технология развития критического мышления
презентация к уроку по литературе на тему
практическое применение технологии РКМЧП на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_rkmchp.rar | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к работе по теме
«Технология развития критического мышления на уроках литературы в современной школе»
Для адаптации к жизни в информационном обществе XXI века необходимо обеспечить когнитивное развитие учащихся (развитие внимания, памяти и в особенности мышления), сформировать у них информационную и коммуникативную компетенции, умение мыслить критически и решать проблемы в информационно-пересыщенной, быстро изменяющейся среде. Умение самостоятельно добывать необходимую информацию и непрерывно учиться становится необходимым условием успешного вхождения в современное общество знаний .
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования в школьную практику внедряются множество технологий, которые должны помочь учителю добиваться реальных результатов, соответствовать вызовам времени.
В своей практической работе я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо.
По некоторым оценкам, большая часть из того, что мы сегодня знаем, через 10-15 лет станет неточным и устаревшим. Невозможно предсказать, какие виды работ придется осуществлять нынешним первоклассникам. Может оказаться, что весь тот объем информации, который мы пытаемся передать в школе, никогда им не пригодится в жизни и в профессиональной деятельности. Поэтому главная задача школы - научить их учиться и критически мыслить.
Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения учащегося. Оно формируется быстрее, если на уроках учащиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, сопоставлять и сравнивать, проверять логику доказательств, делать выводы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т. д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Использование технологии «критическое мышление» в учебном процессе позволяет решать следующие дующие педагогические задачи:
- учить учащихся определять свои цели;
- отстаивать свои взгляды в дискуссии и учить культуре ее ведения;
- определять свой смысл прочитанного и выражать оригинальную точку зрения;
- учить учащихся культуре понимания текстов (значение и функции разных средств, используемых при понимании текстов);
- учить «спорить с текстом», т. е. оспаривать доводы автора, предлагаемые идеи, приводить контраргументы;
- создавать атмосферу, где уважается любое мнение;
- инициировать и поддерживать мотивацию учащихся к чтению.
Технология «критическое мышление» позволяет учащимся осваивать следующие компетенции (умения), связанные с разными областями мышления и деятельности:
1. Интеллектуальные (сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать).
2. Коммуникативные (формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссии, задавать разные типы вопросов в разных ситуациях коммуникации, определять свой смысл прочитанного и кратко формулировать его в сообщении, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, уметь критически относиться к сообщаемой информации, писать эссе (свободное размышление на тему), выступать с сообщениями).
3. Планирование и реализация деятельности (уметь самостоятельно определять цели и достигать нужного результата; работать индивидуально и в группе; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию).
Данная технология ориентируется на реальную педагогическую практику и определяет чтение и письмо как базовые процессы любой образовательной деятельности; представляет собой единый, связный набор обучающих приёмов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и выстраивать собственное знание.
Технология состоит из трех основных стадий (вызов, осмысление, рефлексия) и может быть использована в работе с учащимися любого возраста, начиная от начальных классов общеобразовательной школы и заканчивая студентами высших учебных заведений. Меняются лишь темы и используемый для их изучения материал.
Мастер-класс с использованием технологии развития критического мышления
Тема: Мифологическая символика
слов и образов
Слайды | Элементы технологии | Возможные варианты ответов |
Слайд 2 | Перед вами картина Д.Белюкина Как бы вы могли её озаглавить? Приведите аргументы. С каким жанром будет работа? -В чем особенность сказки? Все слова в сказке символичны, в которых скрыт смысл и загадка. Хотите раскрыть загадку сказки? | - в гостях у Пушкина; - Новое произведение; И т.д Сказка, поэма,стихотворение ….. |
Слайд 3 Слайд 4 | Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» Почему у А.Пушкина кот ходит именно по кругу? | Круг символ вечности, неразрывности, бесконечности и т.д ( подводим итог из всего сказанного, формулируем мысль) Круговорот, цикличность заключены в самой природе |
Слайд 5 | Приведите примеры круговорота в природе и значение круга в жизни человека. | Рождение природы весной,расцвет –летом, увядание –осенью, смерть-зимой; Смена дня и ночи; Восход и заход солнца; Рост дерева кольцами Хоровод; Венок сплетенный; Каравай хлеба и т.д Вывод: бесконечность жизни. Все, что погибает , снова рождается. |
Слайд 6 Слайд 7 | Почему златая цепь на ДУБЕ? | Дуб-вечное дерево; Центр вселенной; Что-то очень крепкое, надежное и т.д Вывод:Дуб соотносится не только с центром пространства, но и с понятием времени. |
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Почему не удивляет нахождение дуба? Что такое лукоморье? | Лукоморье –изгиб морского берега.( лука-изгиб) Изгиб связано с понятием «бить», «гнуть» Все это связано со значением «хватать пальцами», т.е руками. Руками мы делаем, создаем, творим. Значит Лукоморье-символ творчества, именно там кот и «сказку говорит» и «песнь заводит» |
Слайд 11 | Мог ли рассказать сказку кто-то другой? Какой смысл заложен в слове «кот»? | Вспоминают сказки, где герой кот: Кот-символ новоселья; Черный кот- что-то плохое и т.д Вывод: Кот воспринимается как проявление положительного и отрицательного; в нем заключены силы добра и силы зла. А это свойственно сказкам |
Слайд 12 Слайд 13. | Вывод в словах А.Афанасьева |
Данная технология позволяет создавать условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно; задавать себе и другим вопросы; порождать свои смыслы и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии; выслушивать мнение другого, отличное от своего; критически относиться к мнению автора или оппонента; не принимать все на веру; осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей; учится анализировать, классифицировать; работать с понятиями, а не определениями; начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса и в роли учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....