О странностях любви в поэзии И.Бунина
методическая разработка по литературе на тему

Еналдиева Алла Константиновна

Поэзия И.Бунина - это целый мир, естественный и мудрый, музыкальный и живописноый по языку, исполненной глубокого психологизма, чувственных радостей, нежных признаний и пронзительного драматизма.

Этот урок я посвящаю  «вечным»  стихам И.Бунина  о вечном - о любви - и говорить мы будем .о странностях любви по Бунину.Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть. В стихах Бунина о любви поражает, пронзает душу острое , щемящее переживание хрупкости, кратковременности, трагичности отношений между Мужчиной и Женщиной.

Но чем незащищеннее, тем бесценнее и прекраснее, по Бунину, это наплывающее и безвозвратно ускользающее чувство, имя которому- Любовь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №7»

Тема урока. О странностях любви в поэзии И.А.Бунина

                           

Цель урока:   создание творческой среды для вхождения в мир  автора, далекого от современного читателя.

Тип урока: урок-размышление

Эпиграф. « Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена»                  (И. Бунин)

Ход урока.

1.Слово о Бунине.  (Сообщение учителя)

« Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой, страннической души» - писал Максим Горький.

Создания истинного таланта не стареют. Ни старость, ни забвение не угрожают лучшему из того, что внес в литературу Иван Алексеевич Бунин.

Как известно, многие поэты писали и прозу. В русской литературе первые три имени, которые приходят в голову, едва мы заговорим о поэтах, писавших прозу,- это Пушкин, Лермонтов, Бунин. Бунинская поэзия давно обрела в русской словесности не только прочное, но и чрезвычайно важное место.

«За последнее время я ужасно чувствую себя «поэтом» -пишет двадцатилетний Иван Бунин в 1891 году. Но и в самые тягостные дни эмиграции его не покидает та творческая сила, какую  чувствовал он в молодые годы. Он не выпустит пера до самого последнего часа.

« Бунин- первоклассный поэт,- сказал Паустовский. И с грустью добавил: Его стихи до сих пор не оценены».

Да, мы лишь начинаем углубляться в стихотворное наследие Бунина, радуясь не читанным прежде страницам, делая все новые чудесные открытия.

Сегодня мы будем открывать новый для себя мир бунинской поэзии, естественной и мудрой, музыкальной и живописной по языку, исполненной глубокого психологизма, чувственных радостей, нежных признаний и пронзительного драматизма.

Будем читать «вечные»  стихи о вечном и говорить о странностях любви по Бунину.

2. Четыре женщины в жизни Бунина. (Сообщения учащихся)

« Страшнее, привлекательней и загадочней любви нет ничего на свете»,-писал Бунин. Однажды, перечитывая Мопассана, Иван Алексеевич  заметил:

« Он единственный, посмевший без конца говорить, что жизнь человеческая вся под властью женщины».


Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть. В одном из писем он сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству».

Четыре женщины было в жизни великого русского писателя, все они оставили в его душе огромный след, они терзали его сердце, вдохновляли, пробуждали талант и желание творить.

Варвара Пащенко - любовь-сумасшествие, « главная в жизни», как писал в одном из поздних писем Бунин,- длилась 5 лет. 4 ноября 1894 года она покинула Полтаву, где они жили  с Буниным, оставив записку: « Уезжаю, Ваня, не поминай лихом». В следующем году она вышла замуж за приятеля Ивана Алексеевича А.Н.Бибикова. Не поэтический ли отзвук этих событий мы находим в стихотворении 1903 года « Одиночество»:

                        Но для женщины прошлого нет:

                        Разлюбила. И стал ей чужой.

« Мое чувство к тебе было и есть жизнью для меня», - признавался поэт.

 Ах, как он был тогда молод, как кипела кровь в его жилах, как играла сила в его мышцах! Он хотел любить и быть любимым...

Брак с Анной Цакни продолжался всего полтора года. С Буниным ее ничего не связывало. Но и даже после расставания, Бунин признавался брату: « Большей муки, большего отчаяния, оскорбления и внезапно потерянной любви не переживал ни один человек».

Ему исполнилось 36 лет, когда они познакомились. Он был уже известный писатель, его имя ставили рядом с Чеховым, Горьким. Он писал прозу и стихи, за сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» получил свою первую Пушкинскую премию.

