Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Цели урока: выявление художественной идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных защитников Родины; формирование навыка чтения наизусть,исследовательской работы с текстом,работы с учебником и иллюстрациями,самостоятельной лексической работы;воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._analiz_sredstv_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti_v_stihotvorenii.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Цели:
- Выявление художественной идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников родины.
- Формирование навыка чтения наизусть, исследовательской работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями, самостоятельной лексической работы.
- Воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения.
Задачи:
- Наблюдение за ролью звуков в стихотворении «Бородино». Выявление связи между звуковой стороной и содержанием стихотворения.
- Знакомство с приемами звукописи в стихотворном тексте.
(аллитерация, ассонанс)
- Повторение и закрепление речеведческих понятий (средств художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение, риторических восклицаний)
Оборудование: иллюстрации к стихотворению «Бородино», презентация с иллюстрациями к тексту.
Методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный; метод эвристической беседы
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Для начала давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем хорошего настроения и творческих успехов.
2.Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжаем анализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Что Вы знаете уже о нем? (произведение о событиях Отечественной войны 1812 г., построено в форме диалога.)
- В чем особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог).
- Какое количество из них отведено монологу старого солдата? (14 строф, причем 13 из них приходится на монолог – ответ старого солдата)
- От чьего имени ведется рассказ? (от имени «могучего племени», русских солдат- героев, вынесших эту войну на своих плечах и победивших могущественного врага, покорившего всю Европу)
- Что этим достигает автор? (при прочтении возникает чувство гордости за русский народ, чувство величайшего патриотизма)
- О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос? (стихотворение повествует о главном сражении русских войск с многотысячной армией французов под Бородино, переломившем ход всей войны)
- Какие картины проходят перед глазами читателя? (вначале устами старого солдата автор рассказывает о долгом вынужденном отступлении русских войск, о досадных поражениях и, наконец, о главном событии войны 1812 года – сражении под Бородино)
- Что возмущало солдат? (возмущало досадное отступление, хотелось побыстрее дать отпор ненавистному врагу)
- О чем печалится солдат и чем гордится? (печалится старый воин о потерях своих друзей и товарищей)
Какова основная мысль данного произведения, идея? (Показать самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть)
3.Мотивация.
- Скажите, что помогает автору любого произведения выразить свою мысль?
-Давайте вместе определим тему урока.
- Итак, тема нашего урока «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»»
- Кто может сформулировать цель нашего урока?
- Продолжите фразу: «На уроке мы должны ..» (повторить изобразительно-выразительные средства языка; узнать, какие изобразительно-выразительные средства языка использует Лермонтов в стихотворении «Бородино», какую роль они выполняют; закрепить умение анализировать текст)
Ребята, мы попробуем сегодня провести небольшое исследование. Каждое исследование доказывает какую-нибудь гипотезу. Давайте вместе сформулируем гипотезу нашего исследования.
Гипотеза: изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» помогают автору выразить основную мысль: показать самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть
Что нам поможет доказать нашу гипотезу? (текст произведения, его анализ)
Д.4.Проверка домашнего задания. Какими вы представляете себе рассказчика и молодого солдата? Составьте их устные портреты. Словесное рисование. Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы седые, на лице остались шрамы - следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран - человек смелый, мужественный .(чтение 7строфы.)
Спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, усталость.
Патриотизм, готовность сложить голову за Родину. Отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой. Патриот - человек, обладающий отвагой, храбрость, стремлением отстоять свободу Родины. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.
5.Прослушивание стихотворения с начала стихотворения до слов «Кусая длинный ус…»
6. Словарная работа: В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени, обратите внимание на таблицы с изображением данных предметов, расположенные на доске:
- Редут – полевое укрепление
- Картечь – артиллерийский снаряд
- Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
- Бивак – стоянка войска под открытым небом
- Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи
- Улан, драгун – солдаты кавалерийских частей
Словарная работа:
– В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени, определите их лексическое значение.
Редут – полевое укрепление.
Картечь – артиллерийский снаряд.
Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войска под открытым небом.
Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи.
Улан, драгун – солдаты кавалерийских частей.
Кивер- высокий головной убор.
7.Исследовательская работа.
Найдите в речи рассказчика местоимения, Сколько раз употреблено местоимение я? Чем объясняется такое употребление?(В речи рассказчика всего два раза употреблено местоимение я. Чаще всего встречаются местоимения наше, мы. Рассказчик чувствует единство с теми. Кто самоотверженно защищает родину. Он не подчеркивает личного героизма, а восхищается мужеством всего русского войска.
Лексическая работа(делали дома) мусью, басурманы, заутра, ломить стеною, постоим головою, ушки на макушке.
В какой речи обычно употребляются эти слова и сочетания? О чем это говорит? Слова употребляются чаще в разговорной речи. Рассказчик- простой человек из народа.
Слово учителя.
