Итоговое сочинение. Направление "Честь и бесчестие"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
В данной работе представлены все виды аргументов по направлению "Честь и бесчестие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
argumenty_na_chest_i_beschestie.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Аргументы для итогового сочинения по направлению «Честь и бесчестие»
. 1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя. В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является . Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).
2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным : "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.) )
3. В. Тендряков «Хлеб для собаки» (Всё исходит от человека и замыкается на человеке, и главное в нем – душа, чистая, честная и открытая состраданию, помощи. Я не могу не обратиться еще к одному примеру, потому что этот герой рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова – еще ребенок. Десятилетний мальчик Тенков тайком от родителей подкармливал «куркулей» - врагов. Рисковал ли ребенок своей жизнью? Да, потому что он кормил врагов народа. Но совесть не позволяла ему есть спокойно и вдоволь то, что ставила на стол его мама. Вот и страдает душа мальчика. Чуть позже герой своим детским сердцем поймет, что человек человеку может помочь, но кто в страшное голодное время, когда люди умирают на дороге, отдаст хлеб для собаки. «Никто», - подсказывает логика. «Я», - понимает детская душа. Из таких, как этот герой, выходят Сотниковы, Васковы, Искры и другие герои, для которых честь дороже жизни.)
4. Н. Лесков «Человек на часах» (В рассказе «Человек на часах» Н. Лескова также поднимается проблема чести и достоинства. Сюжет произведения достаточно прост: рискуя своей жизнью, нарушив воинские обязанности и покинув свой пост, Постников спас тонувшего. Как оценить этот поступок? Что это: бесчестие или все-таки проявление чести? Мне кажется, что главное слово в характеристике своего героя, автор выносит в название. Человек на часах, а не постовой. Н. Лесков не случайно, а намеренно называет своего героя человеком, так как в поступке проявляются именно человеческие качества. Он знает свой воинский долг: часовой ни под каким предлогом не может покинуть своей караульной будки. Все мысли в момент выбора свидетельствуют о честности и преданности долгу. Но совесть героя и чувство сострадания и милосердия побеждают в душе Постникова. Он совершает подвиг бескорыстный и безымянный. Спасенного увезли в лечебницу, славу «спасителя» присвоил другой. Главная задача автора – показать читателю, что долг перед своей совестью, перед жизнью, всегда важнее. Анекдотичность и парадоксальность этого случая в том, что при явном для всех высоких чинов жульничестве офицер инвалидной команды, по описанию самого автора «человек ветреный, легкомысленный, подлый и наглый», получает награду «За спасение утопающих», а настоящий герой, который жертвуя жизнью, спасает утопающего, наказан.
5. В. Быков «Сотников» (Падение и, что еще страшнее, предательство, у меня ассоциируется с Рыбаком, героем повести В. Быкова «Сотников». Почему сильный человек, производящий изначально только положительное впечатление, стал предателем? А Сотников… Странное у меня было впечатление от этого героя: он меня почему-то раздражал, и причина этого чувства - отнюдь не его болезнь, а то, что он постоянно создавал проблемы во время выполнения ответственного задания. Рыбаком же я откровенно восхищалась: какой находчивый, решительный и смелый человек! Не думаю, что он старался произвести впечатление. Да и кто такой для него Сотников, чтобы ради него из кожи лезть?! Нет. Просто он был человеком и совершал человеческие поступки, пока его жизни не угрожала опасность. Но как только он вкусил страх, его словно подменили: инстинкт самосохранения убил в нем человека, и он продал душу, а вместе с ней и честь. Предательство родины, убийство Сотникова, животное существование для него оказались дороже чести.)
6. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть). (Два сына у главного героя повести «Тарас Бульба»- Остап и Андрий, но как не похожи они. Остап — честный, отважный, открытый человек. Ещё в детстве брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад. Он никогда не предавал своих товарищей, бился до конца с поляками — врагами Родины. И умирает Остап , героически перенося ужасные муки.
Совсем другой Андрий. Это романтическая ,нежная натура. Он ласковый, спокойный. Однако прежде всего Андрий думает о себе. И в детстве он мог обмануть, и в Запорожье перешёл в стан врага ради любви к полячке. Он предал Родину, товарищей, брата, отца. Личные интересы, чувства у него на первом плане. Умирает он от рук своего отца, который не смог вытерпеть предательства сына.
Один — человек чести, достоинства. Другой – предатель, бесчестно и бесславно закончивший свою жизнь .Как так произошло? Не может понять этого Тарас Бульба, сам человек чести, преданный Отечеству, товариществу и братству.
Автор даёт понять читателям, как легко поддаться чувствам, особенно любви. Но всегда нужно думать о людях, которые верят тебе, о близких, оставаться честным прежде всего с самим собой. Самый ужасный поступок на войне — предательство своих товарищей, таким людям нет прощения и понимания.)
7. Ю. Коротков «Седой» (Сегодня понятие чести считается довольно устаревшим и само слово употребляется достаточно редко. Несмотря на это, в современном обществе есть и будут люди, которые живут по законам своей совести, стараются в любой ситуации найти правильный выход, сохранить свое достоинство. Таким человеком является и герой повести «Седой» Ю. Короткова. В этом произведении огромное уважение и симпатию читателя вызывает генеральский внук Александр. Он, узнав, что сам не прошел конкурс при поступлении и его просто «протолкнули» в вуз, по своему желанию пошел служить в армию. Там подружился с бывшим детдомовцем Олегом Петуховым, вместе с которым выступал против дедовщины. Саша Завьялов пытался наладить отношения со всеми сослуживцами, он хотел убедить их в том, что человек в любой ситуации должен сохранить свое достоинство, что нельзя год быть «нечеловеком», а потом снова стать им. Также Александр сделал все, чтобы убедить друга, что не все люди в мире злы и жестоки, что не все проблемы можно решить при помощи кулака. Многое изменилось в мировоззрении Петухова, когда его друг, пожертвовав собой, спас ему жизнь. Да, Александр Завьялов погиб при выполнении задания, но это была честная смерть. И Олег, его друг, не сможет забыть того человека, который научил его правде жизни: «Побеждает тот, кто умеет прощать!». Доброе и незапятнанное имя Александра навсегда останется в сердце у Иванова.
8. А. Грибоедов «Горе от ума» (В комедии «Горе от ума» особе место занимает образ Молчалина. Он небогатый дворянин, родом из Твери. Живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Этот человек является лицемером, который постоянно меняет маски. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Герой гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.
Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.
Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», — говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.
В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».
Он, как и фамусовское общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм)
9. Н. Карамзин «Бедная Лиза». В повести «Бедная Лиза» проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, - свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок. Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.
10. Н. Гоголь «Мертвые души». У героя поэмы «Мертвые души» Н. Гоголя понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт. Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
11. Л. Пантелеев «Честное слово» (Название рассказа говорит само за себя. Герой произведения – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания.
В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей.)
12. А.Пушкин «Капитанская дочка». ( Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )
13. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание» (У главное героя романа Родиона Раскольникова понятие чести очень лично и своеобразно, оно никак не совмещается с общественным пониманием этого слова, а совесть довольно часто является как вдохновителем поступков героя, так и сдерживающим фактором. Раскольников не признает общества и хочет жить лишь по собственным, им самим придуманным и взлелеянным законам. Но существовать ему приходится именно в обществе, а оно обычно не принимает людей, отрицающих его законы. Поэтому наличие своеобразного и довольно необычного понимания чести и то, что Раскольников не думает вначале о людях вокруг него вообще, позволяет ему совершить убийство старухи, но совесть заставляет его в итоге сдаться в полицию. Эта придуманная им самим разновидность чести позволяет Раскольникову лгать следователю Порфирию Петровичу, отпираться, не признаваться в совершении преступления: “Лжете вы все!.. Я не знаю ваших целей, но вы все лжете... Вы лжете!” Здесь проявляется слабость его характера, некоторая трусость, но в самом конце та же совесть заставляет-таки Родиона признаться в совершении убийства. У него есть идеи, но он не смог их подкрепить делами, у него есть совесть, но нет решительности и благородства. Радует то, что в конце произведения герой осознает свою ошибку.)
14. Б. Васильев «В списках не значился». Главным героем повести является только что окончивший военное училище лейтенант Коля Плужников. Ему всего лишь девятнадцать лет. Он полон сил и юношеских надежд, имеет свои планы на будущее. В процессе развития событий в повести писатель показывает возмужание главного героя. В начале повести это восторженный юноша, быстро краснеющий, с нежными пухлыми щеками. Война застает его на складе: «Вздрогнули стены каземата, с потолка посыпалась штукатурка, и сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые разрывы тяжелых снарядов». В первый день войны Колька - юный, растерянный и напуганный солдатик, сосредоточенно стирающий кровь с расцарапанной щеки. Здесь мы видим и первую смерть. Убит осколком товарищ Сальников, который уговорил Плужникова убежать из костела, осаженного немцами. С этого момента и начинает меняться сознание главного героя. Он винит себя за трусость, за то, что он думал не о ходе боя, а о том, что будет рассказывать дома. Его нельзя осудить за такие мысли, ведь очень сложно человеку понять горе и смерть. Это все противоречит человеческому существу.
Особое место в произведении занимает сцена, расположенная практически в самом конце повести. Плужников встречает человека, превратившегося почти в скелет, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя Брестской крепости. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, он хранил это знамя как святыню, верил в освобождение нашей страны. Он говорит Николаю: «Теперь твой черед. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя – Родины нашей честь. Не запятнай, лейтенант!» Плужников поклялся, «что не запятнает», и принял знамя от умирающего. До самого конца он сопротивляется фашистам, не ради себя, а ради смерти его товарищей, ради знамени. Он не имеет морального права ни сдаться, ни умереть во имя тех людей, которые отдали за него жизнь. Коля погибает, но эта смерть достойная.
Повесть, на мой взгляд, эмоционально очень сложна. Она заставляет задуматься о сущности человеческой натуры и безграничности душевных порывов. Как завещание звучат слова одного из героев книги: «Наверх, лейтенант! Чтоб и мертвых боялись… Чтоб детям, внукам и правнукам в Россию соваться!»
Афоризмы, которые можно использовать в роли эпиграфа
Честь — это бриллиант на руке добродетели. (Вольтер)
Честь дороже жизни. (Шиллер Ф.)
Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. (Франклин Б.)
Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. (Шекспир У.)
Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме. (Фейхтвангер Л.)
Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. (Теофраст)
Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. (Корнель Пьер)
Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.
Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства. (Шекспир У.)
Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. (Цецилий.)
Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? (Цицерон)
Мы не вправе жить, когда погибла честь. (Корнель Пьер)
Честь у мужчин одна, возлюбленных так много! Любовь забыть легко, но честь нельзя никак. (Корнель Пьер)
Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. (Апулей)
Истинная честь не может терпеть неправду. (Филдинг Г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...
Материалы для итогового сочинения. Честь и бесчестие
Материалы для итогового сочинения. Честь и бесчестие. Пример сочинения...
Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Честь и бесчестие"
Данный мастер-класс ппроводился с целью подготовки к итоговому сочинению по направлению "Честь и бесчестие"...
Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".
Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...