Преподавание литературы в классах коррекционного обучения
статья по литературе на тему
Анализ проблем при преподавании литературы в классах КРО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_literatury_v_klassah_korrektsionnogo_obucheniya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание литературы в классах коррекционного обучения
Главной задачей учителя литературы, работающего в специальном коррекционном классе общеобразовательной школы, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность, осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации учащихся. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых школьников с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни.
Исследования, посвященные вопросам формирования коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся в процессе усвоения учебного материала на уроках по общеобразовательным предметам, единичны. Поэтому проблемы развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников, в том числе в рамках учебного диалога, остаются малоизученными. В результате возникает противоречие между потребностью практики и отсутствием научных разработок по данной теме.
Успешное развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся может быть обеспечено за счет создания специальных психолого-педагогических условий (приближение изучения художественного произведения к процессу естественного общения; учет уровня сформированности коммуникативных умений учащихся; использование принципа поступательного расширения смысловой программы речевых ситуаций и диалогов на основе литературного текста; использование вопросов и заданий, направленных на мотивацию коммуникативной деятельности учащихся, сохранение положительного эмоционального настроя во время всего урока) и внедрением системы определенных методических приемов для моделирования речевых ситуаций и организации общения учащихся на уроках литературы. Умственно отсталые учащиеся представляют собой неоднородную группу по уровню развития коммуникативных умений. При этом большинство из них испытывают значительные трудности при ведении учебного диалога на основе литературного текста. Особую трудность у них вызывают инициирующие высказывания, требующие определенных умений управления диалогом – четко ставить вопрос, слышать ответ и быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса. Недостаточность развития коммуникативных умений связана, в первую очередь, со сложностью для умственно отсталых учащихся в определении смысловой программы коммуникативного действия. Повышение уровня сформированности коммуникативных умений умственно отсталых учащихся может быть достигнуто в процессе изучения художественных произведений на уроках литературы за счет систематической работы по решению проблемных задач, создания ситуаций, в которых учащиеся могли бы максимально проявить свои коммуникативные способности.
Для повышения эффективности работы по развитию коммуникативных умений умственно отсталых учащихся на уроках литературы необходимо максимально приблизить работу над художественным произведением к естественному общению и создать специальные психолого-педагогических условия.
Методика проведения уроков литературы в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы включает такие методические приемы, как построение учебного диалога по типу «ученик – ученик» и «учитель – ученик»; использование подстановочных таблиц, проблемных вопросов, алгоритмов построения вопроса, ответа на вопрос, рассуждения; игры с пословицами; работа с толковым словарем; драматизация отрывков произведения.
Интеллектуальные и речевые особенности умственно отсталых учащихся отрицательно сказываются на их общении как между собой, так и с окружающими людьми. Несовершенство речевого развития, фрагментарность и неполнота знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников. Ограниченность вербальных контактов препятствует приобретению знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет социальную адаптацию умственно отсталых подростков. Поэтому необходимо целенаправленно работать над формированием коммуникативной функции речи умственно отсталых детей в процессе школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )
Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...
Методика преподавания ритмики в коррекционной школе VIII вида.
Контрольная работа. Методика преподавания ритмики в коррекционной школе....
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Преподавание истории в коррекционном классе.
Выдержки из опыта работы с пятиклассниками коррекционных классов VII вида: коррекционные приемы с учащимися на уроке устного предмета....
Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...
ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»
С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется. Не секрет, что уже давно ПК превратился в привычный атрибут нашей повседнев...
Реферативная работа по методике преподавания литературы "Новые методики обучения в основной школе"
Данная работа посвящена рассмотрению инновационных методов преподавания литературы в средней школе....