Проблема нравственного выбора в рассказе Е.И.Носова "Трудный хлеб"
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Данный материал поможет учителю в подготовке к урокам по творчеству Е.Носова,  материал  можно применить на уроках разных типов: читательская конференция, урок-диспут, урок-размышление и т.д.

Урок подготовлен с требованиями ФГОС, технологическая карта урока построена строго по алгоритму. Учитель разнообразил урок  при помощи различных технологий: технология развития критического мышления, здоровьесберегающей технологии, исследовательской;  при помощи различных приемов: прием "Мозговая атака", "Техника постановки вопросов", интерактивный прием "Микрофон". 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Евгений Иванович Носов
(1925 – 2002)
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво под Курском, на высоком берегу Сейма, - в краю, отмеченном летописями, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым и Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…
Отец Евгения Ивановича, Иван Георгиевич Носов, ударник первых пятилеток, был потомственным мастеровым, перенявшим кузнечное ремесло от деда, походившего на былинных ковалей. У людей, занятых трудным добыванием хлеба, и досуг, как правило, бывает здоровым, осмысленным и праздничным.
детство
Отец по воскресеньям, надев чистую рубаху, брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки… однотипные, примитивные подобия лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», - приговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом».
«Отцовские «наскальные» кони, - вспоминал Евгений Носов, - побудили меня внимательно вглядываться в окружающий мир, разожгли негасимый мальчишеский интерес ко всему живому, страстное желание воспроизвести всё это с помощью ножниц, а затем и карандашом. Рисовать я научился рано, что-то с пяти лет. Этим я обязан своему отцу, о чём он даже не подозревал».
Пристрастясь к рисованию, промышляя в детстве рыбной ловлей, охотой, собирательством трав, Евгений Носов до необычайной остроты развил в себе способности пластического, живописного восприятия действительности во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний.
Становление
Пережив тяготы фашистской оккупации на родной земле, будущий писатель, свидетель одного из крупнейших, переломных для второй мировой войны сражений – на Курской дуге, восемнадцатилетним юношей попадает на фронт, становится артиллеристом противотанковой бригады в армии маршала К.К.Рокоссовского, доходит с боевыми друзьями до цитадели немецкого фашизма – Восточной Пруссии.
На подступах к Кёнигсбергу будущий писатель 8 февраля 1945 года был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».Май сорок пятого года встретил в госпитале, в старинном подмосковном городе Серпухове. И через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».
Осенью 1945 года, выписавшись из госпиталя с пособием по инвалидности, Евгений Носов решает продолжить учёбу в средней школе (до войны он окончил восемь классов), однако, вспоминает писатель, «когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель…» и мысль о школьном образовании пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь.
Будущий прозаик уезжает в Среднюю Азию, в Казахстан, работает в газете – художником-оформителем, затем литературным сотрудником. Начал печататься в 1947 году. Это были стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии. В 1951 году возвращается вместе с семьёй в родной Курск.
 В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе свой первый рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.
Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).
В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это — не-е!…" — И уплывают пароходы, и остаются берега).
Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.
Посвященное этой теме вершинное произведение Носова — повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии — нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.
«Но только ли на людях — на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»
Грустная тональность произведений Носова конца 1980 — 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в "перестроечном" обществе (в том числе на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма.
Рассказы о природе
Природа в произведениях Носова живая, с душой и сердцем, как и человек: «всякая тварь к душевности понятие имеет, что рыба, что птица, что зверь какой».
Книги Е.И.Носова
Ратный труд Евгения Ивановича Носова отмечен орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
Звания и награды
Литературная деятельность Евгения Ивановича Носова была отмечена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (дважды). В марте 1990 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. - Лауреат Государственной Премии.- Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).- Почётный гражданин города Курска.
Умер Евгений Иванович Носов 13 июня 2002 года.Похоронен в Курске.


Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»

Учитель:  Цетденова С.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Цаган – Уснская СОШ»

Предмет: Литература

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин,  Москва «Просвещение» 2013 год.

Технологическая карта изучения темы:

Тема

Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»

Цели на достижение результата

- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий  в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

 - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников ( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера.

Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Владение литературоведческими терминами.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней.

Личностные:
Научиться  проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать  возможность коррекции качества своего  характера.

