Тема: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения (презентация)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Белоконева Любовь Анатольевна

Презентация к уроку на тему: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon iskusstvo_tropy.ppt282.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

искусство слова

Слайд 2

Тема урока: Литература как искусство слова Основополагающий вопрос: Что делает художественную речь красивой и образной?

Слайд 3

Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело, и животрепетало, как метко сказанное русское слово » Анна Ахматова писала: Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово.

Слайд 4

Переносное значение слова – это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства (например, работа кипит ) Тропы – слова, которые использует писатель в переносном значении (в переводе с греческого – «образ, поворот, оборот») основные понятия

Слайд 5

Задание: в предложенном тексте найти тропы Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного пепельного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием мутного пламени. (К. Паустовский)

Слайд 6

эпитеты сравнения метафоры виды тропов

Слайд 7

красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж , как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов) ЭПИТЕТЫ

Слайд 8

Задание: в четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и определить, какой частью речи они выражены Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.

Слайд 9

– это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность Примеры: Глаза, как небо , голубы е ; Листья желтые , как золотые … (А.Твардовский) Там как черная железная нога , побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) СРАВНЕНИЕ

Слайд 10

Задание: в предложенных примерах найти образные сравнения Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин) Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский) Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

Слайд 11

употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По другим признакам… МЕТАФОРА

Слайд 12

Пример метафоры: В саду горит костер рябины красной… ( С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

Слайд 13

Задание: : в предложенных примерах найти метафоры … в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин) Буря мглою небо кроет , вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин) Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом . Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин )

Слайд 14

Что делает художественную речь красивой, образной и выразительной? Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных. повторим изученное

Слайд 15

Литература – искусство слова. Но, чтобы овладеть этим искусством, нужно много трудиться, совершенствовать и обогащать устную и письменную речь. Этому мы можем научиться у замечательных русских писателей. итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи» в 2-х вариантах....

ЕГЭ. В-8. Задания по теме: «Тропы и фигуры речи»

Подборка заданий В8 по материалам тестов ЕГЭ...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В 8».

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В8. »Класс: 10. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Базо...

Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....

Методические материалы по теме «Изобразительно – выразительные средства художественной речи»

В данной работе представлены авторские кроссворды по теме «Изобразительно – выразительные средства  художественной речи». Материалы можно использовать на уроках литературы ...