задания по литературе
методическая разработка по литературе на тему
Предварительный просмотр:
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Карточка №1
(подготовка к устному ответу)
- Охарактеризуйте Матрену?
- Какие качества характера дороги Солженицыну в его героине.
- Что, по мнению Солженицына, означает слово «праведник»?
- Мировоззрение Матрены.
- Различия в отношении к жизни Матрены с односельчанами?
- Зачитать финал рассказа.
- Ваше отношение к героине.
Карточка №1
- Автор, название произведения.
- Какой персонаж произносит этот монолог.
- Охарактеризуйте героя.
- Каким, по мнению героя, должен быть человек?
- Что значит быть свободным?
Биография А. А.Ахматовой
Задание 1. Изучить статью учебника стр. 289 -292
Задание 2. Составить по плану биохронику поэтессы.
- Годы жизни А.Ахматовой.
- Город, в котором она родилась.
- Настоящая фамилия А.Ахматовой.
- В каком месте проходит детство поэтессы.
- Учеба А.Ахматовой (место, название учебных заведений).
- Первый муж поэтессы (год свадьбы, имя, его основное занятие).
- Чем знаменателен для А.Ахматовой 1912 год?
- В каком году вышел II сборник Ахматовских стихов (год, название)?
- Какой сборник стихов вышел у Ахматовой в 1917 г. (название, чем важен он для Ахматовой лично и для нас читателей?)
- Увлечение Ахматовой с середины 20 – х годов.
- Как ознаменована гибель «серебряного века» лично для Ахматовой?
- С какой целью Ахматова отправляется в Ташкент?
- Ее творчество и занятие в последние годы жизни?
- Награждения, премии Ахматовой (в какие годы были присуждены премии, в каких странах, за какие заслуги).
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Карточка №1
(Работа в группе)
- Найти в тексте описание довоенной жизни Риты Осяниной.
- Рита на войне.
- Трагедия Риты Осяниной (составить устный рассказ, выделить и зачитать отдельные моменты (эпизоды)).
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Карточка №2
(Работа в группе)
- Составить устный рассказ по плану
Жизнь Жени Комельковой до войны
Женька на войне (показать нравственную победу героини)
Подвиг Комельковой.
- Выделить и зачитать отдельные моменты (эпизоды).
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Карточка №3
(Работа в группе)
- Составить устный рассказ по плану
Жизнь Сони Гурвич до войны
Поведение во время боя.
Трагедия Сони Гурвич (найти в тексте и зачитать характеристики Сони Гурвич).
- Выделить и зачитать отдельные моменты (эпизоды).
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Карточка №4
(Работа в группе)
- Составить устный рассказ по плану
Жизнь Лизы Бричкиной до войны
Неопытность в экстремальной ситуации.
Гибель Лизы Бричкиной (подтвердить текстом).
- Выделить и зачитать отдельные моменты (эпизоды).
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Карточка №5
(Работа в группе)
- Составить устный рассказ по плану
Довоенная жизнь Гали Четвертак.
Что это было: трусость или неопытность?
Трагедия Гали Четвертак (подтвердить текстом).
- Выделить и зачитать отдельные моменты (эпизоды).
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Карточка №6
(Работа в группе)
- Составить устный рассказ по плану
Жизнь Васкова до войны.
Отношение к своим бойцам
Доброта, неопытность Васкова
Трагедия старшины (подтвердить текстом).
- Выделить и зачитать отдельные моменты (эпизоды).
М.Е. Салтыков – Щедрин
Сказка «Премудрый пескарь»
Карточка №1
- Найти в тексте описание пескаря.
- Выписать в тетрадь советы старого пескаря, которые он дает своему сыну.
- Жизненная позиция пескаря.
- Итог жизни пескаря.
М.Е. Салтыков – Щедрин
Сказка «Вяленая вобла»
Карточка №4
- С чего начинается сказка? (устно)
- Как живет вобла? (устно)
- Сделать записи: Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?
М.Е. Салтыков – Щедрин
Сказка «Медведь на воеводстве»
Карточка №4
- Рассказать о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо?
- какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?
- Против чего они направлены?
Подготовка к сочинению по рассказу
«Гранатовый браслет»
Цель урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
- Знакомства с целями урока
Темы сочинений:
- Мои мысли о прочитанном рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
- « … Что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»).
В тетрадях сделаны записи высказываний о любви. Кроме того, к первому занятию, посвященному рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет», учащиеся самостоятельно подбирали стихи, легенды, фразы о любви.
