Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 10 класс (пояснительная записка и КТП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_lit_10.doc | 238 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_lit_10.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по литературе
10 класс
№ уро-ка | № в теме | Тема урока | Виды контроля | Дата проведения | Примечания к уроку | |||
По плану | По факту | |||||||
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы19 века. Уметь: доказывать примерами значение русской литературы 19в. в развитии литературного процесса. | ||||||||
1 | 1 | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. (НРК) | Конспект лекции | 1.09 | ||||
2 | 2 | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | Практикум | 3.09 | ||||
ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА (9 часа + 2 Р.Р. = 11 часов) Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведений. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение. | ||||||||
3 | 1 | А.С.Пушкин. Гуманизм лирики и ее национально-историческое содержание. | Конспект лекции | 4.09 | ||||
4 | 2 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон». Трагизм мировосприятия | Анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану». Выразительное чтение наизусть. | 8.09 | ||||
5 | 3 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | Практикум. Анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть. | 10.09 | ||||
6 | 4 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» | Практикум. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | 11.09 | ||||
7 | 5 | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги («..Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны..») | Конспект лекции. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | 15.09 | ||||
8 | 6 | «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Тема жизни и смерти. | Практикум. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | 17.09 | ||||
9 | 7 | Повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история. Тема «маленького человека». | Самостоятельная работа (конспект статьи). | 18.09 | ||||
10 | 8 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | Беседа. Тест. Письменные ответы на проблемные вопросы. | 22.09 | ||||
11 | 9 | Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов | Беседа | 24.09 | ||||
12-13 | 10-11 | Р.Р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | Сочинение | 25.09 29.09 | ||||
ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЛЕРМОНТОВА (7 часов + 3 Р.Р. = 10 часов) Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученных произведений. Уметь: раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание произведения; создавать сочинения разных жанров на литературные темы; выразительно читать лирическое произведение. | ||||||||
14 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира. | Конспект лекции. | 1.10 | ||||
15 | 2 | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») | Практикум. Выразительное чтение стихотворения. | 2.10 | ||||
16 | 3 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. | Практикум. Выразительное чтение стихотворения «Смерть поэта» наизусть. | 6.10 | ||||
17 | 4 | Р.Р. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание». НРК | Самостоятельная работа. | 8.10 | ||||
18 | 5 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…»
| Практикум. Анализ лирического произведения. | 9.10 | ||||
19 | 6 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…» | Беседа. Практикум (анализ лирического произведения) Выразительное чтение стихотворения «Родина» наизусть. | 13.10 | ||||
20 | 7 | Вн.чт. Адресаты «влюблённой» лирики М.Ю. Лермонтова. НРК | Творческая работа. | 15.10 | ||||
21 | 8 | Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Характер главного героя | Сообщение по теме. Конспект критической статьи Г.В. Белинского | 16.10 | ||||
22-23 | 9-10 | Р.Р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | Самостоятельная работа. Сочинение и его защита. | 20.10 22.10 | ||||
ТВОРЧЕСТВО Н.В.ГОГОЛЯ (6 часов + 1Р.Р. = 7 часов) Знать: теоретико-литературные понятия «художественный вымысел», «фантастика»; основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя; роль творчества Н.В.Гоголя в литературном процессе 19-20вв. Уметь: подтвердить примерами образы фантастики и реальности в произведениях писателя; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; производить анализ эпизода. | ||||||||
24 | 1 | Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя, его художественный мир. | Конспект лекции. | 23.10 | ||||
25 | 2 | Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород». | Лекция. Беседа. | 27.10 | ||||
26 | 3 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | Семинар. Тест. | 29.10 | ||||
27 | 4 | Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | Практикум. | 30.10 | ||||
28 | 5 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | Беседа. | 10.11 | ||||
29 | 6 | Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | Письменные ответы на проблемные вопросы | 12.11 | ||||
30 | 7 | Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя | Классное сочинение. Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя | 13.11 | ||||
РУССКАЯ КРИТИКА И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА ВВЕДЕНИЕ (1 час) Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 19в.; о значении литературно-критической деятельности Белинского; понятие «романтическая литература». | ||||||||
31 | 1 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. | Лекция | 17.11 | ||||
ТВОРЧЕСТВО И.А.ГОНЧАРОВА (4 часа) Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении; анализировать факты из содержания произведения, критическую литературу; излагать мысли на заданную тему выявлять. | ||||||||
32 | 1 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | Лекция. Беседа. | 19.11 | ||||
33 | 2 | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. | Творческое задание (сравнительная характеристика Обломова и Штольца) | 20.11 | ||||
