урок литературы родного края .Творчество А.Ионова
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Великая шахтерская душа (урок по творчеству Алексея Ионова)
Цели урока: учащиеся должны проявлять интерес к литературному краеведению, чувство гордости за свой народ, развивать свою читательскую культуру; учащиеся должны иметь знания о литературе родного края, о жизни и творчестве писателя донецкого края и собирателя УНТ Донбасса А.Ионова, совершенствовать навыки ораторского искусства, самостоятельно работать с различными литературными источниками; развивать умение анализировать текст.
Перспективное задание:
1. Подготовить презентацию материала об А.Ионове.
2. Подготовить проект “Сын земли родной”.
3. Подготовить художественное чтение прозы.
4. Подготовить выразительное чтение наизусть.
5. Подготовить инсценировку рассказа “Горючие слезы”
Оборудование:
портрет писателя, выставка повестей и рассказов А.Ионова, рисунки-иллюстрации учащихся к рассказам А.Ионова, тексты рассказа “Горючие слезы”, сказа “Шубин”, проекты учащихся, мультимедийное оборудование.
Который раз я повторяю
Слова любви к родному краю:
Мой край!
Хвала тебе и честь!
Б.Легостаев
Сыновьева чувства должно прибавиться…
А.Ионов
Ход урока:
I. Орг.момент
II. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Своих земляков мы должны знать, а особенно тех, чьи имена известны во многих странах. Много писателей. чье творчество уже давно перешагнуло рубежи их родного края. Алексей Ионов-один из них, писатель, знаток шахтерской души.
“Донбасс - земля героев,”-его краткое выражение прочно вошло в наш обиход. В его творчестве созданы образы покорителей подземных недр, людей душевно богатых и красивых, шахтеров - тружеников Донбасса.
III. Защита проекта группой учащихся “Сын земли родной” с использованием мультимедиа.
1 слайд: улица имени Алексея Ионова г. Донецк, г. Горловка
2. книги А. Ионова
3. картина Б.Павлова “Саур-могила”
4. современный вид Саур-могилы и вид осень-зима 2014-2015г.г.
5. портреты друзей: П. Беспощадный, Н. Гончаров, В. Литвинов, Б.Котов, И. Костыря, В. Назин-писатели Донетчины.
IV. Представление учащимися следующей работы “Презентация “Алексей Ионов. Писатель. человек” “ (слайды №1-5)
V. Слово учителя.
Многообразие шахтерского характера представлено в произведениях А. Ионова. Это и крепильщик- иван Донцов, которого автор отнес к “горной породе” людей: он взорвал проход и сам погиб, но фашисты угля из шахты не получили. Это и умудренная жизнью женщина, которая утверждает, что “это горит не уголь, это там горючие слёзы”, слезы материнские по погибшим на фронте сыновьям (рассказ “Горючие слезы”). Это и Машенька со своей простой и трогательной историей любви (рассказ “Сердце девичье”). а сколько задушевных, берущих за сердце рассказов посвящено военной тематике.
Давайте просмотрим инсценизацию рассказа А. Ионова “Горючие слёзы”
.Вопросы и задания:
Как вам увиденное? Затронуло? Заставило о чем-то задуматься?
Получилось ли у ребят передать чувства героев рассказа?
Почему автор сравнивает жизнь шахты с жизнью человека?
Зачитайте из текста отрывок, в котором автор описывает величие шахт. согласны ли вы с Ионовым?
Словесное рисование: расскажите о том, как “умирает” шахта.
Что хотел подчеркнуть автор внешним обликом женщины?
Объясните, как же возникла легенда о горючих слезах?
Как вы считаете, почему курган продолжал дымиться?
Выскажите свое мнение, почему А.Ионов в своем рассказе написал: -”... и мне показалось, что я присутствовал при рождении какой-то легенды.” -”Она … неторопливо повела рассказ.” -”...а ты рассказываешь какую-то басню.” Обоснуйте свою точку зрения , чье объяснение (легенда матери или реалистический рассказ шахтера) вам ближе и почему?
Какой художественный прием и с какой целью использовал А.Ионов в словосочетании “будут гореть слезы”?
Так какие же чувства у вас вызвал раcсказ?
VI.
слайд № 6 “Ионов-литературный критик”
слайд №7 “ Ионов-фольклорист”
VII. Слова учителя
Можно с уверенностью сказать, что никто с таким усердием не занимался изучением шахтерского фольклора, как Ионов. Он обошел весь Донбасс, встречался со старожилами, молодежью, записывал сказы, легенды, песни, частушки, пословицы, которые бытовали в шахтерской среде. а книги-результат этой титанической работы.