- Этапы работы над сочинением
- Учащиеся в процессе обсуждения называют восемь этапов подготовки к сочинению:
- обдумывание темы сочинения;
- определение основной идеи сочинения;
- определение жанра сочинения;
- подбор материала (цитат, высказываний и др.);
- составление плана сочинения;
- обдумывание вступления к основной части;
- составление подробного плана основной части;
- анализ заключения.
- Далее учащиеся излагают результаты анализа выбранной темы сочинения.
(«Я выбрала первую тему... Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением, - «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение я буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения – А.И.Куприн, так как считаю, что, обращаюсь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».
«Я выбрал вторую тему: «…что это было: любовь или сумасшествие?». Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение – рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т.е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие», в зависимости оттого, что буду доказывать».
- Формулировка идеи сочинения.
(« Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной – это любовь, а не сумасшествие».
«Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова».
«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере – это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».
«Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличать истинную любовь от влюбленности».)
- Обсуждение учениками выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.
Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.
(«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:
Нам говорит согласье струн в квартете,
Что одинокий путь победен смерти.
Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагической судьбой Желткова».
«Эпиграф – это строки из стихотворения Тютчева:
Любовь, любовь, - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет, наконец».
«Мне показалось, - говорил князь, - что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек».
А.И.Куприн
«Мне понравились слова Омара Хайяма:
Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая – любовь.
Но еще не любовь – соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, - любовь!
Именно эти строки, по – моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».)
- Составление плана сочинения.
План – это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично. Ученики читают составленные планы сочинений и комментируют их.
- Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.
- Основная часть. Я назвал ее так: «Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:
а) генерал Аносов о любви;
б) обретенные чувства;
в) любовь и письма Желткова;
г) бездушные люди;
д) последнее письмо;
е) соната номер два.
- Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».
«Свое сочинения я буду писать по такому плану:
- Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».
- Основная часть: «Что это было: любовь и сумасшествие?». Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере – это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.
Основная часть состоит из пунктов:
а) глубина чувств Желткова;
б) последнее письмо Желткова;
в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.
- Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».
- Выбор вступления
Вступление – первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.
Учитель и ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.
- Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).
- Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).
- Биографическое (важные сведения из биографии писателя).
- Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).
- Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).
Далее ученики читают свои вступления и определяют их вид.
- «Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце… Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара – Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.
«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».
Какая красивая сказка … - подумал я. – А ведь она мне напоминает какое – то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера …, Былина – Желтков и Солнце – Вера».
Я считаю, что это лирическое вступление.
- «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».
Это вступление лирическое.
- «Любовь – излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков – в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:
Любовь, любовь, - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет, наконец.
Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».
Это вступление сравнительное).
При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений. Например, в последнем вступлении, по их мнению, следует определить, какая любовь описывается в каждом из названных произведений.
- Обдумывание вариантов заключения.
Ученики отвечают на вопрос о том, в чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключений.
- «В заключении можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывание о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».
- «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».
- «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».
- Доработка сочинения
После обсуждения этапов работы над сочинением следует дать учащимся время, чтобы они доработали план сочинения, более тщательно подобрали материал к сочинению и т.д.
- Чтение и обсуждение сочинения – образца
Целесообразно прочитать на уроке написанное сочинение как образец. Это может быть сочинение ученика – выпускника школы или сочинение учителя.
Например, сочинение на тему: «Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Если остается время, то целесообразно обсудить услышанное сочинение: определить жанр сочинения; выделить вступление, основную часть, заключение; сформулировать основную мысль сочинения; понять, как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализировать, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и пр.).
Домашнее задание
Написать сочинение на одну из предложенных тем.
«Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
« - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!...
«Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
« - Веди ты нас! – сказали они.
«Тогда он повел…»
Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они…. Все гуще становился лес, все меньше было сил!
Задание:
- Автор, название произведения, жанр.
- О каком герое литературного произведения вы прочитали.
- Охарактеризуйте героя.
- В чем заключался его подвиг.
- Выскажите свое отношение к персонажам этого произведения в целом.
«Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня, на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать. Вот оно, наконец, желанное, заработанное мучениями счастье – почему она не верила в него раньше? Чего она искала, чего добивалась? Напрасно, все напрасно.
Стыдно … всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза…. Но и стыд исчезнет, и стыд забудется, освободит ее…
Она встала в рост и посмотрела в сторону Андреевского. Но оно, Андреевское, задалено было темью…»
Задание:
- Автор, название произведения.