Формировать  эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим.

Формировать представления о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев. Сопоставительный анализ характеров литературных героев.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник.  Литература.  5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

-Толковый словарь

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 6 класс».

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Технологическая карта урока

в 6  классе  по рассказу  Е.И.Носова «Трудный хлеб»

 (Учитель  Цетденова С.В.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Регламент

Икт

Ожидаемые результаты

I. Вызов

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.  

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор

о прочитанном.

Вы готовы к разговору?

 Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова:  Я готов к разговору, а ты?

1 мин

Коммуникативные УУД:

Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока. 

1.На прошлом уроке мы прочитали рассказ  Е.И.Носова «Трудный хлеб».  

Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня?  

И при  чём здесь нравственность?

Презентация

 - Обратимся к словарю нашего урока.

-  Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

  -Нравственный   -

  1. Соблюдающий требования нравственности. 2.Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

 2.Уважение -  почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств.

Сострадание -  жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

 Обо всем этом и не только мы сегодня будем говорить.

 Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа.

Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос:

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Тему нашего урока вы определили сами - «Урок нравственности по рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб».

1. Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

2.Работают с презентацией.

3. Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.

5 мин

Презентация

Слайд №1

Презентация

Слайд 2

Личностные  УУД:

Формирование эмоционально-оценочного отношения к действительности.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

 III.  Актуализация   знаний. Постановка цели урока.

Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.

Чтение высказываний:

1.«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их».

     (У. Мизнер)

2. «Закон, живущий в нас, называется совестью».

               (И.Кант)

3. «Куда бы ни проник взгляд испытателя природы – всюду жизнь!»

         (А.Гумбольт)

- Как  вы думаете, ребята, какое из этих высказываний наиболее точно передает тему нашего урока?

- Почему оно взято на урок?

Именно об этом мы говорим сегодня.

 Отвечают на вопросы, устанавливают связь между понятиями.  

4  мин

Презентация

Слайд 3

IV Проверка домашнего задания.

Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом. Самостоятельно подготовили свои работы.

1.Мини – проект

«Творчество Е.И.Носова» позволит восстановить в памяти учащихся эпизоды биографии известного русского писателя.

Один из учащихся  защищает свой проект, другие – задают ему вопросы.

2.Творческая работа учащихся (рисунки детей).

Я вижу, с какой нежностью и любовью вы их рисовали.

Какие они красивые, как вы интересно рассказали о своих  друзьях.

2 мин

5 мин

Презентация

Слайд 4

Познавательные УУД:

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,

выборочно.

V.Осмысление.

 Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.

Расскажите, что такое сюжет?

 Из каких частей он состоит? Восстановите правильный порядок элементов, составляющих сюжет рассказа (на отдельных листах, расположенных на доске непоследовательно, напечатаны названия: «Экспозиция», «Завязка», «Развитие действия», «Кульминация», «Развязка».)

Подберите эпизоды из рассказа, соответствующие сюжету произведения.

- Ребята, как могут относиться  люди к животным?

- Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

-  Что удивило рассказчика?  Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление рассказчика?

- Как охотник относится к своей собаке?

- Как могла бы сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого нерадивого хозяина?

Вывод:  

Работа по тексту.

Экспозиция – предыстория события или событий, которые лежат в основе художественного произведения; та часть литературного произведения, которая непосредственно предшествует началу основного действия, завязке.

Завязка – событие, определяющее начало действия, «завязывание конфликта» в литературном произведении.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия.

Развязка – заключительный момент в разрешении конфликта.

Экспозиция (знакомство с героями),

Завязка (поездка на охоту),

Развитие действия (пребывание на охоте),

Кульминация (встреча с охотником и его собакой, узнавание о том, что она слепая),

Развязка (рассказ хозяина о своей собаке).

Проводят  сопоставительный анализ  поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Выступают, высказывая свою точку зрения.

Определяют  отношение к героям.

10 мин

5 мин

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

Физкультминутка

Гимнастика для глаз  (по таблице Шульто)

2 мин

VI. Самостоятельная работа.

Цель  этапа:  тренировать способность  к обобщению.

