И.А.Бунин "Холодная осень" Содержание. Художественные особенности. Проблематика.
методическая разработка по литературе (10, 11 класс) на тему

Навальная Ольга Николаевна

Разработка урока основана на использовании технологии РКМЧП при изучении малого художественного литературного жанра. Это дает возможность повторить понятия «стиль писателя», «художественная деталь», «проблема»; научить соотносить эти понятия с художественным текстом, помогат создать условия для развития у учащихся ассоциативного мышления, умения сравнивать. обобщать, образно мыслить,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анапский колледж сферы услуг

         Методическая      разработка по литературе

Тема: И.А.Бунин «Холодная осень». Содержание. Художественные особенности.  Проблематика.

   

                                                       Преподаватель литературы:

                                                    Навальная Ольга Николаевна

                                               

                                   

                                                       Анапа 2015 г.

Навальная Ольга Николаевна

Должность  (с указанием преподаваемого предмета)

Преподаватель руского языка и литературы

Образовательное учреждение

Анапский колледж сферы услуг

Название проекта

Урок введения в тему

Используемые технологии

РКМЧП

Использование

здоровьесберегающих технологий

Проветренная, чистая аудитория; создание психологического микроклимата; проведение упражнения на психологическую разгрузку.

Учебный предмет

Литература

Группа обучающихся

Студенты 1 курса

Название темы

И.А.Бунин «Холодная осень».  Содержание. Художественные особенности. Проблематика.

Вид ресурса

Презентация, выполненная преподавателем  к уроку; текстовый материал;

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Дидактический и иллюстративный  материал к уроку, печатный  тест.

Средства Microsoft Office или другое  ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Office (Word, Power Point)

Цели, задачи дидактического материала

Методическая:   использование технологии РКМЧП при изучении малого художественного литературного жанра.

Обучающие: повторить понятия «стиль писателя», «художественная деталь», «проблема»; научить соотносить эти понятия с художественным текстом.

Ориентированные на развитие личности учащихся:

 создать условия для развития у учащихся ассоциативного мышления, умение сравнивать. обобщать, образно мыслить,  формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в художественном тексте непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;

создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитывающие:

воспитание духовно-нравственных качеств молодых людей, воспитание эстетического чувства на примере классического образца; привитие любви и чуткости к красоте русского языка.

 Понимать содержание художественного теста .

Умет

 -владеть монологической и диалогической речью.

-формировать основные  этические и теоретико-литературные понятия.

-говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

Межпредметные связи:

Риторика

Русский язык  (раздел «Лексика»)

Основы эстетки и культуры.

Оснащение материально – техническое

Текст рассказа А.И.Бунина «Холодная осень»; мультимедийная презентация, сопровождающая урок.

Используемая литература

1. Айхенвальд Ю.Иван Бунин //Силуэты русских писателей. Изд. 2-е.М.,1993.-658с.

2.Волков А.А. Проза Ивана Бунина. –М.: Московский рабочий , 1069. -448 с.

3. Романичева Е.С.» Талант красивый, как матовое серебро» //Литература в школе, 2000. -№7. –С. 26-31.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно

Текстовый материал произведения.

Урок в системе РКМЧП направлен на активное получение знаний, развитие познавательной деятельности, привлечение учащихся к творчеству, для этого используется иллюстративный материал и видеофрагменты.

Используемые источники информации

Интернет, художественная и учебная литература

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

На всех этапах урока

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Нет

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе

Деятельность педагога

Слайд №1

1.Тема урока выводится на интерактивную доску.

Слайд №2

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока (выводятся на интерактивную доску).

Вы уже знакомы с рассказами И.А.Бунина, творческой манерой писателя. Предлагаю обобщить знания в форме синквейна «Рассказы И.А.Бунина»

3. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.

После прочтения и обсуждения Вам предстоит вписать два слова, которые наиболее точно и ёмко отразили бы особенности этого рассказа в сравнении с другими рассказами цикла.

Слайд №4

«Холодная осень» - самый  ….. и….. рассказ из всех рассказов в цикле «Тёмные аллеи»

- Помня о том, как Бунин строит свои рассказы,  по названию попытайтесь предположить, о чём будет повествование.

Слайд №5

Вопросы к  1 части рассказа.

- Что характерно для стиля автора?

- В чём драматизм ситуации?

Слайд №6

Вопросы:

- Предположите, каково душевное состояние отца и матери невесты, жениха и самой невесты?

- Что сказал отец?

- Как вела себя мать невесты?

