Факультативное занятие. Фольклор и литература Забайкалья .6 класс.
элективный курс по литературе (6 класс) по теме
Приобщение к искусству слова учащихся среднего звена, когда начинается изучение систематического курса литературы - задача чрезвычайно ответственная и сложная. Ее решение требует от самого учителя высокой профессиональной подготовки, живого интереса к личности школьника, переживающего в этом возрасте знаменательный переход к осознанному эстетическому восприятию искусства. Большую помощь в этом может оказать факультативный курс «Фольклор и литература Забайкалья». Изучение учащимися произведений местных писателей и поэтов способствует их идейному, нравственному и патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_po_fakultativnomu_kursu.docx | 12.74 КБ |
fakultativnoe_zanyatie.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы по факультативному курсу «Литература и фольклор Забайкалья».
Региональный курс «Литература и фольклор Забайкалья» призван ввести учащихся в мир художественной литературы нашего края. Чтение произведений забайкальских авторов пробуждает у детей интерес к истории, культуре, быту родного края. Предметом рассмотрения становится не только сюжетная линия текста, но и его эстетическая природа, авторское отношение к окружающему, а также нравственные проблемы, волнующие автора. Поэтому изучение данного курса строится на следующих ведущих принципах: художественно-эстетическом, литературоведческом, культурологическим.
Художественно-исторический принцип определяет отбор произведений забайкальских писателей и поэтов для чтения учащимися. Он помогает установлению межпредметных связей, развивает не просто познавательный интерес, но и учит чувствовать словесное искусство, раскрывая перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формирует собственную гражданскую позицию.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного текста. Он охватывает все области литературного творчества: забайкальский фольклор, современную классику и ее истоки, а также основные литературные: сказки, притчи, повести, рассказы…
Как и при изучении литературы на уроках регионального курса рассматриваются такие аспекты произведения, как тема, проблематика, средства художественной выразительности, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.
Отличительной особенностью этого курса является то, что учащиеся имеют возможность убедиться в том, что литература Забайкалья - это составная часть российской литературы.
Содержание курса строится на культурологической основе. Изучение материала организуется так, что способствует осознанию историко-литературного процесса, при этом учитывается соотнесенность общечеловеческого и конкретно исторического подхода. Это дает возможность воспитания у учащихся чувства соучастия в историко-культурном процессе родного края, творческом освоении родной культуры. Именно при изучении учащимися данного курса они вновь обращаются к так называемым «вечным темам»:добра, любви, ненависти, защите Отечества…Особенно наглядно это можно проследить при непосредственном изучении творчества таких забайкальских поэтов и писателей , как Ф.Бальдауфа, В. Балябина, К.Седых, Н.Кузакова, Г. Граубина…
Курс включает обзорные и монографические темы, литературно-исторический анализ произведений, проектную, исследовательскую деятельность учащихся средней школы.
Предварительный просмотр:
Факультативное занятие. Фольклор и литература Забайкалья .6 класс.
Тема: «И только дождь ему спасенье?» ( А. Бобожен. Стихотворение «После дождя»).
Цель: интерпретация текста стихотворения через его первичное восприятие.
Задачи:
Совершенствовать навыки анализа текста.
Обогащать эмоциональный мир ребенка.
Вовлекать в состояние переживания и осмысления текст.
Дать представление о художественном мире А. Бобожена.\
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Итак, тема сегодняшнего занятия посвящена творчеству Андрею Бабожену . Это самобытный поэт, уроженец Читы. Человек-подвиг, человек непростой судьбы, но Андрей -большой оптимист с открытой и щедрой душой. У него много интересных произведений о Забайкалье, природе, России. Его творческое и жизненное кредо- искренне и широко делиться теплом своей души. А это уже настоящая поэзия! Поэт является автором нескольких альбомов, последний называется « После дождя».
Почти каждый поэт обращается в своем творчестве к теме Родины. Андрей Бобожен не исключение. Его лирические образы пронизаны болью и тревогой за судьбу страны , но он внутренне уверен в том, что русская земля заслуживает , как ни какая, огромной любви и заботы. И эта его уверенность передается читателю и заставляет задуматься о происходящем. Конечно, именно об этом удивительном качестве поэта мы будем вести разговор на занятии.