В 1906 в его жизнь вошла Вера Николаевна Муромцева, ставшая для Бунина не только верной , любящей женой, но и добрым гением, ангелом-хранителем, верным другом.

 Она не мешала ему ни в чем и даже смирилась с его последней любовью… Галиной Кузнецовой.

3. Поэзия любви. ( Читаем, чувствуем, размышляем)

В стихах Бунина о любви поражает, пронзает душу острое , щемящее переживание хрупкости, кратковременности, трагичности отношений между Мужчиной и Женщиной.

Но чем незащищеннее, тем бесценнее и прекраснее, по Бунину, это наплывающее и безвозвратно ускользающее чувство, имя которому- Любовь.

На каждой парте – подборка стихотворений Бунина о любви.

  1 этап урока.

Учащиеся читают стихи.  Им предлагается из  каждого стихотворения выписать   ключевое словосочетание, в котором выражена основная мысль автора, и  словосочетание-образ, которое наиболее интересно отражает тему стихотворения.

Например.

Стих-е « Беру твою руку…

* «Возможно ль блаженнее быть?» - в вопросе мы слышим восторг, любовное упоение и вместе с тем- предчувствие неминуемого расставания.

* «Но ангел мятежный уж мчится над нами»- это образ – символ потерянной любви.

Стих-е «Как светла, как нарядна весна!»

* « Я опять одинок!» - в  этих словах- нестерпимая боль одиночества, и больше ничего .

* « Ласка прощания»- может последний поцелуй любимой женщины?

 

Стих-е « Что впереди? Счастливый долгий путь»

* «Счастливый долгий путь….. Что там, вдали?»- жизненный опыт подсказывает автору, что не может быть долго так хорошо, его мучают сомнения, он со страхом смотрит в завтрашний день

* « Былых восторгов сладостный возврат» - но так ли, не обманут ли эти сладостные ожидания нашего героя? Можно ли верить Ей?

( Из всего записанного выделите 2-3 самых ярких образа)

2 этап урока.

Учащимся предлагается ответить на вопросы и дать название этому циклу стихотворений.

1. Какой темой объединены эти стихотворения?

2. Счастлив ли лирический герой? Почему?

3. В чем видит Бунин высокий трагизм своих героев?

4. Какие слова становятся ключевыми в выражении чувств героя?

5. Что объединяет героинь( или героиню)?

6. Какое время года становится свидетелем любовной драмы?

7. Можно ли все эти стихи назвать маленькой поэмой о любви? Почему?

( Предлагаемые названия: Мужчина и женщина. Он и Она. Лики любви. Странности любви. Грани любви. Про это.)

3 этап урока.

Учитель предлагает учащимся написать под диктовку начала предложений, но продолжить  их самому.

1. Когда я читаю стихи Бунина о любви, перед моими глазами возникает картина…( зрительный образ, только то, что можно увидеть глазами).

2.  …………………………………………………………, возникает ощущение…( то, что можно ощутить всем телом, всеми органами чувств).

3. ……………………………………………………………, слышится…(    звуки, мелодия, музыкальный инструмент)

4. ……………………………………………………………, до слуха долетают обрывки фраз…    

                              ( представьте возможный диалог).      

 

4 этап урока.

Сочинение синквейна,  специфической стихотворной формы из 5 строк. Это наилучший способ собрать в пучок разбросанные ощущения.

Синквейн. Бунин. Стихи о любви.

* Пример.

Воспоминания

Любовные, грустные.

Пробуждают, оживляют, мучают.

Не хочется быть одиноким.

Тоска.

* Пример.

Встреча.

Неожиданная. Мгновенная.

Прошла.  Кивнула. Скрылась.

Она его простила и забыла.

Грустно.

Учитель предлагает сочинить синквейн к стихотворению « Одиночество».

Учащиеся зачитывают свои примеры и обсуждают.

5 этап работы

Учитель предлагает учащимся сделать самостоятельный вывод  к теме:

« Бунин. Стихи о любви» по следующей схеме:

1. В стихах Бунина…..

2. Они посвящены…..

3. В них вечные ….

4. Автор  изображает своего героя в момент…..

5. Главное в этих стихах-…….

6. Женские образы….

7. Эти стихи – маленькая поэма о странностях любви, о том, что….