34 | 3 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | Беседа. Сообщение «Женские образы в романе» | 24.11 | ||||
35 | 4 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | Семинар. Конспект критической статьи. Домашнее сочинение по творчеству И.А. Гончарова. | 26.11 | ||||
ТВОРЧЕСТВО А.Н.ОСТРОВСКОГО ( 6 часов) Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; анализировать эпизод и его место в тексте. | ||||||||
36 | 1 | А.Н. Островский. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | Конспект лекции. | 27.11 | ||||
37 | 2 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | Практикум. | 1.12 | ||||
38 | 3 | «Гроза». Своеобразие конфликта. Смысл названия | Фронтальный опрос. Тестирование. | 3.12 | ||||
39 | 4 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | Беседа. Самостоятельная работа (характеристика героев). Конспект статьи Добролюбова | 4.12 | ||||
40 | 5 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | Практикум. Самостоятельная работа (характеристика Катерины). Конспект статьи Писарева | 8.12 | ||||
41 | 6 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | Семинар. Тестирование по творчеству Гончарова и Островского. Домашнее сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза» | 10.12 | ||||
ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА (7 часов + 1 час КР = 8 часов) Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению; создавать сочинения различных жанров; анализировать и интерпретировать художественное произведение, отбирая сведения по истории и теории литературы; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; выявлять авторскую позицию в произведении. | ||||||||
42 | 1 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе | Конспект лекции. | 11.12 | ||||
43 | 2 | И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | Практикум. Конспект статьи. | 15.12 | ||||
44 | 3 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя | Беседа. Самостоятельная работа (характеристика Н.П.Кирсанова) | 17.12 | ||||
45 | 4 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». НРК | Творческая работа (сравнительная характеристика героев) | 18.12 | ||||
46 | 5 | Любовь и счастье в романе «Отцы и дети» | Фронтальный опрос. Тестирование. Письменные ответы на проблемные вопросы. | 22.12 | ||||
47 | 7 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | Письменные ответы на вопросы. Домашнее сочинение | 24.12 | ||||
48 | 8 | Зачетная работа за первое полугодие | Зачет | 25.12 | ||||
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (1 час) Знать: особенности поэтических произведений данного периода; поэтов второй половины 19 века. Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | ||||||||
49 | 1 | Русская поэзия второй половины 19 века. А.Н. Майков, А.К.Толстой, А.Н.Плещеев, С.Я.Надсон | Конспект лекции. Анализ стихотворений. Выразительное чтение двух стихотворений наизусть. | 12.01 | ||||
ТВОРЧЕСТВО И.С.ТЮТЧЕВА (4 часа) Знать: факты биографии поэта; особенности художественного мира; характер произведений. Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы | ||||||||
50 | 1 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. НРК | Конспект лекции. Сообщения по теме. | 14.01 | ||||
51 | 2 | Философия природы в лирике Тютчева. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…» | Самостоятельная работа (анализ стихотворений). Выразительное чтение стихотворения наизусть | 15.01 | ||||
52 | 3 | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. | Беседа. Практикум. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | 19.01 | ||||
53 | 4 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | Практикум | 21.01 | ||||
ТВОРЧЕСТВО А.А.ФЕТА (2 часа + 1вн.чт. = 3 часа) Знать: факты биографии поэта; особенности произведений; особенности художественного мира. Уметь: анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | ||||||||
54 | 1 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. НРК | Лекция. Беседа. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | 22.01 | ||||
55 | 2 | Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии | Письменный ответ на проблемный вопрос. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | 26.01 | ||||
56 | 3 | Вн.чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклорные, романтические черты лирики поэта. | Самостоятельная работа (анализ стихотворения) | 28.01 | ||||
ТВОРЧЕСТВО Н.А.НЕКРАСОВА (9 часов) Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении; использовать приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | ||||||||
57 | 1 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет переживаний | Конспект лекции | 29.01 | ||||
58 | 2 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. | Практикум. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | 2.02 | ||||
59 | 3 | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | Практикум. Анализ лирического произведения. | 4.02 | ||||
60 | 4 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. | Беседа, сообщения | 5.02 | ||||
61 | 5 | «Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы. | Семинар. Тестирование | 9.02 | ||||
62 | 6 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального рабства | Практикум. Характеристика героя | 11.02 | ||||
63-64 | 7-8 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Беседа. Домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова | 12.02 16.02 | ||||
65 | 9 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. НРК | Практикум, тестирование по творчеству Тургенева и Некрасова | 18.02 | ||||
ТВОРЧЕСТВО М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (1 час + 2 вн.чт. = 3 часа) Знать: основные факты жизни и творчества писателя; проблематику и поэтику сказок; иметь представление о своеобразии сатиры писателя. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения. | ||||||||
66 | 1 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | Конспект беседы. Сообщение | 19.02 | ||||
67 | 2 | Вн.чт. Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». | Письменный ответ на проблемный вопрос | 23.02 | ||||
