Урок с презентацией "А.С.Грибоедов: личность и судьба" Автор - Аннина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы филиала МОУ СОШ п. Кушумский в селе Верхний Кушум
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Аннина Галина Сергеевна

Данный урок - первый в системе уроков по изучению биографии и творчества А.С.Грибоедова. Цель урока: знакомство учащихся с личностью писателя, его жизненным кредо, его интересами, увлечениями, занятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon griboedov_lichnost_i_sudba.zip330.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Подготовила и провела Аннина Галина Сергеевна

 МОУ ООШ с. Верхний Кушум

Ершовский район

Класс: 9

Учебный предмет: литература

УМК под редакцией В. Коровиной

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: «А.С.Грибоедов: личность и судьба»

Тема. А.С.Грибоедов: личность и судьба.

Цели: знакомство с биографией А.С.Грибоедова; на примере жизни драматурга, образованнейшего человека своего времени, дать учащимся пример творческой и высоконравственной личности.

Ход урока.

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию…

В. Кюхельбекер

… чем больше имеешь знаний, тем лучше

можешь служить своему отечеству.

А.С.Грибоедов

1.Вступительное слово учителя.

 В 1816 году появилась статья, автор которой резко критиковал знаменитую балладу В.А.Жуковского «Людмила». Имя самого автора статьи стало известным в литературном мире. Это был А.С. Грибоедов.

2. Рассказ учащегося об основных фактах биографии А.С.Грибоедова, сопровождаемый показом презентации. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/18/prezentatsiya-biografiya-as-griboedova

3. Учитель

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ о жизни А.С.Грибоедова?

- Какие факты жизни писателя показались вам особенно интересными? Почему?

- Как вы думаете, какие стороны характера  Грибоедова помогли ему стать настоящей личностью, интересной и значительной?

- А.С.Пушкин назвал Грибоедова «человеком необыкновенным».

- Сегодня на уроке важно не только познакомиться с биографией писателя, но и попытаться раскрыть своеобразие его сложной личности и ответить на вопрос: «Действительно ли Грибоедов – «человек необыкновенный»?» (Слайд № 1,2)

Группа ребят («архивариусы») подготовила интересные воспоминания современников Грибоедова, почерпнутые из книги «А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников» и из других источников.  

4. Вновь обратимся к портретам Грибоедова (презентация).(Слайд №3,4)

Архивариусы

Любопытно воспоминание Д.И.Завалишина (декабрист, друг писателя): «… из всех портретов Грибоедова я не видел до сих пор ни одного, который напомнил бы мне остроумную физиономию автора «Горя от ума»…»

Самым удачным считается портрет, написанный в 1873 году известным художником И. Крамским (высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, чёрные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешённый от всех мирских забот.

Словесные портреты рисуют его иным: «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией…» (В.Андреев)

«И в лице его видно было столько же искреннего участия, как в его приёмах умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности… Кровь сердца всегда играла у него на лице» (А.Бестужев).

Учитель

- Ребята, а что вы можете сказать о Грибоедове, глядя на его портрет? Попробуйте составить краткий словесный портрет писателя. (Учащиеся выполняют небольшую письменную работу, затем зачитываются некоторые мини-сочинения)

Архивариусы

5. Удивительно единодушие высказываний мемуаристов о личности писателя: необыкновенно глубокий ум, обширнейшие познания, талантливость, разносторонность дарований, независимость в суждениях, душевная чистота, активность натуры.

Пушкин видел у него «способности человека государственного» (Слайд № 5)

Н.Н.Муравьёв-Карский (офицер, знавший Грибоедова на Кавказе): «Человек сей очень умён и имеет большие познания».

Грибоедов серьёзно занимался литературой, историей, музыкой, иностранными языками. Современники отмечали его удивительные способности к иностранным языкам. Литератор К.Полевой вспоминал: «Продолжая разговор о Шекспире, Грибоедов спросил у меня: на каком языке я читаю его? Я читал его тогда во французских и немецких переводах и сказал это. «А для чего же не в подлиннике? Выучиться языку, особенно европейскому, почти нет труда: надобно только несколько времени и прилежания. Совестно читать Шекспира в переводе, если кто хочет вполне понимать его…» (Слайд №6,7)

А вот что писал Грибоедов П.А.Катенину: «Прощай, сейчас еду со двора: куда ты думаешь? Учиться по-гречески. Я от этого языка с ума схожу, каждый божий день с 12-го часа до 4-го учусь и уж делаю большие успехи. По мне он вовсе не труден»

Учитель

- О чём свидетельствуют эти слова Грибоедова?

- Если бы Грибоедов жил в наши дни, кем, по-вашему, он мог бы стать?

Учитель

Грибоедов был прекрасным музыкантом. Современники отмечают, что он любил музыку, тонко понимал её, часами играл сам. И сегодня мы испытываем глубокое удовольствие, слушая грибоедовские вальсы.(Слайд № 8)

(Прослушивание одного из вальсов Грибоедова)

П.А.Каратыгин (актёр) вспоминал: «…Грибоедов часто бывал у нас в доме… Кроме его остроумной беседы, любил я слушать его великолепную игру на фортепьяно… сядет он, бывало, к нему и начнёт фантазировать… сколько было тут вкуса, силы, дивной мелодии!»

