Пресс-конференция по рассказу "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данный урок может быть заключительным по творчеству И. Тургенева в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
press-konf_po_mumu.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект урока
« Пресс-конференция
по рассказу И.С. Тургенева “Муму”
5 класс
Бусс Нина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
1 категория
г.Выборг 2015
Оформление класса:
Пресс-студия: стол для гостей, там таблички с надписями: “Ведущий”, “Автор”, “Варвара Петровна”, “Герасим”, “Татьяна”, “Капитон”, “Барыня”, “Гаврила”, “Приживалка”, “Ерошка”. (Ответственные: как у меня это было,Потапов, Матченко Д.), цветы, вода.
Зал для журналистов: надписи-таблички “Умняшки”, “Сабантуй”, “Непоседа”, “Аргументы и факты”, “Литература в школе”, “Российская газета”, “Московский комсомолец”, “Чаян” (Отв. Зюльковская В., Васильев-Бутузов А.+ за выставку)
Оборудование:
Диафильм “Тургенев. “Муму”, стенд “К уроку” (выставка ,иллюстрации к рассказу), на доске:
фотоаппараты, наушники, магнитофоны, блокноты.
Цель: пробуждение интереса к литературе; обобщить и закрепить знания по содержанию рассказа и биографии автора, получить новую информацию об авторе и о героях его рассказа “Муму”.
Задачи:
- Познакомить с правилами ведения пресс-конференции (жанр журналистики)
- Развивать навыки связной речи, умение слушать, выступать на публике.(формирование коммуникативных компетенций)
- Воспитывать интерес к истории страны, литературе (развитие личностных компетенций)
- Развитие творческих способностей.
Ведущий:
Дорогие друзья! Мы встретились с вами в нашей студии пресс-конференции. На пресс-конференцию мы пригласили к вам автора и героев рассказа “Муму”. Позвольте вам представить этих гостей. Иван Сергеевич Тургенев - автор рассказа. Мать автора - Варвара Петровна Тургенева. Герои повести: Барыня - властная и капризная крепостница, имеет имение и дом в Москве. Гаврила - дворецкий барыни, через него барыня решает все проблемы с дворовыми людьми. Татьяна - прачка, тихая, трудолюбивая женщина, крепостная барыни. Капитон - башмачник у барыни, обучался сапожному ремеслу. Ерошка - ее садовник, выращивает прекрасные цветы в саду барыни. Слуга в доме барыни, живет в доме по милости барыни и поэтому ее развлекает.
А вот главный герой рассказа - глухонемой дворник барыни Герасим. Я съездила к нему в деревню, чтобы пригласить его к нам в студию на нашу пресс-конференцию.
На нашу пресс-конференцию нам отвели 45 минут, поэтому будьте собранными, четкими, вопросы задавайте ясно и понятно.
-
Пожалуйста, ваши вопросы.
Примерные вопросы:
Корреспондент журнала “Непоседа”. У меня вопрос к автору рассказа. Господин Тургенев, что побудило Вас написать такой рассказ? Было ли что-нибудь похожее на самом деле или вы это сочинили?
Ответ Автора:
Всю свою жизнь я видел только зло и насилие, несправедливость. Я не мог защитить обиженных людей ничем другим, как словом. Поэтому и рассказ у меня - это оружие против несправедливости, против рабства. События, описанные в рассказе, происходили в имении моей матери. Ну, как автор, я немного добавил и от себя тоже, чтобы было более интересно читать, чтобы лучше показать героев.
Вопрос:
Корреспондент журнала “Литература в школе”. Варвара Петровна, очень странная фамилия у Вашего сына. От какого слова оно образована?
Ответ: В 1440 году из Большой Орды к Великому князю Василию Ивановичу вышел на службу мурза Тургений Арслан, то есть Лев. С XVI века наши предки стали дворянами. Фамилия “Турген” означает быстрый, отважный (тюркский).
