Тема любви в стихотворении И.Бунина "Ранний, чуть видный рассвет..."
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) по теме
Природа и любовь в стихотворении И.Бунина как бы слиты воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_lyubvi_v_stihotvorenii_bunina.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема любви в стихотворении И.А. Бунина «Ранний, чуть видный рассвет…»
И. А. Бунин -
Ранний, чуть видный рассвет,
Сердце шестнадцати лет.
Сада дремотная мгла
Липовым цветом тепла.
Тих и таинственен дом
С крайним заветным окном.
Штора в окне, а за ней
Солнце вселенной моей.
Природа и любовь в стихотворении как бы слиты воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование жизни.
Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Всё очень просто, даже буднично, а сказано так много! Этим и характерно творчество Бунина: сдержанность при огромной внутренней эмоциональности.
Как же раскрывается тема любви в данном стихотворении?
Автор рисует статичную картину: ранний летний рассвет, в саду напротив дома лирический герой, взгляд которого прикован к окну, закрытому шторой. Нет никакого внешнего движения, хотя все чувства героя обострены: он ощущает биение своего молодого трепетного сердца, запах липы, теплоту предрассветной мглы, вслушивается в тишину спящего дома. Состояние природы подчеркивает глубину переживаний юноши. Мы видим, как человек гармоничен с природой.
Автор никак не называет своего героя, мы узнаем о его присутствии из удивительной метафоры: «сердце шестнадцати лет», а о его чувствах помогает понять эпитет «заветное» (окно).
Любовь для него – это тайна, загадочная, сильная («Тих и таинственен дом»). Она меняет течение его жизни: лирический герой не спит до рассвета, огромной силы чувство удерживает юношу под окнами возлюбленной. Понятно состояние души лирического героя, для которого нет ничего важнее в жизни, кроме желания быть рядом с любимой, хотя бы так: стоять и смотреть на «заветное» окно.
Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?
Человек открывает в себе новые, неизвестные ему чувства: любовь – основа бытия. Для лирического героя огромный мир сосредоточен в этом окне, весь мир – любовь! А внутренняя жизнь героя оказывается «вселенной».
Стихотворение построено на антитезе. Мгла, окутывающая сад, противопоставлена солнцу, которое там, за шторой в окне.
Автор ничего не говорит и о лирической героине, но в последней строке мы ощущаем неописуемый восторг от этой необычной метафоры – «Солнце вселенной моей». Место действия приобретает космический масштаб. А в образе героини сосредоточены свет, тепло, жизнь.
Какие чувства и мысли вкладывает автор в стихотворение? Для него, как и для лирического героя, любовь – великая ценность, она чиста и целомудренна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.
На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...
Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"
Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»
Представлена методическая разработка проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...
Разработка урока. "Тема любви в стихотворении И.С.Тургенева "В дороге"
Особую сложность для преподавателей и обучающихся представляют уроки по лирике того или иного автора. Большинство обучающихся знакомы с И.С.Тургеневым как с писателем, и мало кто знает его как п...
Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)
Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...
Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)
Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...
«Красота любви в стихотворении С. Кирсанова «Я бел, любимая ».
Поэзии не свойственно понятие времени, она есть, пока жив человек, пока страдает и бьется его сердце. Такой живой можно назвать лирику мало ...