Характеристика героев:

Хозяин собаки: «…грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги, хозяин собаки»;

В отношении с собакой: «…внимательный, заботливый, очень чуткий»;

    «Сам не знаю, - покачивал головой хозяин. Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь, он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко – свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное – глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился».

   На вопрос завести другую собаку, он ответил:

- А эту куда? – нахмурился охотник.

- Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.

- Пойдем, Чанг…

Описание собаки:

«…Охотничья собака, вислоухая собака, с белой пролысиной на лбу,  порода - спаниель, ловко и быстро ловил дичь, очень преданная, верная»;

Простой опыт, который продемонстрировал его хозяин, показал, что поведение собаки совершенно не выдает, что она слепая.

«Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может,  в добром  голосе хозяина почуял к себе ласку».

Вопрос:

-Почему хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома?

Словарная работа:

Плес – 1) широкое водное пространство между островами.

2) участок реки, однородный по своим судоходным свойствам.

Крохаль – род птиц семейства утиных, питающийся преимущественно рыбой.

Кряква – дикая утка.

Ситник – луговая сорная трава.

Невежа – грубый, невоспитанный.

Подранок – зверь или птица, раненные охотником.

Ягдташ – охотничья сумка для дичи.

Заполняют таблицу ИНСЕРТ

«V» - уже знаю, знал

«+» - узнал новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

Проводят  сопоставительный анализ  поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Выступают, высказывая свою точку зрения.

Определяют  отношение к героям.

10 мин

3 мин

Слайд 4

Слайд 5

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод, осуществлять самоконтроль и самооценку;

преобразовывать  информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД:

Самоопределение, умение выражать мысли.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию,  аргументировать их.

VII. Решение проблемы.

Создает проблемную ситуацию. Вопрос:

-Почему хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома?

Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные в ходе обсуждения.

3 мин

Слайд  6

Познавательные УУД:

Делать выводы, обобщения.

Личностные УУД:

Формирование  эмоционально – оценочного отношения к прочитанному.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение.

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа:

Осознание свое учебной  деятельности.

Написать отзыв на прочитанное произведение:  
«Чему я научился у рассказа»

1 мин

Слайд  7

IX.  Итог урока.

Итак,  мы с вами поговорили  о сюжете рассказа.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно вам понравилось, а может, не понравилось?

- Хотели бы вы себе такого преданного друга? А что для этого надо сделать?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель  и результаты  своей работы. Подводят итоги.

3 мин

Личностные УУД:

Способность к самооценке,  саморазвитию.

Практическое применение учебного материала.

X. Рефлексия.

1.Мы сегодня говорили  об истории,  которая не оставила нас равнодушными. Может быть, вы, ребята, в дальнейшем будете понимать,  как важно относиться к окружающим с уважением, добротой и любовью.

«Синквейн» от англ.яз. «путь мысли» имеет определенную схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:

1.Существительное.

2.Два прилагательных.

3.Три глагола.

4.Предложение из 4-х слов.

5.Существительное – синоним (вывод, обобщение).

Чтение афоризмов о дружбе к братьям нашим меньшим.

Стараются дать правильные ответы,  высказывая свою точку зрения.

6 мин

Слайд  8

                                                              Литература.

1. «Вокруг тебя – мир…» Книга для ученика, 5-6 класс, Авторы – составители А.Делетроз, В.Ю.Выборнова, Москва, изд.  МАИК «Наука», 1996г.

2 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009

3.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

Текст «Трудный хлеб» Е.И.Носова.

«Вокруг тебя – мир….

5-6  класс».

Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я.

Биография Е.И.Носова

ЭОР

Иллюстрации, презентация,

http://900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html

http://infourok.org/?fd=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1487/2af919c9d20eab37340382c25ec6b4f6.pptx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Урок внеклассного чтения в 5 классе.«Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».

Цели:  1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста,              формировать умение сопоставлять близкие по теме...

УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...

–« Спешите стать терпимей и добрей» Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»

Урок внеклассного чтения .Технология развития критического мышления через чтение и письмоТип урока – работа с текстомТема –« Спешите стать терпимей и добрей»  (Урок по рассказам П.Краснова « Шато...

Урок литературы в 5 классе на тему "Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»

Урок литературы, который ставит перед учащимися сложные вопросы морали и порядочности. В основе урока - работа с литературоведческими терминами....

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА  «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ»....