технология развития критического мышления
презентация к уроку по литературе на тему

Ларина Галина Михайловна

практическое применение технологии РКМЧП на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_rkmchp.rar2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к работе по теме

«Технология развития  критического мышления на уроках литературы в современной школе»

Для адаптации к жизни в информационном обществе XXI века  необходимо обеспечить когнитивное развитие учащихся (развитие внимания, памяти и в особенности мышления), сформировать у них информационную и коммуникативную компетенции, умение мыслить  критически  и решать проблемы в информационно-пересыщенной, быстро изменяющейся среде. Умение самостоятельно добывать необходимую информацию и непрерывно учиться становится необходимым условием успешного вхождения в современное общество знаний .

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего и среднего (полного) общего образования в школьную практику внедряются множество технологий, которые должны помочь учителю добиваться реальных результатов, соответствовать вызовам времени.

В своей практической работе я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

По некоторым оценкам, большая часть из того, что мы сегодня знаем, через 10-15 лет станет неточным и устаревшим. Невозможно предсказать, какие виды работ придется осуществлять нынешним первоклассникам. Может оказаться, что весь тот объем информации, который мы пытаемся передать в школе, никогда им не пригодится в жизни и в профессиональной деятельности. Поэтому главная задача школы - научить их учиться и критически мыслить.

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения учащегося. Оно формируется быстрее, если на уроках учащиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, сопоставлять и сравнивать, проверять логику доказательств, делать выводы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т. д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Использование технологии «критическое мышление» в учебном процессе позволяет решать следующие дующие педагогические задачи:

 - учить учащихся определять свои цели;

 -  отстаивать свои взгляды в дискуссии и учить культуре ее ведения;

 - определять свой смысл прочитанного и выражать оригинальную точку зрения;

 -  учить учащихся культуре понимания текстов (значение и функции разных средств, используемых при понимании текстов);

 -  учить «спорить с текстом», т. е. оспаривать доводы автора, предлагаемые идеи, приводить контраргументы;

 - создавать атмосферу, где уважается любое мнение;

 -  инициировать и поддерживать мотивацию учащихся к чтению.

Технология «критическое мышление» позволяет учащимся осваивать следующие компетенции (умения), связанные с разными областями мышления и деятельности:

1.        Интеллектуальные (сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать).

2.        Коммуникативные (формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссии, задавать разные типы вопросов в разных ситуациях коммуникации, определять свой смысл прочитанного и кратко формулировать его в сообщении, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, уметь критически относиться к сообщаемой информации, писать эссе (свободное размышление на тему), выступать с сообщениями).

3.        Планирование и реализация деятельности (уметь самостоятельно определять цели и достигать нужного результата; работать индивидуально и в группе; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию).

Данная технология ориентируется на реальную педагогическую практику и определяет чтение и письмо как базовые процессы любой образовательной деятельности; представляет собой единый, связный набор обучающих приёмов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и выстраивать собственное знание.

Технология состоит из трех основных стадий (вызов, осмысление, рефлексия) и может быть использована в работе с учащимися любого возраста, начиная от начальных классов общеобразовательной школы и заканчивая студентами высших учебных заведений. Меняются лишь темы и используемый для их изучения материал.

Мастер-класс с использованием технологии развития критического мышления

Тема: Мифологическая символика
слов и образов

Слайды

Элементы технологии

Возможные варианты ответов

Слайд 2

Перед вами картина Д.Белюкина

Как бы вы могли её озаглавить? Приведите аргументы.

С каким жанром будет работа?

-В чем особенность сказки?

Все слова в сказке символичны, в которых скрыт смысл и загадка.

Хотите раскрыть загадку сказки?

- в гостях у Пушкина;

- Новое произведение;

И т.д

Сказка, поэма,стихотворение …..

Слайд 3

       Слайд 4

Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

Почему  у А.Пушкина кот ходит именно по кругу?

Круг символ вечности, неразрывности, бесконечности и т.д

( подводим итог из всего сказанного, формулируем мысль)

Круговорот, цикличность заключены в самой природе

Слайд 5

Приведите примеры круговорота в природе и значение круга в жизни человека.

Рождение природы весной,расцвет –летом, увядание –осенью, смерть-зимой;

Смена дня и ночи;

Восход и заход солнца;

Рост дерева кольцами

Хоровод;

Венок сплетенный;

Каравай хлеба и т.д

Вывод: бесконечность жизни. Все, что погибает , снова рождается.

Слайд 6

Слайд 7

Почему златая цепь на ДУБЕ?

Дуб-вечное дерево;

Центр вселенной;

Что-то очень крепкое, надежное и т.д

Вывод:Дуб соотносится не только  с центром  пространства, но и с понятием времени.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Почему не удивляет нахождение дуба?

Что такое лукоморье?

Лукоморье –изгиб морского берега.( лука-изгиб)

Изгиб связано с понятием «бить», «гнуть»

 Все это связано со значением «хватать пальцами», т.е руками.

Руками мы делаем, создаем, творим.

Значит Лукоморье-символ творчества, именно там кот и «сказку говорит» и «песнь заводит»

Слайд 11

Мог ли рассказать сказку кто-то другой?

Какой смысл заложен в слове «кот»?

Вспоминают сказки, где герой кот:

Кот-символ новоселья;

Черный кот- что-то плохое и т.д

Вывод:

Кот воспринимается как проявление положительного и отрицательного; в нем заключены силы добра и силы зла. А это свойственно  сказкам

Слайд 12

Слайд 13.

Вывод в словах

А.Афанасьева

Данная технология позволяет создавать условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно; задавать себе и другим вопросы; порождать свои смыслы и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии; выслушивать мнение другого, отличное от своего; критически относиться к мнению автора или оппонента; не принимать все на веру; осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей; учится анализировать, классифицировать; работать с понятиями, а не определениями; начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса и в роли учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....