В каждом слове вы слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным. В то же время благороден, силен и полон поэзии. Языковая патетика стиха ( сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена, как тени, грозная сеча и т.д), органически сочетается с живой речью солдата. Позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа- героя Отечественной войны 1812 года.
Какие слова имеют иронический оттенок? Слова мусью, басурманы рассказчик произносит с иронией, подчеркивая презрительное отношение к врагу.
Д.Проверка домашнего задания. Прочитайте слова, отражающие героизм русских солдат. Этих слов почти в три раза больше, чем обозначений неприятеля. Почему?
Как рассказчик отвечает на вопрос молодого солдата? Какое значение имеет слово отдали в контексте стихотворения? Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны. Поэт исторически точно показал. Что русские отдали, а не сдали Москву.
Какие моменты Отечественной войны изображены в стихотворении?(Сообщение)
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
Какое значение имеют фразы « Ведь были ж схватки боевые». «Мы долго молча отступали,,, О русские штыки?» Лермонтов точен в изображении всей войны, он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений( «Ведь были ж схватки боевые…».
Отражен в стихотворении и первый этап войны, и отношение к нему армии.
( «Мы долго молча отступали…»)
Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы?
Действительно ли по-дружески. По-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: Забил заряд я в пушку туго/и дуал: угощу я друга/Постой-ка брат мусью!». Однозначными или многозначными являются слова друг и брат.
Друг 1.сторонник. защитник кого-, чего-нибудь (высок).2.Человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Брат.1. Обращение, фамильярное или дружеское.2.Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям.3. Товарищ, единомышленник.
Слова друг и брат употреблены в переносном значении. Они подчеркивают фамильярное отношение к врагу.
Д.8.Выразительное чтение со слов «И только небо засветилось» до слов «Слились в протяжный вой…»(учащиеся).
С какими словами полковник обратился к солдатам? Как эти слова характеризуют его?
Полковник – человек, верный долгу, он по-отечески относится к своим солдатам, Его призыв отвечает народным чувствам.
9.Поэтическая фонетика. Приемы звукописи.
Какой повторяющийся гласный звук создает ощущение, что мы слышим звук пролетающего ядра? Обращение к домашнему заданию.
Как называется повторение одинаковых звуков?(слайд)
Д.Аллитерация-повторение однородных согласных звуков, придающих литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
Д.Ассонанс-повтор в тексте одинаковых или похожих гласных звуков, который служит для создания звукового образа. Усиливает выразительность поэтической речи.
Задание к таблице.
Мы будем знакомиться с необычной фонетикой, эта фонетика существует в стихотворной речи и поэтому называется поэтической .
Наша задача – наблюдение за ролью звуков в стихотворении « Бородино ». Выявление связи между звуковой стороной и содержанием стихотворения .
Для анализа возьмём 3 строфы.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
Задание№1: подчеркнуть сочетания 2-х и более согласных, подсчитать в них количество звонких согласных.
Задание №2:
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять..
Вот затрещали барабаны-
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Подчеркнуть сочетания 2-х и более согласных, подсчитать в них количество звонких согласных, указать их общее количество в строфе. Записать в транскрипции.
А теперь проанализируем систему гласных в данной строфе:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Построчный анализ (читаем строку в строфе и произносим выделенные слияния гласных)
- Что передают гласные звуки в первой строке?
1-я строка - волнообразные перемещения войск на месте сражения
2-я строка - стремительные движения знамён, падающих вместе с убитыми, знамёна подхватывают живые, и они вновь взмывают вверх…
3-я строка - сквозь дымовую завесу слышны звуки выстрелов
4-я строка - явственно слышны удары булатных мечей (у-а)-(у-а), визг летящей картечи
5-строка-снова слышны удары мечей (у-а), стоны, перерастающие во всеобщий гул
6-строка-узнаём звук картечи (и-а-а)
7-я строка – слышится нарастающий победный гул Ур(а-а-а-а).
Анализ сочетаний согласных
Задание: запишите в транскрипции сочетания 2-х и более согласных из этой же строфы.
1,2,3 строки [ср]-[зн]-[бл]-[ст]
4,5 строки [зв]-[рт]-[ж:]-[ст]
6,7строки [др]-[пр]-[кр]
- Какие звукообразы передают эти строки?
Режущие, свистящие звуки передают звон булата, визг пуль, пролетающих ядер, встречающих на своём пути какое-то препятствие,
Тормозящее их движение. Повторяющийся звук [р] напоминает об этом.
- Но что это за препятствие? Обратитесь к тексту 7-й строки…
- Как звуковой строй стихотворения участвует в раскрытии темы?
- Как называется художественный прием, когда автор специально повторяет определенные согласные звуки? (аллитерация)
Обобщение: Наши наблюдения показывают, что звуковой строй стихотворения активно участвует в раскрытии темы, идеи, связан с элементами построения сюжета.
Слово учителя. Известный русский поэт Андрей Белый раскрыл звуковую структуру лермонтовского стиха. Для которой характерна борьба двух музыкальных тем: широкого открытого гласного (А). сопутствующего характеристике русских, и низкого (У),соответствующего теме французов. Эта сложная музыкальная организация органически сливается с простой разговорной интонацией произведения.