Чтение стихотворения волгоградского поэта Юрия Окунева «Вальс Грибоедова»

заранее подготовленным учеником.

Вам приходилось хоть раз за беседою

Вдруг различить и узнать в отдаленье,

Как человека, Вальс Грибоедова

И удивиться его появлению?

Вы торопили свой отклик ответный,

Слыша и чувствуя: он за плечами?

Вам не казались богатством несметным

Ваша растерянность, ваше молчанье?

Музыки голос… Разве мы ведаем,

Как от него мы порою зависим?

Спорим, мудрим… И вдруг Вальс Грибоедова –

Искренней всех человеческих писем.

Он обращается к памяти, к совести:

К сердцу прислушайтесь – адрес проверьте.

Ясно ли, что одолимы все горести,

Что над любовью не властвовать смерти?

Слышите, как торжествует над бедами

Ваша дорога, ваша тревога?..

Вальс Грибоедова, Вальс Грибоедова –

Как это много, как это много!..

Архивариусы

6. Последние годы Грибоедов провёл на Кавказе. Здесь он женился «на той, которую любил». Дочь  известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе – Нину Александровну писатель знал давно, давал Нине уроки музыки. В одном из писем Грибоедова есть воспоминание о том, как он сделал предложение своей будущей жене: «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе… всё на неё глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взял её за руку… дом её матери возле.. взошли в комнату, щёки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал бормотать, и всё живее и живее, она заплпкала, засмеялась, я поцеловал её, потом к матушке её… нас благословили…» (Слайд №9)

Но счастье было недолгим. Надо было срочно ехать по делам в Персию. И спустя семнадцать дней после венчания Грибоедов выехал вместе с молодой женой и в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего письма Грибоедова к жене: «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить… чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим ещё несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться».

Учитель

- В произведениях литературы мы часто читаем письма героев своим возлюбленным (вспомните, в каких именно). Какие стороны личности Грибоедова открывает это письмо, обращённое к Нине?

7. Учитель

Целью всей жизни Грибоедова было служение отечеству. (Слайд № 10)

Из письма Грибоедова С.Н.Бегичеву (близкий друг писателя): «Знания, которыми я обладаю, сводятся к владению языками: славянским и русским, латинским, французским, английским, немецким. В бытность мою в Персии, изучал я персидский  и арабский. Но для того, кто хочет быть полезен обществу, ещё весьма недостаточно иметь несколько разных слов для одной идеи… чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить своему отечеству» (обращение к эпиграфу к уроку).

30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемых властями, напала на русское посольство. Грибоедов был убит.

Архивариусы.

Из записок барона К.К.Боде, секретаря посольства: «…что в моих глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, это та настойчивость и неустрашимость, с которою он умел поддерживать достоинство русского имени на Востоке… заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны всякого уважения».  (Слайд №11)

Чтение стихотворения В.К.Кюхельбекера «Участь русских поэтов»

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рождён;

Но юноша в свободу был влюблён…

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие, вслед ему,

Прекрасной обольщённые мечтою,

Пожалися годиной роковою…¹

Бог дал огонь их сердцу, свет – уму,

Да! Чувства в них восторженны и пылки,

Что ж? Их бросают в чёрную тюрьму,

Морят морозом безнадёжной ссылки…

Или болезнь наводит ночь и мглу²

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных³

Шлёт пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую4

И чернь того на части разорвёт,

Чей блещущий перунами полёт

Сияньем облил бы страну родную.

Примечания.

¹ 1825 год – год восстания и казни декабристов.

² Кюхельбекер о своей слепоте.

³ О смерти Пушкина от руки Дантеса.

4 О гибели Грибоедова.

Беседа

- Вы узнали, о каких поэтах идёт речь в стихотворении Кюхельбекера?

- Как вы думаете, почему стихотворение насыщено старославянизмами? Как они влияют на интонацию и общую атмосферу стихотворения?

8 Итоги урока, рефлексия, оценки.

- Итак, как вы думаете, почему А.С.Пушкин назвал А.С.Грибоедова «человеком необыкновенным»?

- Какие качества характера, личности Грибоедова являются для вас примером, образцом?

Учитель.

Предлагаю всем подумать о том, какие нравственные качества, жизненные принципы сформировали личность талантливого писателя А.С.Грибоедова. Напишите об этом (домашнее задание).

Литература и другие источники.

  1. А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников.

Москва, Просвещение. 1978

  1. Окунев Юрий. Приверженность. Книга лирики.

Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград. 1972.

  1. Русские поэты. Антология в 4-х томах, т.I

«Детская литература» Москва 1965.

  1. Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе»

№6 – 2001.

  1. Окунев Юрий. Приверженность. Книга лирики.

Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград. 1972.

  1. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/18/prezentatsiya-biografiya-as-griboedova

7. http://mp3ostrov.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.

Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...

Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2014-2017 учебный год Тарелиной Натальи Сергеевны учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32 с уип» г.Набережные Челны

Цели профессионального развития: приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Ломако Галины Николаевны, учителя русского языка и литературы

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельностиЛомако Галины Николаевны,учителя русского языка и литературы...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Алькановой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск

Публичное представление инновационного педагогического опыта Алькановой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы     МОУ «Лицей № 31» городского округа Сара...

Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и...