Факультативное занятие. Фольклор и литература Забайкалья .6 класс.
элективный курс по литературе (6 класс) по теме

       Приобщение к искусству слова  учащихся среднего звена, когда начинается  изучение систематического курса литературы -  задача чрезвычайно ответственная и сложная. Ее решение требует от самого учителя высокой профессиональной подготовки, живого интереса к личности школьника, переживающего в этом возрасте знаменательный   переход  к осознанному  эстетическому восприятию искусства. Большую помощь в этом может оказать факультативный   курс «Фольклор и литература Забайкалья». Изучение учащимися произведений   местных писателей и поэтов    способствует их  идейному, нравственному и  патриотическому воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_po_fakultativnomu_kursu.docx12.74 КБ
Файл fakultativnoe_zanyatie.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по факультативному курсу «Литература и фольклор Забайкалья».

           Региональный курс «Литература и фольклор Забайкалья» призван ввести учащихся в мир художественной литературы  нашего края. Чтение произведений забайкальских авторов пробуждает у детей интерес к истории, культуре, быту родного края. Предметом рассмотрения становится не только сюжетная линия текста, но и его эстетическая  природа, авторское отношение к окружающему, а также нравственные проблемы, волнующие автора.  Поэтому изучение данного курса  строится на следующих ведущих принципах: художественно-эстетическом, литературоведческом, культурологическим.

           Художественно-исторический принцип определяет отбор произведений забайкальских писателей и поэтов  для чтения учащимися. Он помогает установлению межпредметных связей, развивает не просто познавательный интерес, но и учит чувствовать словесное искусство, раскрывая перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формирует собственную гражданскую позицию.

        Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного текста. Он охватывает все области литературного творчества: забайкальский фольклор, современную классику и ее истоки, а также  основные литературные: сказки, притчи,  повести, рассказы…

        Как и при изучении  литературы на уроках регионального курса  рассматриваются такие аспекты произведения, как тема, проблематика, средства художественной выразительности, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

        Отличительной особенностью этого курса является то, что учащиеся имеют возможность убедиться в том, что  литература Забайкалья - это составная часть российской литературы.

      Содержание курса строится  на культурологической основе. Изучение материала организуется так, что способствует осознанию  историко-литературного процесса, при этом учитывается соотнесенность общечеловеческого  и конкретно исторического подхода. Это дает возможность воспитания у учащихся чувства соучастия  в историко-культурном процессе родного края, творческом освоении родной культуры. Именно при изучении учащимися данного курса они вновь обращаются к так называемым «вечным темам»:добра, любви, ненависти, защите Отечества…Особенно наглядно это можно проследить при непосредственном изучении творчества таких забайкальских поэтов и писателей , как   Ф.Бальдауфа,  В. Балябина,   К.Седых, Н.Кузакова, Г. Граубина…

      Курс включает обзорные и монографические темы,  литературно-исторический анализ произведений, проектную, исследовательскую  деятельность учащихся средней школы.



Предварительный просмотр:

Факультативное занятие. Фольклор и литература Забайкалья .6 класс.

Тема: «И только  дождь ему спасенье?» ( А. Бобожен. Стихотворение  «После дождя»).

Цель: интерпретация текста стихотворения  через  его  первичное восприятие.

Задачи:

 Совершенствовать навыки анализа текста.

Обогащать эмоциональный мир ребенка.

Вовлекать  в состояние переживания и осмысления  текст.

Дать представление о художественном мире А. Бобожена.\

                     Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2.          Итак, тема  сегодняшнего занятия  посвящена  творчеству  Андрею Бабожену . Это самобытный поэт, уроженец Читы. Человек-подвиг, человек  непростой   судьбы, но Андрей -большой оптимист  с открытой и щедрой душой. У него много интересных произведений о Забайкалье, природе, России. Его творческое и жизненное кредо- искренне и широко делиться  теплом своей души. А это уже настоящая поэзия!  Поэт является автором  нескольких альбомов, последний называется « После дождя».  

Почти каждый поэт обращается в своем творчестве  к теме Родины. Андрей Бобожен не исключение.  Его лирические образы пронизаны  болью и тревогой за судьбу страны , но он внутренне уверен  в  том, что  русская земля  заслуживает , как ни  какая, огромной любви и заботы.  И эта его уверенность передается  читателю и заставляет задуматься  о происходящем. Конечно, именно об этом удивительном качестве поэта мы будем вести разговор на занятии.

