Главные вкладки
Здор Галина Алексеевна
сайт учителя русского языка и литературы и основ православной культуры
Профессия: учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: занимательные формы работы на уроках русского языка, использование компьютерных технологий на уроках
Увлечения: психология, театр, туризм чтение
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: ст.Ладожская Усть-Лабинский район
Место работы: МБОУ СОШ № 25 МО Усть-Лабинский район
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zdor-galina-alekseevnaУчитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...
Дорогие учителя-словесники!
Я рада приветствовать Вас на своем сайте! Надеюсь, что сайт будет Вам полезен и Вы найдете на нем нужную информацию.
Желаю приятной и полезной "прогулки" по моему сайту!
О себе
С выбором профессии я определилась, когда училась в седьмом-восьмом классе. Моими любимыми занятиями могла бы назвать чтение книг и общение с детворой нашего двора. К чтению приобщила меня мама. По образованию она была библиотекарем. И первое знакомство с миром художественной литературы состоялось у неё на работе. В силу причин ей пришлось поменять профессию, но её бывшие сотрудницы всегда снабжали меня дефицитными в то время книгами.
Жили мы тогда на Украине в небольшом районном городке в «хрущёвской» пятиэтажке. Родители целыми днями работали, а в выходные отправлялись в Карпатские горы, но не на прогулки, а за ягодами и грибами. Необходимость запастись дарами леса на зиму сделала их любителями «тихой охоты». В семье был ещё брат Витя, моложе меня на семь лет. В отсутствие родителей забота о младшем брате была на мне. Поскольку Витю не интересовали занятия моих подружек, приходилось проводить время в компании его ровесников. Я организовывала игры таких же малышей, как и он. Частенько у них вспыхивали ссоры и конфликты, приходилось мирить и переключать их внимание на что-то другое. Родители соседских детей тоже были людьми занятыми и посматривали за ними только из окон. Все во дворе знали: если я гуляю со своим братом, значит всем можно не волноваться за своих детей. Они будут под присмотром и ничего не натворят. Иногда соседкам срочно надо было сбегать в магазин или в поликлинику, тогда меня звали понянчиться с малышами, что я и делала с большим удовольствием.
Вспоминается такой случай из моего далёкого школьного прошлого. На совете пионерского отряда решался вопрос об исключении из пионеров моего одноклассника. Учился он плохо, часто пропускал уроки, а потом в каком-то в магазине попался на воровстве. Сейчас понимаю, что был он из неблагополучной семьи. Помню, что все проголосовали «за» его исключение, так как он «опозорил» недостойным поведением наш отряд и всю школу. К тому времени я уже прочитала «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко и знала, что бывают и более недостойные поступки ребят, а также верила в позитивную силу коллективистского воспитания. И я проголосовала «против». Объяснила свою позицию и предложила взять провинившегося «на поруки». Одноклассники согласились, и поручили мне «подтянуть» его по гуманитарным предметам. Помню, что классная руководитель не всегда бывала в классе после уроков, а я оставалась и занималась с отстающим по письменным и устным предметам. Потом к нашей группе присоединись те, кто испытывали трудности при выполнении домашних заданий. Многие сдавали мне свои черновики с сочинениями, чтобы я их проверяла и исправляла ошибки до учителя. Мне это очень нравилось. А ещё вспоминается та творческая атмосфера, которая царила после уроков, когда мы готовились к каким-то школьным мероприятиям. Мне уже поднадоело общество малышей - друзей моего брата, и я с удовольствием участвовала в концертах и тематических школьных вечерах, выпускала стенгазеты и на консультациях пересказывала содержание тех произведений из обязательной школьной программы, которые некоторые мои одноклассники так и не удосужились прочитать.
Думаю, уже всем понятно, что после школы вопрос о том, кем быть и куда поступать, был решён для меня окончательно и бесповоротно. Отец, работавший в нефтяной промышленности, ещё пытался убедить меня стать инженером или чертёжницей, но я отстояла своё право выбора. Мама же, которая за смену проходила по горам в любую погоду и в любое время суток по пять - шесть километров, взбиралась по ступенькам на десятиметровые нефтяные бочки, чтобы измерять уровень находящейся там нефти, поддержала меня. Она считала мой выбор правильным хотя бы уже потому, что моя работа будет в тёплом кабинете.
