Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе (ФКГОС) 7 класс к УМК В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара
Рассмотрено на заседании методического объединения и рекомендовано к утверждению протокол №1 от 10.08.2014 г. Председатель м/о: Арифуллина С.А. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №27 г.о. Самара К.Е.Ловичко Приказ № 31-од от 11.08.201 4 г. |
Рабочая программа по литературе. 7 класс А, Б, В
Разработчики:
Арифуллина С.А.
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории,
2014 год
Пояснительная записка
Предмет | Литература |
Класс | 7 А, Б, В |
Количество часов по предмету | 2 часа в неделю, в 1 полугодии 32 часа, во 2 полугодии 38 часов, в год 70 часов. |
Реализуемая программа (наименование, автор, издательство, год изд.) | Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы./ В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006. |
Учебник (наименование, автор, издательство, год изд.) | Литература.7 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2009. |
Методические разработки для учителя | 1) Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 7 класс.- М.: Экзамен, 2014. 2) Коровина В.Я. Литература: метод. советы. – М.: Просвещение, 2010 |
Формы контроля, количество | Сочинений 6, практических работ 1. |
Особенности реализуемой программы | Количество часов по программе и в учебном плане совпадает. Изображение человека определяется как важнейшая идейно -нравственная проблема литературы. Учащиеся продолжают знакомиться с новыми жанрами и произведениями УНТ, древнерусской литературы, литературы 18, 19 и 20 в.в., а также с произведениями зарубежных авторов. Большое внимание уделяется изучению биографии писателей и поэтов. Кроме этого школьники продолжают работать над литературоведческими терминами. |
№ п/п | Тема | Количество часов | Неделя | Предполагаемый результат |
1.1. | Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям. Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы из книги). | 1 | 01.09.-06.09 | Знать, что изображение человека - важнейшая задача литературы. |
Устное народное творчество | 4 | |||
2.1 | Предание как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 | 01.09.-06.09 | Знать о жанре былины и былинных героях. Уметь выразительно читать былины, видеть отражённые в былинах народные идеалы, анализировать содержание былины. |
3.2. | Понятие о былине.Исторические и художественные основы былин. Былина "Вольга и Микула Селянинович". Прославление мирного труда человека-труженика. Образный строй былины. | 1 | 08.09-13.09 | |
4.3. | В/ч. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Бескорыстное служение родине и народу. Новгородский цикл былин. «Садко». | 1 | 08.09-13.09 | |
5.4. | Русские пословицы и поговорки, поговорки народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | 15.09-20.09 | |
Древнерусская литература | 3 | |||
6.1. | Владимир Мономах. "Поучение". Духовный облик Владимира Мономаха (1053-1125) – одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» | 1 | 15.09-20.09 | Знать закономерности развития древнерусской литературы, жанры древнерусской лит-ры. Знать исторические события и народные идеалы, изображенные в летописи. |
7.2. | "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 1 | 22.09-27.09 | |
8.3. | Р.р. Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1. Народная мудрость в произведениях УНТ. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Что воспевает народ в героическом эпосе? 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя. | 1 | 22.09-27.09 | |
Русская литература 18 века | 2 | |||
9.1. | М.В.Ломоносов – Человек, Учёный, Поэт. Знакомство с произведениями М.В.Ломоносова: "Ода на день восшествия…", "К статуе Петра Великого", "Случилось вместе два астронома в пиру…". Выражение научных, гражданских взглядов Ломоносова в его лирики. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов, призыв к миру. Т/л. Ода. | 1 | 29.09-04.10 | Знать о жизни и судьбе писателей. Уметь определять тему, идею произведений; выразительно читать стихи. Знать т/л. ода. |
10.2. | Г.Р.Державин. Очерк жизни и творчества. Знакомство с отдельными лирическими произведениями: «Река времён в своём стремленьи…», "Признание", "На птичку", последние стихи Державина. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | 29.09-04.10 | |
Русская литература 19 века | 29 | |||
11.1. | Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. Слово о поэте. "Полтава". Пётр I в поэме "Полтава". Сопоставление Петра I и Карла XII. Интерес А.С.Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Работа с фрагментами картины. | 1 | 06.10-11.10 | Знать о жизни и судьбе поэтов и писателей, чьё творчество изучалось в этом разделе. Воспринимать и анализировать поэтический текст. Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению Знать содержание понятия «образ».Уметь определять авторское отношение к героям. Знать содержание понятия пейзаж. Т/л. Иметь понятие о конфликте в художественном произведении. Знать определение понятий «аллегория», «фантастика» Т/л. Иметь понятие об автобиографической повести, владеть различными видами пересказа. Знать содержание понятия «деталь произведения», уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку действиям героев. |
12.2. | "Медный всадник". Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | 1 | 06.10-11.10 | |
13.3. | А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник "Песни о вещем Олеге". Смысл сопоставления князя Олега и волхва . Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 | 13.10-18.10 | |
14.4. | А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина». | 1 | 13.10-18.10 | |
15.5. | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | 1 | 20.10-25.10 | |
16.6. | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | 1 | 20.10-25.10 | |
17.7. | М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Семейный уклад в доме Калашниковых. Образ Алёны Дмитриевны. | 1 | 27.10-31.10 | |
18.8. | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, готовность стоять за честь до конца и позиция царя Ивана Грозного. Оценка героев с позиции народа, образ гусляров. Авторское отношение к героям. Язык и стих поэмы. | 1 | 27.10-31.10 | |
19.9. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. | 1 | 10.11-15.11 | |
20.10. | Н.В.Гоголь. Страницы биографии. (Работа со статьями Н.Л.Степанова и В.В.Вересаева). "Тарас Бульба". Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбу и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | 1 | 10.11-15.11 | |
21.11. | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Т/л. Развитие понятия о литературном герое. | 1 | 17.11-22.11 | |
22.12. | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | 17.11-22.11 | |
23.13. | И.С.Тургенев. "Бирюк". Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Художественные особенности рассказа "Бирюк". Роль пейзажа в рассказе. | 1 | 24.11-29.11 | |
24.14. | И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Русский язык". Особенности жанра."Близнецы", "Два богача". Нравственные и человеческие взаимоотношения. Обучение домашнему сочинению в прозе. | 1 | 24.11-29.11 | |
25.15. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте."Русские женщины. Княгиня Трубецкая". Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Т/л. Развитие понятия о поэме. | 1 | 1.12-6.12 | |
26.16. | Н.А.Некрасов. О поэте. Работа со статьёй Владимира Приходько. Дополнительный материал: Стихотворение "Еду ли ночью по улице тёмной". Н.А.Некрасов. "Размышления у парадного подъезда". Воспоминания Авдотьи Яковлевны Панаевой об истории создания стихотворения. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. | 1 | 1.12-6.12 | |
27.17. | А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 1 | 8.12-13.12 | |
28.18. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Знакомство с сатирической сказкой. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | 1 | 8.12-13.12 | |
29.19. | М.Е. Салтыков-Щедрин. "Дикий помещик". Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | 15.12-20.12 | |
30.20. | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | 15.12-20.12 | |
31.21. | Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Первое произведение писателя – повесть "Детство" (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | 22.12-27.12 | |
32.22. | Главный герой повести Л.Н.Толстого "Детство". Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | 12.01-17.01 | |
33.23. | И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. | 1 | 12.01-17.01 | |
34.24. | И.Бунин. "Лапти". Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Р.р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина. | 1 | 19.01-24.01 | |
35.25. | А.П.Чехов. О писателе. Рассказ "Хамелеон" – живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества. | 1 | 19.01-24.01 | |
36.26. | Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире. | 1 | 26.01-31.01 | |
37.27. | Два лица России в рассказе А.П.Чехова "Злоумышленник". Авторская позиция и юмор в рассказе. | 1 | 26.01-31.01 | |
38.28. | Вн.чтение. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | 1 | 02.02-7.02 | |
39.29. | "Край ты мой, родимый край…". (Стихотворения о родной природе). Чтение и анализ стихотворений русских поэтов XIX века: В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина. Обучение анализу лирического текста. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 века. | 1 | 02.02-7.02 | |
