Проект "К двухсотлетию М.Ю. Лермонтова".
проект по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

 Артемова Елена Геннадьевна

Краткосрочный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov.rar2.29 МБ
Файл lermontov_prezentatsiya.pptx1.3 МБ
Файл lermontov.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Отчётная документация по проекту «К двухсотлетию Михаила Юрьевича Лермонтова».

Муниципальное образование: МБОУ «Гаванская основная общеобразовательная школа».

Классы, охваченные проектом: 1 – 9 кл.

Руководители и разработчики проекта: 

        Артёмова Е.Г. – учитель русского языка и литературы.

Сроки реализации проекта: 13 – 24 октября.

Цели и задачи проекта:

  1.  Популяризация великих достижений русской классической литературы в контексте истории русской культуры и русского литературного языка.
  2. Поддержка общественного интереса к книге как к источнику духовных идеалов, пропаганда чтения среди подрастающего поколения и взрослого населения.
  3. Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.
  4. Привить интерес к русской классической литературе.
  5. Учить эмоционально откликаться на произведения великих писателей.
  6.  Сделать зримым идеи и образы писателя, помогая тем самым понять содержание его произведений.
  7. Развитие  интереса учащейся молодёжи к литературе, художественному творчеству, повышение  их общего культурного уровня, развитие творческой активности,  приобщение  подростков к литературно-художественному наследию.
  8. Популяризация творческого наследия М.Ю.Лермонтова.
  9.  Развитие творческих способностей  учащихся .Выявление творчески одаренных учащихся.
  10.  Повышение образовательного и эстетического уровня участников.
  11.  Формирование духовных ценностей и нравственно-эстетических принципов.

План мероприятий, включённых  в проект:

  1. Конкурс стенгазет. В конкурсе принимаю участие ученики 5 – 9 классов. Темы выбираются произвольно. Несколько тем рекомендованы организаторами для примера.

  1. Конкурс чтецов. В  конкурсе принимают участие ученики 1 – 9 классов. Количество стихотворений для каждого класса произвольное. Объём стихотворений не ограничивается.

  1. Конкурс рисунков. В конкурсе принимают участие ученики 1 – 9 классов. Тема конкурса: «Иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова».

  1. Акция «Начнём урок стихами». Проводится 15 октября. Каждый урок русского языка и литературы начинается стихотворением М.Ю. Лермонтова.

  1. Акция «Читаем стихи малышам». Во время проведения акции ученики 8 класса читают стихи Лермонтова учащимся начальной школы и подготовительной группы.

  1. Акция «Искусство доступно каждому». Во время проведения акции учащиеся распространяют  в селе печатные листовки, содержащие стихотворения Лермонтова, отрывки из его произведений, а также иллюстрации к произведениям  Лермонтова известных русских художников.

  1. Конкурс «Отгадай кроссворд».

  1. Итоговое мероприятие. Включает следующие этапы

  • Презентация по творчеству Лермонтова.
  • Конкурс чтецов.
  • Сценка, подготовленная учащимися 5,6 классов «Берёзовая роща».
  • Интеллектуальная игра по творчеству М.Ю. Лермонтова «Кто хочет стать отличником».
  • Подведение итогов проекта.
  • Награждение участников проекта и победителей конкурсов.

Все мероприятия, запланированные проектом, проведены в установленные сроки.

Цели и задачи, поставленные перед проектом, достигнуты и выполнены.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

15 октября – 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом . - Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит; Увы! - он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: - А он, мятежный, просит бури Как будто в бурях есть покой! Парус.

Слайд 2

15 октября – 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Выхожу один я на дорогу... Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом ... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел.

Слайд 3

15 октября – 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Русалка Русалка плыла по реке голубой , Озаряема полной луной ; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны . И шумя и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака ; И пела русалка - и звук ее слов Долетал до крутых берегов. И пела русалка: "На дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада; Там хрустальные есть города ; И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны, Спит витязь чужой стороны. Расчесывать кольца шелковых кудрей Мы любим во мраке ночей, И в чело и в уста мы в полуденный час Целовали красавца не раз. Но к страстным лобзаньям, не зная зачем, Остается он хладен и нем; Он спит - и, склонившись на перси ко мне, Он не дышит, не шепчет во сне!« Так пела русалка над синей рекой, Полна непонятной тоской; И, шумно катясь, колебала река Отраженные в ней облака .

