Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе (М.: Дрофа, 2012) к учебнику Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2012).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.)Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе (М.: Дрофа, 2012) к учебнику Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2012).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.)
 • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в ..повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования;
обеспечение доступности получения*-качест-венного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работникови общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поли культурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, опреде-ляющихпути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числа одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуаль¬ное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от мифов народов мира к фольклору народов мира; от произведений разной жанровой направленности XIX в. к литературе XX в. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка худо-жественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» опре¬деляется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологи-ческого и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 5 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (героическое прошлое России, покорение пространства и времени, мир наших братьев меньших, образ Родины, связь ве¬ков и поколений и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 клас¬се — художественная литература как искусство слова, как выражение мастерства писателя.
В программе соблюдена системная направлен-ность — курс 5 класса представлен разделами:
1. Мифы
2. Фольклор.
3. Литература XIX века.
4. Литература XX века.
5. Путешествия и приключения.
6. Читайте летом.
7. Рекомендуемые интернет-ресурсы.
8. Краткий словарь литературоведческих терминов.
В разделах 1—8 даются краткие аннотации, раскрывающие основную проблематику, художественное своеобразие, композиционно-жанровые особенности изучаемых произведений. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Мето-дическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального ком¬понента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихсяВ программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные"и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass.rar669.59 КБ

Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

7

8

45

К.Д. Баль-

Урок ре-

Здоровьесбе-

Каково

Формирование у учащихся способ-

монт. Стихотворения «Снежинка», «Фейные сказки», «Осень». Мир через призму волшебства

флексии

режения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, самодиагностики результатов обучения, развития творческих способностей учащихся

идейно-композиционное своеобразие стихотворения К.Д. Бальмонта?

ностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; коллективная проверка выполнения домашнего задания по памятке работы над ошибками; практическая работа в парах сильный — слабый (рецензирование выразительного чтения отрывков из стихотворения (фоно-хрестоматия)); групповое составление письменного ответа на проблемный вопрос по "теме урока (с. 125); анализ текста при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок

46

С.А. Есе-

P.P. Урок

Здоровье-

Каково

Формирование у учащихся деятель-

нин. Сти-

обще-

сбережения,

идейно-

ностных способностей и способно-

хотворения

методи-

поэтапного

художе-

стей к структурированию и систе-

«Пороша»,

ческой

формирования

ственное

матизации изучаемого предметного

«Черемуха».

направ-

умственных

своеобра-

содержания: взаимопроверка выпол-

Язык «жи-

ленности

действий, диф-

зие стихо-

нения домашнего задания; групповая

вой» поэзии С.А. Есенина

ференцированного подхода в обучении, педагогики сотрудничества, «критического»

творения?

лабораторная работа по тексту стихотворений по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя (с. 127, 128); составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопро-

i

мышления, исследовательской деятельности, развития творческих способностей

веркой (с. 128, № 1-3); самостоятельное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок

учащихся

47

М.М. При-

Урок об-

Здоровье-

Каковы

Формирование у учащихся дея-

швин. «Вре-

щемето-

сбережения,

особен-

тельностных способностей и спо-

мена года».

дической

личностно-

ности ли-

собностей к структурированию

Лирическое

направ-

ориентирован-

рического

и систематизации изучаемого пред-

описание

ленности

ного обучения,

описания

метного содержания: комплексное

природы

поэтапного

природы

повторение; самостоятельная работа

в рассказах

формирования

М.М. При-

с литературоведческим портфолио

М.М. Пришвина

умственных действий, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, развития твор-

швина?

(составление таблицы «Пафос лирического описания»); составление тезисного плана отрывков рассказа; выразительное чтение рассказа с последующим его рецензированием (фонохрестоматия); работа в парах сильный — слабый (составление письменного ответа на проблемный вопрос по алгоритму выполнения за

ческих

дачи при консультативной помощи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....