Проблема нравственного выбора в рассказе Е.И.Носова "Трудный хлеб"
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме
Данный материал поможет учителю в подготовке к урокам по творчеству Е.Носова, материал можно применить на уроках разных типов: читательская конференция, урок-диспут, урок-размышление и т.д.
Урок подготовлен с требованиями ФГОС, технологическая карта урока построена строго по алгоритму. Учитель разнообразил урок при помощи различных технологий: технология развития критического мышления, здоровьесберегающей технологии, исследовательской; при помощи различных приемов: прием "Мозговая атака", "Техника постановки вопросов", интерактивный прием "Микрофон".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку Е.Носова "Трудный хлеб" | 530.95 КБ |
tehkarta_po_l._6_klass.docx | 33.67 КБ |
Подписи к слайдам:
(1925 – 2002)
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво под Курском, на высоком берегу Сейма, - в краю, отмеченном летописями, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым и Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…
Отец Евгения Ивановича, Иван Георгиевич Носов, ударник первых пятилеток, был потомственным мастеровым, перенявшим кузнечное ремесло от деда, походившего на былинных ковалей. У людей, занятых трудным добыванием хлеба, и досуг, как правило, бывает здоровым, осмысленным и праздничным.
детство
Отец по воскресеньям, надев чистую рубаху, брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки… однотипные, примитивные подобия лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», - приговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом».
«Отцовские «наскальные» кони, - вспоминал Евгений Носов, - побудили меня внимательно вглядываться в окружающий мир, разожгли негасимый мальчишеский интерес ко всему живому, страстное желание воспроизвести всё это с помощью ножниц, а затем и карандашом. Рисовать я научился рано, что-то с пяти лет. Этим я обязан своему отцу, о чём он даже не подозревал».
Пристрастясь к рисованию, промышляя в детстве рыбной ловлей, охотой, собирательством трав, Евгений Носов до необычайной остроты развил в себе способности пластического, живописного восприятия действительности во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний.
Становление
Пережив тяготы фашистской оккупации на родной земле, будущий писатель, свидетель одного из крупнейших, переломных для второй мировой войны сражений – на Курской дуге, восемнадцатилетним юношей попадает на фронт, становится артиллеристом противотанковой бригады в армии маршала К.К.Рокоссовского, доходит с боевыми друзьями до цитадели немецкого фашизма – Восточной Пруссии.
На подступах к Кёнигсбергу будущий писатель 8 февраля 1945 года был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».Май сорок пятого года встретил в госпитале, в старинном подмосковном городе Серпухове. И через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».
Осенью 1945 года, выписавшись из госпиталя с пособием по инвалидности, Евгений Носов решает продолжить учёбу в средней школе (до войны он окончил восемь классов), однако, вспоминает писатель, «когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель…» и мысль о школьном образовании пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь.
Будущий прозаик уезжает в Среднюю Азию, в Казахстан, работает в газете – художником-оформителем, затем литературным сотрудником. Начал печататься в 1947 году. Это были стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии. В 1951 году возвращается вместе с семьёй в родной Курск.
В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе свой первый рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.
Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).
В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это — не-е!…" — И уплывают пароходы, и остаются берега).
Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.
Посвященное этой теме вершинное произведение Носова — повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии — нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.
«Но только ли на людях — на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»
Грустная тональность произведений Носова конца 1980 — 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в "перестроечном" обществе (в том числе на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма.
Рассказы о природе
Природа в произведениях Носова живая, с душой и сердцем, как и человек: «всякая тварь к душевности понятие имеет, что рыба, что птица, что зверь какой».
Книги Е.И.Носова
Ратный труд Евгения Ивановича Носова отмечен орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
Звания и награды
Литературная деятельность Евгения Ивановича Носова была отмечена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (дважды). В марте 1990 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. - Лауреат Государственной Премии.- Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).- Почётный гражданин города Курска.
Умер Евгений Иванович Носов 13 июня 2002 года.Похоронен в Курске.
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»
Учитель: Цетденова С.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Цаган – Уснская СОШ»
Предмет: Литература
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Москва «Просвещение» 2013 год.
