Тесты по русскому языку и литературе
презентация к уроку по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данные тесты помогают учащимся разобраться в трудных вопросах по фонетике, лексике, орфографии и пунктуации и являются помощниками в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по русскому языку. 8 класс. Учитель русского языка и литературы аджиева а.т .

Слайд 2

Тест по русскому языку. 8 класс. Укажите неверное утверждение. Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу Грамматические значения второстепенных членов распознаются по вопросам. Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены. Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.

Слайд 3

Тест по русскому языку. 8 класс. Дополнение – Второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений. Второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия. Главный член двусоставного предложения, который обозначает действие. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.

Слайд 4

Тест по русскому языку. 8 класс. Дополнение отвечает на вопросы: Кто? И что? Какой? Какая? Какое? Какие? Косвенных падежей Где? Куда? Откуда?

Слайд 5

Тест по русскому языку. 8 класс. В каком предложении выделенное слово является дополнением? Он выбрал профессию врача . Он выбрал профессию врача. Он выбрал профессию врача. Он выбрал профессию врача.

Слайд 6

Тест по русскому языку. 8 класс. Укажите предложение с прямым дополнением. Девочки в поле собирали васильки. Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны. На стене висел портрет А. Пушкина. Около дома лежали дрова.

Слайд 7

Тест по русскому языку. 8 класс. Укажите предложение с косвенным дополнением. Бабушка вязала свитер. Я пишу письмо другу. Я рисую картину. С горы хорошо видно дом и школу.

Слайд 8

Тест по русскому языку. 8 класс. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение. В городе мы посетили этнографический музей. В городе мы посетили этнографический музей. После обеда Алексей сел за стол и написал письмо . Художник нарисовал автопортрет .

Слайд 9

Тест по русскому языку. 8 класс. Укажите, какие слова являются дополнением в предложении Осенью я люблю погулять в нашем лесу, люблю собирать ягоды, грибу, любоваться речкой. В нашем лесу, ягоды, грибы, речкой. Ягоды, грибы, речкой. Осенью, ягоды, грибы, речкой. В лесу, ягоды, грибы, речкой.

Слайд 10

Тест по русскому языку. 8 класс. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения. Виктор подарил сестре картину .(Картину – прямое дополнение ) Картина была подарена Виктором. ( Виктором – косвенное дополнение) Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму – косвенное дополнение ) Археологи рассказывали о раскопках . ((о) раскопках – косвенное дополнение )

Слайд 11

Тест по русскому языку. 8 класс. Укажите предложение, в котором неверно выделено определение. В доме стояла тишина . В лесу было много малины . В библиотеке я нашел нужную книгу. Добавь в бульон немного воды.

Слайд 12

Тест по русскому языку. 8 класс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы аджиева а.т . Тест по русскому языку. 7 класс.

Слайд 2

Тест по русскому языку. 7 класс. На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Трудна стрельба по внезапно(1)вылетевшей из кустов(2) птице (3)подгоняемой криками охотников. 1 2 3 Ответ: 3

Слайд 3

Тест по русскому языку. 7 класс. На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Возле дома выстроились(1) деревья(2) увешанные(3) созревшими апельсинами. 1 2 3 Ответ: 2

Слайд 4

Тест по русскому языку. 7 класс. Закончите формулировку: Причастный оборот – это …….. причастие с определяемым словом; несколько причастий в предложении причастие с зависимыми от него словами; Ответ: 1

Слайд 5

Тест по русскому языку. 7 класс. Завершите утверждение: В предложении причастный оборот является…… сказуемым; подлежащим; определением; дополнением; обстоятельством Ответ: 3

Слайд 6

Тест по русскому языку. 7 класс. Найдите в приведенных примерах причастия и укажите их буквы: Спелый Бушевать Рокочущий Синевший Краснеть Весенний Весна Расколотый Ответ: 3, 4, 8

Слайд 7

Тест по русскому языку. 7 класс. Найдите в приведенных примерах причастия и укажите их буквы: Добрый Рычать Свирепствующий Висевший Любить Сиреневый Осень Разбитый Ответ: 3, 4, 8

Слайд 8

Тест по русскому языку. 7 класс. Выберите правильную характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова) а) смотрящим б) нарисованное 1. Это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие; 2. Это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета. Ответ: 1а, 2б

Слайд 9

Тест по русскому языку. 7 класс. Выберите правильную характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова) а) задумавшийся б ) собранный 1. это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие; 2.это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета Ответ: 1а, 2б,

Слайд 10

Тест по русскому языку. 7 класс. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми? Человек услышавший шорох насторожился. Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки. От оттаявшей земли поднимался пар. Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз. Ответ: 1

Слайд 11

Тест по русскому языку. 7 класс. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми? От оттаявшей земли поднимался пар. Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки. Человек услышавший шорох насторожился. Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз. Ответ: 3

Слайд 12

Тест по русскому языку. 7 класс. В суффиксах каких страдательных причастий пишется е ? слыш_мого ; вид_мый ; огражда_мый ; оберега_мый ; движ_мый . Ответ: 3, 4

Слайд 13

Тест по русскому языку. 7 класс. В суффиксах каких действительных причастий пишется ю ? бор.. щийся вид.. щий бре .. щий движ .. щийся кле .. щий Ответ: 1, 3

Слайд 14

Тест по русскому языку. 7 класс. Найдите словосочетание с деепричастием : закутанный в тулуп; проложенный геологами; укрепил болт; вырастив урожай; запереть на замок. Ответ: 4

Слайд 15

Тест по русскому языку. 7 класс. Найдите словосочетание с деепричастием: искупавшаяся в снегу; распахнутое ветром; открыл ранец; пересчитав утят; перепилить дрова Ответ: 4

Слайд 16

Тест по русскому языку. 7 класс. Найдите предложение с деепричастным оборотом: Блеснула яркая молния, и раздался удар грома. Много тайн хранят леса, опаленные войной. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Мальчик быстро шел по лесной дороге. Ответ: 4

Слайд 17

Тест по русскому языку. 7 класс. Найдите предложение с деепричастным оборотом: Маша сидела в своей комнате и вышивала на пяльцах Кибитка тихо продвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг Громко кричащие дети наконец угомонились. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Оглянувшись, он быстро подошёл ко мне Ответ: 2

Слайд 18

Тест по русскому языку. 7 класс. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно: (не) торопясь; (не) доумевая по поводу случившегося (не)отпуская от себя; ) Ответ: 2

Слайд 19

Тест по русскому языку. 7 класс. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно: (не)зная ничего; (не)чувствуя опасности; (не) надолюбливая Ответ: 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по литературе. 9 класс. Учитель русского языка и литературы Аджиева А.Т.

Слайд 2

Древнерусская литература относится к : 12 веку; 11-13 векам; 11-17 векам. Ответ: 3

Слайд 3

Произведения древнерусской литературы – это ( отметь лишнее): « Повесть временных лет». « Горе от ума». « Слово о полку Игореве». « Повесть о Петре и Февронии Муромских». « Евгений Онегин». Ответ: 2

Слайд 4

Авторы и произведения русской литературы 18 века - это ( отметь лишнее ): М.В.Ломоносов . «Ода на день восшествия…1747 года ». Г . Р. Державин. « Фелица ». М . А. Шолохов. «Судьба человека ». Д.И.Фонвизин . «Недоросль ». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Ответ: 3

Слайд 5

Русские романтики – это (отметь лишнее) : К.Ф . Рылеев , В.А.Жуковский , А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов , А.Н . . Островский. Ответ: 5

Слайд 6

А.С.Пушкин родился в Москве ; в Санкт-Петербурге ; в Михайловском. Ответ: 1

Слайд 7

В лицее Пушкин написал : Воспоминания в Царском Селе » « Деревня » « Лицинию ». Ответ: 1

