ПРОГРАММА "Русский фольклор"
методическая разработка по литературе на тему

Чамбал Амина Кардиевна

Значение различных форм фольклора в духовно- нравственном воспитании школьников трудно переоценить. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklornyy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Владимировка

Тандинского кожууна

ПРОГРАММА

КОЖУУННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

«Русский фольклор»

Авторы проекта: Чамбал А.К.,

Салчак А.Ш.- учителя русского языка

и литературы,  Ондар А.Ш.- учитель

 истории  МБОУ СОШ с.Владимировка

2014г

КОЖУУННАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

«Русский фольклор»

Авторы проекта: Чамбал А.К., Салчак А.Ш.- учителя русского языка и литературы, Ондар А.Ш.- учитель истории МБОУ СОШ с.Владимировка

      Актуальность.

      Интерес и внимание к народному искусству  в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями.

        Новизна проекта:

        Весь  фольклорный материал, изучаемый во время уроков русской литературы, истории, МХК, музыки, рисования, находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

        Обоснование:  модернизация содержания духовно- нравственного, эстетического  развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

       Инновационная направленность: формирование  у детей устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.  

       Сроки реализации проекта: на 5 лет.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный. 

Участники: учащиеся 1-11 классов.

Возраст детей:  7 до 17 лет.

      Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, устное народное творчество, вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое  творчество в проводимых календарных народных праздниках кожуунного и республиканского уровней.

      Постановка проблемы

      Значение различных форм русского фольклора в духовно- нравственном, эстетическом воспитании школьников трудно переоценить.   Включение видов устного народного творчества положительно отражается на учащихся – они узнают много нового о русском народном искусстве: скороговорках, пословицах, музыке, песнях, танцах и т.д.  Наблюдая за школьниками во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают учащимся почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают им представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они учатся бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У них рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

      В настоящее время, прислушиваясь к речи учащихся, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи   присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Краткое описание проекта.

       Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

        Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и  провести, используя уже знакомый,  и новый фольклорный материал. 

       Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, единичных проведений мероприятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности школьников во время урочных и внеурочных занятий, участий в разных уровнях мероприятий, сотрудничество с Центром русской культуры и другими организациями.

      Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье школьников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание.  Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

      Данный проект является необходимым, т.к. дети нашей школы  проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

      В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

      Педагоги получат интересную технологию работы с обучающими, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для учащихся желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

      Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей  в театрализованных представлениях.

      Основной принцип проекта – принцип взаимодействия школьников с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, обучающийся эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.

Цель проекта: 

Приобщать детей к истокам русской культуры,  воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. 

Духовно-нравственное воспитание школьников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского  народа. 

Задачи:

  • привлечь внимание учащихся   к  народным  праздникам;
  •  Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.
  •  Развивать воображение, творческие и актерские способности;
  •  Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  •  Знакомить учащихся с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
  •  Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского  народа.
  •  Формировать творческие проявления при инсценировании песен;
  •  Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
  • обеспечение  занятости  учащихся  в  свободное  время;

Формы организации.

  • Проведение  фольклорных праздников кожуунного и республиканского уровней среди учащихся школ;
  • Проведение классных часов  на материале русского фольклора.
  •  Организация праздников, совместных с родителями.
  • Применение на внеурочных и урочных занятиях дидактических, пальчиковых, речевых и др. игр; чтение художественной литературы;
  • Наблюдение, экскурсии и др.

Предполагаемый результат: 

В результате реализации проекта:

1. Учащиеся познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У учащихся будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии,  умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

5. Формирование этнической  культуры,  осмысленного  отношения  к  народным  традициям.

6. Развитие чувства толерантности.

Оценка результатов:

      Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: учащиеся, педагоги и родители (анкетирование, наблюдение и др.)

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:

Ответственные

Виды деятельности

1

Инициативная  группа

- проведение тестирования

- поиск, обработка и анализ информации

- разработка программы действий

- организация и проведение мероприятий в рамках проекта

2

 Завуч  по    воспитательной  работе

- распространение информации среди учащихся и среди школ,  работа  с  группами  с целью привлечения внимания к  народным  праздникам;

- установление контакта с   общественными  организациями.

3

Классные  руководители

- привлечение  учащихся к работе над проектом. Создание разновозрастных групп участников проекта.

- проведение классных часов и других внеклассных мероприятий.

4

Авторы  и  организаторы    проекта

- организация и проведение народных  праздников;  

 изготовление   атрибутов  и  бутафории;

отбор    материала  и  подготовка разработок,  посвященных  народным  праздникам;

создание  альбома и презентаций,  отражающих  деятельность  участников  проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой фольклор как часть детского фольклора

-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Мир детского фольклора - игровой фольклор.

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...