Зима в изображении русских поэтов
материал по литературе (6 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

Конспект мастер-класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_izobrazhenii_russkih_poetov.odt30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

"Зима в изображении русских поэтов"

Цели:

  • Обучающая:
  • продолжить работу по развитию умения применять полученные знания по русскому языку при работе с поэтическим текстом;
  • развивать культуру речи через активизацию словаря;
  • уметь находить в поэтическом тексте средства выразительности и работать с ними;
  • Развивающие:
  • создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;
  • развитие связной речи учащихся, мышления;
  • развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные:
  • воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителю;
  • воспитание интереса к русскому языку и литературе.

Оборудование:

  • распечатки стихотворений для каждого ученика
  • 3 листа А1
  • краски, карандаши, кисти

ТСО:

  • проигрыватель,
  • музыка Чайковского Петра Ильича «Времена года. Январь. У камелька», Леопольда Моцарта «Катание на санях», Антонио Вивальди и его альбом «Времена года. Зима», 1 часть.

  • Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мне бы  хотелось знать, с каким настроением вы сегодня пришли? (Участники мастер-класса заранее разделены на три группы, у каждой группы на столе заготовлены краски, кисти, карандаши, ватман, тексты стихотворений для анализа). (Слайд 1)
  • А что повлияло на Ваше настроение? (Ответы)
  • Да, погода несомненно влияет на наше настроение, самочувствие. У кого сегодняшний зимний день вызывает радость? А у кого грусть?
  • Посмотрите, у каждого из нас зимний день вызывает разные чувства. Сегодня мы радуемся солнечному морозному дню, завтра грустим из-за пурги и серого пейзажа. Зима – это волшебное время года. Волшебные, сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип под ногами. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей.
  • Способность мыслить нестандартно дается не сразу и не каждому. Часто мы упускаем из поля зрения развитие интеллектуальных и духовных способностей учащихся. Уроки работы с лирическим текстом – одна из возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, что подразумевает необходимость наблюдать, анализировать, обобщать – и чем доказательнее, глубже, оригинальнее они, тем самостоятельнее мышление... Осторожный и вдумчивый анализ стихотворного произведения рождает более глубокое его понимание. Особенно тонко надо подходить к изучению пейзажной лирики. (Слайд 2)
  • Сегодня мы попробуем прикоснуться к мастерству русских поэтов в изображении зимы. В рамках этой темы обратимся к стихотворению С.Есенина «Пороша».
  • Уважаемые коллеги, у Вас на столах лежат все необходимые тексты для анализа. Закройте глаза и попробуйте представить перед собой картину, которую рисует нам С. Есенин. (Учитель читает выразительно стихотворение)

                     Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

                      Убегает лентой вдаль.

     -     Итак, давайте попробуем описать увиденную картину. (Ответы: изображается заснеженный лес, вьется дорога, по которой скачет всадник, большая заснеженная поляна, летают вороны).

  • Что же это за «невидимка» заколдовавшая лес, погрузившая ее в «сказку сна»? (Ответы: зима).
  • Какие краски использует автор, изображая зиму?(Ответы:  серые, белые, коричневые).
  • Какие чувства испытывает лирический герой? (Ответы: спокойствие, умиротворение).
  • Так какой изображена зима у С. Есенина? (Ответы: сказочной, заснеженной, родной, немного грустной).
  • Теперь обратимся к другому русскому поэту Ф. Тютчеву. Коллеги, попытайтесь предположить, каким видится лес поэту. (Учитель читает стихотворение выразительно)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. 

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой... 

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

(Ответы: лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный).

- Какими красками здесь изображается зима?(Ответы: конкретно краски не называются, но из однокоренных слов «блестит – заблещет» и эпитета «ослепительной красой» мы понимаем, что используются белые и голубые цвета).

- С кем сравнивает поэт зиму? (Ответы: с чародейкою).

- Как действуют ее чары? (Ответы: «лес околдован», «не мертвец и не живой», «сном волшебным очарован», «весь опутан, весь окован»).

- Какая картина предстает перед нами? (Ответы: заснеженный лес, блестит снег, все окутано, очаровано. Чувство спокойствия.

  • Молодцы, а теперь давайте проанализируем отрывок из стихотворения  А.С. Пушкина «Зимнее утро». Какая картина рисуется нам здесь? (Выразительное чтение стихотворения)

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

(Ответы: голубое небо, белые поля, желтое солнце, переливающийся бело-розовый снег, черный лес, зеленая ель, речка. Картина насыщена разнообразными  красками).

  • Какое чувство у Вас возникает при чтении стихотворения? (Ответы: с первых строк – радость, великолепие, простота, душевность).
  • Так какой изображена зима у Пушкина?(Ответы: радостной, волшебной).
  • Итак, мы с Вами проанализировали три стихотворения о зиме разных поэтов и оказалось, что зима может изображаться совершенно по-разному, вызывать различные чувства. Теперь давайте представим себя художниками и поработаем. Каждая группа берет себе любое стихотворение и рисует картину, которую описывает в нем поэт. ( У каждой группы свое стихотворение)
  • Пока группы работают, я бы хотела обратить внимание зала на то, как изображается зима у известных композиторов.
  • Прослушаем первый фрагмент и попробуем ответить на вопрос: «Что изображает музыка?» (Слайд 3). (Ответы: движение, звучание)
  • А какие она выражает чувства? (Ответы: радость, праздник, движение).
  • Мы сейчас прослушали фрагмент пьесы Леопольда Моцарта «Катание на санях».
  • Теперь давайте закроем глаза и попытаемся нарисовать в воображении картину, которую изображает нам следующий композитор.  (Слайд 4). (Ответы: покой, тишина, приятные воспоминания).
  • Это был альбом Чайковского Петра Ильича «Времена года. Январь. У камелька».
  • При прослушивании следующего отрывка, попытайтесь  понять, какие чувства вызывает у Вас музыка, с чем она ассоциируется. (Слайд 5). (Ответы: торжество природы, тревожность, возвышенность, восторг).
  • Это был всем известный композитор Антонио Вивальди и его альбом «Времена года. Зима», 1 часть.
  • Итак, уважаемые коллеги, подводим итог нашего мастер-класса, я попрошу продемонстрировать картины,  которые были нарисованы Вами к стихотворениям, чтобы увидеть, что у каждого поэта зима изображается совершенно  по-своему. (Демонстрация картин, краткое обсуждение и сравнение)
  • Спасибо, коллеги за работу, а мастер-класс мне бы хотелось завершить высказыванием  Федора Ивановича Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»

Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

«Зима в творчестве русских поэтов»

Сценарий внеклассного занятия. Стихи о зиме русских поэтов....

Урок русского языка в 5 классе "Времена года в изображении русских поэтов и художников "

Представленный урок способствует глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, уме...

"Весна Красна. Образ весны в изображении русских поэтов и художников"

Внеклассное мероприятие в 7 классе с использованием ИКТ...