- О чем думает Настена?
- Какая участь настигает ее?
- В чем нравственная красота этой героини?
«Но, вглядевшись, как следует в Андрея, она остыла, и все ее счастливое возбуждение от неожиданной скорой, раньше назначенного времени встречи с ним стало меркнуть. Лицо его сильно заострилось и высохло, даже сквозь бороду видно было, как обвисли на нем щеки. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже и не черной, а грязно – пегой, завитки на ней делали ее и того более неряшливой. Голову он держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что- то перед собой, - так оно скорей всего и было. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Глаза, больше всего Настену напугали глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской и потеряли всякое выражение, кроме внимания… Андрей заметил, с каким страданием она смотрит на него, и дернулся:
- Не нравлюсь, что ли?»
Задание:
- Автор, название произведения.
- По портретной характеристике дайте общее представление о герое повести.
- Почему он становится таким?
- Как происходит перерождение Андрея?
«Остальной сон он научился добираться днем, устроившись где – нибудь в лесу под солнцем. Несколько минут он смотрел в небо, скоро изнемогал от его осиной беспредельной пустоты и забывался, а потом, очнувшись, продрогший и голодный, недовольно озирался: куда теперь? Этот вопрос стоял пред ним постоянно, чаще всего … не справлялся с ним и брел куда попало, лишь бы брести.
Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, иногда принимаясь скрадывать неизвестно кого, придумывал из какой- то даже и не ребячьей, а просто бессмысленной блажной забавы, будто идет за кем-то по пятам, или, наоборот, уходит от преследования, сторожит свой шаг, огибал открытые места, прятался в ельниках, и потом, наигравшись, сам же над собой и смеялся, и смеялся громко, зло, с придумывающей откровенностью. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне и жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дела, ни долга, что с самого начала именно такая участь ему и была уготована.
Он постоянно хотел, есть, и все кругом представлялось ему, как и он, голодным и жадным; его домогал даже воздух, сосущий и острый, - слишком много приходилось воздуха на одного человека»
Задание:
- Автор, название произведения.
- О каком персонаже идет речь в этом отрывке?
- Почему себя так ведет герой?
- Как он живет?
- Что составляет день его жизни?
« - От судьбы, … , никуда не уйдешь, - отозвался наконец он. – Хошь делай заделайся поперек ей, а она на своем поставит. – Он невесело, утверждающе усмехнулся, будто знал об этом больше других, помолчал еще, теребя себя за бороду, и заговорил уверенней и злей: - Это ж она меня с войны сняла и сюда направила. Она. Может, против сил моих направила, чтобы успеть нас до смерти моей свести. Ты думаешь, легко мне зверюгою лесной прятаться? А? Легко? Когда они там воюют, когда я тоже там, а не здесь, обязан находится? Я здесь по-волчьи научился выть. Хочешь, покажу? – Не дожидаясь согласия, он поднялся, тяжелым шагом подошел к двери, распахнул ее и, выгнувшись вперед, не сразу, начав со всхлипа, словно доскребаясь до нужного голоса, и, достав, навострив его, пустил тонкий и длинный, режущий по живому, жалобный и убийственный стон. От ужаса … вскочила на колени, схватившись руками за грудь. … вдруг оборвал этот нечеловечий голос, прикрыл дверь и, откашлявшись, воротился обратно. – Похоже? – спросил он и сам же себе ответил: Похоже. Знай, что это я, когда услышишь. А волков я тут давно распугал, все, наверно, на ваш берег сбежали. Ишь какую забаву нашел. От безделья, думаешь?
Задание:
- Автор, название произведения.
- О каком герое пишет автор? (имя, фамилия).
- Дайте характеристику персонажу.
- Какой проступок совершает герой?
- Почему он начинает жить и выть по – волчьи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе.
В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
домашнее задание по литературе 11 класс
Конспект "Литература 30-х годов...
Олимпиадные задания по литературе 5 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Олимпиадные задания по литературе 6 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...
Тестовое задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тест по теме: И. Тургенев "Муму".
Данный тестовый материал предлагается для проверки усвоения учащимися изученного учебного материала по теме. Дети должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. П...
Задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тема: Л.Н. Толстой (по страницам биографии).
Материал данного задания разработан для лучшего усвоения неслышащими учащимися биографии Л.Н. Толстого. Биография писателя изучается в школе на каждом этапе обучения - при знакомстве с его...