Разработка урока литературы "Противоречивость образа Мцыри"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок  литературы "Противоречивость образа Мцыри" (с применением технологии проблемного обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_protivorechivost_obraza_mtsyri.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                               План-конспект урока

Предмет – литература

Класс – 8

Тема и место урока в теме – «Противоречивость образа Мцыри», завершающий урок в разделе «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Базовый учебник – Литература. Меркин Г.С. «Русское слово» 8 класс 2010 (учебник для общеобразовательных школ в трёх частях)

Цель урока – побудить учеников к поиску духовно-нравственных ориентиров

Универсальные учебные действия -

 познавательные:

  • сопоставление характерных черт образа Мцыри
  • формулирование проблемного вопроса, познавательной цели
  • создание речевого высказывания
  • соотношение нравственных категорий и понятий с литературным произведением

коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли, вести диалог с одноклассниками и учителем
  • умение формулировать вопросы

личностные:

  • формирование духовно-нравственных ориентиров

Технология – проблемное обучение

Тип урока – комбинированный, двухчасовой

Техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

 

   В учебные программы для общеобразовательных школ входят некоторые произведения, которые не способствуют созиданию личности на Евангельских началах добра и милосердия, не помогают разобраться ученикам в сложных нравственных понятиях, вернее, не сами произведения, а трактовка художественных образов (некогда удобная для советской идеологии) приводит детей к нравственной дезориентации.

     Так, образ Мцыри обычно трактуется как образ героя, который достоин восхищения, уважения и подражания: это бунтарь, бросающий вызов судьбе, готовый променять вечность на «три блаженных дня», человек, который не может смириться и предпочитает смерть несвободе.

     У детей происходит смещение нравственных понятий: о каком смирении может идти речь? где гордость, а где гордыня? где свобода, а где вседозволенность, безумие, губящее человека? страсть в человеке – это хорошо или плохо?

     И задача учителя – побудить ученика к поиску правильного мировоззрения, правильного представления о жизни, не навязывая готовых ответов, а давая детям духовно-нравственные ориентиры, которые помогут им не заблудиться в поисках истины.

     В случае с поэмой «Мцыри», на мой взгляд, в школе следует сделать акцент на художественном своеобразии произведения. Что касается образа «Мцыри» - подчеркнуть противоречивость этого образа, обратить внимание учеников, что это пример романтического героя, помочь разобраться в восприятии этого образа и соотнести такие понятия, как «смирение», «гордость», « гордыня», «страсть», «свобода» с этим литературным произведением и подтолкнуть к соответствующим выводам, которые пригодятся детям в их собственной жизни.

           

             Методическая основа урока

     Проблемная ситуация характеризуется как особый вид умственного взаимодействия ученика и учителя, при котором ученик получает знание не в готовом виде, а  «добывает» его в процессе своего труда. «Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания». (А.А.Леонтьев)

     Проблемная ситуация предполагает следующие этапы: «знаю – хочу узнать – узнал – научился», т.е.

  1. установление соотношения между актуальной информацией и информацией неизвестной (обозначаем область неизвестного – что нужно знать);
  2. формулировка проблемы: учитель показывает логику формулировки проблемы, учащиеся сами формулируют и выбирают – какая удачнее);
  3. исследование проблемы;
  4. формулировка вывода;
  5. применение полученных знаний (какие задачи раскрываются с помощью полученных знаний)

Применительно к теме «Противоречивость образа Мцыри» можно наполнить эти этапы следующим содержанием.

Структура и содержание урока

     I Актуализация опорных знаний

«Знаю»   Что обучающиеся знают об образе Мцыри из предыдущих уроков? Назвать характерные черты.

Мцыри – романтический образ, наделённый героическими чертами. Какими? Перечислить.

  • индивидуалист, бунтарь
  • стремится к свободе
  • смел, бесстрашен
  • скрывает в душе обиду на несправедливость общества
  • бросает вызов судьбе
  • погибает в гордом одиночестве

Но… Это только своеобразная схема «байронического героя». Образ Мцыри, наверное, гораздо сложнее, мы ещё не до конца в нём разобрались.