  1. На доске  название темы занятия. Как Вы думаете, ребята, о чем   или о ком пойдет речь?

(Ответы учащихся)

Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, необходимо обратиться к тексту стихотворения Бабожена «После дождя». Оно перед  Вами.( Листы с текстами  на партах. Читает стихотворение  подготовленный  ученик ( после предварительного ознакомления  детей  по методике Бунеевых).

  1. Работа с текстом.

- Понравилось стихотворение,  а чем именно?

-Дети, еще раз попробуйте «вчитаться» в стихотворение. Какая интонация должна возникнуть  при чтении? Какие слова Вам подсказывают интонацию?

-Ребята, а Вы можете представить мысленно дождевую воду ? А  изобразить ее при чтении с помощью слов?

-Какую работу выполняет дождевая вода в природе?  Найдите в тексте подтверждение . Прочитайте выразительно.

- Какая часть речи   в стихотворении преобладает? Почему? Да, действительно, глаголы. Какую художественную роль  они выполняют в данном тексте?

-Вернемся к теме  стихотворения. Какое слово  в  нем  является  главным?(Спасение)

- А какие строчки, на ваш взгляд,  являются главными? Как Вы их понимаете?

Да, это  основная мысль стихотворения, его центр. ( «Там, за  зеленым караулом, как в сказке, спит душа России».

-Расскажите, как Вы понимаете  выражение  « зеленый караул»?

- Какую зрительную картину Вы можете себе представить,  прочитав это стихотворение?

(Словесное рисование)

-Представьте еще,  если бы мы с Вами были художниками, то воспользовались бы только зеленым цветом? Назовите краски природы в этом стихотворении. (Золотистый,  голубой, прозрачный цвет)

Поэту,  как мастеру , даны не краски, а слова. Это они создают лирический образ. Поговорим о средствах художественной выразительности.  Найдите их.

Эпитеты: Вода последняя, порванные тучи, жара июльская, густая., тайно внемли.

Сравнения: сахарной ватой, как в сказке.

Метафора: без капли сожаленья,  зеленым караулом.

Олицетворение: клубятся тучи, роняет свет, вдыхая запахи.

Инверсия: трава сырая,  лес дремучий, запахи грибные.

Как Вы думаете, для чего  они использованы автором? Проведем эксперимент.

  1. Работа в парах.

Попробуйте назвать ключевые слова в стихотворении,  не используя при этом средства художественной выразительности. Запишите  их в тетрадь. (Обсуждение в парах)

Дождь, солнце, лес, свет…

Получилась некая интересная информация, почерпнутая из наблюдений над природой после дождя. Поэтического чувства здесь нет, ушел лиризм. А почему?

 Средства художественной выразительности помогли автору  стихотворения  помочь нам, читателям, сделать правильный вывод.  А какой?

  Существует некая гармония в природе, она благоухает.  Но стоит только наступить, например, жаре, красота может погибнуть.  И только дождь, вода- спасение для природы. И последнее.

  1. Творческая работа. Письменный ответ нам вопрос.

Почему сборник А. Бабожена назван «После дождя»?

7 Рефлексия.

Что нового для себя Вы открыли  на сегодняшнем  занятии, изучая творчество Бабожена?

Какие чувства и эмоции испытали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов

Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...

Факультативное занятие по русскому языку в 6 классе "Долой однообразие"

Факультативное занятие в рамках курса "Занимательная грамматика" направлено на развитие речи учащихся, совершенствование их устной и письменной речи,  на умение редактировать текст,а также ...

Планирование факультативных занятий по русскому языку в 11 классе

Тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку в 11 классе...

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"

Рабочая программа I вида  факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов  составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...

факультативное занятие "Легенды и предания Забайкалья"

Данное факультативное занятие расширяет знания учащихся об истории Забайкалья, о природе родного края, его населении. Способствует формированию представлений о духовной культуре старожилов Забайкалья,...

Программа "Фольклор и литература Зауралья" 5 класс

Программа предназначена для учителей, преподающих региональный компонент...