И вот оно, счастье! Я - студентка Ивано-Франковского государственного педагогического института им. В. Стефаника. Это было учебное заведение в областном центре, находящемся в тридцати километрах от моего родного городка. Русская филология! Часами просиживала в читальном зале, стараясь постичь книжную мудрость, с трепетом листая страницы «Повести временных лет», греческую мифологию, русских фольклористов и т.д. В студенческие годы пришло увлечение театром и психологией. Многие побаивались строгого преподавателя Райковскую Л.И. Она могла прийти на практикум и высказаться по поводу платков на головах некоторых студенток: «Вы же будете сельской интеллигенцией, вы будете подавать пример детям… Девушку без маникюра на пушечный выстрел нельзя допускать к школе…» Именно ей принадлежит фраза: «Как театр начинается с вешалки, так учитель начинается с внешнего вида». У меня её видение нас в будущей профессии вызывало понимание. Поэтому у неё писала курсовую работу по драматургии. Поскольку в местном областном театре все пьесы исполнялись только на украинском языке, вместе с любимым преподавателем несколько раз летала в Ленинград, чтобы посмотреть премьеру спектакля на русском языке или насладиться красотой белых ночей. Именно Райковская Л.И. предложила нашему курсу, который насчитывал сто, в основном, украинскоговорящих девушек, общаться в быту только на русском. В дальнейшем, когда нас направили на диалектологическую практику в Новгородскую область, это позволило мне легко общаться и без акцента говорить с местными жителями.
После института пришла работать в сельскую школу. Началась любимая работа, к которй я шла четыре долгих студенческих года. Сразу получила «боевое крещение» - классное руководство в выпускном десятом классе. Уроки русского языка в сельской украинской школе проводились с половиной класса, другая половина в это время занималась иностранным языком, потом менялись. А на уроки литературы класс приходил в полном составе. Сначала я не понимала, почему русский приравнивается к иностранному языку, но в ходе практической деятельности поняла, что многие слова, встречающиеся в упражнениях и в художественных произведениях, дети ни разу не слышали. Пришлось заводить специальные словарики, в которых записывали перевод с русского на украинский. Окунулась в школьную жизнь, и закружил калейдоскоп уроков, дополнительных занятий, внеклассных мероприятий, походов, поездок. Хотелось сразу передать ученикам все свои знания, приобщить их к миру русской литературы, расширить кругозор… и столкнулась с первыми не очень приятными вещами в педагогической практике. Оказалось, что не все ученики хотят воспринимать то, о чём идёт речь на уроке, что не всем интересны совместные мероприятия, что три-четыре пачки тетрадей ежедневно – это уже не так интересно мне. Состоялись и первые трения с завучем, который после посещения уроков молодого специалиста (меня) сделал замечание, что с учениками надо быть построже, что за опоздание надо наказывать, а не ограничиваться записью в дневнике, что особо «отличившихся» в нарушении дисциплины на уроках можно и должно наказать, постучав линейкой по их рукам. В доказательство мне были приведены примеры из того же А.С.Макаренко, допускавшего телесные наказания. Я не поверила своим ушам, пыталась доказать обратное. В результате, каждый остался при своём мнении. Я сделала вывод, что надо уметь вести дискуссию более убедительно, опираясь на достижения педагогики и психологии, а завуч был уверен, что вскоре я соглашусь с его точкой зрения на проблемы дисциплины. Первый год работы пролетел незаметно.