     II Интеграция знаний

Выступления обучающихся с индивидуальными заданиями (в виде презентаций, устных сообщений), содержащих новую информацию (столкновение мнений):

  • различные трактовки образа Мцыри;
  • определение понятий «смирение», «гордость», « гордыня», «страсть», «свобода» и афоризмы, пословицы, поговорки, цитаты с этими словами;
  • сопоставление образа Мцыри и образа Емельяна Пугачёва из недавно изученного произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (сходства и различия образов).

*Различные трактовки образа Мцыри

1) В.И.Коровин «Творческий путь М.Ю.Лермонтова»

«Мцыри – «естественный человек», который искусственно вынут, изолирован от природной сферы в результате внешних событий».

2) А.И.Ревякин «История русской литературы XIX в.»

«Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нём воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе, их мечта о действенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав».

3) В.Г.Белинский «Стихотворения М.Лермонтова»

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».

4) Осмыслению духовно-нравственного содержания посвящена статья В.Влащенко «Трагедия Мцыри»

  • «естественный человек» (цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности, противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным)
  • герой с демоническими чертами (противостоит судьбе, Богу, гордый индивидуалист)
  • поэма-исповедь христианина (автор исключает эту трактовку, так как исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает)
  • много пафоса, но нет духовной глубины

*информация в помощь учителю и ученикам

*Различные трактовки образа Мцыри

     Даёт заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит своё главное поражение: в нём зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

     В.Влащенко считает, что трагедия Мцыри связана с состоянием души в юности, когда проявляются такие опасные для человеческой души пороки, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

5) З.Абрамова обращает внимание на эпиграф: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-я книга Царств)

В Библии более всего осуждается гордыня. Почему погибает Мцыри? Может быть, он понёс наказание?

*Афоризмы и  цитаты со словами «смирение», «гордость»,

 « гордыня», «страсть», «свобода»

  • Страсть сжигает человека.
  • Желание свободы горько – она лишь миг, а не удел человека.
  • Не очистившись от страстей – нет смирения.
  • Кто не смирится, не найдёт мира в душе.
  • Где смирение – там и спасение.
  • Отвергни свою волю, смиряйся всю жизнь и спасёшься.
  • От страстей помрачается рассудок.
  • Не гордись, человек, будучи пыль и прах!
  • Ф.М.Достоевский: «Смирись, гордый человек!»
  • Прп. Иоанн Лествичник: «Гордый человек подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою».
  • «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4,6)

*информация в помощь учителю и ученикам

  • Свт. Иоанн Златоуст: «Таково христианство: оно и в рабстве доставляет свободу».

Филарет, митр. Московский: «Истинная свобода есть свобода христианина – свобода внутренняя, а не внешняя, - нравственная и духовная, а не плотская; всегда благоделающая и никогда не мятежная…»

*информация в помощь учителю и ученикам

      III Формулирование цели, формулировка проблемы

     Оказывается, не всё так однозначно и в самом образе Мцыри и в его восприятии читателями, литературными критиками.

     Итак, Мцыри всё-таки не находит дорогу домой, гибнет. Почему?

«Хочу узнать»      Что мешает Мцыри победить судьбу, несмотря на все его героические черты? (устанавливаем соотношение между актуальной информацией и информацией неизвестной, обозначаем область неизвестного – что нужно искать).

     Формулировка проблемы: учитель показывает, какова логика формулировки проблемного вопроса, учащиеся сами формулируют и выбирают наиболее удачный.

виды вопросов

вопросы,

сформулированные учителем на примере

какого-нибудь ранее

изученного произведения

вопросы к теме урока,

сформулированные учениками по аналогии

общий

«Почему Герасим утопил Муму?»

«Почему Мцыри можно считать противоречивым образом?»

конкретный

«Почему Герасим ушёл от барыни только после того, как утопил Муму?»

«Почему Мцыри убежал из монастыря?»

конкретно-качественный,

проблемный

«Изменился ли Герасим как человек после того, как выполнил приказ барыни?»

«Можно ли считать Мцыри героем и примером для подражания, несмотря на всю противоречивость этого образа?»

      IV Исследование проблемы

  1. Работа в группах

Можно ли считать Мцыри героем и примером для подражания, несмотря на всю противоречивость этого образа?

Предполагаемые ответы

            Да и в чём?

   Нет или не совсем и почему?

Особое мнение, выводы

  • Любит родину
  • Стремится к свободе
  • Смел, бесстрашен
  • Бросает вызов судьбе
  • Восхищается природой и т.д.
  • Променял три дня свободы на вечность
  • Нет смирения
  • Позволяет страсти взять верх
  • Есть что-то дикое, звериное и т.д.

Представитель от каждой группы озвучивает мысли по данной проблеме.

  1. Беседа

Что такое свобода? Может ли быть несвободным человек на воле и наоборот? Свободен ли был Мцыри, когда убежал из монастыря? Что дала Мцыри свобода? Как воспринимается свобода в современном обществе? Где грань между свободой и вседозволенностью?

Метафорический пример: стоя у края пропасти, как использовать свою свободу – благоразумно отойти со страхом или прыгнуть в бездну, погубив себя.

     V Формулирование выводов

«Узнал»

  1. Запись в тетрадь или отображение на интерактивной доске важных мыслей, выводов,  прозвучавших на уроке.

  • Жизнь сложнее любого художественного образа, нельзя всё воспринимать однозначно, первое впечатление может быть обманчиво, нельзя делать опрометчивые выводы
  • Человек свободен в своём выборе: может быть счастлив в монастыре в служении Богу, а может променять вечность ради мнимой свободы.
  • Необходимо познать законы бытия, удерживающие человека от падения в пропасть, от гибели.
  • Чувства не должны перерастать в страсти, гордость – в гордыню, свобода во вседозволенность.
  • Горделивая мысль ведёт к трагедии человеческого бытия.

Дополнительная информация (слово учителя)

     Многие русские классики задавались вопросом: возможно ли существование человека без веры? Позже в романе «Герой нашего времени» и Лермонтов задумается над этим вопросом. Его герой Печорин тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убеждённых, что небесный мир участвует в их делах. Потомки, не верящие в Бога, не верят и в себя, люди, не признающие ничего более высокого, чем собственные желания, не обретают волю, а теряют её.

     « Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и нужды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!..» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

      Отдав себя «первому этажу», - животному началу, биологическим законам, люди отдали себя во власть безликой страшной силе: человек попадает во власть обстоятельств, вся жизнь становится слепой силой обстоятельств. Вот цена, которую пришлось заплатить за отсутствие веры, за то, что верили только в себя.

     VI Применение полученных знаний на практике

  1. Рефлексия (осмысление деятельности)

«Научился»    (осознание результативности деятельности):

  • формулировать проблемные вопросы
  • выявлять и сопоставлять противоречия в художественном образе
  • соотносить нравственные понятия с литературным художественным произведением и своим жизненным опытом

  1. Использование полученных на уроке знаний при выполнении дифференцированного домашнего задания

Домашнее задание на выбор:

  • Сочинение-рассуждение «В чём трагедия Мцыри?»
  • Эссе «Свобода и вседозволенность»
  • В каком-либо ранее изученном произведении выявить противоречивые черты характера главного  героя и соотнести их с нравственными понятиями и со своим жизненным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Разработка урока "Иконография образа Пресвятой Богородицы"

Рассмотрение иконографических типов образа Пресвятой Богородицы...

Разработка урока: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» ( « Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов).

Урок разработан для реализации следующих задач:                                          ...

Методическая разработка урока "Здоровый образ жизни".

Формирование глобального подхода к проблеме здоровья в общем и к своему здоровью в частности...

Разработка урока "Здоровый образ жизни" для 7 класса

Разоаботка урока "Здоровый образ жизни" для 7 класса в виде презентации...

"Различные трактовки образа Мцыри" (презентация к уроку "Противоречивость образа Мцыри")

"Различные трактовки образа Мцыри" (презентация к уроку "Противоречивость образа Мцыри")...

Разработка урока "Здоровый образ жизни"

Тема урока "Здоровый образ жизни"Цели:          1.Пропаганда здорового образа жизни.        2.Воспитание чувства коллективизма, то...