Урок литературы в 9 классе «Б.Л.Пастернак. Лирика»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы в 9 классе в форме радио- или телепередачи.
Этот урок по творчеству Бориса Леонидовича Пастернака готовился не только по страницам учебника литературы для 9 класса, но и по материалам книги Д.Быкова «Борис Пастернак». Девятиклассникам было предложено погружение в тему по избранным главам книги. Форму урока мы выбрали необычную – это радиопередача. Нам хотелось рассказать слушателям о том, что нам понравилось и что поразило в судьбе и творчестве поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_kl_b._pasternak.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирилюк Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Урок литературы в 9 классе
Тема: «Б.Л.Пастернак. Лирика»
Цели:
- образовательная: знакомство учащихся с судьбой и особенностями творчества Б.Л.Пастернака
- развивающая: создание условий для проявления творческой активности учащихся; развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся
- воспитательная: формирование чувства любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного
Задачи:
- создать условия для самостоятельной работы учащихся с материалом по теме (учащиеся погружаются в материалы, добывают впечатления, творчески осмысляют прочитанное)
- активизировать учащихся на творческий подход к теме (подготовить выступление в форме радио- или телепередачи)
- создать благоприятную атмосферу урока
Планируемые результаты:
- девятиклассники осмысленно читают произведения Б.Пастернака
- верно расставляют акценты в анализе биографии поэта
- самостоятельно создают сценарий выступления в форме радио- или телепередачи
- владеют умением оценивать свою деятельность
Используемые технологии и методы обучения: коллективная мыслительная деятельность, метод решения творческих задач
Оснащение урока: проектор, ПК, презентация «Борис Леонидович Пастернак»
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-телепередача
Ход урока
1этап: организационный
Приветствие
2 этап: целеполагание
Учитель говорит о замысле цикла уроков по поэзии ХХ века в форме радио- или телепередач.
Учащиеся обозначают цели, которые перед ними стояли.
3 этап: самостоятельная работа учащихся
Выступление с подготовленным домашним заданием.
Ведущие передачи: звучат позывные, название передачи (название придумывают дети)
На экране транслируется презентация «Борис Леонидович Пастернак» (презентация подготовлена учащимися)
Звучит музыка: А.Н.Скрябин. Этюд №12
Чтецы: читают стихотворение Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти До самой сути…».
Звучит музыка: А.Н.Скрябин. Этюд №12
Ведущие: начинают передачу, представляют гостей студии, размышляют о судьбе Б.Л.Пастернака, передают слово гостям студии – биографам.
(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).
- «Лирика Пастернака — праздничный реестр подарков, фейерверк чудес, водопад восторженных открытий; ни один русский поэт с пушкинских времен не излучал такой простодушной и чистой радости.
- И, откликаясь на эту готовность к счастью, судьба в самом деле была к нему милостива: он спасся в кошмарах своего века, не попал на империалистическую войну, уцелел на Отечественной, хотя рисковал жизнью, когда тушил зажигательные бомбы на московских крышах или выезжал на Фронт в составе писательской бригады. Его пощадили четыре волны репрессии — в конце двадцатых, в середине и в конце тридцатых, в конце сороковых.
- Он писал и печатался, а когда не пускали в печать оригинальные стихи — его и семью кормили переводы, к которым у него тоже был прирожденный дар.
- Трижды в жизни он был счастливо и взаимно влюблен. Наконец, период травли, государственных преследований и всенародных улюлюканий пришелся на сравнительно гуманный хрущевский период».
Биографы: рассказывают о жизни и судьбе поэта.
Ведущие: подводят итог, переходят к размышлениям о творчестве Б.Пастернака, передают слово гостям студии - литературоведам.
(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).
- «Все его стихи хранят отпечаток личности, но автор — не действователь, а восторженный наблюдатель. Слова и впечатления его куда-то влекут, волокут. У Пастернака необычайно широкая лексика. Тут вам в одном стихотворении азалии и пахота, жуки, сваи и расцветшие миры, менестрели и полынь… Только жар лирического темперамента может все это сплавить в одно, пусть и невнятное целое. И, конечно, сквозной звук, парономазия — с первых стихов любимый прием сближения разностильных и разнозначных слов. Пастернак — единственный, у кого есть лицо, причем с таким необщим выраженьем, что выраженье это по временам можно принять либо за мимику безумца, либо за сардоническую насмешку над читателем.
+ (Из книги «Литературная матрица» фрагмент статьи Ксении Букши о Пастернаке)
Литературоведы: рассказывают об особенностях лирики Б.Пастернака, выступают в диалоге с ведущими.
(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).
- «Манера Пастернака была импровизационной. К импровизации он был способен почти во всякое время, не нуждался для этого ни в каких специальных условиях — достаточно было отдаться потоку хаотических ассоциаций, который подхватывал его, чуть Пастернак давал ему волю.
Маяковский сочинял на ходу, ему помогал ритм ходьбы;
Пушкин предпочитал писать лежа в постели.
Блок плодотворнее всего работал после бессонной ночи, часто проведенной в шатаниях по городу.
Пастернак мог писать на чем угодно и когда угодно, записными книжками не пользовался, над строчкой подолгу не бился и, если не удавалась одна строка, с легкостью заменял строфу целиком. Так по крайней мере он работал в молодости. Зрелым Пастернаком лирическая стихия уже не управляет, это он владеет ею; но и тогда работа над стихотворением редко растягивалась у него дольше, чем на три часа.
Ахматова, сочиняя стихи, тихо «гудела», как бы проборматывая их про себя.
Мандельштам певуче бормотал с полузакрытыми глазами, проверяя строку на звук, и каждую строку подолгу обдумывал отдельно.
Пастернак не проговаривал стихи вслух, он мыслил не строчками, а долгими строфическими периодами. Основной единицей в мире Пастернака было не слово, а строфа. Писал он по-прежнему быстро — «Быть знаменитым некрасиво» написано минут за сорок. Неизменными оставались три правила: первотолчком всегда бывал яркий и конкретный зрительный образ; писать Пастернак начинал, только когда представлял общую «компоновку» вещи, то есть примерно знал, чем она закончится; лучше всего ему работалось после прогулки, он был склонен импровизировать не в кабинете, а на городской улице или в переделкинском лесу. Во время работы Пастернак предпочитал пить крепчайший чай, но обходился и без чая; не терпел, когда стол был загроможден, не держал на нем ничего лишнего, как Блок, и любил аскетические кабинеты с минимумом мебели и книг»
Ведущие.
- « У каждого значительного писателя есть любимая, наиболее употребительная часть речи — не то чтобы она преобладала в текстах (как существительные у Фета в «Шепоте, робком дыхании»), но на нее приходятся главные слова.
- «У Бунина, допустим, это прилагательные.
В стремительном мире Пушкина доминирует глагол: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей…»(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).
Литературоведы.
(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).
- « Любимые части речи Пастернака — наречие и причастие, и это важнейшая черта к характеристике его метода. И то и другое — добавочные характеристики действия, и в стихах Пастернака в самом деле все время что-то происходит: статичных пейзажей нет — все несется, орет, «митингует», по собственному его выражению, и вообще ведет себя крайне непоседливо. Деревья машут поезду, гром фотографирует на память, хлопья шепчут, теченье ест зарю, иногда происходит нечто вовсе уж невразумительное — «сиренью моет подоконник продрогший абрис ледника», не поймешь, кто кого моет,— но разномасштабные и разнонаправленные действия не прерываются ни на секунду».
- «Наречиями пастернаковская поэзия тоже набита густо: « резво, буйно, браво, взахлеб, навзрыд, наотмашь, засветло, вдрызг, плашмя, ничком, навеселе, всласть, трусцой..». Все это, плюс широчайшая лексика, с вкраплениями интеллигентского и профессионального жаргона, с диалектизмами, с музыкальной и ботанической терминологией,— плюс родная для Пастернака стихия бушующей воды — реки, дождя, мокрого ли снега,— и составляет характернейшие особенности его поэзии: кто-кто, а он узнается сразу.
При этом главная особенность его почерка — любовь к паронимам, к сближению разнокоренных, но сходно звучащих слов: «С постов спасались бегством стоны», «Дождь крыло пробьет дробинкой», «В высях мысли сбились в белый кипень» — сеть звуков, сплетенная накрепко… типично пастернаковское сочетание «наречие плюс причастие». Все эти определения, натыканные сплошь, сплетаются, слепят, крепнут, плещут и лепятся друг к другу».
