и тот согласился при одном условии, что Ясон добудет золотое руно, принадлежащее овну, спасшему жизнь Фриксу и Геле).
- Кто же помог вам завладеть руном и как вы это сделали? (Медея. Она усыпила страшного дракона, сторожившего руно.)
- А какие богини помогали вам преодолеть все трудности похода? (Афина и Гера).
Агон V. Конкурс капитанов.
Ведущий. Пришло время продемонстрировать свои знания капитанам команд. Я буду задавать вам вопросы. Каждый правильный ответ приносит вам жетон. Если вы отвечаете неправильно или ошибаетесь, право ответа отдается другому капитану.
- Этот герой достал со дна океана золотое кольцо и победил страшное чудовище, обитающее в лабиринте. (Тесей).
- Какого троянского героя победил Ахилл, возвратившись в ряды ахейцев после смерти Патрокла? (Гектора)
- Великий певец, сын речного бога Эагара и музы Каллиопы? (Орфей).
- Аполлон является одним из персонажей известнейшего эпического произведения. Что это за произведение и кто его автор? (Гомер «Илиада»).
- Гефест появляется в «Илиаде» Гомера и «Прометее Прикованном» Эсхила. Какую работу он выполняет в этих произведениях? (Кует новые доспехи для Ахилла и приковывает Прометея к скале).
- Кому из героев поэм Гомера особенно покровительствовала Афина? (Одиссею).
- Кто из лирических поэтов Древней Греции более всего славил в своих стихах Афродиту? (Сапфо).
- Назовите музу, которая покровительствовала Эсхилу, Софоклу и Еврипиду? (Мельпомена – муза трагедии).
- Что в переводе с греческого значит слово трагедия? (Козлиная песня).
- Как зовут слепого аэда, сочинившего две поэмы? (Гомер).
- Кто перевел «Одиссею»? (Жуковский).
- Кто перевел «Илиаду»? (Гнедич).
Агон VI. Толковый словарь.
Ведущий. Как известно, многие образные выражения и «крылатые» слова, которые мы используем в речи, восходят к древнегреческим мифам. Сейчас вы получите карточки, где записаны фразеологизмы. Вы должны ответить, что означает это выражение в русском языке и откуда оно пришло. Какие еще выражения вам известны? За правильный ответ – 1 жетон. См. приложение.
Агон VI. Я знаю больше всех.
Ведущий. Все просто: я задаю вопросы – вы отвечаете. За правильный ответ – 1 жетон.
- Кого вы узнаете в стихотворении А.С. Пушкина?
Откуда чудный шум, неистовые клики?
Кого, куда зовут и бубны и тимпан?
Что значат радостные лики и песни поселян?
В их круге светлая свобода
Прияла праздничный венок.
Но двинулись толпы народа –
Он приближается…
Вот он, вот сильный бог! (Дионис, Вакх)
- Чем знамениты эти имена?
Аид и Персефона.
Гектор и Андромаха.
Дедал и Икар.
Одиссей и Пенелопа.
Полиник и Антигона.
Орфей и Эвридика.
- Что вы знаете о:
Пигмалионе?
Фаэтоне?
Калипсо?
Европе?
Ио?
Прометее?
Эдипе?
Агон VII. Конкурс инсценировок.
Ведущий. Теперь попрошу на сцену тех, кто участвует в инсценировке. Максимальный балл – 3 жетона.
Агон VIII. «Служенье муз…»
Ведущий. Завершает наш зачет поэтический конкурс. Прошу на сцену чтецов и поэтов. Сначала мы послушаем стихотворения известных поэтов с «мифологической» тематикой, а затем стихотворения собственного сочинения.
Ведущий: Итак, наш зачет подошел к концу. Я надеюсь, вы получили истинное удовольствие, погрузившись в мир Древней Греции. Сейчас послушаем, как оценил ваше выступление и знания священный ареопаг.
Приложение № 1 к агону III.
ЯБЛОКО
КОПЬЕ
ДОСПЕХИ
ЛУК И КОЛЧАН
НИТКИ
РОГ ИЗОБИЛИЯ
КИФАРА
ТРЕЗУБЕЦ
ВЕНОК
Приложение № 2 к агону VI.
Сизифов труд
Нить Ариадны
Авгиевы конюшни
Ахиллесова пята
Троянский конь
Яблоко раздора
Рог изобилия
Панический страх
Самовлюбленный нарцисс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."
На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...
Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции»
Цель: формирование у учащихся знаний о мировой культуре, знакомство с историей Олимпийского движения, развитие интереса к мифологии...
Игра «Звёздный час» в 6 классе по теме «Мифы Древней Греции»
Предлагаемую игру можно провести в 6 классе как внеклассное мероприятие по литературе или итоговый урок по теме «Мифы Древней Греции». Цели игры: обобщение знаний по теме «Мифы Древней Греции», ...
Урок литературы в 6 классе по теме "Мифы Древней Греции"
Урок- виртуальное путешествие...
"Вслед за Гераклом". Урок обобщающего повторения по литературе в 6 классе на тему "Мифы Древней Греции"
В основу урока положена игровая методика "крестики-нолики". В ходе урока показано, как сюжеты мифов о Геракле отразились в искусстве, науке, культуре последующих веков....
презентация к уроку в 6 классе по теме "Мифы Древней Греции"
Презентация к уроку в 6 классе...