Вопрос:
Кореспондент журнала “Аргументы и факты”. У меня вопрос к матери автора. Варвара Петровна, неужели то, что сказал господин Тургенев, правда? Неужели барыня, о которой пишется в рассказе - это Вы? Вы были такой жестокой? Это правда?
Ответ (мать автора):
Подумаешь, жестокая! Что я такого сделала? И вообще мой сын написал неправду. У меня действительно был глухонемой дворник Андрей, которого я привезла из деревни. И у него, да, была собака. А зачем ему собака? У нас целая псарня собак. Мой муж любит охотиться, обожает собак, кормит их со своего стола. А зачем дворнику Андрею еще собака? Ее надо кормить, она лает по ночам, беспокоит меня. Я велела ее уничтожить. Ну и что же? Андрей не ушел в деревню, как Герасим, остался со мной, служил мне до смерти. Так что если б это было про меня, то Герасим бы остался верным слугою. Значит, рассказ о других людях. Моему сыну повезло, что написал он этот рассказ после моей смерти, а то я бы печатать его не разрешила, чтобы он не смеялся надо мной. Нет, это не я!
Вопрос:
Корреспондент газеты “Сабантуй”. У меня вопрос к барыне. Скажите, пожалуйста, зачем Вы привезли Герасима из деревни в Москву? Он, наверное, больше бы принес пользы, работая в деревне, чем подметая двор, ведь он очень сильный, крепкий, здоровый.
Ответ (Барыня):
Он мне понравился именно потому, что был богатырем. Разве плохо иметь у себя во дворе такого великана? Он - и хороший работник, и отличный сторож. А, главное, он, не то что другие, послушный и преданный мне. А такого и днем с огнем не сыскать.
А вообще, вам какое дело? Я барыня, что хочу, то и делаю. Я так пожелала, и все тут.
Вопрос:
“Московский комсомолец” .
Господин Тургенев, события, о которых Вы пишете, сейчас уже не увидишь. Но как вы думаете, актуальны ли и сейчас проблемы, поднятые Вами в Вашем рассказе?
Ответ (Автор):
Вы правы. Я рад, что Вы обратили внимание на эту сторону рассказа. Ведь я хотел сказать Вам, что человек должен быть свободен, и душа у человека должна быть свободна. Даже если герой рассказа - крепостной крестьянин, он должен иметь право на любовь, на жизнь, никто не должен отбирать у него то, что ему очень дорого. И барыня, хотя она и очень богата, хотя она и хозяйка своих крепостных, не имеет право отбирать то, что ей не принадлежит. Я думаю, все это и сейчас актуально. Посмотрите кругом: разве люди стали чище, умнее, добрее, чем сто лет назад? Разве вы не обижаете друг друга? А вокруг вас? Никто не плачет? Не огорчен? Не просит о помощи? А может и вы можете сделать кому-то добро? Подумайте об этом. Никогда не поздно сделать доброе дело.
Вопрос: Корреспондент журнала «Умняшки». У меня вопрос к одному из слуг барыни. Почему Вы жили в доме барыни, терпели все ее капризы? Вы что, очень сильно ее любили?
Ответ (Сердакаев Д.):
Да что вы, бог с Вами, как можно любить такую вздорную женщину. Совсем даже не любил, даже боялся ее очень. Все в доме зависели от настроения барыни: она всегда была всем недовольна. Даже когда ей было весело, мы дрожали от страха, потому что очень скоро она становилась мрачнее тучи и в доме разыгрывалась гроза.
Да, я жил у нее, терпел все ее капризы. А что делать? Другого места у меня нет, денег тоже нет, а жить ведь надо. Коли бог смерть не пошлет, сам умереть не можешь. Приходилось терпеть. Я даже благодарен ей: куда бы я делся, если бы она меня не приютила? Так что, дай бог ей здоровья и долгих лет жизни.
(Сценка «В доме барыни»- Колесникова, Пруткевич, Тагаев Т.)
Вопрос:
Корреспондент газеты “Российская газета”. Мой вопрос дворецкому Гавриле. Скажите, пожалуйста, а как вам жилось в этом доме? О ком вы больше заботились и беспокоились: о барыне или о дворовых людях?
Ответ (Гаврила-Толя Кузнецов):
Ну-с, заботился я всегда только барыне, о ее здоровье и спокойствии, старался не омрачать ее покой, исполнял в точности все ее приказания. Ведь на то я и поставлен на такую работу-с.
Но и о дворовых беспокоиться приходилось. Это когда собачка Герасима шуму наделала-с, а еще раньше, когда бедную Татьяну за пьяницу Капитона замуж выдавать приходилось. Да-с, ведь мне их жалко было, но спокойствие барыни прежде всего. Об этом я день и ночь забочусь.
Вопрос:
Корреспондент журнала «Умняшки». Вопрос для Татьяны. Бедная Татьяна, почему Вы не отказались выходить замуж за пьяницу Капитона. Вы ведь знали, что счастья с ним не будет? Или Вы его любили? Вы мечтали о счастье?
Ответ (Татьяна):
Как можно отказаться? Что Вы! Разве я могу сделать такое - ведь барыня приказывает, а ослушаться никто не смеет. Только она может выбрать нам мужа. А Капитона не любила, он и трезвым никогда не был. Конечно, я бы хотела быть счастливой, но разве с ним можно быть счастливой? Вот если бы это был Герасим! Он меня так уважал, так баловал: пряничками угостит, в работе поможет, даже платочек подарил. Правда, он глухонемой, ну и что же? С ним я была бы как за каменной стеной. А Капитон и сам пропал, и мою жизнь загубил. Я вот сейчас думаю: а может не он, может это барыня мое счастье отняла, может это она виновата
Вопрос:
Корреспондент журнала “Непоседа”. У меня вопрос к Капитону. Почему Вы - обученный, знающий ремесло человек, стали пьяницей? Ведь русская поговорка гласит: “Вино ремеслу не товарищ”. Поэтому и работу у барыни потеряли. А еще есть такая поговорка: “Вино полюбил - семью разорил”. Скажите, это про Вас?
Ответ (Капитон):
Ну запил, ну и что? Правда, хороший я был башмачник, и дело хорошее было. Ну, загрустил, затосковал, не знал, что делать после работы, ну и запил. Весело было, да! Татьяну я люблю, по-своему. Хорошо еще, что за того глухого тетерева не выдала ее барыня, а за меня. Я ведь красавец, и работник был хороший ... когда-то... А теперь... Ну что теперь говорить? В деревне, куда нас барыня услала, совсем тоска одолела. Хорошо, что вино есть, пью, пью... А Татьяна? Я ее и не вижу. Наверное, пьян бываю, когда домой вернусь. Но она должна быть счастливой: я ее не бью, не ругаюсь, я смирный - только пью и сплю.
Вопрос:
Корреспондент газеты “Сабантуй”. У меня вопрос к дворовому Ерошке, садовнику. Вы были последним человеком, который видел Герасима и Муму вместе в последний раз. Расскажите нам что-нибудь об этом. Какое чувство в Вас пробудила сцена гибели Муму?
Ответ (Ерошка-Семенов Н.):
Да, неприятное дело задал мне Гаврила Андреич. Я шел за Герасимом. Ох, собачка была страсть как хороша в это время. Он ее вычесал, шерсть вся блестела. У меня аж дух захватило. Он вошел в трактир, я заглянул в дверь. Герасим сидел за столом, будто собирался хоронить самого дорогого человека. У меня у самого глаза зачесались. Я шел за ним до самой Москвы-реки, видел, как он кирпичи вынес, как сел в лодку, отплыл. Я понял, что он утопит Муму. Мне его так жалко стало, беднягу: он такой сильный, такой огромный, а в жизни у него уже второй раз любимых забирают: сначала Татьяну, потом Муму. Эх, кабы можно было помочь ему? Или хотя бы утешить добрым словом этого послушного, верного человека - так ведь не услышит...
Так я и вернулся домой.
(Сценка «Прощание с Муму»-Виноградова А., Дударенко Н,)
Вопрос:
Корреспондент журнала “Чаян” . Я корреспондент сатирического журнала. Господин Тургенев, почему в Вашем рассказ нет смешных эпизодов?
Ответ (Автор):
Извините, я написал этот рассказ так давно, что даже не помню, есть там смешное или нет. Неужели нет?
Ерошка:
Есть, есть, господин автор. Я помню. Я сам видел это смешное. Все происходило на моих глазах. Я сейчас это расскажу, а Вы посмотрите, улыбаются люди или нет. Однажды дворник Герасим поймал двух воров и так ударил друг о дружку лбами, что те не смогли и ноги унести. Весь двор утром смеялся над ними, а соседи Герасима зауважали. А однажды петухи подрались. Так Герасим ухватил их за ноги, повертел колесом над головой, да и бросил. С тех пор ни одна птица не озорничала при нем и петухи его стороной обходили и не дрались.
Посмотрите, господин Тургенев, улыбаются.
Вопрос:
Корреспондент журнала “Непоседа”. У меня вопрос к Ивану Сергеевичу. Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь событии своего детства. Что Вам запомнилось на всю жизнь?
Ответ (Автор):
Мне нечем помянуть мое детство. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк. Редкий день проходил без розог. Но еще хуже приходилось дворовым, особенно талантливым людям. Помню, у нас был один талантливый мальчик-художник. Выучить бы его - такой бы живописец получился. Но нет. Мать взяла его в дом. И заставляла его рисовать цветы, только цветы, потому что сама их любила. Но эти цветы так опротивели мальчику, что он не выдержал этого и умер.
Вот видите, воспоминания у меня совсем не веселые.
(Сценка из детства Тургенева: Зюльковская, Бойкова, Шабардов К., Чилимбей Р.)
Ведущий:
Здесь пришло несколько записок для Герасима. Позвольте я задам вопросы классу, если смогу выразить его мысли. “Почему Вы убили свою собаку? Ведь Вы все равно вернулись в деревню. Вот и ее бы взяли с собой. Она ведь так любила Вас.”
(Герасим- крепостной, он должен слушаться своей барыни, ее требование - для него закон. Он просто исполнил приказ барыни. А в деревню возвращаться он не думал сначала вовсе. Он только когда утопил свою любимицу, только тогда и понял, что больше жить в доме, где у него отобрали последнюю радость, не может. Только после гибели Муму он решил уйти - вот ведь впервые ослушался, совершил поступок, который не понравился барыне.)
Вторая записка: “Счастлив ли Герасим в деревне, как он там живет?”
(Живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе, здоров и могуч по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Совсем не водится с женщинами и собак у себя не держит. Ну а счастье... Это он объяснить не смог. Но работает за четверых и рад своей богатырской силе. Для него счастье - это труд и спокойная жизнь на родине.)
Вопрос:
Корреспондент газеты “Сабантуй”. У меня вопрос к матери автора. Варвара Петровна, отчего Вы были бессердечной матерью и жестокой помещицей? Любили ли Вы кого-нибудь?
Ответ (мать автора):
У меня у самой было очень трудное детство. У меня рано умер отец, появился в доме отчим, он меня не любил, унижал. Пришлось бежать из дома. Жила у дяди. Он тоже был суров, грозил меня выгнать. Когда он умер, я стала его наследницей. Мне было тогда 30 лет. Я встретила своего будущего мужа, влюбилась, вышла за него замуж, ему было тогда только 24 года. Я его очень любила, все ему позволяла, даже побаивалась его. Хозяйничала в доме я. А вот характер у меня скверный - в этом виноваты отчим и дядя.
Вопрос:
Корреспондент журнала “Литература в школе”. У меня вопрос к ведущему пресс-конференции, ответьте мне, как ведущий студии и как учитель: не кажется ли Вам, что изучение этого произведения Тургенева в школе, в 5-м классе, непростительно жестоко. В нашей жизни сегодня и так много жестокости и несправедливости, и униженных хватает, и животных убивают. Не лучше ли читать более легкие произведения, а детей оберегать от таких ужасов.
Ответ (учитель, ведущий пресс-конференции):
Нет, я считаю, что дети обязательно должны читать этот рассказ. Во-первых, здесь история нашей страны. А человечество, не знающее прошлое своей страны, не может иметь будущего. А во-вторых, как можно не познакомиться с таким человеком, как Герасим. Сколько радостей доставило нам чтение о его теплой верной любви к Татьяне, как радовались мы вместе с ним, любуясь его собакой. Вместе переживали его разлуку с любимой, потерю четвероногого друга. Восхищались его силой, его характером, верностью данному слову. “Ведь он такой, уж если что скажет - непременно сделает, он не то, что мы,” - говорят о нем другие дворовые. А хватает ли нам сейчас этой верности данному слову, можем ли мы всегда быть хорошими, добрыми, придерживаемся ли пожеланий С.Маршака (эпиграф к уроку). А разве не воспитывает это произведение чувство человечности, чести, милосердия? Как возмущались мы жестокости барыни! Как нам хотелось помочь Герасиму? Разве справедливо унижать такого человека, как Герасим, ведь его и так природа обидела, ведь он глухонемой, он - инвалид по нашим сегодняшним понятиям. И таких людей у нас тысячи. Они нуждаются в человеческом отношении к ним, в соучастии, в поддержке. ( День инвалидов. Помощь соседям - старикам, своим бабушке-дедушке, маме-папе.) К сожалению, этого нет. И поэтому он в конце рассказа одинок, но важен и степенен - он имеет чувство собственного достоинства. И мы гордимся им. Он не жалок в рассказе, наоборот, мы восхищаемся им.
А что касается нашего автора, он до конца своей жизни не смирился с крепостным правом, боролся словом за свободу человеческой личности. Несправедливость к простым людям в стране его возмущала, и, наверное, поэтому он большую часть свой жизни провел за границей и умер во Франции.
Обобщение
Уважаемые гости! Подходит к концу наша встреча. Господин Тургенев, я хочу, чтобы Вы знали, что Вас читают и взрослые, и дети. И мы с этими ребятами в последующие годы будем читать Ваши повести и рассказы.А рассказ “Муму” - одна из любимых книг и сегодня. К этой книге художники рисуют иллюстрации. Обратите внимание на выставку: здесь иллюстрации художников. И наши ученики нарисовали свои иллюстрации к рассказу. (Беседа по иллюстрациям и рисункам.)
И еще по Вашему произведению снят фильм. Но в нашей студии нет возможности показать его. Но мы можем посмотреть диафильм.
Просмотр диафильма(если время осталось)
Домашнее задание: написать отзыв «Почему рассказ «Муму нужно читать сегодня?» или сделать свою презентацию-диафильм по рассказу ,нарисовав иллюстрации последовательно по событиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-конференция по профилактике наркомании в школе "Я выбираю жизнь!
Наркомания – это замедленное самоубийство, самоликвидация разума, который оказался в оболочке человекообразного животного. Это последняя отчаянная попытка ощутить счастье ценой собственной жизни...
Пресс – конференция. ТЕМА: Курение - За и против.
Данное мероприятие (это может быть классный час) проводится в виде Пресс – конференции. На нее приглашены представители различных профессий(если это возможно), а возможен и другой вариант, когда эти...
Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».
Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....
Пресс-конференция "Наркотики:истоки,сущность,последствия".
Внеклассное мероприятие, посвящённое последствиям употребления наркотиков....
Пресс-конференция. сценарий
Здоровье и спорт Пресс-конференция для учащихся 7-9 классовАвтор-составитель: Н.Н. Коваленко ЗадачиОбразовательные1. Дать представление о влиянии физических упражнени...
Пресс-конференция "Влияние экологии на здоровье человека"
Этот урок в виде пресс-конференции был проведен в 8 классе после изучения темы "Нарушение экологического равновесия". Этот урок имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы...
Интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)
(урок пресс-конференция)...
Комментарии
Очень интересная форма
Очень интересная форма проведения урока по этой теме. Спасибо за идею.