8. Любовь для Бунина……

9. Я понял(а). что….

4. Заключительное слово учителя


В наши дни, когда вокруг столько жестокости, несправедливости, зла, войн , землетрясений, ненависти, обмана, пошлости, голос Бунина, как оазис среди дикой пустыни, как свет среди сумрачных дней, напоминает нам о вечном и прекрасном, о том, что никогда не исчезнут « Любовь и радость бытия»,
какой бы странной она не была!

 « Я хочу, чтобы жизнь, люди были прекрасны, вызывали любовь, радость, и ненавижу только то, что мешает этому», - сказал однажды Бунин.

Да, любовь многолика и часто необъяснима.  Исследовав любовные переживания великого писателя Бунина,  прочитав его стихотворения о любви, где его герои любят возвышенно, чисто, но очень коротко,  мы пришли к выводу, что любовь – это действительно вечная загадка, тайна, которую пытается разгадать человечество уже не одно тысячелетие.

.

5. Домашнее задание.

 * Выучить 1 стих-е.

* Составить к нему вопросы. Ответить на них.

Стихи о любви

  И.А.Бунин

  (1870-1953)

****************************************

 1. Беру твою руку и долго смотрю на нее,

Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:

Вот в этой руке – все твое бытие,

Я всю тебя чувствую – душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?

Но ангел мятежный, весь буря и пламя,

Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,

       Уж мчится над нами.

   **************************************************

2.  Как светла, как нарядна весна!
Погляди мне в глаза, как бывало,
И скажи: отчего ты грустна?
Отчего ты так ласкова стала?
Но молчишь, ты, слаба, как цветок…
О, молчи! Мне не надо признанья:
Я узнал эту ласку прощанья, —
Я опять одинок!

 *************************************************

3. Что впереди? Счастливый долгий путь.

Куда-то вдаль спокойно устремляет

Она глаза, а молодая грудь

Легко и мерно дышит и чуть-чуть

Воротничок от шеи отделяет -

И чувствую я слабый аромат

Ее волос, дыхания - и чую

Былых восторгов сладостный возврат...

Что там, вдали? Но я гляжу, тоскуя,

Уж не вперед, нет, я гляжу назад.

*******************************************

4. Снова сон, пленительный и сладкий,

Снится мне и радостью пьянит,-

Милый взор зовет меня украдкой,

Ласковой улыбкою манит.

Знаю я - опять меня обманет

Этот сон при первом блеске дня,

Но пока печальный день настанет,

Улыбнись мне - обмани меня!

**********************************

5. Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека

И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

И был еще блаженно пуст

Тот дивный мир, где шли мы рядом.

***********************************

6. Мы встретились случайно, на углу.

Я быстро шел - и вдруг как свет зарницы

Вечернюю прорезал полумглу

Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп,- прозрачный легкий газ

Весенний ветер взвеял на мгновенье,

Но на лице и в ярком свете глаз

Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она,

Слегка лицо от ветра наклонила

И скрылась за углом... Была весна...

Она меня простила - и забыла.

7. ОДИНОЧЕСТВО

И ветер, и дождик, и мгла

        Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

        До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

        Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

        Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца

        Те же тучи - гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

        Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

        "Воротись, я сроднился с тобой!"

Но для женщины прошлого нет:

        Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить.

*************************************

8. Счастлив я, когда ты голубые

Очи поднимаешь на меня:

Светят в них надежды молодые -

Небеса безоблачного дня.

Горько мне, когда ты, опуская

Темные ресницы, замолчишь:

Любишь ты, сама того не зная,

И любовь застенчиво таишь.

Но всегда, везде и неизменно

Близ тебя светла душа моя...

Милый друг! О, будь благословенна

Красота и молодость твоя!

************************************

* * *

9. Тихой ночью поздний месяц вышел

        Из-за черных лип.

Дверь балкона скрипнула,- я слышал

        Этот легкий скрип.

В глупой ссоре мы одни не спали,

        А для нас, для нас

В темноте аллей цветы дышали

        В этот сладкий час.

Нам тогда - тебе шестнадцать было,

        Мне семнадцать лет,

Но ты помнишь, как ты отворила

        Дверь на лунный свет?

Ты к губам платочек прижимала,

        Смокшийся от слез,

Ты, рыдая и дрожа, роняла

        Шпильки из волос,

У меня от нежности и боли

        Разрывалась грудь...

