Исследовательский проект "Дети Великой войны"
проект по краеведению (9 класс) на тему
Посепенно тает поколение людей, переживших войну. Многие уже ушли из жзни. Но фотографии до сих пор хранятся в нашем семейном альбоме. Я расскажу о своей бабушке, которая совсем маленькой осталась без родителей, в детском доме. Она помнит войну. Пусть и другие об этом узнают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследователский проект "Дети Великой войны" | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
Тема: "Дети Великой войны"
Бурдман Валерия
уеница 9 Б класа ОСШ №1 имени М.Горькгого
г. Балхаш Казахстан
Цель исследования:
привлечение внимания общественности к «детям войны», т.е. людям, чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны (возраст до 14 лет в период Великой Отечественной войны) и проживающим в настоящее время на территории г. Балхаша Карагандинской области.
Задачи исследования:
1. изучить документы и фотографии семейного архива, с целью сбора материала для проекта;
2. составить вопросы для интервью с бабушкой и провести его, записав все на видео;
3. сопоставить историю детства моих предков с судьбами других детей войны;
4. собрать похожие факты из литературных источников, статей местных газет, Интернета о жизни поколения людей, рожденных с 1928 по 1945 годы;
5. создать презентацию «Моя семья в судьбе страны»для защиты проекта в программе Office Power Point.
Гипотеза: Если история моих предков, как старый альбом, хранит в себе духовные ценности семьи, то это позволит нам при исследовании прикоснуться к ним и вспомнить, что история моей семьи – это история целой страны.
Этапы исследования:
1. подготовка и проведение интервью;
2. подбор литературы по выбранной теме, выбор методов исследования и сбор данных по теме и уже достигнутым результатам в развитии данной темы;
3. отбор семейных архивных документов и фотографий;
4. анализ архивных, литературных источников, статей местных газет, Интернета о жизни поколения людей, рожденных с 1928 по 1945 годы;
5. создание презентации.
Методы исследования:
сбор и анализ данных по выбранной теме для более подробного изучения; исследование архивных и литературных; сравнение судеб «детей войны», практическая демонстрация.
Ожидаемые результаты
После завершения проекта учащиеся смогут: демонстрировать знания об этапах организации проектной деятельности; использовать ИКТ технологии для поиска информации и оформления результатов исследования; анализировать и сравнивать исторические источники; организовать командную работу.
Новизна исследования и практическая направленность:
в работе представлено комплексное исследование темы «Дети войны» на основе отдельной судьбы человека, перенесшего в детские годы все тяготы военного времени.
Данный архивный материал может быть использован в работе школьного музея при подготовке ко Дню Победы, для пополнения архивных данных города данных города Балхаша о людях, пошедших войну, а также для уроков истории, литературы, классных часов и уроков самопознания. Этот проект подготовлен к празднованию 70-летия Дня Победы.
Пускай сегодня знают люди
Про тех, кто вырос в дни войны.
Мы никогда не позабудем,
Что были дважды рождены…
- Введение.
Постепенно тает поколение людей, переживших войну. Многие уже ушли из жизни, но фотографии по-прежнему хранятся в нашем семейном альбоме. Я знаю о войне только по фильмам, книгам и рассказам. Мне посчастливилось жить под мирным небом. А вот моя бабушка помнит страшные годы войны. Она совсем маленькая осталась одна в самом начале войны, без родителей, без братьев и сестер, которых потеряла в тяжелые 40-е. Но тогда времени на горе у нее не было.
Горе было у всех.
Сейчас я живу в такое время, когда можно учиться, беззаботно играть, выбрать занятие по душе и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 70 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, жили, каждый день ожидая со страхом, что будет завтра.
- Исследовательская часть
- «Дети войны»
Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только ветераны, но и дети войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
- Детство моей бабушки, Филатовой Марии Никитичны.
Родилась моя бабушка, Филатова Мария Никитична, 1 апреля 1939 года в селе Шапкино Тамбовской области.
Семья её состояла из семи человек: отец, мать и пятеро детей.
Когда началась война, бабушке было всего 3 годика. Её отца, Никиту Егоровича Филатова, забрали на фронт, а в первые дни войны он погиб. Пришла похоронка. Где он похоронен, родственники до сих пор не знают.
Мать, Устинья Михайловна, осталась одно с пятью детьми. Ей было очень тяжело, поэтому многие односельчане советовали отдать младших детей в приют. Но моя прабабушка, Устинья, тяжело переживая горе, долго старалась сама справиться с трудностями, но вскоре заболела и умерла. Старшая сестра Анна, которой на тот момент было 14 лет, осталась работать в колхозе, а старший брат Василий в свои 12 лет уже устроился конюхом. После смерти родителей Елену, Ивана и Марию (мою бабушку) эвакуировали в Курганскую область в детский приёмник Долматовского района.
Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Война отучила этих детей плакать.
"Нас распределяли по возрасту. Сестру Елену забрала к себе её крёстная мать, наша тётя Дуся. Ну а Ивана и меня отправили в детский дом. Тогда было Ивану 6 лет, а мне всего 3 года. 1 сентября Ванечка пошёл в школу, а я перешла в Широковский детский дом, расположенный в 12 км от села Долматово", - рассказывает бабушка (фото1)
Со второго класса в селе Широково она вместе с другими сиротами из детского дома собирала колоски в поле, а летом полола поля пшеницы от сорняков (2 часа в день). Этот труд был обязательны, несмотря на то, что детям многим не было и 5 лет, так мы помогали нашей доблестной армии. Главный лозунг тогда был: "Все для фронта, все для победы!"
Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни.
В селе Широково бабушка окончила семь классов и дальше она отправилась в школьный Долматовский детский дом, чтобы окончить десять классов.
Из воспоминаний бабушки: "…В военные времена в жилось плохо, т.к. приходилось отдавать молоко, мясо, яйца и другие продукты питания".
"В нашем детском доме были две сельские девочки, и с одной девочкой я подружилась. Звали её Анна( Нюра ) Белозёрова. И случилась с Нюрой беда. Мать её тяжело заболела. Я со своим детдомовским приятелем (имя не помню) решила ей помочь.
Кушать семье было нечего, да и печь затопить тоже было нечем. Мы втроем взяли с поленницы детского дома по 2 полена и понесли в нетопленную несколько дней избу, но, к сожалению, нас поймал воспитатель и поругал.
Их это не остановило.
Тогда мы решили запрясти худую корову и поехать в лес, чтобы собрать хворост. Съездили один раз, но во второй раз корова заплакала огромными слезами.
Пришлось в лес идти самим и собрать ещё связку хвороста. Стало темнеть, завыли волки. Все закончилось благополучно".
Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. "Нас постоянно перебрасывали из одного детдома в другой. Два года – 1946-1947 гг. я не знала вкуса хлеба. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. Но и эти краюхи всегда отбирали ребята посильнее. Я ела только кашу и суп, заправленный ложкой рыбьего жира. Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки".
Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
- Судьбы «детей войны».
Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.
Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.
Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.
- Посвящение.
Моя семья большая в Широково жила,
Отца Никитой звали, Устинья – мамочка.
Нас пятеро у мамы, в бою отец погиб,
В детдом ей предложили детей определить.
В колхоз пошли работать 2 старшие сестры,
А мы втроем в приемнике учились и росли.
Колхозу помогали весь урожай собрать,
А в школе свои знания старались улучшать.
Война продлилась долгие четыре,
Казалось, что прошло уж десять лет,
Мы, как о счастье, думали о мире
И ждали с нетерпением побед.
За раны щедро выдали медали,
Но мёртвых кто способен воскресить?
Четыре долгих года мира ждали,
Спокойно, чтоб детей и хлеб растить.
В долматовском детдоме немного пожила,
В ремесленный с братишкой на токаря пошла.
В Балхаш по приглашению приехала тогда,
И в РМЗ до пенсии я токарем была…
Про жизнь свою бабуля (Мария Никитична) рассказала,
История семейная не раз уже звучала.
Люблю свою я бабушку, родителей люблю
И не хочу, чтоб бедствия разрушили семью.
Здоровья, в жизни счастья желаю я семье,
Всего только хорошего желаю всей стране.
III Заключение
Я, работая над проектом, теперь стала понимать, что чувствовали дети во время войны и насколько мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами голубое небо, и мы живем свободно, в независимой стране. Я понимаю, как повезло нам, детям, не знающим, что такое война.
Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...
Моя бабушка прожила долгую и тяжелую жизнь. После войны она работала на Балхашском медеплавильном заводе. Баба Маша окончила вечерний техникум и стала работать технологом, а затем пошла на повышение – стала начальником цеха РМЗ. Получила звание «Ветеран труда».
Сейчас она на заслуженном отдыхе.У неё замечательная семья: дочь и сын, пять жизнерадостных внуков, есть правнучка и правнук .
Скоро у нее юбилей - 75 лет! И я хочу пожелать ей здоровья, долгих лет. Пусть успехи членов нашей семьи станут и твоими успехами, а твои внуки и правнуки никогда не узнают, что такое война!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....
Научно-исследовательский проект "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы
Тип проекта: исследовательский, долгосрочный .Цель проекта: Проект создан с целью сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях для пото...
Исследовательский проект "Дети войны"
В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне обучающиеся Чащинского филиала под руководством учителя истории Козловой О.А. принимают активное участие в муниципальном исследовательском проекте...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....
исследовательский проект «Дети войны»
В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей...
Исследовательские проекты детей и родителей "Часы и время"
Детские презентации исследовательских минипроектов. Выставка часов - совместное творчество детей и родителей. Все участники проектовс увлечением занимались исследованиями по заданной теме ...
Исследовательский проект "Дети=миротворцы"
Проект выполнен обучающейся 9 класса для участия в научно-практической конференции обучающихся. Проект знакомит с детьми-активистами, борющимися за мир, за права ребёнка, экологию и т.д....
Комментарии
Дети Великой войны
Валерия и Татьяна Николаевна! Вы работаете над проектом, который можно долго пополнять новым материалом. Это история целой страны. Не только война была Великой. Великие люди всё выстояли и победили, и дети были Великими. Это особое поколение - дети войны. Вы на проекте "Вахта памяти" уже познакомили нас с одним таким человеком. Желаем успехов в дальнейшем исследовании!
Спасибо!
Спасибо!
Лера, Татьяна Николаевна!
Лера, Татьяна Николаевна! Спасибо большое за участие в Вахте памяти. Трогает душу рассказ о Марии Никитичне, ведь ребенком ей столько всего пришлось пережить. К сожалению, не во всех семьях так хранят память, как в вашей. А тебе повезло.Продолжай собирать материал о бабушке, обязательно добавь фотографии бабушки. Передай ей низкий поклон от участников Вахты памяти.
Спасибо! у нас очень хорошая
Спасибо! у нас очень хорошая есть презентация, но она "тяжелая" - не загружается.