Жизнь так сложилась, что наша семья переехала на Крайний Север, и после декретного отпуска я стала работать в г. Норильске в общеобразовательной школе. Продолжилось становление моих профессиональных качеств и совершенствование методов, приёмов и средств общения с учениками. Считаю, что обучение – это общение между полноправными партнёрами. Видный советский психолог А.Н. Леонтьев писал, что проблема обучения – это прежде всего проблема психологии общения. Любой предмет школьной программы содержит в себе определённые основания для воспитательного воздействия, для духовных контактов, обстоятельного обмена мнениями, серьёзного разговора о жизни. Очень люблю проводить уроки литературы, потому что этот школьный предмет предоставляет такие возможности. Особое внимание обращала на воспитание нравственных качеств учащихся. Л.Н. Толстой совершенно справедливо полагал, что воспитательный элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в её любовной передаче, в отношении учителя к ученику. «Хочешь наукой воспитать ученика, подчёркивал он, - люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния». Поэтому начались вечные поиски повышения мотивации к изучению моих предметов. Старалась вызвать интерес учащихся, применяя нестандартные формы уроков: зачёты, лекции, семинары, уроки-конференции, уроки-путешествия, уроки-суды над литературными героями, на русском языке - опорные конспекты Ю.Меженко. Висели в кабиненте ватманы, где были отмечены результаты зачётов по темам, и каждый имел возможность улучшить отметку, подтвердив результаты устного ответа, выполнив письменное задание по теме. Когда ещё не было тестов, сама разрабатывала разноуровневые задания. Практиковала зачёты по домашним работам, чтобы устранить формальное их выполнение. Достижения практической психологии постепенно стали внедряться в школьную практику, много читала дополнительной литературы, метод НЛП (нейролингвистического программирования освоила самостоятельно, по книгам). Убедилась, когда у ребёнка включаются все органы чувств, т.е. мобилизируются все ведущие системы восприятия (визуальная, кинестетическая, аудиальная и образное мышление), то темы усваиваются зачительно лучше. Поэтому я активно применяла на своих уроках рисунки, схемы, элементы сказок. Например, в моих классах семиклассники навсегда запоминали и могли различать действительные и страдательные причастия, потому что сами разыгрывали сказку о всеми обиженном, всеми униженном страдательном причастии. Подаю новый материал так, чтобы в нём было как можно больше поисковых ситуаций, чтобы возникали дискуссии, поощряю самостоятельный поиск учащихся. Уже много лет подряд в конце учебного года на заключительном уроке традиционно провожу анкетирование для рефлексии. Это теперь, с введением ФГОС, стало обязательным требованием в конце каждого урока давать возможность ученикам осмыслить, что же нового они для себя открыли, где смогут применить полученные знания, насколько были включены в работу и т.д. В восьмидесятые – девяностые годы это не было обязательным, но я внедряла этот методический приём уже тогда.
В тридцать два года, имея двух детей, прошла переподготовку и получила ещё одну специальность – практический психолог. И вновь моя работа была направлена на повышение эффективности педагогических усилий. Я внедряла полученные знания в свою практику и проводила учебные семинары, тренинги для других учителей, создавала группы единомышленников.
Мои поиски, направленные на самосовершенствование, привели меня к открытию православного миропонимания жизни в широком смысле слова и отечественной словесности в частности. Украинский писатель Иван Франко, имя которого носит город, в котором прошла моя юность, писал: «…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали нас человека…» У А.И. Солженицына эта мысль выражена ещё определённее: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра». Так, постигая идеалы нравственности нашей великой литературы, я стала осваивать идеалы Православия.
Говорят, что все дороги ведут к Богу. Когда я осознала эту истину, то согласилась на предложение вести кружок «ОПК» и уроки ОРКСЭ в начальной школе. Как учитель ОПК свою миссию вижу в приобщении учеников к культурным православным традициям, понимании принципов гуманизма, гражданственности и воспитании их на вечных ценностях добра, справедливости, милосердия.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Педагогическая поэма" А.С.Макаренко, В.Сухомлинский "Сердце отдаю детям", Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке", Н.Козлов "Как относиться к себе и людям.Практическая психология на каждый день", В.Синельников "Тайны подсознания"
Мой взгляд на мир
Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий
Моё портфолио
Я хочу поделиться с коллегами различными материалами, которые могут помочь им в работе.
Это материалы по подготовке к урокам. Материалы работ учащихся, которые мы готовили на конкурсы. Это доклады, с которыми мне приходилось выступать перед коллегами.Это открытые уроки,которые мне приходилось давать для учащихся. Я думаю, что всё это может приготиться моим коллегам.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты