урок литературы родного края .Творчество А.Ионова
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Степук Валерия Витальевна

знакомство с творчеством писателей Донбасса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творчество А.Ионова64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Великая шахтерская душа (урок по творчеству Алексея Ионова)

Цели урока:                учащиеся должны проявлять интерес к литературному краеведению,    чувство гордости за свой народ, развивать свою читательскую культуру; учащиеся должны иметь знания о литературе родного края, о жизни и творчестве писателя донецкого края и собирателя УНТ Донбасса А.Ионова, совершенствовать навыки ораторского искусства, самостоятельно работать с различными литературными источниками; развивать умение анализировать текст.

Перспективное задание:

1. Подготовить презентацию материала об А.Ионове.

2. Подготовить проект “Сын земли родной”.

3. Подготовить художественное чтение прозы.

4. Подготовить  выразительное чтение         наизусть.

5. Подготовить инсценировку рассказа “Горючие слезы”

    Оборудование:

портрет писателя, выставка повестей и рассказов А.Ионова, рисунки-иллюстрации учащихся к рассказам А.Ионова, тексты рассказа “Горючие слезы”, сказа “Шубин”, проекты учащихся, мультимедийное оборудование.                

                

                                                          Который раз я повторяю

                                                                 Слова любви к родному краю:

                                                          Мой край!

                                                          Хвала тебе и  честь!

                                                                                Б.Легостаев

                                                 Сыновьева чувства должно   прибавиться…

                                                                                        А.Ионов

                                

Ход урока:

                           I. Орг.момент

                           II. Мотивация учебной деятельности.

       Слово учителя.

 Своих земляков мы должны знать, а особенно тех, чьи имена известны во многих странах. Много писателей. чье творчество уже давно перешагнуло рубежи  их родного края. Алексей Ионов-один из них, писатель, знаток шахтерской души.

“Донбасс - земля героев,”-его краткое выражение прочно вошло в наш обиход. В его творчестве созданы образы покорителей подземных недр, людей душевно богатых и красивых, шахтеров - тружеников Донбасса.

III. Защита проекта группой учащихся “Сын земли родной” с использованием мультимедиа.

 1 слайд: улица имени Алексея Ионова  г. Донецк, г. Горловка

2. книги А. Ионова

3. картина Б.Павлова “Саур-могила”

4. современный вид Саур-могилы и вид осень-зима 2014-2015г.г.

5. портреты друзей: П. Беспощадный, Н. Гончаров, В. Литвинов, Б.Котов, И. Костыря, В. Назин-писатели Донетчины.

IV.  Представление учащимися следующей работы “Презентация “Алексей Ионов. Писатель. человек” “ (слайды №1-5)

V. Слово учителя.

Многообразие шахтерского характера представлено в произведениях А. Ионова. Это и крепильщик- иван Донцов, которого автор отнес к “горной породе” людей: он взорвал проход и сам погиб, но фашисты угля из шахты не получили. Это и умудренная жизнью женщина, которая утверждает, что “это горит не уголь, это там горючие слёзы”, слезы материнские по погибшим на фронте сыновьям (рассказ “Горючие слезы”). Это и Машенька со своей простой и трогательной историей любви (рассказ “Сердце девичье”). а сколько задушевных, берущих за сердце рассказов посвящено военной тематике.

Давайте просмотрим инсценизацию рассказа А. Ионова “Горючие слёзы”

.Вопросы и задания:

 Как вам увиденное? Затронуло? Заставило о чем-то задуматься?

Получилось ли у  ребят  передать чувства героев рассказа?

Почему автор сравнивает жизнь шахты с жизнью человека?

Зачитайте из текста отрывок, в котором автор описывает величие шахт. согласны ли вы с Ионовым?

Словесное рисование: расскажите о том, как “умирает” шахта.

Что хотел подчеркнуть автор внешним обликом женщины?

Объясните, как же возникла легенда о горючих слезах?

Как вы считаете, почему курган продолжал дымиться?

Выскажите свое мнение, почему А.Ионов в своем рассказе написал:    -”... и мне показалось, что я присутствовал при рождении какой-то легенды.”  -”Она … неторопливо повела рассказ.”  -”...а ты рассказываешь какую-то басню.”     Обоснуйте свою точку зрения , чье объяснение (легенда матери или реалистический рассказ шахтера) вам ближе и почему?

Какой художественный прием и с какой целью использовал А.Ионов в словосочетании “будут гореть слезы”?

Так какие же чувства у вас вызвал раcсказ?

VI.