Русская литература 20 века | 23 | |||
40.1. | М.Горький. Слово о писателе. Главы из повести "Детство". Смысл названия повести, её автобиографический характер. "Свинцовые мерзости жизни", изображение в повести. Братья Каширины, губительная власть денег над семьёй деда Каширина. | 1 | 9.02-14.02 | Знать о жизни и судьбе поэтов и писателей, чьё творчество изучалось в этом разделе. Воспринимать и анализировать поэтический текст. |
41.2. | "Яркое, здоровое, творческое в русской жизни" (Алёша, Бабушка, цыганок, Хорошее дело). Быт и характеры. Вера в творческие силы народа. Т/л. Развитие понятия об автобиографической повести. (Рассказчик и герой). | 1 | 9.02-14.02 | |
42.3. | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | 1 | 16.02-21.02 | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению Знать содержание понятия «образ».Уметь определять авторское отношение к героям. Знать содержание понятия пейзаж. Т/л. Иметь понятие об автобиографической повести, владеть различными видами пересказа. Уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку действиям героев. Т/л. Ритм, лексика, тропы (средства художественной выразительности) в стихах Маяковского. Уметь пересказывать эпизоды. |
43.4. | Вн. Чтение. М.Горький "Легенда о Данко" из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер повести. | 1 | 16.02-21.02 | |
44.5. | В.Маяковский. Слово о поэте. "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Представления В.Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества. Т/л. Ритм, лексика, тропы (средства художественной выразительности) в стихах Маяковского. Обучение выразительному чтению. | 1 | 23.02-28.02 | |
45.6. | В. Маяковский."Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | 1 | 23.02-28.02 | |
46.7. | Л.Андреев. Слово о писателе. Рассказ "Кусака". Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | 1 | 2.03-7.03 | |
47.8. | А.Платонов. "Юшка". Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | 1 | 2.03-7.03 | |
48.9. | А.П.Платонов. "В прекрасном и яростном мире". Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова. | 1 | 9.03-14.03 | |
49.10. | Р.р.Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века) | 1 | 9.03-14.03 | |
50.11. | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов | 1 | 16.03-21.03 | |
51.12 | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | 16.03-21.03 | ||
52.13. 53.14 | Стихи, рождённые войной. А.Ахматова: "Клятва", "Мужество". К.Симонов "Ты помнишь, Алёша, 1дороги Смоленщины". Стихи А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. Работа со статьёй "Час мужества", страница 249-255. Интервью с участниками ВОВ о военной поэзии. Стихи: Вадима Шефнера "Весть", А.Яшина "Баллада о танке", С.Орлова "Его зарыли в шар земной", "Вот человек – он искалечен". | 2 | 30.03-4.04 30.03-4.04 | |
54.15 | Ф.А.Абрамов. "О чём плачут лошади". Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади". | 6.04-11.04 | ||
55.16 | Е.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению | 6.04-11.04 | ||
56.17. | Вн.чтение. Юрий Павлович Казаков. О писателе. "Тихое утро". Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 1 | 13.04-18.04 | |
57.18. | Вн.чтение. Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, Восприятие окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | 1 | 13.04-18.04 | |
58.19. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега темнеют синие…», «июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятие о лирическом герое | 1 | 20.04-25.04 | |
59.20. | Д.С.Лихачев. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы | 1 | 20.04-25.04 | |
60.21 | М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | 27.04-30.04 | ||
61.22 | Вн.чтение. Песни на слова русских поэтов 20 в. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 27.04-30.04 | ||
62.23 | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта | 4.05-9.05 | ||
Зарубежная литература | 8 | |||
63.1 | Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. | 1 | 4.05-9.05 | Знать содержание произведений зарубежных писателей, уметь их анализировать. |
64.2 | Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению | 1 | 11.05-16.05 | |
65.3 | Японские хокку. Особенности жанра | 1 | 11.05-16.05 | |
66.4 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары Волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | 18.05-23.05 | |
67.5. | Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра | 1 | 18.05-23.05 | |
68.6 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. | 1 | 25.05-30.05 | |
69.7- 70.8 | Итоги года и задание на лето | 2 | 25.05-30.05 |
Тематическое планирование составил _____________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....