Слайд №7

Вопросы:

- Совпали ли наши предположения?

- Так каково душевное состояние отца и матери невесты, жениха и самой невесты?

- Предположите, как вели себя жених и невеста накануне расставания, может быть, навсегда?

Слайд №8

Вопросы:

- Совпали ли наши предположения?

- Изменился ли стиль повествования? С чем это связано?

- Предположите, что было дальше. Что чувствовала героиня , проводив любимого на войну?

Слайд №9

Вопросы:

- Насколько вы были в своих предположениях близки автору?

- Какую художественную деталь вы могли бы отметить?(роковой мешочек)

- Согласны вы с тем, что это деталь имеет символический смысл?

- Может ли объяснить особенности стиля автора цифра 30?

- Предположите, как жила героиня эти 30 лет?

Слайд №10

Вопросы:

- Ожидали ли вы такое продолжение? Что вас больше всего впечатлило?

- Если в начале рассказа вы обратили внимание на даты, подумайте, как они связаны в данном абзаце с особенностью стиля?

- Каков смысл обилия географических названий?

Слайд №11

Вопросы:

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

Слайд №12

13. Рефлексия.

Вопросы:

- Каковы ваши впечатления от рассказа?

- Каковы стилевые особенности рассказа?

Слайд №13

14. Вопрос для обсуждения в группах:

-  «Какие проблемы ставит автор в рассказе?»

Слайд №14

Вопросы перед просмотром презентации:

- Согласны ли вы с постановкой проблемы и её трактовкой автором презентации?

Подведение итогов урока. Решение проблемного вопроса.

- Какие определения вы вставите во фразу

Слайд №15

«Холодная осень» - самый…и….рассказ из всех рассказов в цикле «Тёмные аллеи».

17. Выставление оценок

Деятельность учащихся

2.Составление синквейна.

Работа в группах.

Возможный вариант.

              Рассказы И.А.Бунина

              Короткие, любовные.

Интригуют, заставляют думать, спорить, сопереживать.

Они рассказывают о чувственной любви.

             Стихотворения в прозе.

Обсуждение синквейнов.

4. Осмысление заголовка.

Студенты высказывают свои предположения.

5. Выразительное чтение студентом 1 части рассказа от слов « В июне того года…Но 19 июля Германия объявила России войну…» (Автор подчеркивает драматизм ситуации и неслучайно поставил в этом месте многоточие. Он объявлен женихом,  и сразу в голове читателя рисуется идиллия счастливой семейной жизни, но следующей фразой объявляется война).

6. Чтение текста от слов «В  сентябре он приехал … отец сказал».

7. Чтение текста от слов  «Удивительно ранняя осень  до слов хотим проводить тебя завтра»

8.Чтение текста от слов « Мама встала, перекрестила своего будущего сына,  до слов Я горько заплакала»

9. Чтение  текста от слов « Утром он уехал  до слов Убили его – какое странное слово!... И вот прошло уже целых 30лет.

- Роковой мешочек, действительно, является символической художественной деталью, потому что у Бунина любовь идёт параллельно с роком. Судьба не даёт ей развиться , набрать силу, приготовив страшный финал. Но это и  составляет неповторимость любви, это является художественной особенностью рассказа Бунина.

- Характеризуя рассказы Бунина, помеченные 30-40 гг., относятся, чуть ли не к началу века, но всё же кажутся не мемуарными, а современными, ибо он описывает мир чувств человека, который всегда сложен, не всегда объясним. Но именно высокие чувства, каковыми является любовь, делают человека человеком.  Это является одной из художественных особенностей Бунина.

10. Чтение текста от слов «И многое, многое пережито было...до слов…чем некогда и станет она для меня!»

11 Чтение текста от слов «Так и пережила я смерть… до слов…да, и что всё-таки было в моей жизни?»

12.Чтение текста от слов «И отвечаю себе… до слов…теперь уже скоро приду»

15. Просмотр ученической презентации, и её обсуждение.

Слайд №16

Предполагаемый вариант «самый целомудренный и драматичный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...

Жизнь и творчество М.Зощенко. Художественные особенности рассказа «Беда».

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны...

М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки писателя. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок

Урок литературы проведён в 7 классе. В общей системе уроков по творчеству  М.Е. Салтыкова-Щедрина - это первый урок.  Здесь приведены краткие сведения из биографии писателя с целью показать ...

Проект: «Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная особенность»

Одна из действенных инновационных систем является исследовательская деятельность. Актуальность исследовательской работы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходо...