Урок литературы в 8 классе "Поверь в мечту"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный урок предназначен для того, чтобы
- обобщить пройденный материал, разобраться в мыслях, чувствах, мечтах Мцыри,
- развивать умение рассуждать на заданную тему, анализировать и делать выводы,
- воспитывать любовь к родине, близким людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.rar | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Криушинская средняя общеобразовательная школа
Урок литературы в 8 классе
"Поверь в мечту"
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри")
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Слепова Нина Анатольевна
Тема: Поверь в мечту ( М. Ю. Лермонтов "Мцыри")
Цели :
1. Обобщить пройденный материал, разобраться в мыслях, чувствах, мечтах Мцыри.
2. Развивать умение рассуждать на заданную тему, анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать любовь к родине, близким людям.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Вступительное слово учителя.
( Звучит музыка)
Мечты - это то, чем живет человек.
Мечта- слово, знакомое всем. Я думаю, что среди нас нет человека, который не мечтал о чем-то. Что же такое мечта и как она рождается? Сегодня нам в этом предстоит разобраться. И поможет нам в этом произведение М. Ю. Лермонтова "Мцыри".
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Человек начинает мечтать с раннего возраста и до глубокой старости. Давайте попробуем выяснить, как рождается мечта, что нужно сделать, чтобы осуществить свою мечту.
3. Беседа.
- Ребята, давайте подумаем и ответим, зачем человек живет на земле?
( иметь цель, любить, мечтать)
- Как вы понимаете выражение "жизнь не в том , чтобы жить, а в том. чтобы чувствовать, что живешь"?
Вывод: значит, мечта не рождается сама по себе. Она имеет основу. У каждого она своя. Вот и мечта Мцыри родилась не сама по себе, она имела основу. Обратимся к поэме.
- Стены монастыря Лермонтов называет "хранительными", дружескими, а для Мцыри - это плен. Почему?
- Но после к плену он привык. Если привык, то зачем бежать?
ответьте мне, пользуясь текстом. ( Работа с текстом)
Вывод: вот о чем мечтает Мцыри: жизнь, полная тревог, родина, родные, свобода.
Итак, мечта живет в душе Мцыри. А какой вы ее представляете?
Я предлагаю вам творческую работу: изобразите мечту Мцыри в красках и объясните, почему выбрали такие цвета. ( Работа в группах)
А вот как изображают ее художники. ( Слайды).
По - разному они видят ее. У каждого свое понимание.
- Что делал герой, чтобы осуществить свою мечту?
- Правильно ли он поступал?
- Чтобы вы сделали по - другому?
- Итак, три дня Мцыри был счастлив. Он слился с природой.
( Сказка об орле и вороне из " Капитанской дочки"). Кто Мцыри – орел или ворон?)
Раскрыть состояние героя помогают средства выразительности. Найдите их
( Работа в парах)
- Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме?
- Почему он стремится на родину?
Да, родина, дом, семья - то, без чего не может жить. Всегда дарите любовь своим близким. Ведь завтра они могут уйти навсегда.
Письменно ответить на вопросы ( слайд) :
1. Представьте, что вас надолго разлучили с вашими родителями. Ваши мысли.
2. Представьте, что через три дня вас заберут навсегда в далекий город. Ваши мысли.
( Ответы зачитывают)
Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта.
Да, Мцыри умер, но он был счастлив. Он шел навстречу своей мечте.
( Ученик читает отрывок)
- Какое слово на нашем уроке было основным?( мечта)
Я предлагаю сделать вывод. Выберите высказывание, которое , как вы считаете , более точно раскрывает тему нашего урока. ( Работа в группах)
4. Рефлексия.
Подведем итоги.
- Что же было интересно, чем понравился урок? Что взяли для себя?
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Я предлагаю выполнить проект по теме : «Поверь в мечту».
6. Мне бы хотелось, чтобы ваша мечта осуществилась.( Звучит песня Антонова "Поверь в мечту")
Напишите на корабликах вашу мечту, и пусть она плывет к заветной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе по теме "Венок сонетов - давняя мечта" (По произведениям Саратовского поэта В.Гришина)
Представленная разработка урока может использоваться на уроках литературы в 11 классе при изучении современной поэзии, в 10 классе при изучении зарубежной поэзии. Работа представляет собой план-...
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"
Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
Урок литературы в 6 классе. "Мечта разыскивает путь..." (по феерии А.С. Грина "Алые паруса")
Повесть Александра Грина «Алые паруса», также, как и романы «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» являются, по существу, выражением тоски человека по несбывшемуся чуду, по счастью, выражением той высоко...
Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»
1. Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...