Технологическая карта изучения темы:
Тема | Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб» |
Цели на достижение результата | - Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников ( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Владение литературоведческими терминами. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Личностные: Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим. Формировать представления о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Особенности изображения героев. Сопоставительный анализ характеров литературных героев. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин - Компьютер - Мультимедийный проектор - Презентация к уроку -Толковый словарь -Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 6 класс». |
Формы работы на уроке | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технологическая карта урока
в 6 классе по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Регламент | Икт | Ожидаемые результаты |
I. Вызов Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие. - Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору? | Учитель: -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты? | 1 мин | Коммуникативные УУД: Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой | |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. | 1.На прошлом уроке мы прочитали рассказ Е.И.Носова «Трудный хлеб». Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь нравственность? Презентация - Обратимся к словарю нашего урока. - Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. -Нравственный - 1. Соблюдающий требования нравственности. 2.Относящийся к внутренней, духовной жизни человека. 2.Уважение - почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Обо всем этом и не только мы сегодня будем говорить. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа. Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос: Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора? Тему нашего урока вы определили сами - «Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб». | 1. Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу. 2.Работают с презентацией. 3. Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного. | 5 мин | Презентация Слайд №1 Презентация Слайд 2 | Личностные УУД: Формирование эмоционально-оценочного отношения к действительности. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. |
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание. | Чтение высказываний: 1.«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их». (У. Мизнер) 2. «Закон, живущий в нас, называется совестью». (И.Кант) 3. «Куда бы ни проник взгляд испытателя природы – всюду жизнь!» (А.Гумбольт) - Как вы думаете, ребята, какое из этих высказываний наиболее точно передает тему нашего урока? - Почему оно взято на урок? Именно об этом мы говорим сегодня. | Отвечают на вопросы, устанавливают связь между понятиями. | 4 мин | Презентация Слайд 3 | |
IV Проверка домашнего задания. | Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом. Самостоятельно подготовили свои работы. | 1.Мини – проект «Творчество Е.И.Носова» позволит восстановить в памяти учащихся эпизоды биографии известного русского писателя. Один из учащихся защищает свой проект, другие – задают ему вопросы. 2.Творческая работа учащихся (рисунки детей). Я вижу, с какой нежностью и любовью вы их рисовали. Какие они красивые, как вы интересно рассказали о своих друзьях. | 2 мин 5 мин | Презентация Слайд 4 | Познавательные УУД: Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. |
V.Осмысление. Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. | Расскажите, что такое сюжет? Из каких частей он состоит? Восстановите правильный порядок элементов, составляющих сюжет рассказа (на отдельных листах, расположенных на доске непоследовательно, напечатаны названия: «Экспозиция», «Завязка», «Развитие действия», «Кульминация», «Развязка».) Подберите эпизоды из рассказа, соответствующие сюжету произведения. - Ребята, как могут относиться люди к животным? - Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему? - Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление рассказчика? - Как охотник относится к своей собаке? - Как могла бы сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого нерадивого хозяина? Вывод: | Работа по тексту. Экспозиция – предыстория события или событий, которые лежат в основе художественного произведения; та часть литературного произведения, которая непосредственно предшествует началу основного действия, завязке. Завязка – событие, определяющее начало действия, «завязывание конфликта» в литературном произведении. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия. Развязка – заключительный момент в разрешении конфликта. Экспозиция (знакомство с героями), Завязка (поездка на охоту), Развитие действия (пребывание на охоте), Кульминация (встреча с охотником и его собакой, узнавание о том, что она слепая), Развязка (рассказ хозяина о своей собаке). Проводят сопоставительный анализ поведения героев. Делают выводы. Отвечают на вопросы. Выступают, высказывая свою точку зрения. Определяют отношение к героям. | 10 мин 5 мин | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности | |
Физкультминутка | Гимнастика для глаз (по таблице Шульто) | 2 мин | |||
VI. Самостоятельная работа. Цель этапа: тренировать способность к обобщению. | Характеристика героев: Хозяин собаки: «…грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги, хозяин собаки»; В отношении с собакой: «…внимательный, заботливый, очень чуткий»; «Сам не знаю, - покачивал головой хозяин. Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь, он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко – свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное – глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился». На вопрос завести другую собаку, он ответил: - А эту куда? – нахмурился охотник. - Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. - Пойдем, Чанг… Описание собаки: «…Охотничья собака, вислоухая собака, с белой пролысиной на лбу, порода - спаниель, ловко и быстро ловил дичь, очень преданная, верная»; Простой опыт, который продемонстрировал его хозяин, показал, что поведение собаки совершенно не выдает, что она слепая. «Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку». Вопрос: -Почему хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома? Словарная работа: Плес – 1) широкое водное пространство между островами. 2) участок реки, однородный по своим судоходным свойствам. Крохаль – род птиц семейства утиных, питающийся преимущественно рыбой. Кряква – дикая утка. Ситник – луговая сорная трава. Невежа – грубый, невоспитанный. Подранок – зверь или птица, раненные охотником. Ягдташ – охотничья сумка для дичи. | Заполняют таблицу ИНСЕРТ «V» - уже знаю, знал «+» - узнал новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы. Проводят сопоставительный анализ поведения героев. Делают выводы. Отвечают на вопросы. Выступают, высказывая свою точку зрения. Определяют отношение к героям. | 10 мин 3 мин | Слайд 4 Слайд 5 | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод, осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: Самоопределение, умение выражать мысли. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их. |
VII. Решение проблемы. | Создает проблемную ситуацию. Вопрос: -Почему хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома? | Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные в ходе обсуждения. | 3 мин | Слайд 6 | Познавательные УУД: Делать выводы, обобщения. Личностные УУД: Формирование эмоционально – оценочного отношения к прочитанному. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение. |
VIII. Домашнее задание. Цель этапа: Осознание свое учебной деятельности. | Написать отзыв на прочитанное произведение: | 1 мин | Слайд 7 | ||
IX. Итог урока. | Итак, мы с вами поговорили о сюжете рассказа. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что особенно вам понравилось, а может, не понравилось? - Хотели бы вы себе такого преданного друга? А что для этого надо сделать? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты своей работы. Подводят итоги. | 3 мин | Личностные УУД: Способность к самооценке, саморазвитию. Практическое применение учебного материала. | |
X. Рефлексия. | 1.Мы сегодня говорили об истории, которая не оставила нас равнодушными. Может быть, вы, ребята, в дальнейшем будете понимать, как важно относиться к окружающим с уважением, добротой и любовью. «Синквейн» от англ.яз. «путь мысли» имеет определенную схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом: 1.Существительное. 2.Два прилагательных. 3.Три глагола. 4.Предложение из 4-х слов. 5.Существительное – синоним (вывод, обобщение). | Чтение афоризмов о дружбе к братьям нашим меньшим. Стараются дать правильные ответы, высказывая свою точку зрения. | 6 мин | Слайд 8 |
Литература.
1. «Вокруг тебя – мир…» Книга для ученика, 5-6 класс, Авторы – составители А.Делетроз, В.Ю.Выборнова, Москва, изд. МАИК «Наука», 1996г.
2 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009
3.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 2 3 | Текст «Трудный хлеб» Е.И.Носова. «Вокруг тебя – мир…. 5-6 класс». Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я. Биография Е.И.Носова | ЭОР | Иллюстрации, презентация, | http://900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html http://infourok.org/?fd=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1487/2af919c9d20eab37340382c25ec6b4f6.pptx |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)
Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...
Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".
Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Урок внеклассного чтения в 5 классе.«Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».
Цели: 1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста, формировать умение сопоставлять близкие по теме...
УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).
Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...
–« Спешите стать терпимей и добрей» Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»
Урок внеклассного чтения .Технология развития критического мышления через чтение и письмоТип урока – работа с текстомТема –« Спешите стать терпимей и добрей» (Урок по рассказам П.Краснова « Шато...
Урок литературы в 5 классе на тему "Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»
Урок литературы, который ставит перед учащимися сложные вопросы морали и порядочности. В основе урока - работа с литературоведческими терминами....
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ»....