68 | 3 | Вн.чт. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | Семинар. Домашнее сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина | 25.02 | ||||
ТВОРЧЕСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО (11 часов + 1Р.Р. + 1 вн.чт. = 13 часов) Знать: основные факты жизни и творчества Л.Н.Толстого; особенности его художественного мира; содержание изученного произведения. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию в романе. | ||||||||
69 | 1 | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. | Конспект лекции. Сообщения по теме | 26.02 | ||||
70 | 2 | Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. | Письменный ответ на проблемный вопрос | 2.03 | ||||
71 | 3 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Проблемы. Композиция. | Проблемные задания. План статьи учебника | 4.03 | ||||
72 | 4 | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова | Фронтальный опрос | 5.03 | ||||
73 | 5 | Духовные искания Андрея Болконского. «Любимый герой» Толстого Пьер Безухов. | Творческая работа (эссе) | 9.03 | ||||
74 | 6 | Образ автора в романе. «Что есть красота?» Женские образы романа: Наташа Ростова, Марья Болконская. | Устные ответы на проблемные вопросы | 11.03 | ||||
75 | 7 | «Мысль семейная» в романе Толстого. Семья Ростовых и семья Болконских. НРК | Сообщения. Практикум | 12.03 | ||||
76 | 8 | «Мысль народная» в романе. Платон Караваев. Жизненная философия героя. | Фронтальный опрос. Мини-сочинение | 16.03 | ||||
77 | 9 | «Мысль историческая» в романе. Кутузов и Наполеон | Творческая работа (эссе) | 18.03 | ||||
78 | 10 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». | Практикум. Письменный ответ на проблемный вопрос. | 19.03 | ||||
79 | 11 | Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге. | Семинар. Проблемные задания. | 30.03 | ||||
80 | 12 | Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению | Семинар, тестирование. Домашнее сочинение | 1.04 | ||||
81 | 13 | Р.Р. Анализ эпизода из романа «Война и мир». | Практикум | 2.04 | ||||
ТВОРЧЕСТВО Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО (7 часов) Знать: основные факты жизни и творчества писателя содержание изученного произведения; Уметь: анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы воспроизводить содержание литературного произведения излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала | ||||||||
82 | 1 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | Конспект лекции. Сообщения | 6.04 | ||||
83 | 2 | Петербург Достоевского – одно из главных действующих лиц романа. Система образов героев романа | Семинар. Устные ответы на проблемные вопросы. | 8.04 | ||||
84 | 3 | История создания романа «Преступление и наказание». | Семинар. План статьи учебника. | 9.04 | ||||
85 | 4 | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | Семинар. Письменный ответ на проблемный вопрос. | 13.04 | ||||
86 | 5 | Родион Раскольников, его учение и бунт; взаимоотношения автора и героя. Литературная философия Достоевского и христианские ценности
| Практикум. Самостоятельная работа (характеристика героя) | 15.04 | ||||
87 | 6 | «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа | Практикум. Самостоятельная работа (характеристика героя) | 16.04 | ||||
88 | 7 | «Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове | Тестирование. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание» | 20.04 | ||||
ТВОРЧЕСТВО Н.С.ЛЕСКОВА (2 часа + 1 вн.чт. = 3 часа) Знать: основные факты жизни и творчества Н.С.Лескова; содержание изученного произведения. Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. | ||||||||
89 | 1 | Жизнь и творчество Н.С.Лескова, его художественный мир. Повесть «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина – героя-правдоискателя | Лекция. Практикум. Самостоятельная работа (характеристика героя) | 22.04 | ||||
90 | 2 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. НРК | Беседа. Тестирование. Письменный ответ на проблемный вопрос | 23.04 | ||||
91 | 3 | Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | Урок внеклассного чтения | 27.04 | ||||
ТВОРЧЕСТВО А.П.ЧЕХОВА (6 часов + 1К.Р. + 1 вн.чт. = 8 часов) Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. | ||||||||
92 | 1 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. «Человек в футляре» | Конспект лекции. План статьи. | 29.04 | ||||
93 | 2 | Рассказы Чехова 90-х г 19 века. «Попрыгунья», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Восходящее» и «нисходящее». | Практикум. Письменный ответ на проблемный вопрос. | 30.04 | ||||
94 | 3 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания. | Сам.работа (характеристика героя). Мини-сочинение | 4.05 | ||||
95 | 4 | Драматургия А.П.Чехова. Принципы «новой драмы» история создания пьесы «Вишневый сад». НРК | Практикум. Анализ эпизода | 6.05 | ||||
96 | 5 | Два сюжета пьесы. Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад». Особенности чеховского диалога | Практикум. Анализ эпизода. Тестирование. | 7.05 | ||||
97 | 6 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы | Практикум. Домашнее сочинение по пьесе «Вишневый сад» | 11.05 | ||||
98 | 7 | Зачетная работа за второе полугодие | Зачет | 13.05 | ||||
99 | 8 | Вн.чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». | Письменный ответ на проблемный вопрос | 14.05 | ||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов) | ||||||||
100 | 1 | Вн.чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». | Устный ответ на проблемный вопрос | 18.05 | ||||
101 | 2 | Вн.чт. Г. Ибсен. «Кукольный дом». | Фронтальный опрос. Беседа. | 20.05 | ||||
102 | 3 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века | Беседа | 21.05 | ||||
103 | 4 | Резервный урок | 25.05 | |||||
104 | 5 | Резервный урок | 27.05 | |||||
105 | 6 | Резервный урок | 28.05 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе:
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
- приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программу общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от09.03.2004 №1312»
- приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников в ОУ на 2014-2015 г.»
