Разработка урока литературы "Противоречивость образа Мцыри"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок литературы "Противоречивость образа Мцыри" (с применением технологии проблемного обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_protivorechivost_obraza_mtsyri.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет – литература
Класс – 8
Тема и место урока в теме – «Противоречивость образа Мцыри», завершающий урок в разделе «Творчество М.Ю.Лермонтова»
Базовый учебник – Литература. Меркин Г.С. «Русское слово» 8 класс 2010 (учебник для общеобразовательных школ в трёх частях)
Цель урока – побудить учеников к поиску духовно-нравственных ориентиров
Универсальные учебные действия -
познавательные:
- сопоставление характерных черт образа Мцыри
- формулирование проблемного вопроса, познавательной цели
- создание речевого высказывания
- соотношение нравственных категорий и понятий с литературным произведением
коммуникативные:
- умение выражать свои мысли, вести диалог с одноклассниками и учителем
- умение формулировать вопросы
личностные:
- формирование духовно-нравственных ориентиров
Технология – проблемное обучение
Тип урока – комбинированный, двухчасовой
Техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
В учебные программы для общеобразовательных школ входят некоторые произведения, которые не способствуют созиданию личности на Евангельских началах добра и милосердия, не помогают разобраться ученикам в сложных нравственных понятиях, вернее, не сами произведения, а трактовка художественных образов (некогда удобная для советской идеологии) приводит детей к нравственной дезориентации.
Так, образ Мцыри обычно трактуется как образ героя, который достоин восхищения, уважения и подражания: это бунтарь, бросающий вызов судьбе, готовый променять вечность на «три блаженных дня», человек, который не может смириться и предпочитает смерть несвободе.
У детей происходит смещение нравственных понятий: о каком смирении может идти речь? где гордость, а где гордыня? где свобода, а где вседозволенность, безумие, губящее человека? страсть в человеке – это хорошо или плохо?
И задача учителя – побудить ученика к поиску правильного мировоззрения, правильного представления о жизни, не навязывая готовых ответов, а давая детям духовно-нравственные ориентиры, которые помогут им не заблудиться в поисках истины.
В случае с поэмой «Мцыри», на мой взгляд, в школе следует сделать акцент на художественном своеобразии произведения. Что касается образа «Мцыри» - подчеркнуть противоречивость этого образа, обратить внимание учеников, что это пример романтического героя, помочь разобраться в восприятии этого образа и соотнести такие понятия, как «смирение», «гордость», « гордыня», «страсть», «свобода» с этим литературным произведением и подтолкнуть к соответствующим выводам, которые пригодятся детям в их собственной жизни.
Методическая основа урока
Проблемная ситуация характеризуется как особый вид умственного взаимодействия ученика и учителя, при котором ученик получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. «Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания». (А.А.Леонтьев)
Проблемная ситуация предполагает следующие этапы: «знаю – хочу узнать – узнал – научился», т.е.
- установление соотношения между актуальной информацией и информацией неизвестной (обозначаем область неизвестного – что нужно знать);
- формулировка проблемы: учитель показывает логику формулировки проблемы, учащиеся сами формулируют и выбирают – какая удачнее);
- исследование проблемы;
- формулировка вывода;
- применение полученных знаний (какие задачи раскрываются с помощью полученных знаний)
Применительно к теме «Противоречивость образа Мцыри» можно наполнить эти этапы следующим содержанием.
Структура и содержание урока
I Актуализация опорных знаний
«Знаю» Что обучающиеся знают об образе Мцыри из предыдущих уроков? Назвать характерные черты.
Мцыри – романтический образ, наделённый героическими чертами. Какими? Перечислить.
- индивидуалист, бунтарь
- стремится к свободе
- смел, бесстрашен
- скрывает в душе обиду на несправедливость общества
- бросает вызов судьбе
- погибает в гордом одиночестве
Но… Это только своеобразная схема «байронического героя». Образ Мцыри, наверное, гораздо сложнее, мы ещё не до конца в нём разобрались.
II Интеграция знаний
Выступления обучающихся с индивидуальными заданиями (в виде презентаций, устных сообщений), содержащих новую информацию (столкновение мнений):
- различные трактовки образа Мцыри;
- определение понятий «смирение», «гордость», « гордыня», «страсть», «свобода» и афоризмы, пословицы, поговорки, цитаты с этими словами;
- сопоставление образа Мцыри и образа Емельяна Пугачёва из недавно изученного произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (сходства и различия образов).
*Различные трактовки образа Мцыри
1) В.И.Коровин «Творческий путь М.Ю.Лермонтова»
«Мцыри – «естественный человек», который искусственно вынут, изолирован от природной сферы в результате внешних событий».
2) А.И.Ревякин «История русской литературы XIX в.»
«Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нём воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе, их мечта о действенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав».
3) В.Г.Белинский «Стихотворения М.Лермонтова»
«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».
4) Осмыслению духовно-нравственного содержания посвящена статья В.Влащенко «Трагедия Мцыри»
- «естественный человек» (цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности, противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным)
- герой с демоническими чертами (противостоит судьбе, Богу, гордый индивидуалист)
- поэма-исповедь христианина (автор исключает эту трактовку, так как исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает)
- много пафоса, но нет духовной глубины
*информация в помощь учителю и ученикам
*Различные трактовки образа Мцыри
Даёт заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит своё главное поражение: в нём зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».
В.Влащенко считает, что трагедия Мцыри связана с состоянием души в юности, когда проявляются такие опасные для человеческой души пороки, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.
5) З.Абрамова обращает внимание на эпиграф: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-я книга Царств)
В Библии более всего осуждается гордыня. Почему погибает Мцыри? Может быть, он понёс наказание?
*Афоризмы и цитаты со словами «смирение», «гордость»,
« гордыня», «страсть», «свобода»
- Страсть сжигает человека.
- Желание свободы горько – она лишь миг, а не удел человека.
- Не очистившись от страстей – нет смирения.
- Кто не смирится, не найдёт мира в душе.
- Где смирение – там и спасение.
- Отвергни свою волю, смиряйся всю жизнь и спасёшься.
- От страстей помрачается рассудок.
- Не гордись, человек, будучи пыль и прах!
- Ф.М.Достоевский: «Смирись, гордый человек!»
- Прп. Иоанн Лествичник: «Гордый человек подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою».
- «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4,6)
*информация в помощь учителю и ученикам
- Свт. Иоанн Златоуст: «Таково христианство: оно и в рабстве доставляет свободу».
Филарет, митр. Московский: «Истинная свобода есть свобода христианина – свобода внутренняя, а не внешняя, - нравственная и духовная, а не плотская; всегда благоделающая и никогда не мятежная…»
*информация в помощь учителю и ученикам
III Формулирование цели, формулировка проблемы
Оказывается, не всё так однозначно и в самом образе Мцыри и в его восприятии читателями, литературными критиками.
Итак, Мцыри всё-таки не находит дорогу домой, гибнет. Почему?
«Хочу узнать» Что мешает Мцыри победить судьбу, несмотря на все его героические черты? (устанавливаем соотношение между актуальной информацией и информацией неизвестной, обозначаем область неизвестного – что нужно искать).
Формулировка проблемы: учитель показывает, какова логика формулировки проблемного вопроса, учащиеся сами формулируют и выбирают наиболее удачный.
виды вопросов | вопросы, сформулированные учителем на примере какого-нибудь ранее изученного произведения | вопросы к теме урока, сформулированные учениками по аналогии |
общий | «Почему Герасим утопил Муму?» | «Почему Мцыри можно считать противоречивым образом?» |
конкретный | «Почему Герасим ушёл от барыни только после того, как утопил Муму?» | «Почему Мцыри убежал из монастыря?» |
конкретно-качественный, проблемный | «Изменился ли Герасим как человек после того, как выполнил приказ барыни?» | «Можно ли считать Мцыри героем и примером для подражания, несмотря на всю противоречивость этого образа?» |
IV Исследование проблемы
- Работа в группах
Можно ли считать Мцыри героем и примером для подражания, несмотря на всю противоречивость этого образа?
Предполагаемые ответы
Да и в чём? | Нет или не совсем и почему? | Особое мнение, выводы |
|
|
Представитель от каждой группы озвучивает мысли по данной проблеме.
- Беседа
Что такое свобода? Может ли быть несвободным человек на воле и наоборот? Свободен ли был Мцыри, когда убежал из монастыря? Что дала Мцыри свобода? Как воспринимается свобода в современном обществе? Где грань между свободой и вседозволенностью?
Метафорический пример: стоя у края пропасти, как использовать свою свободу – благоразумно отойти со страхом или прыгнуть в бездну, погубив себя.
V Формулирование выводов
«Узнал»
- Запись в тетрадь или отображение на интерактивной доске важных мыслей, выводов, прозвучавших на уроке.
- Жизнь сложнее любого художественного образа, нельзя всё воспринимать однозначно, первое впечатление может быть обманчиво, нельзя делать опрометчивые выводы
- Человек свободен в своём выборе: может быть счастлив в монастыре в служении Богу, а может променять вечность ради мнимой свободы.
- Необходимо познать законы бытия, удерживающие человека от падения в пропасть, от гибели.
- Чувства не должны перерастать в страсти, гордость – в гордыню, свобода во вседозволенность.
- Горделивая мысль ведёт к трагедии человеческого бытия.
Дополнительная информация (слово учителя)
Многие русские классики задавались вопросом: возможно ли существование человека без веры? Позже в романе «Герой нашего времени» и Лермонтов задумается над этим вопросом. Его герой Печорин тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убеждённых, что небесный мир участвует в их делах. Потомки, не верящие в Бога, не верят и в себя, люди, не признающие ничего более высокого, чем собственные желания, не обретают волю, а теряют её.
« Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и нужды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!..» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
Отдав себя «первому этажу», - животному началу, биологическим законам, люди отдали себя во власть безликой страшной силе: человек попадает во власть обстоятельств, вся жизнь становится слепой силой обстоятельств. Вот цена, которую пришлось заплатить за отсутствие веры, за то, что верили только в себя.
VI Применение полученных знаний на практике
- Рефлексия (осмысление деятельности)
«Научился» (осознание результативности деятельности):
- формулировать проблемные вопросы
- выявлять и сопоставлять противоречия в художественном образе
- соотносить нравственные понятия с литературным художественным произведением и своим жизненным опытом
- Использование полученных на уроке знаний при выполнении дифференцированного домашнего задания
Домашнее задание на выбор:
- Сочинение-рассуждение «В чём трагедия Мцыри?»
- Эссе «Свобода и вседозволенность»
- В каком-либо ранее изученном произведении выявить противоречивые черты характера главного героя и соотнести их с нравственными понятиями и со своим жизненным опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"
Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...
Разработка урока "Иконография образа Пресвятой Богородицы"
Рассмотрение иконографических типов образа Пресвятой Богородицы...
Разработка урока: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» ( « Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов).
Урок разработан для реализации следующих задач: ...
Методическая разработка урока "Здоровый образ жизни".
Формирование глобального подхода к проблеме здоровья в общем и к своему здоровью в частности...
Разработка урока "Здоровый образ жизни" для 7 класса
Разоаботка урока "Здоровый образ жизни" для 7 класса в виде презентации...
"Различные трактовки образа Мцыри" (презентация к уроку "Противоречивость образа Мцыри")
"Различные трактовки образа Мцыри" (презентация к уроку "Противоречивость образа Мцыри")...
Разработка урока "Здоровый образ жизни"
Тема урока "Здоровый образ жизни"Цели: 1.Пропаганда здорового образа жизни. 2.Воспитание чувства коллективизма, то...