слайд № 6 “Ионов-литературный критик”

слайд №7 “ Ионов-фольклорист”

VII. Слова учителя

Можно с уверенностью сказать, что никто с таким усердием не занимался изучением шахтерского фольклора, как  Ионов. Он обошел весь Донбасс, встречался со старожилами, молодежью, записывал сказы, легенды, песни, частушки, пословицы, которые бытовали в шахтерской среде. а книги-результат этой титанической работы.

Пересказ сказа “Шубин”

Учитель.

В его сборник “Поет душа шахтерская” вошли песни о трудной шахтерской жизни в царское время. Давайте послушаем, как сами шахтеры рассказывают в песнях о своей доле.

Чтение наизусть учениками текстов шахтерских песен

Песня о шахтерках

В пять часов гудок гудит,                                Я заплаток не нашел,

На работу всем велит.                                Обул рваны и пошел.

Жура, жура, журавель,                                Голова  моя кружится,

Журавушка молодой                                        Спецодежда все мне снится,

Стал шахтерки собирать.                                Нам лаптей немного дали,

Их нельзя уж надевать.                                Мы их быстро разобрали,

Они рваны и худы,                                        Но ничто нас не страшит,

Никуда-то не годны.                                        Лишь хозяев бы изжить,

Стал я думать и гадать,                                Ведь шахтеры наши знают,

Чем шахтерки полатать                                От чего они страдают.

Гибель коногона

Спускался в шахту утром ранним                        На повороте путь разрушен,

К своей лошадке вороной,                                С толчка забурится вагон”.

Цеплял он партию вагонов                                Вагон передний забурился,

И с нею мчался под забой.                                И он под партию попал.

Вот лошадь мчится по продольной,                Он на колени вдруг свалился,

По темной, узкой и сырой,                                Кричит:”Товарищ, я пропал!”

А молодому коногону                                Со всех сторон сбежались люди.

Кричит с вагона тормозной:                                Стояли черною толпой,

“ Ах, тише, тише ради Бога!                        А коногона к шахтной клети

Гляди-ка, тут какой уклон,                                Несли с пробитой головой…

VIII. Рефлексия

Учитель.

Разносторонне одаренный писатель, большой труженик, хороший человек-вот так о нем говорили современники.

А каким он запомнился вам?

IX.

Домашнее задание (по выбору)

1.Выучить отрывки из рассказа А. Ионова”Горючие слезы”

2.Написать отзыв о рассказе

3.Составить киносценарий к рассказу

Спасибо за сотрудничество!

 

                Фрагмент урока к курсу «Литература родного края»

Тема: Николай Рыбалко. Жизнь и творчество поэта-земляка.

Цель: познакомить школьников с жизнью и творчеством Н.А.Рыбалко;  

            способствовать углублению творческого воображения и образного

            мышления учащихся;

            развивать эмоции, чувства, умение воспринимать произведения на

            слух; совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического

            произведения, анализировать его, высказывать свои суждения по

            поводу прочитанного;

            воспитывать чувство патриотизма и благодарности к защитникам

            Отчизны.        

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование опорных умений и навыков.

Оборудование: выставка фотографий Н.А.Рыбалко; презентация в Рowerpoint; аудиозаписи стихов; раздаточный материал (карточки со стихотворениями, паспорт произведения)

Ход урока

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Технология «Незаконченное предложение»

«От сегодняшнего урока я ожидаю…»

Актуализация опорных знаний

- Назовите имена поэтов-земляков – участников ВОВ.

- У кого из писателей-донбассовцев одной из основных тем творчества была тема Великой Отечественной войны?

Сообщение темы и целей урока

Задание сегодняшнего урока – познакомиться с жизненным и творческим путём талантливого поэта-земляка из Краматорска Николая Александровича Рыбалко. Участник ВОВ, он после возвращения с фронта вернулся в поэзию, основную часть которой посвятил памяти погибших своих ровесников и тем ветеранам, которым повезло выжить в нелёгкой борьбе с фашизмом.

У Николая Рыбалко много стихотворений, которые рассказывают про родной город, про Донбасс, про довоенную жизнь, про природу и любовь. Но основной темой критики всё же считают тему войны.

Объяснение нового материала

Работа с фотовыставкой Н.Рыбалко.

Рассказ учителя про жизнь и творчество поэта, сопровождающийся презентацией.

Технология «Обучая – учусь» (сообщения школьников о наиболее интересных фактах из жизни Н.Рыбалко, подготовившие заранее)

Практическая работа в тетради. Биографические сведения и характеристику личности поэта записать в таблицу.

