литературная игра "Серебряный век" 11 класс
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Литературная игра позволяет увидеть уровень обученности учащихся по теме "Серебряный век", даёт возможность проявить творческие способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_ser.vek_.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс 1. Восстановите исходный текст
Н.С.Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм»
«Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа. И он вправе спросить идущее ему на смену течение, только ли звериными добродетелями оно может похвастаться и какое у него отношение к непознаваемому. Первое, что на такой вопрос может ответить акмеизм, будет указанием на то, что непознаваемое по самому смыслу этого слова познать нельзя.»
Д.С.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской поэзии»
«Никаких преград! Мы свободны и одиноки!... С этим ужасом не может сравниться никакой порабощённый мистицизм прошлых веков. Никогда ещё люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном, наразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности 19 века.»
К.Д.Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»
«…Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители. Реалисты охвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они ничего не видят, - символисты, отрешённые от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь – из окна. Это потому, что каждый символист, хотя бы самый маленький, старше каждого реалиста, хотя бы самого большого.
Как определить точнее символическую поэзию? Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлечённость и очевидная красота… Если вы любите непосредственное впечатление, наслаждайтесь в символизме свойственной ему новизной и роскошью картин.»
«Пощёчина общественному вкусу»
Д.Бурлюк, А.Кручёных, В.Маяковский, В.Хлебников
«Только мы – лицо нашего Времени….
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода современности.
Мы приказываем чтить права поэтов:
- На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (слово-новшество)
- На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку
- С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами венок грошовой славы.»
Конкурс 2. Соотнесите настоящие фамилии поэтов серебряного века и псевдонимы
- Андрей Белый Игорь Васильевич Лотарёв
- Фёдор Сологуб Борис Николаевич Бугаев
- Саша Чёрный Виктор Владимирович Хлебников
- Игорь Северянин Фёдор Кузьмич Тетерников
- Ахматова Елизавета Ивановна Дмитриева
- Велемир Хлебников Александр Михайлович Гликберг
- Черубина де Габриак Анна Андреевна Горенко
Конкурс 3.
«Верю – не верю»
- Зинаида Гиппиус принимала гостей, лёжа на диване /да/
- В.Брюсов был настолько скромен, что свой первый сборник назвал «Шедевры» /да/
- К.Бальмонт любил читать свои стихи в необычных местах: залезая по горло в пруд или ложась в Париже на мостовую/да/
- И. Анненский очень любил путешествовать и объехал множество африканских стран
- Андрей Белый никогда не был за границей
- О.Мандельштам часто занимал деньги и редко отдавал долги/да/
- И. Анненский был директором Царскосельской гимназии/да/
- Н.Гумилёв был ректором Московского университета
- Ф.Сологуб никогда не печатал своих стихотворений
- Футуристы на своих концертах поднимали рояль к потолку/да/
- Андрей Белый и Александр Блок – двоюродные братья
- Д.Мережковский и З.Гиппиус – муж и жена/да/
- Сергей Соловьёв – племянник Владимира Соловьёва/да/
- В.Хлебников был женат на сестре И.Северянина
- М.Волошин и Н.Гумилёв стрелялись на дуэли/да/
- Близкие друзья прозвали М.Кузмина Плюшкиным за его запасливость
- А.Белый писал свои стихи, сидя под столом в чёрной маске
- Н.Гумилёв так любил животных, что подкармливал мышей, живущих в его квартире/да/
- Д.Мережковский был столь горячим патриотом, что не покупал дом за границей, а жил со своей супругой в отелях
- В голодные 20-е годы Брюсов получал, кроме академического пайка, ещё паёк «кормящей матери» за лекции, которые читал в роддоме
- Первая публикация А.Блока в «Новом пути» принесла ему огромную известность и столь высокий гонорар, что он наконец сделал предложение Л.Д.Менделеевой
- В.Маяковский выступал перед публикой в женской кофте жёлтого цвета/да/
- Напечатав свой первый сборник стихов, Ахматова испугалась и уехала за границу. «Счастливые люди! Они не пишут стихов!..» - думала она, глядя на окружающих/да/
- Андрей Белый писал прозу/да/
- В.Брюсов – автор стихотворения из одной строки «О, закрой свои бледные ноги!.. /да/
- М.Кузмин начал писать стихи потому, что никто из поэтов не мог написать слов на его музыку /да/
- «Цех поэтов» шил перчатки
Конкурс 4. Вопросы от команд. (Дом. Задание)
Конкурс 5. Цех Поэтов
1) Разминка.
