Как выразительно прочитать стихотворение
учебно-методическое пособие по литературе на тему

Цупикова Наталья Владимировна

Рекомендации по работе над стихотворением

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vyrazitelno_prochitat_stihotvorenie.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как прочитать стихотворение выразительно

1.  Выбирая стихотворение для чтения наизусть, педагог должен определяться с целью: для чего берется этот стих. С учебной ли целью, чтобы поработать над каким-то определенным качеством чтеца, расширения репертуара, для чтения со сцены к какому-то событию. Естественно, нужно учитывать возраст и подготовку ученика на данный момент. Цель выбора повлияет на задачу, которую мы ставим перед учеником.

2. Проводим анализ стихотворения. Выявляется тема и идея произведения. С учеником надо разобрать, о чем стихотворение, какую историю мы будем рассказывать зрителям.

Что главное автор нам хотел сказать. Для чего он написал это стихотворение.

Для примера рассмотрим небольшой стих.

Я видел впервые

Такую красу:

На листьях зеленых

Цветную росу.

Она вся сияла,

Сверкала, искрилась

И огоньками цветными

Светилась.

И я удивился,

Задумался сразу:

А вдруг из росы

Происходят алмазы?

М.В. Смирнова

О чем стихотворение? О красоте живой природы. Что хочет сказать автор стиха? Посмотрите вокруг – мир волшебно прекрасен. Это мы и постараемся передать зрителям.

3. Теперь нужно подготовить текст к выразительному чтению. Это значит выделить «опорные», «ключевые» слова, отражающие мысли. Разобрать по логическим ударениям и паузам.

Я видел впервые |

Такую красу:

На листьях зеленых |

Цветную росу.

Она вся сияла, |

Сверкала^, искрилась |

И огоньками цветными |

Светилась. ||

И я удивился, |

Задумался сразу: ||

А вдруг из росы | 

Происходят алмазы? ||

Такую красу – «опорные», «ключевые» слова

^ – ударение  

|  – ритмическая, короткая пауза

|| – психологическая пауза, требует  особого выделения

Знаки препинания – логическая пауза

Не стоит текст перегружать логическими ударениями, иначе речь плохо воспринимается. Некоторые слова можно выделить интонацией, но не обязательно их выделять ударением. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающем самое главное слово в предложении.

4. Расставляем паузы, они разделяют любой речевой поток. По длительности паузы различны. Короткие ставим в конце стихотворной строки. Это ритмическая пауза. Она отделяет стих, даже если конец строки не является концом фразы или предложения. Это создает ритм стиха. Знаки препинания выделяются логической паузой. Нужно следить, чтобы соблюдая ритмическую паузу в конце строки, чтец не ставил точку там, где ее нет. После ритмической паузы мысль продолжается до точки или другого знака препинания. Иначе мысли будут рваными,  звучание рубленным. То, что особо хочет выделить чтец через молчание, будет называться психологической паузой. Остановка привлечет внимание слушателя, и следующие слова будут восприняты с особой остротой. Концовка требует замедленного произношения. Его можно достичь за счет различных пауз. Разделение речи паузами усиливает эмоциональный смысл слов, придает им особое значение. И завершается чтение большой психологической паузой, которая позволяет слушателю пережить впечатление.

5. Важнейшим аспектом в художественном чтении является умение видеть образы, передавать их так ясно, чтобы слушатели увидели то же самое. Педагог должен уметь раскрывать образную структуру произведения и этими образами наполнить внутреннее видение чтеца. «Говорите не столько уху, сколько глазу» - советовал К.С. Станиславский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова «Деревья»

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова  «Деревья»...

Технологическая карта к уроку английского языка "Учимся выразительно читать стихотворение"

Данная технологическая карта разработана к уроку английского языка по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English". Интересный урок , связанный с прочтением стихотворения А.С. Пушкина Winter morning на а...

Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...

Средства выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Знакомство учащихся со средствами выразительности....