Личность поэта

Яркие биографические

факты

Главные черты характера поэта

Названия произведений Н.А.Рыбалко

Прослушивание аудиозаписей:  «Год рождения – двадцать второй», «Встреча», «Жужжали над землёй осколки…».

Работа в группах «Декламаторы-актёры»

- выразительное чтение стихотворения на карточке;

- составление паспорта произведения

Паспорт произведения

1Автор

2

Название

3

Время написания

4

Жанр

5

Композиция

6

Тема

7

Идея

8

Художественные средства

9

Образы

Итог урока

Рефлексия

- «Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…»

- «На уроке я запомнил(а)…»

Оценивание учебных достижений

Домашнее задание

Обязательное. Подготовить выразительное чтение и анализ поэзии Н.А.Рыбалко «Жужжали над землёй осколки…» .

Задание для желающих. Написать творческую работу «Что я чувствую, читая поэзию «Жужжали над землёй осколки…».

Фрагмент урока к курсу «Литература родного края»

Фронтовик, журналист, поэт, писатель, краевед,

Человек - Виктор Шутов. (Знакомство с творчеством Виктора Васильевича Шутова)

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-семинар

Методы работы учителя на уроке: словесный, репродуктивный, поисковый, антиципации, эвристический

Формы организации деятельности учащихся: поисковая, групповая, фронтальная

Оборудование: стенд с материалами о поэте, выставка книг (произведения донецких авторов), слайды, фотографии.

Структура урока:

1. Организация урока.

2. Постановка целей и задач

3. Работа творческих групп

4. Рефлексия

Цели урока:

 Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Виктора Васильевича Шутова, поэта и писателя, нашего земляка; показать роль города Донецка в формировании его как личности и поэта; показать, как тема «малой» родины нашла отражение в его творчестве.

 Воспитательные: способствовать формированию творческого восприятия материала, воспитанию чувства «малой» родины и любви к родному краю.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к поэзии родного края, навыки выразительного чтения, формировать умения самостоятельной работы

Ход урока:

Орг. Момент

Мотивация. Слово учителя

Всем вам знакомо слово Родина. Это Отечество, родная страна или место рождения. Любовь к «большой» Родине вырастает из любви к родине «малой» - родным местам, отчему краю, городу или селу. Наша с вами «малая» родина – это наш город Донецк.

    Наш родной край, Донбасс, воспевали и воспевают талантливые люди, наши земляки – донецкие поэты.

   - Кого из донецких поэтов вы знаете? Читали?

Мне хочется назвать имена таких известных  в Донбассе авторов, как Белаш Б.Ф., Беспощадный П.Г., Галкин И.В., Ионов А.В., Рыбалко Н.А., Сердюк Н.Г.

       Много интересных, литературно одарённых людей живёт в Донецке. Многие из них воспевают в своих произведениях Родину, отчий дом, тружеников нашего края, дружбу, любовь.

 Один из них Виктор Васильевич Шутов   - поэт и прозаик, почетный гражданин Донецка. Он воевал не только в годы Великой Отечественной, он воевал  всю жизнь с человеческой подлостью, глупостью, беспамятством. Оставил богатое наследие в виде поэтических сборников «Крутые уступы», «Любовь и память», «Мое поколение», романов «На острие ножа» и «Свет Куинджи», книги для детей, повести, среди которых особо выделяется «Смерти смотрели в лицо» - о деятельности донецких подпольщиков в годы фашистской оккупации. Писал Виктор Васильевич и очерки о столице шахтерского края - «Открою город заново», и посвященные нашему региону песни - «Шахтерская лирическая», «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «Мягкий уголек», «Саур-Могила». Он был по-настоящему, без ложного пафоса, влюблен в эту землю. Так, как умеют немногие...

III. Выступление творческой группы № 1

- Биография В.В. Шутова

- Демонстрация слайдов

IV.  Выступление творческой группы №2

- Знакомство с творчеством В.В. Шутова

- Фотографии ул. Шутова, м-р Широкий, г. Донецк.

-  Результаты опроса жителей улицы: в честь кого названа ваша улица?

V. Выступление творческой группы №3:

- из воспоминаний донецкой поэтессы Елены Лаврентьевой «Писал по-человечески»

-выразительное чтение

Писал по-человечески

«Не за морями-океанами -

Передо мной мой шар земной,

С его судьбы меридианами,

С его рабочей широтой.

Мой шар земной - планета малая,

Отцовский край - родной Донбасс

С его делами небывалыми,

С его житьем - не на показ.