Слайд 4

15 октября – 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Ангел По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел, И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался - без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

Слайд 5

15 октября – 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Слайд 7

УЗНИК Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями, Звучномерными шагами, Ходит в тишине ночной Безответный часовой . М. Ю. Лермонтов

Слайд 8

КИНЖАЛ Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза — жемчужина страданья. И черные глаза, остановясь на мне, Исполненны таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, — то сверкали. Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный . М.Ю. Лермонтов.

Слайд 9

ТРОСТНИК Сидел рыбак веселый На берегу реки; И перед ним по ветру Качались тростники. Сухой тростник он срезал И скважины проткнул; Один конец зажал он, В другой конец подул. И будто оживленный, Тростник заговорил; То голос человека И голос ветра был. И пел тростник печально: «Оставь, оставь меня; Рыбак, рыбак прекрасный, Терзаешь ты меня! «И я была девицей, Красавица была, У мачехи в темнице Я некогда цвела, И много слез горючих Невинно я лила; И раннюю могилу Безбожно я звала . М.Ю. Лермонтов.

Слайд 10

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой ... М. Ю. Лермонтов. Бородино. Отрывок

Слайд 11

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?" И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью ! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою ! М.Ю. Лермонтов. Бородино. Отрывок.

Слайд 12

Размахнулся тогда Кирибеевич И ударил в первой купца Калашникова, И ударил его посередь груди - Затрещала грудь молодецкая, Пошатнулся Степан Парамонович ; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева, И погнулся крест и вдавился в грудь; Как роса из-под него кровь закапала; И подумал Степан Парамонович : "Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева !" Изловчился он, изготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная, И, увидев то, царь Иван Васильевич Прогневался гневом, топнул о землю И нахмурил брови чёрные; Повелел он схватить удалого купца И привесть его пред лицо сво ё … М.Ю. Лермонтов. Песнь про царя Ивана Васильевича… Отрывок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс чтецов Принимают участие ученики с 1 – 9 классы . Выступления на итоговом м ероприятии. Произведения и количество чтецов от к аждого класса выбирается п роизвольно .

Слайд 2

Конкурс стенгазет Каждый класс освещает один этап жизни Лермонтова. Вы можете добавить в вашу газету репродукции, рисунки, фотографии, портреты, стихи. Критерии оценивания: Информационность. Оригинальность оформления. Красочность Готовые газеты должны быть представлены к 16 октября. В конкурсе принимают участие 5 – 9 классы.

Слайд 3

Темы для стенгазет: Детство и юность. Дом – музей. Тарханы. Начало творческого пути. Служба на Кавказе. Дуэль.

Слайд 4

Конкурс рисунков – и ллюстраций по п роизведениям М.Ю. Лермонтова Принимают участие ученики 1 – 9 классов.

Слайд 5

Кроссворд по творчеству в еликого поэта. Каждый класс САМОСТОЯТЕЛЬНО, без помощи педагогов з аполняет ячейки кроссворда, записывая результаты на отдельном листе, н е забывая пронумеровать ответы. До 16 октября ответы должны быть сданы н а проверку библиотекарю школы Шишкиной Надежде Ивановне.

Слайд 6

Начни урок стихами! Каждый урок русского языка и литературы начнётся Стихотворением М.Ю. Лермонтова. С 13 по 18 октября.

Слайд 7

Акция «Искусство доступно в сем…» Пусть каждый, кто учился в школе, вспомнит стихи в еликого поэта! Каждый класс должен постараться, чтобы напечатанные Или написанные от руки стихотворения появились в общественных местах или п росто на улицах нашего села! 1 – 9 классы

Слайд 8

Итоговое мероприятие. Викторина «Герой нашего времени», к онкурс чтецов, п одведение итогов, н аграждение.

Слайд 9

Читаем стихи м алышам…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию   со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию   со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...

К двухсотлетию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Внеурочная деятельность "Литературная гостиная"  На занятии подводятся итоги знаний о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Дети читают полюбившиеся произведения Лермонтова, рассказывают и...