Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Настоящая программа разработана на основе учебника под редакцией В.Я Коровиной и расчитана на 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10.docx | 985.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся
Календарно- тематическое планирование прилагается отдельно.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к русской культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
В 10-11 классе предусмотрено изучение литературы на историко- литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Ведущая проблема изучения литературы в 10 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особое внимание уделяется вопросам традиций и новаторства, вопросам теории литературы( от усвоения отдельных теоретико- литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем)..
Чтение произведение зарубежной литературы в 10 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, словарная работа, произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа линейного курса на историко-литературной основе изучения литературы в 10 классе рассчитана на 3 часа в неделю.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы первой половины 19 века | 2 |
Творчество А.С Пушкина | 7 |
Вн.чт. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» | 1 |
Творчество М.Ю.Лермонтова | 1+1 р.р. |
Творчество Н.В.Гоголя | 4+1 р.р. |
Творчество А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого | 5 |
Обзор русской литературы второй половины 19 века | 1 |
Творчество И.А.Гончарова | 5 |
Вн. чт. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» | 1 |
Творчество А.Н.Островского | 4+2 р.р. |
Вн.чт. В. Астафьев «Людочка» | 1 |
Творчество И.С.Тургенева | 5+ 2 р.р |
Вн.чт Вампилов «Старший сын» | 1 |
Творчество Н.А.Некрасова | 6+1 р.р. |
Творчество М.Е.Салтыкова- Щедрина | 2 |
Вн. чт. Салтыков-Щедрин «История одного города» | 2 |
Творчество Ф.М.Достоевского | 8 +2 р.р. |
Вн. чт. Распутин «Живи и помни» | 1 |
Творчество Н.С.Лескова | 3 |
Вн.чт. Шукшин «До третьих петухов» | 1 |
Творчество Л.Н.Толстого | 12+ 3 р.р. |
Вн. чт. Л. Толстой «Севастопольские рассказы» | 1 |
Творчество А.П.Чехова | 8+3 р.р. |
Вн.чт. Вампилов «Утиная охота» | 1 |
Вн.чт. К.Хетагуров. Обзор жизни и творчества | 1 |
Вн.чт. Обзор зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье» | 2 |
Итоговые уроки. Нравственные уроки русской литературы 19 века | 1 |
Резервный урок | 3 |
Итого (35 учебных недель) | 105 (вн –13, р.р. -14) |
Раздел II. Учебно-тематический план
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Жизнь и творчество Пушкина. Лирика Пушкина, её гуманизм. Слияние гражданских, философских и личных мотивов в лирике Пушкина. Стихотворения «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану», «Элегия», «Вновь я посетил…» и др. Развитие реализма в поэме «Медный всадник».
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворения «Валерик», « Как часто пёстрою толпою окружён», « Молитва», «Завещание» и др. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Миргород», «Петербургские повести» И.В.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Герои романа и их отношение к Обломову. Роман «Обломов» в зеркале критики.
А.Н.Островский. Личность и судьба создателя русского национального театра. «Гроза»: идейно-художественное своеобразие, смысл названия. Катерина в борьбе за свои человеческие права. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети»- роман о конфликте поколений. Духовный конфликт Базарова. Любовь в романе «Отцы и дети». Споры в критике вокруг романа.
Ф.И.Тютчев. Философский характер лирики поэта. Человек и история в лирике Тютчева. Человек и природа в лирике поэта. Любовь как стихийная сила и « поединок роковой». Стихотворения» Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Я встретил вас,,,» и др.
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. Лирика природы и любви Фета. Стихотворения: Шёпот, робкое дыханье…», « Я пришёл к тебе с приветом…», « Сияла ночь…» и др.
Н.А.Некрасов. Основные темы и мотивы лирики поэта. Поэма « Кому на Руси жить хорошо»- горькая доля народа в пореформенной Руси. Народные заступники. Фольклорное начало в поэме.
М.Е.Салтыков- Щедрин. Сказки Салтыкова- Щедрина- синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение.
Ф.М.Достоевский. Личность и судьба. Роман «Преступление и наказание». Раскольников, его теория, истоки его бунта. » Правда» Сони Мармеладовой. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
Н.С.Лесков. Обзор ранее изученных произведений. «Очарованный странник»- идейно- художественное своеобразие.
Л.Н.Толстой. Обзор ранее изученных произведений. Роман «Война и мир»- роман- эпопея. Духовные искания А.Болконского и Пьера Безухова. Женские образы. «Мысль семейная» в романе. Тема народа. Образы Кутузова и Наполеона.
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Проблематика рассказов 90-х годов. Рассказ «Ионыч»: духовная деградация человека. «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Символ сада.
К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
Обзор зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье».
Нравственные уроки русской литературы 19 века.
Приложение 1
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
A.С. Пушкин. 3- 4 стихотворения ( по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. 3-4 стихотворения (по выбору учащихся).
А.А.Фет. «На заре ты её не буди…», « Я пришёл к тебе с приветом…»,» Какая ночь!...», «Это утро, эта радость…», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи…» ( по выбору)
А.Н.Островский. «Гроза»( монолог по выбору учащихся)
Н. А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой
бестолковые люди» (по выбору учащихся).
И.С.Тургенев. «Отцы и дети» (отрывок по выбору учащихся)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
А.С.Пушкин. Кривцову. Именины. Нереида. Редеет облаков летучая гряда. Воспоминание. Три ключа. Дар напрасный…Поэту. Труд. Прощание. Не дай мне Бог сойти с ума…
П.А.Катенин. Сонет. Д.В.Давыдов. Вальс. Не пробуждай, не пробуждай… Ф.В.Глинка. К Пушкину. Сон русского на чужбине. Е.А.Баратынский. Осень. Приметы. Мудрецу. Рифма. А.А.Дельвиг. Русская песня. Ах ты, ночь ли…, Элегия. Сонет. Разочарование. Соловей мой, соловей…
Н.М.Языков. Элегия. А.С.Пушкину. Морское купанье. Вечер. Буря. В.К.Кюхельбекер. Работы сельские приходят уж к концу…, Ещё прибавился мне год…, Участь русских поэтов. Усталость.
М. Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская. Н.П.Огарев. Изба. Обыкновенная история. Н.В.Гоголь. Нос. А.Н.Майков. Свирель. Октава. Барельеф. К.К.Павлова. Ты, уцелевший в сердце нищем… Н.А.Некрасов. Безвестен я…, Внимая ужасам войны…, Замолкни, Муза мести и печали…, В столицах шум… Ф.М.Достоевский. Бедные люди. А.А.Григорьев. Из цикла «Борьба». Я её не люблю, не люблю… А.А.Фет. Добро и зло. Не тем, Господь, могуч…Жизнь пронеслась без явного следа…, Сентябрьская роза. Деревня и др. И.А.Гончаров. Обыкновенная история. А.И.Герцен. Былое и думы. Я.П.Полонский. Зимний путь. Затворница. Песня цыганки и др. А.К.Толстой. Средь шумного бала…, Ты не спрашивай…, Коль любить… И.С.Тургенев. Новь. Накануне (по выбору) Ф.И.Тютчев. О чём ты воешь, ветр ночной…, Душа б хотела быть звездой и др. М.Е.Салтыков- Щедрин. Сказки. Господа Головлёвы. Л.Н.Толстой. Анна Каренина. Н.С.Лесков. Тупейный художник. А.П.Чехов. Одна из пьес ( по выбору) Из зарубежной литературы.
У.Шекспир. Макбет.
И.В.Гёте. Страдания юного Вертера.
О. де Бальзак. Гобсек.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 10 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- давать развёрнутую характеристику героев изучаемых произведений:
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....