Слайд 8

Кто из великих поэтов 18 века «в гроб сходя, благословил» поэта? Ломоносов Державин Чехов Ответ: 2

Слайд 9

19 октября в жизни А.С. Пушкина : день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями день окончания Лицея. Ответ: 1

Слайд 10

Фрагмент какого стихотворения приведен ниже Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы ! « К Чаадаеву » « К морю» Ответ: 1

Слайд 11

Фрагмент какого стихотворения приведен ниже Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса … « Осень » « В Сибирь» Ответ: 1

Слайд 12

В основе произведения «Слово о полку Игореве »: историческая реальность ; художественный вымысел ; фантастика . Ответ: 1

Слайд 13

М.В. Ломоносова считают основоположником русского : романтизма . сентиментализма; классицизма; Ответ: 3

Слайд 14

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева написано в жанре : психологического очерка ; путевых заметок ; повести . Ответ: 2

Слайд 15

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» отличает : наличие постоянных эпитетов ; наличие славянизмов ; изменение ритма. Ответ: 3

Слайд 16

«Двойник» Печорина в романе : Грушницкий; Вернер; Вера . Ответ: 2

Слайд 17

«Теория трёх штилей» М.В. Ломоносова предписывала : активно использовать просторечные слова ; каждому жанру должна соответствовать своя лексика ; смешивать три стиля. Ответ: 1

Слайд 18

Композиция романа «Герой нашего времени»: последовательная ; с нарушенной хронологией; рамочная . Ответ: 2

Слайд 19

Перед возможной смертью (перед дуэлью) Печорин думал: о своих родных; о себе; о любимой женщине. Ответ: 2

Слайд 20

Жанр произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: поэма ; роман ; повесть . Ответ: 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по литературе. 10 класс. Учитель русского языка и литературы Аджиева А.Т

Слайд 2

Тест по литературе. 10 класс. Какому направлению принадлежат произведения Тургенева,Гончарова и Островского : 1) Классицизм 2) Реализм 3) Романтизм 4) Сентиментализм Ответ: 2

Слайд 3

Тест по русскому языку. 10 класс. Какому сословию принадлежит Обломов : 1) Купец 2) Разночинец 3) Помещик 4) Мещанин Ответ: 3

Слайд 4

Тест по русскому языку. 10 класс. Как называлось первое произведение Л.Н.Толстого : 1) «Детство» 2) « Воскресенье » 3) «Плоды просвещения » 4) «Анна Каренина» Ответ: 1

Слайд 5

Тест по русскому языку. 10 класс. Как называлось родовое имение И.С.Тургенева : 1) Карабиха 2) Мураново 3) Ясная Поляна 4) Спасское-Лутовиновое Ответ: 4

Слайд 6

Тест по русскому языку. 10 класс. Назовите адресата любовной лирики А.А.Фета : 1) Мария Лазич 2) Е.А.Денисьева 3) А.П.Керн 4) Амалия Крюденер Ответ: 1

Слайд 7

Тест по русскому языку. 10 класс. Назовите профессию Евгения Базарова : 1) Пахарь 2) Учитель 3) Продавец 4) Доктор Ответ: 4

Слайд 8

Тест по русскому языку. 10 класс. Какое офицальное звание А.С.Пушкина 1) Штаб-капитан 2) Титулярный советник 3) Камер-юнкер 4) Мичман Ответ: 3

Слайд 9

Тест по русскому языку. 10 класс. Один из этих авторов не писал произведения «Памятник »: 1) Ломоносов 2) Лермонтов 3) Пушкин 4) Державин Ответ: 2

Слайд 10

Тест по русскому языку. 10 класс. Кто автор романа «Господа Головлёвы » 1) Чехов 2) Достоевский 3) Горький 4) Салтыков-Щедрин Ответ: 4

