Программа "Фольклор и литература Зауралья" 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Программа предназначена для учителей, преподающих региональный компонент
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», основана на федеральном компоненте государственного стандарта образования по литературному краеведению, разработана на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья».
Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:
- связи искусства и литературы с жизнью;
- единства формы и содержания;
- историзма;
- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.
Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор филологических наук Федорова В.П.), программы регионального курса «Фольклор и литература Зауралья» (5 класс, 2006 г.) – автор Ступина В.Н., программы курса «Фольклорное и литературное Зауралье» (6-11 классы, 2008 г.) – автор Шаврина О.Г.
В 5 классе ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья).
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих предметных целей:
- освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общественном явлении;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения зауральских авторов;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня культуры.
Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:
- обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении классической литературы и литературы Зауралья;
- расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении литературы Зауралья и классической литературы;
- сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья;
- развить речевую деятельность учащихся.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней.
Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс.
Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации.
Выполнение программы носит обязательный характер: объем времени для изучения произведений литературы Зауралья в 5 классе определен региональным базисным учебным планом, требует выделения специальных уроков.
Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);
- анализ и интерпретация произведений;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;
- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений.
5 класс
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Тео- рия | Прак- тика | Виды деятельности |
1. | Урок-введение «Без живого слова нет народа» | 1 | 0,5 | 0,5 | Читают, анализируют, обсуждают план главы из очерка «Путь собирателя». |
2. | Основы организации собирательской деятельности пятиклассников по изучению фольклора Зауралья | 2 | 1 | 1 | Работают с вопросником по сбору материала «Моя семейная родословная». |
3. | Устное поэтическое творчество Зауралья | 2 | 1 | 1 | Сочинениют собственных мирилки, считалки, загадки |
4. | Русские народные сказки Зауралья | 2 | 0,5 | 1,5 | Составлют словарик «Диалектные слова в сказке». Создают устное сочинение «Незабываемый фрагмент русской народной сказки», иллюстрируют его |
5. | Литературная сказка в творчестве поэта Л.Куликова | 2 | 0,5 | 1,5 | Делают характеристика Силы, создают иллюстрации к сказке «Золотая бабочка», заучивают фрагмент наизусть. |
6. | Родная природа в произведениях зауральских поэтов | 2 | 0,5 | 1,5 | Выразительно читают, анализируют стихотворения, учат наизусть по выбору. |
7. | Тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей | 2 | 1 | 1 | Пишут сочинение «Размышления после прочтения…». |
8. | Школьная тема в творчестве писателей Зауралья | 1 | 0,5 | 0,5 | Читают, анализируют произведение. Создают устное сочинение «Чего я жду от уроков литературы?» |
9. | Урок-экскурсия в литературный музей родного края | 1 | 0,5 | 0,5 | Делают записи-впечатления. |
10. | Литературная гостиная «Творческая мастерская писателя» | 1 | 0,5 | 0,5 | Делают записи-впечатления. |
11. | Урок-концерт | 1 | - | 1 | Исполняют наизусть произведения полюбившихся зауральских авторов. |
Всего часов | 17 | 7 | 10 |
Содержание программы
Краеведы Зауралья (1 час)
А. Н.Зырянов – собиратель устной поэзии, талантливый исследователь и бытописатель. Лучшие краеведческие очерки А.Н.Зырянова. Отрывок из очерка «Письма из Далматова».
В.П.Бирюков – ученый, писатель, краевед. Влияние родительской семьи на формирование интереса к родному слову. Фрагмент из автобиографического очерка В.П.Бирюкова «Путь собирателя». Проблемная беседа по содержанию фрагмента очерка «Путь собирателя». В.П.Бирюков – прекрасный знаток своего края. «Словарь народного языка на Урале» - самый главный труд писателя – краеведа. Основной принцип работы собирателя: «Через устное народное творчество, через народный язык – к познанию родного края».
Основы организации собирательской деятельности пятиклассников по изучению фольклора Зауралья (2 часа)
Розыски и запись устно – поэтических произведений – увлекательное занятие для учащихся. Источники для записи произведений устной поэзии: соседи, родители, рассказчики и песенники. Загадка, пословица, песня, частушка, сказ и сказка – основные объекты собирательской деятельности. Близость рассказов бывалых людей и народных сказов к произведениям устной словесности. Значимость встреч с бывалыми людьми. Особенности подготовки встреч с бывалыми людьми: выяснение адресов, определение тематики беседы, составление подробного вопросника. Запись собираемого материала в 2 – 3 руки, выделение в нем того литературного материала, который рассказчик считает главным.
Требования к оформлению паспорта фольклорной записи: название текста, содержание записи, время записи текста, данные о рассказчике, место записи, информация о собирателе.
Подготовка учащихся к собирательской деятельности по теме «Моя семейная родословная» (составление опросника), подведение итогов которой будет проведено в 6 классе.
Устное поэтическое творчество Зауралья (2 часа)
Жанровое многообразие устного поэтического творчества Зауралья. Колыбельные песни. Прибабуньки – прибаутки. Загадки. Заклички и приговорки. Скороговорки. Поддевки.
