Анализ стихотворений
материал по литературе на тему


Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая…» (для учащихся)

Стихотворение написано в последние годы жизни поэта, в 1924 году.

1) Определите жанр стихотворения

2) Какой тип речи, помимо рассуждения, использован в стихотворении?

3) Каким чувством наполнено оно?

4) Какую же роль в этом стихотворении выполняет пейзаж?

5) Действительно, сюжет произведения – это движение чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни. Скажите, какая часть речи передаёт это движение? Приведите примеры.

6) А какая часть речи усиливает эти чувства? Приведите примеры.

Прочитайте 1 строфу, ответьте на вопросы:

  1. Какую картину вы бы нарисовали красками?
  2. Почему поэт сделал лишь общий набросок поздней осени?
  3. Найдите троп в первой строфе, который передаёт общий настрой лирического героя.
  4. Почему поэт нарушил обычный порядок слов, почему глагол на 1 месте?
  5. Найдите инверсию. Вдумайтесь в этот эпитет. Что имел в виду поэт?
  6. Какие тропы также передают грусть лирического героя?

Прочитайте 2 строфу, ответьте на вопросы:

1. А почему месяц широкий?

2. Почему поэт использует инверсию в предложении “Кого жалеть?”  

3. Скажите, какую роль здесь играет пейзаж?  

После выразительного чтения 3 строфы отвечаем на вопросы:

  1. Какая картина предстаёт перед нами?
  2. Каким чувством проникнута эта строфа?
  3. Как лирический герой отвечает на свой вопрос: “ Кого жалеть?” в этой строфе? Скажите, почему прошедшее не надо жалеть?
  4. Найдите тропы. Почему поэт так скуп на тропы?
  5. Почему в метафоре “о юности весёлой” использована инверсия?
  6. Сделаем вывод. Почему лирический герой не жалеет о прошедшей юности?

Работа над 4 строфой строится по вопросам:

  1. На какой стилистической фигуре построена 4 строфа?
  2. Как вы думаете, в чём старается убедить нас поэт этим повтором?
  3. Какие реалии жизни поэта и окружающей действительности отражены в этой строфе?
  4. Как вы понимаете эпитет “сиреневую цветь”?
  5. Найдите другие тропы. Что они выражают?
  6. Как вы считаете, какая строфа будет являться кульминацией в развитии лирического сюжета?
  7. Чем для лирического героя является “костёр рябины красной”?
  8. Каким чувством наполнена и эта строфа?  

После выразительного чтения 5 строфы ответьте на вопросы:

  1. Скажите, какие мысли и настроения владеют лирическим героем? Чем это достигается?
  2. Откуда у поэта такая уверенность в том, что всё не напрасно?
  3.  Как вы объясните смысл сравнения: “Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова”?

Читаем выразительно 6 строфу и выясняем, каким чувством она пронизана.

  1. Почему вы по-другому взглянули на это стихотворение?
  2. При каких жизненных обстоятельствах смиряется тревога души героя?
  3. Что хотел сказать поэт паузой умолчания?
  4. Как поэт выражает свои чувства?

Теперь подведём некоторые итоги. После подробного анализа строф переходим к определению темы и идеи стихотворения.

1) Как вы думаете, какова тема стихотворения “Отговорила роща золотая”?

2) Какие слова  во 2 строфе являются основной мыслью, идеей стихотворения?

3) Достигает ли лирический герой внутренней гармонии?



Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “…Вновь я посетил…”

Стихотворение написано в Михайловском 26 сентября 1835 года. Стихотворный размер - пятистопный ямб безрифменный.

Задания:

Прочитайте 1-ю строфу.

1. Найдите слова, которые передают отношения поэта к родным местам, к близким людям.

2. О каком законе жизни говорит Пушкин?

3. Назовите слова, говорящие о немилости власти по отношению к поэту.

Прочитайте 2-ю строфу.

1. О каких воспоминаниях идет речь?

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

2. Проанализируйте средства выразительности. Приведите примеры инверсии, эпитетов, аллитерации.

3. Подтвердите примерами, что природа у Пушкина одухотворена.

Прочитайте заключительную строфу.

1. Каков философский смысл стихотворения?

2. На какие композиционные части делится стихотворение? Каков идейный смысл такого построения?

3. Приведите примеры слов, доказывающих, что Пушкин органично соединил разговорную лексику, книжные слова, славянизмы в единое целое.

__________________________________________________________________________________________

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье…”)

Стихотворение написано в 1830 году в Болдино.

Докажите, что стихотворение имеет итоговое значение.

1. Найдите слова, говорящие о глубоких личных переживаниях поэта.

2. Каков смысл сравнения воспоминаний о прошедших годах с вином?

3. Какими словами поэт говорит о будущем?

4. Найдите противопоставления в тексте стихотворения.

5. С помощью каких средств выразительности созданы образы? Приведите примеры метафор, сравнений, эпитетов.

6. Каков философский смысл стихотворения?



Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (для учащихся)

Над произведением поэт работал с конца 1945 г. по 1946 г. Вначале оно имело другое заглавие – «Завещание воина».

1. Определите жанр стихотворения.

2.Как вы поняли смысл стихотворения? В чём заключён пафос стихотворения?

3. Чем близок герой стихотворения автору?

Прочитайте 1 строфу, выполните задание:

-  Докажите с помощью примеров, что автор использует очерковую точность в передаче содержания.

Прочитайте 2 строфу, ответьте на вопросы:

1) Какую стилистическую фигуру использует поэт, что достигается с её помощью?

2) Какую роль здесь играет сравнение?

3) Какой фразеологизм используется в этой строфе, с какой целью?

4) Автор намеренно повторяет «р» в словах: разрыва – пропасть – обрыва – покрышки. Как называется этот приём, что с его помощью изображается?

Прочитайте 3, 4, 5, 6 строфы, ответьте на вопросы:

1) Каким чувством проникнуты строчки, где говорится о месте, где покоится прах погибшего воина?

2) Приведите примеры тропов, используемых автором.

3) Обратите внимание на повторы в начале строк. Как называется это средство выразительности, что с помощью него подчёркивается?

Прочитайте 6, 7, 8, 9, 10 строфы, выполните задания:

1) В этих строфах и далее лирический герой будто ведёт диалог с оставшимися в живых товарищах. Приведите примеры употребления вопросительных предложений, обращений. Какими чувствами проникнуты слова героя?

2) Как называется средство выразительности, заключённое в словах: «Фронт горел, не стихая, как на теле рубец». Объясните его смысл.

Дочитайте стихотворение до конца, обратите внимание на последние три строфы, ответьте на вопросы:

1) Напоследок герой стихотворения дает несколько советов соотечественникам-победителям. В них выражена народная мораль. В чём она состоит?

2) Какую характеристику дали бы вы лирическому герою как человеку и гражданину?

3) Достоинство стихотворения в психологически точном выявлении чувств и переживаний героя. Какие чувства и мысли возникли у вас после прочтения стихотворения?

Александр Трифонович Твардовский писал о своём стихотворении: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу.  Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе…»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...