- На доске название темы занятия. Как Вы думаете, ребята, о чем или о ком пойдет речь?
(Ответы учащихся)
Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, необходимо обратиться к тексту стихотворения Бабожена «После дождя». Оно перед Вами.( Листы с текстами на партах. Читает стихотворение подготовленный ученик ( после предварительного ознакомления детей по методике Бунеевых).
- Работа с текстом.
- Понравилось стихотворение, а чем именно?
-Дети, еще раз попробуйте «вчитаться» в стихотворение. Какая интонация должна возникнуть при чтении? Какие слова Вам подсказывают интонацию?
-Ребята, а Вы можете представить мысленно дождевую воду ? А изобразить ее при чтении с помощью слов?
-Какую работу выполняет дождевая вода в природе? Найдите в тексте подтверждение . Прочитайте выразительно.
- Какая часть речи в стихотворении преобладает? Почему? Да, действительно, глаголы. Какую художественную роль они выполняют в данном тексте?
-Вернемся к теме стихотворения. Какое слово в нем является главным?(Спасение)
- А какие строчки, на ваш взгляд, являются главными? Как Вы их понимаете?
Да, это основная мысль стихотворения, его центр. ( «Там, за зеленым караулом, как в сказке, спит душа России».
-Расскажите, как Вы понимаете выражение « зеленый караул»?
- Какую зрительную картину Вы можете себе представить, прочитав это стихотворение?
(Словесное рисование)
-Представьте еще, если бы мы с Вами были художниками, то воспользовались бы только зеленым цветом? Назовите краски природы в этом стихотворении. (Золотистый, голубой, прозрачный цвет)
Поэту, как мастеру , даны не краски, а слова. Это они создают лирический образ. Поговорим о средствах художественной выразительности. Найдите их.
Эпитеты: Вода последняя, порванные тучи, жара июльская, густая., тайно внемли.
Сравнения: сахарной ватой, как в сказке.
Метафора: без капли сожаленья, зеленым караулом.
Олицетворение: клубятся тучи, роняет свет, вдыхая запахи.
Инверсия: трава сырая, лес дремучий, запахи грибные.
Как Вы думаете, для чего они использованы автором? Проведем эксперимент.
- Работа в парах.
Попробуйте назвать ключевые слова в стихотворении, не используя при этом средства художественной выразительности. Запишите их в тетрадь. (Обсуждение в парах)
Дождь, солнце, лес, свет…
Получилась некая интересная информация, почерпнутая из наблюдений над природой после дождя. Поэтического чувства здесь нет, ушел лиризм. А почему?
Средства художественной выразительности помогли автору стихотворения помочь нам, читателям, сделать правильный вывод. А какой?
Существует некая гармония в природе, она благоухает. Но стоит только наступить, например, жаре, красота может погибнуть. И только дождь, вода- спасение для природы. И последнее.
- Творческая работа. Письменный ответ нам вопрос.
Почему сборник А. Бабожена назван «После дождя»?
7 Рефлексия.
Что нового для себя Вы открыли на сегодняшнем занятии, изучая творчество Бабожена?
Какие чувства и эмоции испытали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов
Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...
Факультативное занятие по русскому языку в 6 классе "Долой однообразие"
Факультативное занятие в рамках курса "Занимательная грамматика" направлено на развитие речи учащихся, совершенствование их устной и письменной речи, на умение редактировать текст,а также ...
Планирование факультативных занятий по русскому языку в 11 классе
Тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку в 11 классе...
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"
Рабочая программа I вида факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...
факультативное занятие "Легенды и предания Забайкалья"
Данное факультативное занятие расширяет знания учащихся об истории Забайкалья, о природе родного края, его населении. Способствует формированию представлений о духовной культуре старожилов Забайкалья,...
Программа "Фольклор и литература Зауралья" 5 класс
Программа предназначена для учителей, преподающих региональный компонент...