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).
Программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в объеме 105 часов (3 часа в неделю).
Предмет «литература» входит в образовательную область «филология».
Характеристика предмета
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Характеристика класса
В 10 классе обучаются 3 человека. Двое из них (Зукол Валентина, Потылицин Александр) отличаются ответственностью, старанием, прилежанием. У данных учащихся имеется четкая мотивация к обучению. Ученики владеют навыками самостоятельной работы. Валентина и Александр обладают навыком анализа произведения, умеют писать сочинения и четко и ясно озвучивать свою позицию относительно того или иного вопроса.
Гайдук Сергей требует повышенного внимания со стороны учителя. У Сергея низкая техника чтения. Отсутствие системы выполнения и качества домашней подготовки отражаются на успеваемости. Значительные пробелы в знаниях негативно отражаются на мотивации к обучению.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, у/о, зимняя и летняя сессии учителя (декабрь 2014 г., май 2015 г.), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой или могут быть использованы уроки повторения.
Национально-региональный компонент
В рабочую учебную программу включен региональный компонент, представленный произведениями хакасских писателей и поэтов. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями хакасской литературы.
Цели изучения хакасской литературы:
- приобщение к духовным ценностям народов Хакасии;
- развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально- культурных ценностей Республики Хакасия;
- овладение знаниями о направлениях, художественных особенностях хакасской литературы;
- воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой Родины.
Основные содержательные линии:
- знакомство с личностью писателя;
- определение художественных особенностей произведений;
- установление взаимосвязей теории хакасской литературы с теорией русской литературы.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
На изучение национально-регионального компонента образования по литературе отводится 10% учебного времени (10 часов в год).
№ урока | Тема урока | НРК |
1 | Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой литературы | Сообщение о писате-лях Хакасии ХIХ века |
17 | Р/р. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание» | Дидактический материал (Мир природы в рассказах писателей Хакасии) |
20 | Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова | Анализ стихотво-рений А.Кыштымова |
45 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | Дидактический материал |
50 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике | Дидактический материал (Мир природы в рассказах писателей Хакасии) |
54 | А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы | Дидактический материал (Мир природы в рассказах писателей Хакасии) |
65 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме | Дидактический материал |
75 | «Мысль семейная» в романе Толстого. Семья Ростовых и семья Болконских | Дидактический материал |
90 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | Дидактический материал |
95 | Драматургия А.П.Чехова. Принципы «новой драмы», история создания пьесы «Вишневый сад» | Анализ стихотворений хакасских авторов |
Содержание программы учебного курса
Базовый уровень
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. Пушкин
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Русская критика и литературный процесс
второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как опреде между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
А.Н. Островский
Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы», «Свои люди – сочтемся!».
И.С. Тургенев
Роман «Отцы, и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Русская поэзия второй половины XX века
Ф.И. Тютчев
Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я » и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. Фет
Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Япришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
А.К. Толстой
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
А. Некрасов
Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: "исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда
А.П. Чехов
Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Практическая часть
№ п/п | Дата По плану По факту | Практическое занятие | |
29.09 | Р/р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина | ||
22.10 | Р/р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | ||
13.11 | Сочинение по повести Н.В.Гоголя | ||
26.11 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. Домашнее сочинение | ||
10.12 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение | ||
24.12 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Домашнее сочинение | ||
25.12 | Зачетная работа за первое полугодие (билеты с вопросами) | ||
16.02 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова | ||
01.04 | Художественные особенности романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению | ||
20.04 | «Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание» | ||
11.05 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы. Домашнее сочинение | ||
13.05 | Зачетная работа за второе полугодие (билеты с вопросами) |
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости, определения своего круга чтения
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
- Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
- Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки. | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
- Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Виды контроля
Промежуточный:
|
|
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Литература
.
Для учащихся:
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010
Для учителя:
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2015.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....