Интегрированный урок литературы и истории в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок преследует следующие цели:
- формировать у учащихся понимание того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое человеческое достоинство,
- развивать устную и письменную речь учащихся,
- воспитывать патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_cheloveka_9_klass.rar | 2.95 МБ |
integrirovannyy_urok_po_literature_i_istorii_v_9_klasse.doc | 45.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Майманова О.В.,2010
М.А.Шолохов Рассказ «Судьба человека»
Всегда оставаться человеком,какие бы испытания ни приготовила судьба
Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.2. Доля, участь. 3. История существования кого – чего – нибудь. 4. Будущее, то, что случится. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)
Обратимся к словарю…
Семейное счастье
Майманова О.В.,2010
Война
Эпизод «Вызов к Мюллеру»
Встреча с Ванюшкой
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»
Комлев Николай Иванович
“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку… Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
Домашнее задание:Написать мини-сочинение «Как война изменяет судьбу человека?»Создать презентацию о солдатах – криушанах , используя краеведческий материал из «Книги памяти».
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по литературе и истории.
Тема: "Всегда оставаться человеком, какие бы испытания ни приготовила судьба" (по рассказу Шолохова "Судьба человека").
Слепова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Малова Ирина Валерьевна, учитель истории и обществознания
Цели:
1. Формировать у учащихся понимание того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое человеческое достоинство.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать патриотизм.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы, целей урока.
Учитель истории.
- Все дальше в историю уходят от нас годы Великой Отечественной. Но время не властно над памятью народа.
- Каждый человек должен знать свое прошлое, чтобы не повторять этих ошибок в будущем; война на Земле появляется тогда, когда подрастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает, поэтому, чтобы не допустить повторения этой катастрофы, нужно об этом знать и помнить.
- Почему слово война ассоциируется со словом катастрофа?
Учитель литературы.
Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звезд, богов, земли, воды, огня.
- Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь?
- Сегодня мы попробуем разобраться в этом и поможет нам рассказ Шолохова "Судьба человека"
3. Работа по теме урока.
- Давайте попробуем определиться с пониманием слова "судьба".
- Словарь Ожегова дает такое толкование ( слайд).
- Какое же значение характерно рассказу "Судьба человека"?
- Я предлагаю вам поработать в группах.
- Выберите из данных высказываний основное к слову судьба и обоснуйте выбор.
( работа в группах)
- Как вы думаете, почему рассказ назван "Судьба человека ", а не" Судьба Андрея Соколова"?
- В чем видит счастье Андрей до войны?( семья, дом, работа, дети)
"Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, обуты, одеты, стало быть, все в порядке... А тут вот она война".
Учитель истории.
Учитель литературы.
"Только не пришлось мне и года повоевать.."
- Почему он так говорит? Что с ним случится?
Ученица читает отрывок из произведения.
«Только не пришлось мне и года повоевать... Вот как оно на войне бывает... Командир нашей автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" - "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!"… Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню.… Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...».
Учитель истории (работа с текстом)
1. Сколько советских солдат попало в плен?
2. Как относились немцы к пленным?
3.Отчего же на самом деле немцы с такой жестокостью относились к советским пленным?
Учитель литературы:
"Ох, браток ,нелегкое это дело - понять ,что ты в плену.."
Давайте проанализируем эпизод "Вызов к Мюллеру"
- О чем думает в начале эпизода Соколов?-
( Вот и отмучился Андрей Соколов...
И стал я духом собираться, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что мне с жизнью расставаться все- таки трудно..)
- Соколов готов к смерти?
- Как ведет себя герой перед немцами?
- Немцы заметили, что Соколову страшно от мысли о смерти?
- Что помогло Андрею выстоять?
"Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. ты храбрый солдат . Я тоже солдат и уважаю достойных противников"
Учитель истории.
- Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека. Даже враг по достоинству оценил «настоящего русского солдата», а не военнопленного №331. Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку».
Учитель литературы
"Ну, думаю, ждать больше нечего, пришел мой час."
- О чем размышляет Соколов?
- И вот он бежит из плена.
- Куда спешит он?
- Какие еще испытания преподносит ему судьба?
- Да, все отняла у Андрея война. Нет семьи, дом уничтожен. А вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни..
- Что меняет его жизнь?
- Найдите в тексте и зачитайте, как изменилась жизнь Соколова после встречи с Ваней? («И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: „Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!“»)
- Почему он решает усыновить Ванюшку?
( отрывок из фильма)
- Что общего в их судьбе?
- Итак, Ваня нашел отца, а Андрей сына. Оба обрели семью. Осталось сомнение, что ждет их впереди. Как вы думаете что?
- Не раз в тексте автор обостряет внимание на такой детали - сердце героя.
- Я предлагаю проследить, как Соколов говорит в тексте о сердце.
(ответы ребят)
- Вы согласны с идеей М.Шолохова, что сердце Андрея Соколова не зачерствело на войне?
Дискуссионная карта
Аргументы « да» | Дискуссионный вопрос | Аргументы «против» |
- Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать.
Учитель истории.
(о Комлеве)
- И в заключении давайте возведем обелиск памяти людям, прошедшим войну. Это наши прадеды (звучит музыка).
4. Рефлексия
Учитель литературы.
- Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело», – сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет».
«Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...
– А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
- А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим
- Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?
- Хотелось бы, чтобы в вашей судьбе не было таких испытаний. Но если выпадет, всегда оставайтесь человеком.
5. Итог урока.
- Шолохов писал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку…
Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
( слайд).
- Удалось ему это?
- Какие чувства пробудил в вас рассказ?
6 .Выставление оценок.
7. Д/з: 1. Написать мини - сочинение "Как война изменяет судьбу человека"
2. Создать презентацию о солдатах - криушанах , используя краеведческий материал из "Книги памяти".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".
Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".
Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...
Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).
Целью этого урока создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...
Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"
На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....
Интегрированный урок литературы и истории в 5 классе
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 5 классе по теме "М.Ю.Лермонтов "Бородино""...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"-это правда истории или вымысел ?»
Методическая разработка урока литературы в 5классе...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересный и полезный
Очень интересный и полезный материал!