- «У Пастернака работают не слова, а цепочки — метафорические, звуковые, образные; по отдельности все — бессмыслица или неуклюжесть, но вместе — шедевр.
Цветаева в письме к молодому поэту замечала, что у зрелого поэта главная смысловая единица в стихе — слово. У Пастернака отдельное слово в стихах не существует. Слова несутся потоком, в теснейшей связи, они связаны по звуку, хотя часто противоположны по смыслу и принадлежат к разным стилевым пластам. На читателя обрушивается словопад, в котором ощущение непрерывности речи, ее энергии и напора, важнее конечного смысла. Сама энергия речевого потока передает энергию ветра и дождя, само многословие создает эффект сырости, влажности, мягкости. В этом принципиальное отличие Пастернака от другого великого современника — Мандельштама, в чьих стихах отдельное слово тоже не столь уж значимо, но важно стоящее рядом — часто бесконечно далекое по смыслу, соединенное с предыдущим невидимой цепочкой. У Мандельштама для описания московского дождя, употреблен единственный эпитет — «воробьиный холодок», и столкновение двух никак не связанных между собою понятий — воробей и холод — сразу дает пучок смыслов: видны нахохлившиеся мокрые воробьи московских улиц, мелкий, еле сеющийся дождь раннего лета. Пастернаку такая скупость не присуща — его дожди низвергаются, весь мир отсыревает разом: «За ними в бегстве слепли следом косые капли. У плетня меж мокрых веток с небом бледным шел спор. Я замер. Про меня!» слепли, следом, капли, плетня - звук опять впереди смысла.
Цветаева выпячивает каждое отдельное слово, Мандельштам сталкивает его с другим, отдаленным,— Пастернак прячет и размывает его в единой звуковой цепи».
- «Пастернак охотно впускает читателя в мастерскую — все нараспашку!— и не раскрывает только главного: тайну рождения образа. Образ, на котором, как на стержне, всегда держится стихотворение,— это и есть его поэтическая тайна; существеннейшей чертой пастернаковского метода всегда было расширяющееся, спиральное развитие текста из метафорического зерна: он не пересказывает историю и не описывает предмет, но метафорически мыслит — что и есть его главная способность. Все держится на сквозной метафоре — бабочка-буря, девочка-ветка, сад-свидетель, скирда-факел, дождь-исполин. Писать, как Пастернак,— сложно; мыслить, как он, не удавалось почти никому». (Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»)
Ведущие: принимают звонки в студию.
Слушатели: задают вопросы гостям студии и ведущим о творчестве поэта, о его судьбе.
*Прямое включение: на связи Подмосковье, Переделкино. С группой учеников и последователей приглашается к диалогу…(учитель говорит о секрете поэтической ёмкости и о разворачивании смыслов поэтического образа)
Ведущие: завершают передачу, прощаются со зрителями и слушателями.
На экране снова транслируется презентация «Борис Леонидович Пастернак» .
Звучит музыка: А.Н.Скрябин. Этюд № 12
Чтецы: читают стихотворение Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти До самой сути…»
В заключение передачи (если позволяет время) учитель предлагает почитать стихи Б. Л. Пастернака наизусть. Стихи читают учащиеся, не принимавшие участия в работе студии.
4 этап: рефлексия
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- как вы думаете: получилась ли у вас передача?
- как вы относитесь к урокам-передачам?
- были ли радостные моменты в подготовке? А в чём были трудности?
Оценки за работу.
5 этап: домашнее задание
- написать синквейн «Поэзия Бориса Пастернака».
- перспективное домашнее задание: для девочек – подготовить урок-концерт по творчеству Анны Ахматовой и Марины Цветаевой; для мальчиков – подготовить урок о Н. Заболоцком ( форма урока любая: концерт, радиопередача или другое).
Литература:
- Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва. «Просвещение» 2013
- «Литературная матрица». Учебник, написанный писателями. Лимбус Пресс. Санкт-Петербург-Москва. 2011 г.
- Быков Д. «Борис Пастернак» Серия «ЖЗЛ» 2007 г.
- Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Серия «Библиотека поэта»1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс
Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...
урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.
Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики, раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к п...
Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"
Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"
Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....