В ладу с вселенскими законами,

Не нарушая ход планет,

Мой край, вздымаясь терриконами,

Берет из недр тепло и свет», -

Так размашисто описывает родную землю внук и сын шахтера. Которого судьба в юном возрасте свела с еще одним певцом Донбасса - Павлом Беспощадным.

Дело было в день Красной Армии, 23 февраля 1938-го. Ребята, занимавшиеся в Доме пионеров столицы края, чествовали красноармейцев и командиров. Витя со сверстником от имени литкружковцев вручил по поручению юных художников гостям картину. «Я был в больших черных, уже поношенных валенках, неуклюже переваливался с ноги на ногу. С трудом поднялся по крутым ступенькам на сцену и, робея, проговорил приветственное четверостишие», - вспоминал он.

А 15 лет спустя, когда преподнес Беспощадному свой первый сборник стихов, тот вспомнил, что был на той встрече в Доме пионеров... И мальчишку в неуклюжих валенках - тоже. Они дружили, Шутов про себя называл Беспощадного «батей» (тот ровесник его отца, погибшего на войне). Павел Григорьевич на своей книге «Песни труда», подаренной Шутову, написал: «Витя, никогда не выдумывай, пиши по-человечески». Тот так и делал.

- Его прозаический и поэтический язык был не очень чистый, но удивительно искренний. Да и человеком он был таким - честным во всём. Верил в то, что говорил, писал и делал. Этим и цеплял, - вспоминает известная донецкая поэтесса Елена Лаврентьева, знающая Шутова с 1971 года, когда она вступила в Союз писателей.

VI. Выступление творческой группы №4 «Защитник Ленинграда»:

Войны он хлебнул полной ложкой. Сначала бился с белофиннами, потом - с фашистами.

- Мы познакомились и подружились в самом конце 1944 года, когда для ленинградских зенитчиков война практически закончилась, и мы оба, ранее служившие на разных батареях, оказались в Девяткино, северном ленинградском пригороде, в военном городке полка, на льготном положении руководителей художественной самодеятельности, - рассказал Валентин Рабинович (Рич) - один из основателей и в течение 30 лет руководителей журнала «Химия и жизнь», автор полутора десятков книг.

С ним Шутов делился самыми яркими военными воспоминаниями. Как он, младший сержант, при выгрузке своей пушки с железнодорожной платформы сильно повредил ногу. После долгого лежания в госпитале был отправлен на поправку домой, но до Донбасса не добрался: немецкие танки перекрыли дорогу. И в декабре 1941 года, когда по Ладожскому озеру шли на Большую Землю караваны грузовиков с блокадниками, Виктор упорно двигал в противоположном направлении - в измученный Ленинград, на родную зенитную батарею (где был командиром орудийного расчета).

В 42-м в блокированном городе на Неве вышел поэтический сборник зенитчиков под названием «Тревога». Были там и стихи В.Шутова. Их становилось всё больше и больше: о боях, о любимых, верно ждущих солдат, о регулировщице (вскоре эти поэтические строки стали песней «Девушка с флажком»).

Шутов закончил войну старшиной, с медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и желанием поделиться тем, через что прошел сам. Да и вся страна:

«Не спросила: хочу ли, могу ли,

Просто: «Надо», - сказала она,

И пошел я под бомбы и пули,

И легла мне на плечи война.

Не стенал под кровавою ношей,

Только падал и снова вставал,

И на бога ничуть не похожий,

И карал, и рубил наповал.

Среди равных - ни лучший, ни худший,

Находил и терял я друзей,

И ремень подпоясывал туже

От блокадных, как слезы, харчей.

Да, бывало - от ветра качало,

И на травы бросало, и в грязь,

Только жизни не меркло начало,

И с землей моя связь не рвалась».  

VII. Выступление творческой группы №5 «Битва за подпольщиков»:

Демобилизовавшись в конце 1946 года, он вернулся в родной Донецк, тогда еще Сталино. Трудился на заводе, был инструктором обкома комсомола, работал в редакциях газет «На страже социалистического Донбасса», «Комсомолец Донбасса», в журнале «Донбасс». Заочно окончил московский литинститут им. Горького.

- Он был больше журналистом, чем художником слова, - уверяет Елена Лаврентьева. - И рассказывал куда интереснее, чем писал. Кстати, ревностно относился к тому материалу, который собирал с величайшим трудом. Был прирожденным краеведом, что в сочетании с великой любовью к земле, на которой родился, помогало писать прекрасные вещи. Огромная заслуга Виктора Васильевича в том, что он одним из первых, если вообще не первым, так подробно написал о донецком подполье.