Русские народные сказки Зауралья (2 часа)
«Сто сказок южного Зауралья» - первый опыт обобщения опубликованных и архивных материалов по зауральскому сказочному эпосу. Проблема собирания сказок в Зауралье и знаковые в фольклористике имена: А.Н.Афанасьев, А.Н.Зырянов, В.П.Бирюков, И.А.Худяков, Д.К.Зеленин. А.Н.Зырянов – собиратель сказок. Высокое качество собирательской работы А.Н.Зырянова: особенность речи сказочников, манера сказывания, зауральский диалект. Местный колорит в сказках южного Зауралья: упоминание Кургана, приметы быта, ремесла, речь героев, местные обряды. Сказки, записанные А.Н.Зыряновым: «Муха», «Уголек, пузырек и соломинка», «Коза», «Сходка» и др. Русские народные сказки: «Верещага», «Глупая старуха». Особенности жанра и композиции. Характеристика главных героев. Изобразительно – выразительные средства. Местный колорит сказок.
Литературная сказка в творчестве поэта Л.Куликова (2 часа)
Место литературной сказки в творчестве поэта Леонида Куликова. Известные сказки писателя: «Белочка – умелочка», «Как ежик стал колючим», «Хитрая сорока», Петушок в беде», «Дятел – наш приятель». Особенности жанра и композиции литературной сказки Л.Куликова «Золотая бабочка». Изобразительно – выразительные средства в произведении. Характеристика главных героев сказки. Особенности языка литературной сказки «Золотая бабочка». Алексей Пляхин и мать писателя Антонина Куликова о трудной судьбе поэта. Стихотворение А.Пляхина «Памяти поэта». Воспоминания А.Куликовой «О сыне пишу».
Родная природа в произведениях зауральских поэтов (2 часа)
Зауральская природа в зеркале поэзии. Изобразительно – выразительные средства языка стихотворений зауральских авторов: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Использование диалектных слов и выражений в поэтической речи. Лирический герой стихотворений. Произведения для изучения (по выбору учителя): В.Гилев «В листьях утренних деревьев». Н.Аксенов «Речка жизни моей». Н.Рождественская «Апрель устроил звонницу», «Гроза надвинулась нежданно». В.Ступина «Веточку сирени…», «Как будто я в музее…». А.Еранцев «Подснежник», «Вот была у нас корова!». Б.Черемисин «Рисуй, осень!», «Метельные меты», «Лик весны».
Музыкальный ряд: В.Липихин – С.Акулов «Сторона моя зауральская». Ю.Гаврилов – Е.Карганова «Я хочу, чтобы птицы пели». Ю.Гаврилов – К.Сульдин «Зауральское поле». Г.Чебаков – К.Бальмонт «Снежинки». И.Парфенов «Черемуха над водой», «Тихое утро» из «Детского альбома».Е.Хабарова «Приди весна – веснянка».
Зрительный ряд: пейзажи Г.Травникова, А.Абрамова, В.Пичугина, И.Щетинина и др.
Тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей (2 часа)
Горькая правда жизни в очерковых рассказах В.Федоровой «Первый день из детства» и «После войны». Особенности жанра и композиции рассказа «После войны». Частушки военных лет в рассказе – правдивое эхо войны.
В.Потанин «Боря – маленький и другие…» (отрывок из рассказа). Образ автора. Проблемная беседа по содержанию отрывка. Тяготы военного лихолетья в жизни двенадцатилетнего героя в рассказе Сергея Чингина «Жернова». Образ матери мальчика в рассказе. Проблемная беседа по содержанию рассказа. Выразительное чтение рассказа учителем и учащимися.
Жизненная основа стихотворений А.Худякова: «Проводы», «На занятиях». Лирический герой стихотворений. Изобразительно – выразительные средства. К.Сульдин «У вечного огня». Лирический герой стихотворения. Изобразительно – выразительные средства: сравнение, эпитет, метафора. Выразительное чтение поэтического текста учителем и учащимися.
Музыкальный ряд: В.Липихин – К.Сульдин «Твой подвиг нами не забыт». В.Липихин – В.Куприн «Мой китель». Л.Орлова – М.Андронов «Солдатская каска». Г.Чебаков – И.Михайлов «Положи цветы».
Зрительный ряд: фотографии времен Великой Отечественной войны из личных архивов семей школьников.
Школьная тема в творчестве писателей Зауралья (1 часа)
Коллективное прочтение рассказа В.Есетова «Мстители» в классе. Особенности жанра и композиции рассказа Виталия Есетова «Мстители». Тема и идея рассказа. Образ Ольги Михайловны в рассказе. Толкование названия рассказа «Мстители». Образ пятиклассника Пети в рассказе В.Ступиной «Петька Рыжий». Проблемная беседа по содержанию рассказа. Характеристика главных героев рассказа: Нины Ивановны, Петьки. Выразительное чтение фрагментов рассказа по ролям.
Литературные музеи родного края (1 час)
Знакомство школьников с бытом и литературной жизнью родных мест в прошлом и наши дни. Предварительное обсуждение учителем – словесником и экскурсоводом вопросов, подлежащих освещению во время беседы с учащимися. Грамотное ведение записей школьниками во время литературной экскурсии.