Определите, поэту какого направления принадлежат стихотворные отрывки
- Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотвори себе кумира
Ни на земле, ни в небесах. /Ф.Сологуб, символизм/
- В тени косматой ели
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой. /Ф.Сологуб «Качели»/
- Прекрасно в нас влюблённое вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
/Н.Гумилёв «Шестое чувство», акмеизм/
- Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить? /О.Мандельштам, акмеизм/
- Звенит и смеётся,
Солнится, весело льётся
Дикий лесной журчеёк,
Своевольный мальчишка:
Чурлю-журль,
Чурлю-журль. /В.Каменский «Чурлю-журль», футуризм/
- Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж….
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И внимая Шопену полюбил её паж. / Игорь Северянин «Это было у моря…» ,футуризм/
7. Ах, в каждой «фее» искал я фею
Когда-то раньше. Теперь не то.
Но отчего же я огневею,
Когда мелькает вблизи манто? /Игорь Северянин «На островах»/
- Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стаи лёгких времирей. /В.Хлебников, футуризм/
- Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот… /Ахматова/
10. Дух мелочей, прелестных и воздушных,
Любви ночей, то нежащих, то душных,
Весёлой лёгкости бездумного житья!
Ах, верен я, далёк чудес послушных,
Твоим цветам, весёлая земля! /М.Кузмин , акмеизм/
11.Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждём, придёт ли наш пророк.
И с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
Мы неведомое чуем. /Д.Мережковский «Дети ночи»/
12. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая,-
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна. / О Мандельштам/
2) Конкурс поэтов.
- Подбери рифму (Кто больше?)
Валерий Брюсов в стихотворении «О могуществе любви» подобрал 51 рифму к слову «счастье» и 17 рифм к слову «любовь». Попробуйте повторить.
- Досочини строку
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
……………………………..
/поиграть в изломанные кости/ Н.Гумилёв «Старый конквистадор»
Вон несётся слон-пустынник,
Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
…………………………
/и пронзительно визжит/ Н.Гумилёв «Лесной пожар»
Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
………………………….
/какие песни и цветы!/ И.Северянин «Весенний день»
3. Сочините стихотворение в духе символизма, акмеизма, футуризма.
Если кому-то трудно определиться с темой, рифмой и т.п., предлагается тема «Времена года», «Любовь», «Школа»
Рифмы:
…грёзы …на закате …ночи
…ясны …залив …принцесса
…розы …платье …рабочий
…весны …разлюбив …леса
- Северянин «Как хороши, как свежи были розы»
- Блок «Мы встречались с тобой на закате»
- Гумилёв «Принцесса»
Заключительное слово команд.
Продолжите фразу, обдумав в течение 1 минуты.
«Мы считаем, что серебряный век… …
Задания для учащихся
Восстановите исходный текст
Н.С.Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм»
«Русский символизм направил свои главные силы в область < >. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа. И он вправе спросить идущее ему на смену течение, только ли звериными добродетелями оно может похвастаться и какое у него отношение к непознаваемому. Первое, что на такой вопрос может ответить акмеизм, будет указанием на то, что непознаваемое по самому смыслу этого слова
< >.»
Д.С.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской поэзии»
«Никаких преград! Мы свободны и< >!... С этим ужасом не может сравниться никакой порабощённый мистицизм прошлых веков. Никогда ещё люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном, наразрешимом диссонансе, этом трагическом< >, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности 19 века.»
К.Д.Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»
«…Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда< >. Реалисты охвачены, как прибоем, < >жизнью, за которой они ничего не видят, - символисты, отрешённые от реальной действительности, видят в ней только свою < >,они смотрят на жизнь – из окна. Это потому, что каждый символист, хотя бы самый маленький, старше каждого реалиста, хотя бы самого большого.
Как определить точнее символическую поэзию? Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая< > и очевидная < >… Если вы любите непосредственное впечатление, наслаждайтесь в символизме свойственной ему новизной и роскошью картин.»
«Пощёчина общественному вкусу»
Д.Бурлюк, А.Кручёных, В.Маяковский, В.Хлебников
«Только мы – лицо < >….
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода< >.
Мы< > чтить права поэтов:
- На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (слово-новшество)
- На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку
- С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами венок < >славы.»