Если б, друг мой, было в нашей воле

        Эту ночь вернуть!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ Ивана Алексеевича БУНИНА (1870-1953)

Слайд 2

« Всякая любовь- великое счастье, даже если она не разделена» ( И.Бунин) Слово о Бунине « Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звездного сияния его одинокой, страннической души». ( Максим Горький)

Слайд 3

« Страшнее, привлекательнее и загадочнее любви нет ничего на свете. Вся человеческая жизнь под властью женщины» ( И.Бунин) « Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их было не мало в моей жизни, я был близок к самоубийству»( И.Бунин)

Слайд 5

Варвара Пащенко - любовь-сумасшествие, главная в жизни Бунина. Длилась 5 лет. « Мое чувство к тебе было и есть жизнью для меня»,-писал Бунин. Анна Цакни - брак с ней продолжался всего полтора года. Но и даже после расставания, Бунин признавался брату: « Большей муки, большего отчаяния и внезапно потерянной любви не переживал ни один человек». Вера Николаевна Муромцева - ему исполнилось 36 лет, когда они познакомились. Она вошла в его жизнь, став для него верной женой, добрым гением, верным другом.

Слайд 6

1 этап урока . Выбрать из каждого стихотворения ключевое словосочетание и словосочетание-образ. Например. Стих-е «Беру твою руку» « Возможно ль блаженнее быть?»- в вопросе мы слышим восторг, любовное упоение и вместе с тем- предчувствие неминуемого расставания. « Но ангел мятежный уж мчится над нами»- это образ-символ-символ потерянной любви.

Слайд 7

2 этап работы Ответить на вопросы и дать название циклу стихотворений 1. Какой темой объединены эти стихотворения? 2 .Счастлив ли герой? Почему? 3 .В чем видит Бунин высокий трагизм своих героев? 4 .Какие слова становятся ключевыми в выражении чувств героя? 5 .Что объединяет героинь? 6 .Какое время гола становится свидетелем любовной драмы? 7 .Можно ли все произведения назвать маленькой драмой о любви? ( Варианты : мужчина и женщина, он и она, лики любви, о странностях любви, грани любви, про это.)

Слайд 8

3 этап урока Продолжить предложения. 1 .Когда я читаю стихи Бунина о любви, перед моими глазами возникают картины……( зрительный образ, только то, что можно увидеть глазами) 2 . Когда я читаю стихи Бунина о любви, возникает ощущение…..( то, что можно ощутить всем телом, всеми органами чувств) 3 . Когда я читаю стихи Бунина о любви, слышится….( звуки, мелодия, музыкальный инструмент) 4 . Когда я читаю стихи Бунина о любви, до слуха долетают обрывки фраз ( представьте возможный диалог)

Слайд 9

4 этап урока Синквейн . Бунин. Стихи о любви. Примеры. Воспоминания Любовные. Грустные. Пробуждают. Оживляют. Мучают Не хочется быть одиноким Тоска Встреча Неожиданная. Мгновенная Прошла. Кивнула. Скрылась Она его простила и забыла Грустно

Слайд 10

5 этап урока Сделать самостоятельный вывод к уроку по следующей схеме: 1. В стихах Бунина….. 2. Они посвящены…. 3. В них вечные…. 4. Автор изображает своего героя в момент …. 5. Главное в стихах… 6. Женские образы…. 7 Эти стихи-маленькая поэма о любви… 8. Любовь для Бунина…. 9. Я понял (а), что….

Слайд 11

« Я хочу, чтобы жизнь, люди были прекрасны, вызывали любовь, радость, и ненавижу только то, что мешает этому» (И.Бунин)

Слайд 12

Домашнее задание Выучить стихотворение Бунина о любви Составить к нему синквейн Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ НПО ПУ№7 Еналдиева А.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

Тема любви в творчестве И.Бунина

Данный конспект - только часть урока-презентации. К сожалению, помещаемый материал презентации после сжатия теряет анимацию и звуковое сопровождение. Материалы к презентации соответствуют изображаемой...

Тема любви в стихотворении И.Бунина "Ранний, чуть видный рассвет..."

Природа и любовь в стихотворении И.Бунина как бы слиты воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование жизни....

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...