Творческая мастерская писателя (1 час)
Художественное творчество – загадочный процесс. Основные этапы процесса художественного творчества. Вдохновение – пик напряжения всех душевных сил писателя: подготовленность вдохновения, состояние самозабвения, непроизвольное течение творческого потока; легкость, с которой мысли находят свое выражение. Чтение приглашенным автором своих произведений. Беседа учащихся с приглашенным писателем по заранее подготовленным и возникшим в процессе диалога вопросам.
Итоговое занятие (1 час)
Прослушивание и исполнение учащимися полюбившихся поэтических и прозаических произведений зауральских авторов. Оформление выставки рисунков учащихся «Каким я вижу родной край…». Использование на заключительном уроке зрительного ряда из работ профессиональных художников Курганской области: Г.Травникова, А.Абрамова, В.Пичугина, И.Щетинина и других. Использование в качестве музыкального ряда следующих музыкальных произведений: В.Баскин – Г.Бухарина «Гимн Зауралья», Г.Иванов – Балин – Ю.Воронцов «Край мой любимый», И.Парфенов «Родной пейзаж» из «Детского альбома».
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературному
краеведению (5 класс)
Для учащихся:
1. Бирюковское наследие. Том первый. Материалы к биографии
В.П.Бирюкова/Редактор А.М Бритвин.- Шадринск: Изд-во ПО «Исеть»,
1998.
2. Единоверцы. Коллективный сборник стихов.- Курган: Периодика, 1994.
3. Еранцев А. Кумачовые журавли. Стихи.- Челябинск: Южно-Уральское
книжное издательство, 1967.
4. Еранцев А. Ночные поезда. Стихи.- Челябинск: Южно-Уральское книжное
издательство, 1965.
5. Еранцев А. Талица. Стихи. - Челябинск: Южно-Уральское книжное
издательство, 1964.
6. Куликова А.С. О сыне пишу. - Челябинск: Южно-Уральское книжное
издательство, 1977.
7. Куликов Л. Преодоление. Стихи разных лет.- Курган: Периодика, 1990.
8. Рабочая тетрадь по литературному краеведению «Фольклор и литература
Зауралья», 5 класс. А.В.Ряскина, Т.А.Штырля; Курган, 2009.
9. Ступина В.Н. Октавы. Сборник стихотворений.- Курган: Периодика,
1993.
Для учителя:
1. Земля Курганская: прошлое и настоящее/Краеведческий сборник. Выпуск
7.- Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1994.
2. Организация научно-исследовательской деятельности студентов:
Учебно-методическое пособие/Авт.-сост. Н.А.Криволапова; ИПКиПРО
Курганской области.- Курган, 2005.
3. Сто сказок южного Зауралья: Учебное пособие.- Курган: Изд-во
Курганского гос. ун-та, 2005.
4. Ступина В.Н. Методика анализа художественного произведения:
Методические рекомендации в помощь учителю литературы/ИПКиПРО
Курганской области.- Курган, 2005.
5. Ступина В.Н. Педагогические условия изучения регионального
компонента государственного образовательного стандарта по
литературе: Научно-методическое пособие/ИПКиПРО Курганской
области.- Курган, 2004.
6. Ступина В.Н. Программа регионального курса «Фольклор и литература
Зауралья» (5 класс)/ИПКиПРО Курганской области.- Курган, 2007.
7. Фольклор и литература Зауралья: духовно-нравственное,
филологическое воспитание и развитие учащихся: Материалы научно-
практической конференции (17 декабря 2003 года)/ИПКиПРО Курганской
области.- Курган, 2003.
8. Фольклорное и литературное Зауралье: Региональный компонент
федеральной программы по литературе для общеобразовательных
учреждений (1-11 классы)/ИПКиПРО Курганской области.- Курган, 2003.
9. Янко М.Д. Уроки внеклассного чтения на краеведческом материале:
Методические указания в помощь учителю русского языка и
литературы/Курганский областной институт усовершенствования
учителей.- Курган, 1973.
10.Янко М.Д. Литературное Зауралье.- Курган: Советское Зауралье,
1960.
11.Янко М.Д. Литературное краеведение в школе.- Москва: Просвещение,
1965.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по литературному
краеведению «Фольклор и литература Зауралья» за курс V класса
По завершению курса пятиклассники должны знать:
- основы собирательской деятельности фольклора;
- содержания произведений зауральских авторов, обозначенных в программе регионального курса;
- особенности русского языка в Зауралье.
По завершению регионального курса пятиклассники должны уметь:
- самостоятельно реализовывать на практике методы сбора и обработки фольклорного материала;
- уметь находить в художественном произведении диалектные слова и объяснять их смысловое значение;
- уметь анализировать изучаемое по программе литературное произведение; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;
- уметь находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении;
- выявлять авторскую позицию писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего будущего круга чтения и оценки литературных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173120-1357479104.jpg)
Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.
Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-124178-1382991763.png)
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-124178-1382991763.png)
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-388985-1390886086.jpg)
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-521352-1420282827.jpg)
Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина
Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1218191-1581499678.jpg)
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...