Пересказ сказа “Шубин”
Учитель.
В его сборник “Поет душа шахтерская” вошли песни о трудной шахтерской жизни в царское время. Давайте послушаем, как сами шахтеры рассказывают в песнях о своей доле.
Чтение наизусть учениками текстов шахтерских песен
Песня о шахтерках
В пять часов гудок гудит, Я заплаток не нашел,
На работу всем велит. Обул рваны и пошел.
Жура, жура, журавель, Голова моя кружится,
Журавушка молодой Спецодежда все мне снится,
Стал шахтерки собирать. Нам лаптей немного дали,
Их нельзя уж надевать. Мы их быстро разобрали,
Они рваны и худы, Но ничто нас не страшит,
Никуда-то не годны. Лишь хозяев бы изжить,
Стал я думать и гадать, Ведь шахтеры наши знают,
Чем шахтерки полатать От чего они страдают.
Гибель коногона
Спускался в шахту утром ранним На повороте путь разрушен,
К своей лошадке вороной, С толчка забурится вагон”.
Цеплял он партию вагонов Вагон передний забурился,
И с нею мчался под забой. И он под партию попал.
Вот лошадь мчится по продольной, Он на колени вдруг свалился,
По темной, узкой и сырой, Кричит:”Товарищ, я пропал!”
А молодому коногону Со всех сторон сбежались люди.
Кричит с вагона тормозной: Стояли черною толпой,
“ Ах, тише, тише ради Бога! А коногона к шахтной клети
Гляди-ка, тут какой уклон, Несли с пробитой головой…
VIII. Рефлексия
Учитель.
Разносторонне одаренный писатель, большой труженик, хороший человек-вот так о нем говорили современники.
А каким он запомнился вам?
IX.
Домашнее задание (по выбору)
1.Выучить отрывки из рассказа А. Ионова”Горючие слезы”
2.Написать отзыв о рассказе
3.Составить киносценарий к рассказу
Спасибо за сотрудничество!
Фрагмент урока к курсу «Литература родного края»
Тема: Николай Рыбалко. Жизнь и творчество поэта-земляка.
Цель: познакомить школьников с жизнью и творчеством Н.А.Рыбалко;
способствовать углублению творческого воображения и образного
мышления учащихся;
развивать эмоции, чувства, умение воспринимать произведения на
слух; совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического
произведения, анализировать его, высказывать свои суждения по
поводу прочитанного;
воспитывать чувство патриотизма и благодарности к защитникам
Отчизны.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование опорных умений и навыков.
Оборудование: выставка фотографий Н.А.Рыбалко; презентация в Рowerpoint; аудиозаписи стихов; раздаточный материал (карточки со стихотворениями, паспорт произведения)
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Технология «Незаконченное предложение»
«От сегодняшнего урока я ожидаю…»
Актуализация опорных знаний
- Назовите имена поэтов-земляков – участников ВОВ.
- У кого из писателей-донбассовцев одной из основных тем творчества была тема Великой Отечественной войны?
Сообщение темы и целей урока
Задание сегодняшнего урока – познакомиться с жизненным и творческим путём талантливого поэта-земляка из Краматорска Николая Александровича Рыбалко. Участник ВОВ, он после возвращения с фронта вернулся в поэзию, основную часть которой посвятил памяти погибших своих ровесников и тем ветеранам, которым повезло выжить в нелёгкой борьбе с фашизмом.
У Николая Рыбалко много стихотворений, которые рассказывают про родной город, про Донбасс, про довоенную жизнь, про природу и любовь. Но основной темой критики всё же считают тему войны.
Объяснение нового материала
Работа с фотовыставкой Н.Рыбалко.
Рассказ учителя про жизнь и творчество поэта, сопровождающийся презентацией.
Технология «Обучая – учусь» (сообщения школьников о наиболее интересных фактах из жизни Н.Рыбалко, подготовившие заранее)
Практическая работа в тетради. Биографические сведения и характеристику личности поэта записать в таблицу.
Личность поэта |
Яркие биографические |
факты |
Главные черты характера поэта |
Названия произведений Н.А.Рыбалко |
Прослушивание аудиозаписей: «Год рождения – двадцать второй», «Встреча», «Жужжали над землёй осколки…».