Слайд 11

Тест по русскому языку. 10 класс. Кто из поэтов был женат на Анне Ахматовой : 1) Гумилёв 2) Блок 3) Горький 4) Фет Ответ: 1

Слайд 12

Тест по русскому языку. 10 класс. Как ознаменован ХХ век русской литературы: 1) Серебрянный 2) Золотой 3) Бронзовый 4) Каменный Ответ: 1

Слайд 13

Тест по русскому языку. 10 класс. Первый писатель получивший Нобелевскую премию : 1) Куприн 2) Пушкин 3) Чехов 4) Бунин Ответ: 4

Слайд 14

Тест по русскому языку. 10 класс. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу : 1) Дополнения 2) Взаимного исключения 3) Антитезы 4) Сравнения Ответ: 3

Слайд 15

Тест по русскому языку. 10 класс. Тургенев написал : 1) « Записки охотника » 2) «Записки врача » 3) «Записки из дома » 4) «Записки на рукаве» Ответ: 1

Слайд 16

Тест по русскому языку. 10 класс. Почему Флягин убил Грушу : 1) Чтобы Груша не вернулась к князю 2) Случайно 3) Из-за неразделенной любви 4) Чтобы спасти её от самоубиства Ответ: 4

Слайд 17

Тест по русскому языку. 10 класс. Основнная тема цикла «Записки охотника »: 1) Крестьянского быта 2) Русская природа 3) Взаимоотношения крестьян и помещиков 4) Взаимоотношения в крестьянской среде Ответ: 1

Слайд 18

Тест по русскому языку. 10 класс. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку : 1) Хлебников 2) Фет 3) Пастернак 4) Бальмонт Ответ: 2

Слайд 19

Тест по русскому языку. 10 класс. Какое из стихотворений не принадлежит А.Блоку : 1) «Незнакомка» 2) « Несказанное,синее,нежное ..» 3) «Вхожу в тёмные храмы » 4) «Русь» Ответ: 2

Слайд 20

Тест по русскому языку. 10 класс. Кто из поэтов Серебряного века осознавал себя художником ,« революцией мобилизованным и призванным »: 1) Есенин 2) Маяковский 3) Гумилёв 4) Блок Ответ: 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие в страну Литературию…» Учитель русского языка и литературы Аджиева А.Т.

Слайд 2

1 раунд «Разминка»

Слайд 3

1. Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? Литература

Слайд 4

2. Назовите роды литературы? Эпос, лирика, драма.

Слайд 5

3. Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. Фольклор

Слайд 6

4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности: - зачин и концовку - повтор эпизодов - 3-х ступенчатое строение сюжета? Сказка

Слайд 7

5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»? Книга, писание

Слайд 8

6. Как называются авторы житий? Агиографы

Слайд 9

7. Во сколько лет П.П. Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? 19 лет

Слайд 10

8. Имя брата Геракла? Ификл

Слайд 11

9. За что Геракл должен был получить бессмертие? За 12 подвигов

Слайд 12

10. Как называется произведение Н. В. Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом? Ночь перед Рождеством

Слайд 13

11. Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом – перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику? А.С.Пушкин

Слайд 14

12. Продолжите строчки: «Славная осень! Здоровый, ядреный // воздух усталые силы бодрит…» «…Лед неокрепший на речке»

Слайд 15

13. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? Миф

Слайд 16

14. Назовите братьев Зевса? Аид, Посейдон

Слайд 17

15. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? Афродита

Слайд 18

16. Арина Родионовна – няня А. С. Пушкина. Какая у нее фамилия? Матвеева – в девичестве; Яковлева – в замужестве

Слайд 19

17. Продолжите строчки: «Буря мглою небо кроет, // вихри снежные кружа,…» «…то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя»

Слайд 20

2 раунд «Начало боя»

Слайд 21

1. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? Старуха из сказки А.С.Пушкина

Слайд 22

2. Кто из героинь А. Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»? Марья Гавриловна из «Метели»

Слайд 23

3. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звезды в рукав, а потом солил их в кадушке»? Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»

Слайд 24

4. «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире». Что это за герой? Черт из гоголевской «Ночи перед Рождеством»

Слайд 25

3 раунд «Схватка капитанов»

Слайд 26

1. Виды народных сказок? Волшебные, о животных, социально-бытовые

Слайд 27

2. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? Зима

Слайд 28

3. Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? Королевич Елисей

Слайд 29

4. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» А.С.Пушкину

Слайд 30

5. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»? «В некотором царстве жил-был купец.»

Слайд 31

6. Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина? Поэма

Слайд 32

7. Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»? Арбузы и дыни

Слайд 33

8. Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»? 13 лет

Слайд 34

9. Цвет волос спящей царевны? Черный

Слайд 35

10. Кто помог Якову из сказки В. Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? Гусыня Мими

Слайд 36

11. Герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? В карман

Слайд 37

12. К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? К дяде

Слайд 38

13. Имя матери И.С.Тургенева? Варвара Петровна

Слайд 39

14. В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»? В коротких

Слайд 40

15. Назовите автора строк: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»? А.С.Пушкин

Слайд 41

16. Кто является автором стихотворения «Парус»? М.Лермонтов

Слайд 42

17. Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько,***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон? Н.Гоголь

Слайд 43

18. Кто подарил Гераклу лук и стрелы? Аполлон

Слайд 44

19. Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка»? Прилучино

Слайд 45

20. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? Математика

Слайд 46

4 раунд «Кто сильнее?» (блиц-вопросы)

Слайд 47

1. Назовите учителей литературы нашей школы. 2. Номер кабинета Ирины Владимировны и Фатимы Насуховны?

Слайд 48

3. Продолжите пословицу: «Сказка – ложь, а песня -…»? Правда

Слайд 49

4. Как называли сказочников в Древней Руси? Бахарь

Слайд 50

5. Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»? Арабскому

Слайд 51

6. Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»? Иван-дурак

Слайд 52

7. Назовите имена родителей Геракла? Зевс, Алкмена

Слайд 53

8. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? Ф.Тютчев

Слайд 54

9. Назовите композиционные элементы? Экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка эпилог

Слайд 55

10. Каким эпитетом «наградил» М.Лермонтов парус? Одинокий

Слайд 56

11. Закончите пословицы: Не торопись отвечать – торопись … Не имей 100 рублей, а … Маленькое дело лучше … Делу время- … слушать друзей большого безделья потехе час

Слайд 57

12. Назовите двусложные размеры стиха. Ямб и хорей

Слайд 58

13. Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? В.Жуковский

Слайд 59

5 раунд «Выявление лидера»

Слайд 60

Задание: Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.

Слайд 61

1. Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов? «Снегурочка», немецкая народная сказка

Слайд 62

2. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? «Конек-горбунок» П.Ершова

Слайд 63

3. Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? «Руслан и Людмила» А.Пушкин

Слайд 64

4. Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? «Муму» И.Тургенев

Слайд 65

5. Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? «Станционный смотритель» А.Пушкин

Слайд 66

6. Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? «Кавказский пленник» Л.Толстой

Слайд 67

6 раунд «Риторический» проверка домашнего задания.

Слайд 68

Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы.

Слайд 69

7 раунд «Завершающий»: Выявление явных лидеров.

Слайд 70

Определите, какая рифмовка у данных четверостиший.

Слайд 71

а) Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело – сухие, И теплый ветер нежен и упруг. Перекрестная

Слайд 72

б) Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей; И щедро поит их студеный ручей. Парная

Слайд 73

в) В мозгу моем гуляет важно Красивый, кроткий, сильный кот И, торжествуя свой приход, Мурлычет нежно и протяжно. Кольцевая

Слайд 74

Успехов в учёбе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальный турнир по русскому языку. (подготовка к ЕГЭ)

Слайд 2

Цель урока : подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку .

Слайд 4

Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре ,- Выучи русский язык!

Слайд 5

Приготовиться для кросса! Заточить карандаши! Предлагает Знак Вопроса Ряд задач! Вникай! Реши!

Слайд 6

«Наш великий, могучий русский язык» Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Белинский

Слайд 7

1 конкурс «Разминка» В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие как: РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ . По какому признаку можно объединить эти слова? (существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы – ость- , образованы одним способом – суффиксальным).

Слайд 8

Задание: вспомнить слова с таким суффиксом . Побеждает та команда, которая больше найдет слов с суффиксом –ость-.

Слайд 9

2 конкурс «Третий лишний». Задание: в каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные . Сочинитель, допоздна, сумеречно. Протаранить, неточный, ответ. Подорожник, обеденный, почему-то. По-настоящему, внизу, небольшой. Бережливый, секундомер, темнота.

Слайд 10

Ответы: допоздна, ответ, подорожник, небольшой, секундомер .

Слайд 11

3 конкурс «Конструкторский». Задание: с полученными словами сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях .

Слайд 12

Лидер кросса – Знак вопроса! И уже не в первый раз Он к победе дерзко рвется! Но готовы с ним бороться Шутка, ум и острый глаз! ?

Слайд 13

Расставьте ударение в словах. Вероисповедание, втихую, гастрономия, джинсовый, еретик, кровоточащий, ломота, порознь, танцовщик, баловать, вручит, торты, сироты, квартал, средства, принята, щавель, звонит, грушевый.

Слайд 14

Вероиспов Е дание , втих У ю , гастрон О мия , джинс О вый , ерет И к,кровоточ А щий , лом О та , п О рознь , танц О вщик , балов А ть , вруч И т , т О рты , сир О ты , кварт А л , ср Е дства , п О нятый , принят А , щав Е ль , звон И т , гр У шевый .

Слайд 15

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 1.Несг..раемый 2.Ст..рожить 3.Обж..гающий 4.Пор..сль 5.К..нфорка сторожить

Слайд 16

1. Напом .. нание 2. разр .. слась 3. пол.. мический 4. к.. рьерист 5. предпол ..гать Полемический

Слайд 17

Р.. спорядиться , с.. гласие чере ..чур, бе ..кровно пр..образовать , пр..ходящая (няня) без.. нициативный , по.. скать поз..вчера , нед ..Варила Определите ряд, в котором в обеих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Чересчур,бескровно

Слайд 18

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1. ЧТО(БЫ) приобрести телевизор, пришлось (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени пожить более экономно. 2.Софья ТУТ(ЖЕ) убеждается, что Молчалин её (НИ)КОГДА не любил. 3.(В)СЛЕДСТВИЕ какой-то задержки в пути мы вынуждены были выехать достаточно поздно, почти (В)ПОТЁМКАХ. 4.(НЕ)СМОТРЯ на ваши усилия, ошибки всё-таки терзали нас, раскаяние НА(ДОЛГО) заняло наши чувства 5.(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ ночи перед поединком я не спал даже (ПОЛ)МИНУТЫ. Несмотря , надолго

Слайд 19

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 20

1. Архитектор разработал ЭФФЕКТНЫЕ, красочные иллюстративные материалы, благодаря чему презентация нового проекта прошла успешно. 2. За первым цехом находились ЗАВОДСКИЕ склады. 3. Принятый закон призван ОГОРОДИТЬ россиян от сомнительных лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке. 4.Перед установкой нового МАСЛЯНОГО фильтра следует смазать маслом его резиновую уплотнительную прокладку и налить немного масла в его полость. 5.Прежде чем создавать на своем садовом участке ИСКУССТВЕННЫЙ водоем, необходимо оценить возможности территории. оградить

Слайд 21

1. Если АДРЕСАТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление. 2. На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта. 3. Чтобы получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии, посмотрите цирковое представление или посетите дельфинарий. 4. Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику, который учится в аспирантуре (адъюнктуре) заочно. предоставить

Слайд 22

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 1.Почему коньки, сдела (1) ые из любого материала, скользят только по ледя (2)ой поверхности и соверше (3)о не скользят по гладкому каме (4)ому полу? 2. На картине изображе (1)а веселая деревенская свадьба, пестрая масса людей удачно вписа (2)а в пейзаж- широкий, с прекрасно написа (3) ым высоким голубым небом. 1,3,4 3

Слайд 23

4 конкурс «Анализируем текст» (командам предлагаются тексты, в которых необходимо найти предложения по заданию . 1. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. 2. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. 3. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов. 1)1; 2)5; 3)7.

Слайд 24

Задания по 2 тексту 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер 3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. 4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции. 1) 3; 2) 8; 3) 4; 4) 2.

Слайд 25

Задания по тексту 3 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. 3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. 1) 6; 2) 7; 3) 4; 4) 5.

Слайд 26

Задания по тексту 4 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 2. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. 3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным . Укажите его номер. 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения 1) 6; 2) 1 ; 3) 3 ; 4) 6 .

Слайд 27

Лидер кросса – Знак Вопроса – Смело вырвался вперед! Обогнать его не просто: Он задачки задает, Он их ставит как барьеры За собою на пути, Но раскинь умом, и первым Сможешь к финишу прийти.

Слайд 28

6 конкурс «Капитанов». (1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем ты имеешь дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев)

Слайд 29

Задания по вопросам 1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая) 2. Найдите частицы. (Хоть, не) 3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем) 4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (не только, но и)

Слайд 30

5 конкурс «Блиц-опрос» Художественные средства: Никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин) Гипербола – 1 балл. Котелок сердится и бормочет на огне. ( К.Пауствоский ) Олицетворение – 1 балл. Снег, словно мёд ноздреватый Лег под прямой частокол. (С. Есенин) Сравнение – 1 балл. И солнце греется на льдине. (Б. Пастернак) Оксюморон – 2 балла. Не умрет твой стих могучий, Достопамятно – живой, Упоительный, кипучий, И воинственно – летучий, И разгульно – удалой. (Н. Языков) Эпитет – 2 балла.

Слайд 31

Художественные средства: 6. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) Антитеза – 2 балла. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов) Литота – 3 балла. Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) Метафора – 3 балла. На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) Градация – 3 балла. - Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтобы не мимо господского дома?... (Н.В.Гоголь) Метонимия – 4 балла. И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов) Синекдоха – 4 балла.

Слайд 32

Синтаксические фигуры: Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) Инверсия – 1 балл. Изначальнее всего остального – любовь, В песне юности первое слово – любовь… (О.Хайям) Эпифора – 2 балла. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов) Парцелляция – 3 балла. Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. (А. Ахматова) Анафора – 4 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку и литературе

Контрольные вопросы и тесты по русскому языку и литературе...

Итоговые тесты по русскому языку и литературе

Материал для итоговых годовых работ...

Карточки к урокам и тесты по русскому языку и литературе

Материалы к урокам для оценки знаний обучающихся...

Диктанты и тесты по русскому языку и литературе 5,7 классы

Тесты по русскому языку и литературе для 5,7 классов...

тесты по русскому языку и литературе 6 класс

Тесты по литературе 6 класс Тютчев,Гоголь...

Тесты по русскому языку и литературе

Тренировка и проверка уровня знаний учащихся 8-9кл. и 10-11кл. по русскому языкуи литературе. Тесты сочетают в себе два предметных направления: русский язык и литературу...

Тест по русскому языку и литературе для 9 класса

Тест содержит 25 вопросов открытого и закрытого типа. 14 вопросов по русскому языку и 11 вопросов по литературе....