Соотнесите настоящие фамилии поэтов серебряного века и псевдонимы
- Андрей Белый Игорь Васильевич Лотарёв
- Фёдор Сологуб Борис Николаевич Бугаев
- Саша Чёрный Виктор Владимирович Хлебников
- Игорь Северянин Фёдор Кузьмич Тетерников
- Ахматова Елизавета Ивановна Дмитриева
- Велемир Хлебников Александр Михайлович Гликберг
- Черубина де Габриак Анна Андреевна Горенко
Соотнесите настоящие фамилии поэтов серебряного века и псевдонимы
1.Андрей Белый Игорь Васильевич Лотарёв
2.Фёдор Сологуб Борис Николаевич Бугаев
3.Саша Чёрный Виктор Владимирович Хлебников
4.Игорь Северянин Фёдор Кузьмич Тетерников
5.Ахматова Елизавета Ивановна Дмитриева
6.Велемир Хлебников Александр Михайлович Гликберг
7.Черубина де Габриак Анна Андреевна Горенко
Соотнесите настоящие фамилии поэтов серебряного века и псевдонимы
1.Андрей Белый Игорь Васильевич Лотарёв
2.Фёдор Сологуб Борис Николаевич Бугаев
3.Саша Чёрный Виктор Владимирович Хлебников
4.Игорь Северянин Фёдор Кузьмич Тетерников
- Ахматова Елизавета Ивановна Дмитриева
- Велемир Хлебников Александр Михайлович Гликберг
- Черубина де Габриак Анна Андреевна Горенко
Соотнесите настоящие фамилии поэтов серебряного века и псевдонимы
1.Андрей Белый Игорь Васильевич Лотарёв
2.Фёдор Сологуб Борис Николаевич Бугаев
- Саша Чёрный Виктор Владимирович Хлебников
- Игорь Северянин Фёдор Кузьмич Тетерников
- Ахматова Елизавета Ивановна Дмитриева
- Велемир Хлебников Александр Михайлович Гликберг
- Черубина де Габриак Анна Андреевна Горенко
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
……………………………..
Н.Гумилёв «Старый конквистадор»
Вон несётся слон-пустынник,
Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
…………………………
Н.Гумилёв «Лесной пожар»
Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
………………………….
И.Северянин «Весенний день»
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
……………………………..
Н.Гумилёв «Старый конквистадор»
Вон несётся слон-пустынник,
Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
…………………………
Н.Гумилёв «Лесной пожар»
Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
………………………….
И.Северянин «Весенний день»
Сочините стихотворение в духе символизма, акмеизма, футуризма.
Если кому-то трудно определиться с темой, рифмой и т.п., предлагается тема «Времена года», «Любовь», «Школа»
Рифмы:
…грёзы …на закате …ночи
…ясны …залив …принцесса
…розы …платье …рабочий
…весны …разлюбив …леса
Сочините стихотворение в духе символизма, акмеизма, футуризма.
Если кому-то трудно определиться с темой, рифмой и т.п., предлагается тема «Времена года», «Любовь», «Школа»
Рифмы:
…грёзы …на закате …ночи
…ясны …залив …принцесса
…розы …платье …рабочий
…весны …разлюбив …леса
Сочините стихотворение в духе символизма, акмеизма, футуризма.
Если кому-то трудно определиться с темой, рифмой и т.п., предлагается тема «Времена года», «Любовь», «Школа»
Рифмы:
…грёзы …на закате …ночи
…ясны …залив …принцесса
…розы …платье …рабочий
…весны …разлюбив …леса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Урок на тему :"Ударение. Нормы литературного ударения." 5 класс.
Урок усвоения новых знаний по теме; "Орфоэпия. Культура речи...
Сценарий внеклассного мероприятия. Читаем о войне. Афганистан (литературная гостиная, 7 класс)
Литературная гостиная, 7 класс...
Литературное чтение. 3 класс. "21 век"
Некоторые презентации к урокам литературного чтения по программе "21 век" под редакцией Н.Виноградовой....
Интегрированный урок "музыка в литературных произведениях" 5 класс.
В уроке раскрывается взаимосвязь музыки и литературы на примере басеи Крылова "Квартет".Основная цель урока: создать условия для духовно-нравственного развития детей....
Литературный турнир. 10 класс.
Литературный турнир по романам И. А. Гончарова "Обломов" и И. С. Тургенева "Отцы и дети"...
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Комментарии
"Задания для учащихся" - это
"Задания для учащихся" - это текст распечатки заданий к игре