Интегрированный урок литературы и истории в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 5 классе по теме "М.Ю.Лермонтов "Бородино""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цели урока:
-научиться навыкам анализа художественного произведения;
-научиться сопоставлять исторический материал и текст художественного произведения;
-воспитывать чувство патриотизма и уважения к великому прошлому России.
Задачи:
-отработка навыков выразительного чтения;
-работа над художественно-изобразительными средствами;
- формирование теоретико-литературных понятий.
Ход урока.
І Вступительное слово учителя, определение целей и задач урока.
ІІ Слово о поэте. Учащиеся делают короткие сообщения о М. Ю. Лермонтове.
1.- М.Ю. Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Его отец был военным. Мать, Мария Михайловна , была единственной наследницей пензинской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Когда ему было 3 года ,его мать умерла от чахотки Отец уехал в свое имение Кропотово, а сына оставил бабушке.
2. Бабушка очень любила внука и делала все, чтобы он получил прекрасное образование и воспитание. Его обучали гувернантки и гувернеры, он знал иностранные языки, великолепно рисовал, разбирался в музыке
3. В 1826 году Миша с бабушкой перебрался в Москву, где обучался в пансионе Женро. По окончании курса состоялся публичный экзамен , на котором будущий поэт получил первую награду за сочинениеи успехи в истории.
4. Стихи Лермонтов стал писать рано, но началом своей поэтической работы всегда считал 1828 го. Его всегда интересовало историческое прошлое страны, а особенно война 1812 года с французами
Какое же событие произошло в 1812 году под Бородино?
ІІІ Историческая справка о войне( учитель истории Подорожняя О. Б., работа с иллюстрациями, воспоминания о битве Ф.И. Глинки, которы проецируются на экране)
- В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью около 420 тысяч человек вторглись в пределы России. Их возглавил сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.
- Наполеон не скрывал, что конечной целью его нашествия на Россию является овладение сердцем страны- Москвой. Наполеон хотел превратить российского императора в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи.
- Но Наполеону не удалось разгромить русскую армию в приграничном сражении. Он с тревогой наблюдал, как таяли ряды его солдат В Витебске армия французов насчитывала 229 тысяч человек. До Смоленска дошли лишь 200 тысяч Почему так происходило?
- С первых же дней война приняла отечественный характер. Что значит отечественная война?
- Со стороны России война носила справедливый освободительный характер, подлинно народный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств на нужды действующей армии.
- Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали помощь , но и сами боролись с противником.
- Русская армия с ликованием встретила известие о назначении главнокомандующим М. И. Кутузова. Войска ждали генерального сражения, но армия не была к нему готова 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино, в 110 километрах от Москвы, и преградила путь неприятелю. Здесь 26 августа 1812 года произошла знаменитая Бородинская битва Накануне сражения силы были примерно равны :русская армия насчитывала132 тысячи человек и 640орудий.Наполеон имел 135 тысяч человек и 587 орудий.
- Кутузов расположил войска так, что левый фланг закрывал Новую Смоленскую дорогу, а правый- возможность продвигаться по старой Смоленской дороге. В центре располагалась батарея Раевского и Багратионовы флеши (земляные укрепления)
- Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года. Наполеон направил основные силы на левый фланг русской армии. Он надеялся разгромить армию Багратиона и прорвать оборону русских и выйти в тыл 1-ой армии. Но ему это не удалось. Битва была ожесточенной. Защитники стояли насмерть. Не удалось французам прорваться и в центре. В продолжение 14 часов над батареей Раевского и 2-ой армией проносились ядра, картечь и ружейные пули.. Русские части отошли лишь на 800 метров, продвинуться дальше французы не смогли.
- Фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико. У французов поло 60 тысяч человек. Россия оплакивала гибель 44 тысяч своих сынов Позже Наполеон скажет: «Самое страшное из моих сражений-это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
Вот так историки описывают эту битву. А как в стихотворении ее рисует М. Ю. Лермонтов?
ІV Давайте выполним словарно-лексическую работу
Картечь-начиненный крупными пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей
Улан-солдат легкой кавалерии
Булат- стальной меч
V Работа с текстом
Чтение произведения учителем.Проводим параллели между историческими фактами и художественным текстом
Анализ особенности композиции
- Как мы знакомимся с событиями? ( Через рассказ старого солдата)
- Давайте найдем экспозицую, завязку , кульминацию и развязку сюжета.
- Какими настроениями сопровождается рассказ солдата?(Уныние, горечь, радость, гордость)
- Найдите в стихотворении приметы устного народного творчества( ушки на макушке, ломить стеною,рожден был хватом)
- Далее находим сравнение( как наши груди),олицетворения(звучал булат, картечь визжала), метафору( гора кровавых тел)
VІ Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?( ответы о Кутузове, Наполеоне, о подвиге простых солдат)
VІІ Комментирование и выставление оценок
VІІІ Задание на дом: составить цитатный план. Выразительно читать стихотворение
Интегрированный урок литературы и истории в 5 классе
Тема: М. Ю. Лермонтов « Бородино»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".
Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".
Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...
Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).
Целью этого урока создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...
Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"
На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"-это правда истории или вымысел ?»
Методическая разработка урока литературы в 5классе...