Работа в группах «Декламаторы-актёры»
- выразительное чтение стихотворения на карточке;
- составление паспорта произведения
Паспорт произведения
1Автор |
2 |
Название |
3 |
Время написания |
4 |
Жанр |
5 |
Композиция |
6 |
Тема |
7 |
Идея |
8 |
Художественные средства |
9 |
Образы |
Итог урока
Рефлексия
- «Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…»
- «На уроке я запомнил(а)…»
Оценивание учебных достижений
Домашнее задание
Обязательное. Подготовить выразительное чтение и анализ поэзии Н.А.Рыбалко «Жужжали над землёй осколки…» .
Задание для желающих. Написать творческую работу «Что я чувствую, читая поэзию «Жужжали над землёй осколки…».
Фрагмент урока к курсу «Литература родного края»
Фронтовик, журналист, поэт, писатель, краевед,
Человек - Виктор Шутов. (Знакомство с творчеством Виктора Васильевича Шутова)
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-семинар
Методы работы учителя на уроке: словесный, репродуктивный, поисковый, антиципации, эвристический
Формы организации деятельности учащихся: поисковая, групповая, фронтальная
Оборудование: стенд с материалами о поэте, выставка книг (произведения донецких авторов), слайды, фотографии.
Структура урока:
1. Организация урока.
2. Постановка целей и задач
3. Работа творческих групп
4. Рефлексия
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Виктора Васильевича Шутова, поэта и писателя, нашего земляка; показать роль города Донецка в формировании его как личности и поэта; показать, как тема «малой» родины нашла отражение в его творчестве.
Воспитательные: способствовать формированию творческого восприятия материала, воспитанию чувства «малой» родины и любви к родному краю.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к поэзии родного края, навыки выразительного чтения, формировать умения самостоятельной работы
Ход урока:
Орг. Момент
Мотивация. Слово учителя
Всем вам знакомо слово Родина. Это Отечество, родная страна или место рождения. Любовь к «большой» Родине вырастает из любви к родине «малой» - родным местам, отчему краю, городу или селу. Наша с вами «малая» родина – это наш город Донецк.
Наш родной край, Донбасс, воспевали и воспевают талантливые люди, наши земляки – донецкие поэты.
- Кого из донецких поэтов вы знаете? Читали?
Мне хочется назвать имена таких известных в Донбассе авторов, как Белаш Б.Ф., Беспощадный П.Г., Галкин И.В., Ионов А.В., Рыбалко Н.А., Сердюк Н.Г.
Много интересных, литературно одарённых людей живёт в Донецке. Многие из них воспевают в своих произведениях Родину, отчий дом, тружеников нашего края, дружбу, любовь.
Один из них Виктор Васильевич Шутов - поэт и прозаик, почетный гражданин Донецка. Он воевал не только в годы Великой Отечественной, он воевал всю жизнь с человеческой подлостью, глупостью, беспамятством. Оставил богатое наследие в виде поэтических сборников «Крутые уступы», «Любовь и память», «Мое поколение», романов «На острие ножа» и «Свет Куинджи», книги для детей, повести, среди которых особо выделяется «Смерти смотрели в лицо» - о деятельности донецких подпольщиков в годы фашистской оккупации. Писал Виктор Васильевич и очерки о столице шахтерского края - «Открою город заново», и посвященные нашему региону песни - «Шахтерская лирическая», «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «Мягкий уголек», «Саур-Могила». Он был по-настоящему, без ложного пафоса, влюблен в эту землю. Так, как умеют немногие...
III. Выступление творческой группы № 1
- Биография В.В. Шутова
- Демонстрация слайдов
IV. Выступление творческой группы №2
- Знакомство с творчеством В.В. Шутова
- Фотографии ул. Шутова, м-р Широкий, г. Донецк.
- Результаты опроса жителей улицы: в честь кого названа ваша улица?
V. Выступление творческой группы №3:
- из воспоминаний донецкой поэтессы Елены Лаврентьевой «Писал по-человечески»
-выразительное чтение
Писал по-человечески
«Не за морями-океанами -
Передо мной мой шар земной,
С его судьбы меридианами,
С его рабочей широтой.
Мой шар земной - планета малая,
Отцовский край - родной Донбасс
С его делами небывалыми,
С его житьем - не на показ.
В ладу с вселенскими законами,
Не нарушая ход планет,
Мой край, вздымаясь терриконами,
Берет из недр тепло и свет», -
Так размашисто описывает родную землю внук и сын шахтера. Которого судьба в юном возрасте свела с еще одним певцом Донбасса - Павлом Беспощадным.
Дело было в день Красной Армии, 23 февраля 1938-го. Ребята, занимавшиеся в Доме пионеров столицы края, чествовали красноармейцев и командиров. Витя со сверстником от имени литкружковцев вручил по поручению юных художников гостям картину. «Я был в больших черных, уже поношенных валенках, неуклюже переваливался с ноги на ногу. С трудом поднялся по крутым ступенькам на сцену и, робея, проговорил приветственное четверостишие», - вспоминал он.
А 15 лет спустя, когда преподнес Беспощадному свой первый сборник стихов, тот вспомнил, что был на той встрече в Доме пионеров... И мальчишку в неуклюжих валенках - тоже. Они дружили, Шутов про себя называл Беспощадного «батей» (тот ровесник его отца, погибшего на войне). Павел Григорьевич на своей книге «Песни труда», подаренной Шутову, написал: «Витя, никогда не выдумывай, пиши по-человечески». Тот так и делал.
- Его прозаический и поэтический язык был не очень чистый, но удивительно искренний. Да и человеком он был таким - честным во всём. Верил в то, что говорил, писал и делал. Этим и цеплял, - вспоминает известная донецкая поэтесса Елена Лаврентьева, знающая Шутова с 1971 года, когда она вступила в Союз писателей.
VI. Выступление творческой группы №4 «Защитник Ленинграда»:
Войны он хлебнул полной ложкой. Сначала бился с белофиннами, потом - с фашистами.
- Мы познакомились и подружились в самом конце 1944 года, когда для ленинградских зенитчиков война практически закончилась, и мы оба, ранее служившие на разных батареях, оказались в Девяткино, северном ленинградском пригороде, в военном городке полка, на льготном положении руководителей художественной самодеятельности, - рассказал Валентин Рабинович (Рич) - один из основателей и в течение 30 лет руководителей журнала «Химия и жизнь», автор полутора десятков книг.
С ним Шутов делился самыми яркими военными воспоминаниями. Как он, младший сержант, при выгрузке своей пушки с железнодорожной платформы сильно повредил ногу. После долгого лежания в госпитале был отправлен на поправку домой, но до Донбасса не добрался: немецкие танки перекрыли дорогу. И в декабре 1941 года, когда по Ладожскому озеру шли на Большую Землю караваны грузовиков с блокадниками, Виктор упорно двигал в противоположном направлении - в измученный Ленинград, на родную зенитную батарею (где был командиром орудийного расчета).
В 42-м в блокированном городе на Неве вышел поэтический сборник зенитчиков под названием «Тревога». Были там и стихи В.Шутова. Их становилось всё больше и больше: о боях, о любимых, верно ждущих солдат, о регулировщице (вскоре эти поэтические строки стали песней «Девушка с флажком»).
Шутов закончил войну старшиной, с медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и желанием поделиться тем, через что прошел сам. Да и вся страна:
«Не спросила: хочу ли, могу ли,
Просто: «Надо», - сказала она,
И пошел я под бомбы и пули,
И легла мне на плечи война.
Не стенал под кровавою ношей,
Только падал и снова вставал,
И на бога ничуть не похожий,
И карал, и рубил наповал.
Среди равных - ни лучший, ни худший,
Находил и терял я друзей,
И ремень подпоясывал туже
От блокадных, как слезы, харчей.
Да, бывало - от ветра качало,
И на травы бросало, и в грязь,
Только жизни не меркло начало,
И с землей моя связь не рвалась».
VII. Выступление творческой группы №5 «Битва за подпольщиков»:
Демобилизовавшись в конце 1946 года, он вернулся в родной Донецк, тогда еще Сталино. Трудился на заводе, был инструктором обкома комсомола, работал в редакциях газет «На страже социалистического Донбасса», «Комсомолец Донбасса», в журнале «Донбасс». Заочно окончил московский литинститут им. Горького.
- Он был больше журналистом, чем художником слова, - уверяет Елена Лаврентьева. - И рассказывал куда интереснее, чем писал. Кстати, ревностно относился к тому материалу, который собирал с величайшим трудом. Был прирожденным краеведом, что в сочетании с великой любовью к земле, на которой родился, помогало писать прекрасные вещи. Огромная заслуга Виктора Васильевича в том, что он одним из первых, если вообще не первым, так подробно написал о донецком подполье.
Тема эта долго была под запретом. Как ни душили оккупанты донецкое подполье, оно снова и снова оживало, не давая врагу покоя. И тогда, покидая Донбасс, немцы распространили клеветническую информацию о мнимом сотрудничестве с ними руководителей подполья. Информации поверили и с героями сопротивления расправились свои же: кого поставили к стенке, кого бросили в тюрьмы и лагеря.
Лишь в 1959-м начали розыск тех, кто во время фашистской оккупации боролся в донецком подполье. И Шутов, написав:
«Не скрываю - до сих пор ценю
Суть людскую мерой фронтовою:
Вместе с теми, кто лицом к огню,
Кто за правду встать готов горою»,
буквально землю рыл, добиваясь той самой правды, за которую проливал кровь, и за которую бились те, кого пытались предать забвению. И никакие преграды (ему грозили арестом, исключением из партии, куда вступил в 43-м) остановить Виктора Васильевича не могли.
Он выступал по радио и ТВ, много работал в архивах Донецка, Киева, Ростова, Москвы, Ленинграда. Встречался и переписывался с бывшими подпольщиками и их родственниками. В его личной картотеке было около 400 (!) имен участников антифашистской борьбы. Он не только вернул нам забытые имена, но и «обелил» многие из них. И даже выступал на судебном процессе против шпиона, пойманного в Дубнах, где он пристроился в научном центре. Того самого, стараниями которого за наших подпольщиков взялось НКВД.
Вскоре появились книги: «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие. Благодаря такой многолетней кропотливой работе В. Шутова школы и улицы Донецка теперь названы именами героев-подпольщиков.
Есть в нашем городе и улица имени Шутова. А вот мемориальной таблички на доме, где он прожил долгие годы с супругой Марией Аксентьевной Кащенко (она была учителем географии, вместе вырастили сына и дочь), найти не удалось. Местные жители говорят - снял кто-то из вновь вселившихся, устанавливая кондиционер...
Он ушел в 1988-м, вскоре после того, как стал почетным гражданином Донецка. «Города синих терриконов и звонких тополей», как написал однажды. Города, которому посчастливилось, что в его орбите была такая планета - Шутов.
Немного о себе
Как положено на свете, -
Я покину мир земной, -
Сообщат о том в газете
И забудут - с глаз долой...
А, возможно, критик местный
Вдруг да вспомнит обо мне:
Мол, в Донбассе был известный,
И немного всей стране.
Биографии шахтерской,
На войне - простой солдат,
По комплекции неброский,
Не из робких и не хват.
Попадал в беду - не охал,
И здоровье не берег;
Сочинял стихи неплохо,
Приналег бы - лучше смог.
После ратного похода,
Ради счастья и весны,
Врачевал со всем народом
Раны горькие страны.
А во время передышки,
Как в недавние бои,
Побратимам - не из книжки -
Он читал стихи свои.
О товарищах-рабочих,
О геройских их делах;
Может, с рифмою не очень,
Но душа жила в строках.
Может, слабость в смысле слога,
Но в стихах был свет от звезд,
Возвышалась в них эпоха
В богатырский полный рост.
Билось пламенное время
И, возможно, потому,
Что одной судьбой со всеми
Было жить светло ему.
Так ли скажет, я не знаю,
Местный критик вдалеке,
Но пока я уповаю:
Может, вы в моей строке
Ощутите вдохновенье,
Что передано словам,
Что хоть капельку волненья
Перельется в сердце к вам.
VIII. Рефлексия
- Как вы оцениваете подготовку творческих групп?
- Можно сказать, что теперь мы знакомы с творчеством В.В. Шутова?
- Как вы понимаете выражение «Планета по имени Шутов»?
- Достигнуты вами цели урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...
Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....
Презентация к интегрированному уроку (история родного края, английский, литература) 6 кл. "Калмыки в Отечественной войне 1812 г."
Интегрированный урок посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 г.Калмыки участвовали в войне 1812 года в составе 1-го , 2-го и Ставропольского калмыцких полков.Помимо этих полков много калмыко...
Программа элективного курса по литературе в 8 классе "Гражданское воспитание на примере литературы родного края"
Данная работа прошла экспертную редакционную оценку и получила положительное заключение оргкомитета официального сайта "Моя Югра". ...
Конспект урока чтения «Литература родного края» «Писатели Кубани – детям В.П. Неподоба».
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и чтения. Учитель познакомит учащихся с жизнью и творчеством кубанского писателя - В.П. Неподоба. Урок поможет воспитать л...
Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве
Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве...