Тема любви в стихотворении И.Бунина "Ранний, чуть видный рассвет..."
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) по теме

Чурашова Людмила Петровна

Природа и любовь в стихотворении И.Бунина как бы слиты воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_lyubvi_v_stihotvorenii_bunina.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема любви в стихотворении И.А. Бунина «Ранний, чуть видный рассвет…»

        

И. А. Бунин -

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет.

Сада дремотная мгла

Липовым цветом тепла.

Тих и таинственен дом

С крайним заветным окном.

Штора в окне, а за ней

Солнце вселенной моей.

Природа и любовь в стихотворении как бы  слиты воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование жизни.

 Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Всё очень просто, даже буднично, а сказано так много! Этим и характерно творчество Бунина: сдержанность при огромной  внутренней эмоциональности.

        Как же раскрывается тема любви в данном стихотворении?

        Автор рисует статичную картину: ранний летний рассвет, в саду напротив дома лирический герой, взгляд которого прикован к окну, закрытому шторой. Нет никакого внешнего движения, хотя все чувства героя обострены: он ощущает биение своего молодого трепетного сердца, запах липы, теплоту предрассветной мглы, вслушивается в  тишину спящего дома. Состояние природы подчеркивает глубину переживаний юноши.  Мы видим, как человек гармоничен с природой.

        Автор  никак не называет своего героя, мы узнаем о его присутствии из удивительной метафоры: «сердце шестнадцати лет»,  а о его чувствах помогает понять  эпитет «заветное» (окно).

Любовь для него – это тайна, загадочная, сильная («Тих и таинственен дом»). Она меняет течение его жизни: лирический герой не спит до рассвета, огромной силы чувство удерживает юношу  под окнами возлюбленной. Понятно состояние души лирического героя, для которого нет ничего важнее в жизни, кроме желания быть рядом с любимой, хотя бы так:  стоять и смотреть на «заветное» окно.

Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?

        Человек открывает в себе новые, неизвестные ему чувства: любовь – основа бытия. Для лирического героя огромный мир сосредоточен в этом окне, весь мир – любовь! А внутренняя жизнь героя оказывается «вселенной».  

        Стихотворение построено на антитезе. Мгла, окутывающая сад, противопоставлена солнцу, которое там, за шторой в окне.

Автор ничего не говорит и о лирической  героине, но в последней строке мы ощущаем  неописуемый восторг от этой необычной метафоры – «Солнце вселенной моей». Место действия приобретает космический масштаб. А в образе героини сосредоточены свет, тепло, жизнь.

        Какие чувства и мысли вкладывает автор в стихотворение? Для него, как и для лирического героя, любовь – великая ценность, она чиста и целомудренна.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"

Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»

Представлена методическая разработка  проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...

Разработка урока. "Тема любви в стихотворении И.С.Тургенева "В дороге"

Особую сложность для преподавателей и обучающихся  представляют уроки по лирике того или иного автора. Большинство обучающихся знакомы с И.С.Тургеневым как с писателем, и мало кто знает его как п...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

«Красота любви в стихотворении С. Кирсанова «Я бел, любимая ».

Поэзии не свойственно понятие времени, она есть, пока жив человек, пока страдает и бьется его сердце.           Такой живой можно назвать лирику мало ...