Тема эта долго была под запретом. Как ни душили оккупанты донецкое подполье, оно снова и снова оживало, не давая врагу покоя. И тогда, покидая Донбасс, немцы распространили клеветническую информацию о мнимом сотрудничестве с ними руководителей подполья. Информации  поверили и с героями сопротивления расправились свои же: кого поставили к стенке, кого бросили в тюрьмы и лагеря.

Лишь в 1959-м начали розыск тех, кто во время фашистской оккупации боролся в донецком подполье. И Шутов, написав:

«Не скрываю - до сих пор ценю

Суть людскую мерой фронтовою:

Вместе с теми, кто лицом к огню,

Кто за правду встать готов горою»,

буквально землю рыл, добиваясь той самой правды, за которую проливал кровь, и за которую бились те, кого пытались предать забвению. И никакие преграды (ему грозили арестом, исключением из партии, куда вступил в 43-м) остановить Виктора Васильевича не могли.

Он выступал по радио и ТВ, много работал в архивах Донецка, Киева, Ростова, Москвы, Ленинграда. Встречался и переписывался с бывшими подпольщиками и их родственниками. В его личной картотеке было около 400 (!) имен участников антифашистской борьбы. Он не только вернул нам забытые имена, но и «обелил» многие из них. И даже выступал на судебном процессе против шпиона, пойманного в Дубнах, где он пристроился в научном центре. Того самого, стараниями которого за наших подпольщиков взялось НКВД.

Вскоре появились книги: «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие. Благодаря такой многолетней кропотливой работе  В. Шутова  школы и улицы Донецка теперь названы именами героев-подпольщиков.

Есть в нашем городе и улица имени Шутова. А вот мемориальной таблички на доме, где он прожил долгие годы с супругой Марией Аксентьевной Кащенко (она была учителем географии, вместе вырастили сына и дочь), найти не удалось. Местные жители говорят - снял кто-то из вновь вселившихся, устанавливая кондиционер...

Он ушел в 1988-м, вскоре после того, как стал почетным гражданином Донецка. «Города синих терриконов и звонких тополей», как написал однажды. Города, которому посчастливилось, что в его орбите была такая планета - Шутов.

Немного о себе

Как положено на свете, -

Я покину мир земной, -

Сообщат о том в газете

И забудут - с глаз долой...

А, возможно, критик местный

Вдруг да вспомнит обо мне:

Мол, в Донбассе был известный,

И немного всей стране.

Биографии шахтерской,

На войне - простой солдат,

По комплекции неброский,

Не из робких и не хват.

Попадал в беду - не охал,

И здоровье не берег;

Сочинял стихи неплохо,

Приналег бы - лучше смог.

После ратного похода,

Ради счастья и весны,

Врачевал со всем народом

Раны горькие страны.

А во время передышки,

Как в недавние бои,

Побратимам - не из книжки -

Он читал стихи свои.

О товарищах-рабочих,

О геройских их делах;

Может, с рифмою не очень,

Но душа жила в строках.

Может, слабость в смысле слога,

Но в стихах был свет от звезд,

Возвышалась в них эпоха

В богатырский полный рост.

Билось пламенное время

И, возможно, потому,

Что одной судьбой со всеми

Было жить светло ему.

Так ли скажет, я не знаю,

Местный критик вдалеке,

Но пока я уповаю:

Может, вы в моей строке

Ощутите вдохновенье,

Что передано словам,

Что хоть капельку волненья

Перельется в сердце к вам.

VIII. Рефлексия

- Как вы оцениваете подготовку творческих групп?

- Можно сказать, что теперь мы знакомы с творчеством В.В. Шутова?

- Как вы понимаете выражение «Планета по имени Шутов»?

- Достигнуты вами цели урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....

Презентация к интегрированному уроку (история родного края, английский, литература) 6 кл. "Калмыки в Отечественной войне 1812 г."

Интегрированный урок  посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 г.Калмыки участвовали в войне 1812 года в составе 1-го , 2-го и Ставропольского калмыцких полков.Помимо этих полков много калмыко...

Программа элективного курса по литературе в 8 классе "Гражданское воспитание на примере литературы родного края"

Данная работа прошла экспертную редакционную оценку и получила положительное заключение оргкомитета официального сайта "Моя Югра".                ...

Конспект урока чтения «Литература родного края» «Писатели Кубани – детям В.П. Неподоба».

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и чтения. Учитель познакомит учащихся с жизнью и творчеством  кубанского писателя  - В.П. Неподоба. Урок поможет воспитать л...

Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве

Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве...