Имя в реке времени
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-конференция по теме: « Имя в реке времени»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с миром имен, их значением и многообразием понятий;
- Научить отбирать материал из словарей, дополнительной литературы и излагать перед классом;
- Способствовать формированию интереса к особым словам – имена людей.
Оборудование урока:
- Стенд с программой конференции и эпиграфом урока.
- Словари имен.
- Красочно оформленные доклады учащихся.
- Магнитофон, диски с песнями В. Цоя и группы «Любе»
- DVD, к/ф «Владимир Высоцкий»
Тема: на доске «Имя в реке времени»
Эпиграф урока:
«Между живущих людей безымянными никто не бывает» (Гомер)
- Вступительные слова учителя:
Имя для человека очень важно. На ценность имени указал немецкий поэт Гете: «Имя не безделица: не зря же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества»
Роль имени нашла своё отражение в пословицах.
Первый ученик: «В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает».
Второй ученик: «С именем – Иван, а без имени – болван».
Третий ученик: «Без имени ребенок – чертенок».
Четвертый ученик: «Хорошо там и тут, где по имени зовут».
Учитель: Что же представляет собой имя? По сути это то же слово, что и остальные слова. Языковед А.В. Сперанская видит разницу только в том, что обычное слово служит нам значением, а имя – звучанием. Имя крепко связано с историей цивилизации, с культурой народа, с его национальными традициями, с верованием людей.
Учитель: Слово «имя» очень древнее, оно близко к древнерусскому слову «имети» - иметь, считать, а также к древнеиндийскому «иботи» - переводится, как отделяет, то есть имя дается, чтобы отделить, отличить одного человека от другого.
Первый ученик:
«Слово – имя имеет много родственников в русском языке.
Именной – относится к имени. Например: именной указ.
Второй ученик: Именовать – дать имя.
Третий ученик: Именины – день ангела святого твоего имени.
Например: родился святой Павел – именины Павла.
Четвертый ученик: именитый – знаменитый, сановный.
Пятый ученик: И.п. (именительный падеж) бывает у существительных, прилагательных, числительных, местоимений и т.д
Например: страна – сущ. И.П.; зеленое яблоко – прилаг, в И.П.
Учитель: Имена, как и все на свете имеют свою историю. Ряд ученых считает, что первыми словами на Земле были имена собственные, имена людей.
У многих племен Африки существовал обычай – скрывать имена. Почему?
Они считали, что имя человека – синоним его души. Открыть душу – значит потерять бессмертие её (души). Индейцы верили, что если часто произносить имя, то оно изнашивается. Поэтому часто имя скрывали и заменяли его прозвищем.
Если ребенок часто болел, ему меняли имя, чтобы обмануть злых духов или смерть. Древние русские имена были яркими характеристиками людей.
Древние русские имена:
Первый ученик:
Мал – маленький ростом, молодой.
Бел – имел светлые волосы и бледное лицо.
Второй ученик:
Косой – имел узкий разрез глаз или косоглазие.
Рябой – имел веснушки на лице.
Третий ученик:
Кудряш – имел кудрявые волосы.
Добрыня – добрый к людям человек.
Четвертый ученик:
Храбр – смелый человек.
Умник – умный человек.
Первый ученик:
Светлана – светлая душой.
Людмила – милая людям.
Второй ученик:
Ярослав – славящий солнце.
Владислав – владеющий славой.
Учитель: После крещения Руси князем Владимиром появились христианские имена. Так появились имена: Иваны, Марьи, Анны и Петры. Имя Иван звучит на всех континентах: по-немецки Иван – это Иоганн, Ганс; по-итальянски – Джованни; по-французски – Жан, по-английски – Джон, по-польски – Ян; по-латышски – Янис. Имя Иван означает милость божия.
Имя Мария имеет множество производных имен: Марьяна, Маша, Маруся, Мари, Мэри, Маня. Мария означает любимая, желанная.
Первый ученик:
Денис – от древнегреческого слова Дионис – бог природных сил, плодородия.
Роман – означает римлянин, житель Рима, в переводе с греческого – сильный.
Второй ученик:
Антон – от древнеримского слова
Антоний – вступающий в бой (боец).
Александр – защитник людей.
Третий ученик:
Владимир – владеющий миром.
Никита – в переводе с греческого – победитель.
Первый ученик:
Василий – царский, царствующий.
Алексей – божий человек, помощник бога на земле.
Второй ученик:
Даниил, Данила – бог – моя судьба.
Афанасий – бессмертный.
Третий ученик:
Евгений – благородный, праведный.
Елена – светлая, чистая, святая.
Татьяна – успокоительница, помощница.
Четвертый ученик:
Виталий – единственный.
Виктор – победитель от «Виктория» - победа.
Революционные имена:
Учитель:
После Октябрьской революции 1917 года появились новые имена, иногда даже очень странные.
Вилен – Владимир Ильич Ленин.
Вилор – Владимир Ильич Ленин + Октябрьская революция.
Гертруда – героиня труда.
Донара – дочь народа.
Устное народное творчество и имена людей. Загадки.
Первый ученик:
«Долгая Мавра жестка, корява, на всех зла, а всем мила.» (Редька)
Второй ученик:
«Весь век идет Ерёмушка
Ни сна ему, ни дремушки,
Шагам он точно счет ведет,
А с места все же не сойдет». (Часы)
Третий ученик:
«Лез Мартын через тын,
Сам перелез, а голову в заборе оставил» (Кабачок)
Четвертый ученик:
«Стоит Антипка низок, а в нем 77 ризок» (Капуста)
Первый ученик:
«Веселый демид весь день под солнышком стоит». (Подсолнух).
Второй ученик:
«Стоит Антипка на одной ножке, кто ни пройдет, всяк подберет» (Гриб)
Третий ученик:
«Сидит Пахом на коне верхом, сам никуда не едет, а человеку помогает» (Очки)
Четвертый ученик:
«Висит красная Матрешка, а внутри зеленое сердечко». (ягода рябины).
Имена в скороговорках.
Первый ученик:
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Второй ученик:
«Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле».
Третий ученик:
«Приготовила Лариса для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису угостил ирисом».
Четвертый ученик:
«У Сени и Сани в сетях сам с усами».
Портреты великих людей (на интерактивной доске).
А) Петр Первый
Б) Екатерина Вторая
В) А.С.Пушкин
Доклады учащихся о великих людях (3 человека).
Викторина «Назовите имя».
- Имя этого человека знают все. Он писал стихи, сказки, поэмы. В детстве его дразнили обезьянкой, а в лицее прозвали французом. Примесь африканской крови дала ему смуглый цвет лица и темные кудрявые волосы. (А. С. Пушкин)
- Он перед зрителем хохочет
И унывать никак не хочет,
Выходит в зал смешить народ. (клоун, Юрий Никулин)
- Великий князь, сын Ярослава, правитель Великого Новгорода, победивший шведов на реке Неве. (Александр Невский)
- Просмотр видеофильма «Владимир Высоцкий» 2011 г.
- Обсуждение фильма.
- Итоги урока. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной язык в "реке времени". Презентация
Данная презентация подготовлена к уроку-исследованию "Родной язык в реке времени". Содержит исследовательский, занимательный материал....
Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» 11 класс
Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» рассчитан на 35 часов и предназначен для учащихся 11 классов. Тематическое планирование составлено на основе элективного курса «Русский язык. Родно...
Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »
Из русской литературы XVII векаГ.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »Смирнова М.С.Учитель русского языкаи литературы ГБОУ Лицей № 554...
Река времени
Проект "Река времени"...
Элективный курс"Родной язык в реке времени"
Данный курс дает обучающимся представление о языке как развивающемся явлении, о происхождении русского языка, его месте среди других языков, его истории; доносит до обучающихся идею о связи судь...
"Родной язык в реке времени"
Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого....
Авторы проекта: Новикова Галина, Вагнер Марина Проектная работа "Имя в реке времени"
Тема нашего проекта связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша з...