10. Инверсия.
Многие предложения, например «Носились знамена, как тени» или «Смешались в кучу кони, люди…»- начинаются со сказуемого, что не свойственно русскому языку. Один и тот же основной смысл может выражаться с помощью разных порядков слов, причем изменение порядка может подчеркивать те компоненты значения, которые наиболее тесно связаны с отношением говорящего к событиям. Такой прием называется инверсия.
Найдите примеры инверсии в 1 строфе. (французу отдана, схватки боевые, помнит вся Россия).
Как вы думаете, почему поэт использует обратный порядок слов?
11.Выразительное чтение со слов «Изведал враг в тот день немало» « и до конца.
Назовите глаголы, передающие напряженность боя. Какое сравнение помогает представить битву и силы врага?
Работа с учебником. Статья «Для вас, любознательные!» Из «Записок Ермолова».
Обращение к иллюстрации в учебнике. Фрагмент панорамы «Бородинская битва» Ф.А.Рубо. Сообщение учащегося о панораме.
Д.12.Какой момент Бородинского сражения изображен на фрагменте панорамы Рубо? Какие строчки стихотворения ему созвучны?
На полотне изображен самый напряженный момент Бородинского сражения - атака французами деревни Семеновское в полдень 26 августа(7 сентября) 1812 года. Наиболее созвучными изображенному на фрагменте моменту являются строчки стихотворения: «Вам не видать таких сражений!»
Д.12.Лексическая работа.( проверка домашнего задания).
Какие слова и выражения стихотворения свидетельствуют о храбрости и мужестве воинов? Получится ряд слов: схватки боевые, боя, к бою, в перестрелке, в Бородинской бой, таких сражений, русский бой, бой удалый, наш рукопашный бой, затеять новый.
Какое слово встречается чаще и почему? Слово бой в контексте стихотворения приобретает значение «решающий» бой, имеющий важное историческое значение. Бой изображен Лермонтовым как общее, трудное дело.
13.Работа с учебником. Чтение определения риторического восклицания. Работа по вариантам. Найдите строки с риторическим восклицанием. 1 вариант – от начала стихотворения и до слов «Есть разгуляться где на воле…» 2 вариант – от слов «Есть разгуляться где на воле» до конца стихотворения. С какой целью в каждом случае оно употребляется?( см. распечатку)
Обращение к учебнику. Чтение определения риторического восклицания.
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
- Найдите строки с риторическим восклицанием. С какой целью в каждом случае оно употребляется?
1 вариант – от начала стихотворения до слов «Есть разгуляться где на воле…»
Да говорят ещё какие! – звучит гордость за тех, кто принёс славу родине.
Про день Бородина! – подчёркивается значимость события.
Богатыри – не вы! – звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел.
Не отдали б Москвы! – чувствуется горечь, сожаление человека, испытывающего боль за судьбу страны.
14.Подача домашнего задания.
2 вариант – от слов «Есть разгуляться где на воле…» до конца стихотворения.
Есть разгуляться где на воле! – звучит предвкушение славной битвы.
У наших ушки на макушке! – гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные моменты боя.
Вам не видать таких сражений! – звучит и восторг, и ужас при воспоминании о кровавых событиях.
И думал: Угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! – звучит ирония рассказчика, сознающего своё моральное превосходство над врагом.
За Родину свою! – звучит высокое патриотическое чувство, которое испытывал каждый русский солдат – участник Бородинского сражения.
Как наши братья умирали! – звучит решимость не посрамить чести воинов, павших на полях сражений.
Наш рукопашный бой! – местоимение «наш», звучащее в риторическом восклицании, подчёркивает патриотический подъём русских людей, идущих на бой не ради славы, а ради свободы Родины, решимость солдат не щадить себя во имя Родины.
Ну ж был денёк! – особо ярко передаётся воспоминание старого солдата о тяжёлом сражении, о силе врага.
15.Обращение к учебнику. Статья «Сравнения. Метафоры».(работа с таблицей).
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. (Французы двинулись, как тучи).
Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создаётся художественный образ. (Небо засветилось).
Метафора – скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.
Какую роль играют сравнения в тексте? Сравнения просты (французы двинулись, как тучи), они создают впечатление живой разговорной речи простого русского солдата.
- Работа с таблицей в парах. Цель: найти в тексте средства художественной выразительности. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами. Выпишите их.
Таблица № Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.
16.Итоги урока.
Чему уделяет большее внимание поэт - описанию боя или душевному состоянию его участников? Поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение «Бородино» отличается от исторического произведения), а люди. Их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины.
9.Рефлексия: Урок для меня показался. За урок я
10. Домашнее задание. Анализ образных средств( риторическое восклицание.)
Что я знаю | Что хочу узнать | Что узнал |
|
|
|
Задание
Определите следующие средства выразительности, заполните таблицу №2
Звучал булат, картечь визжала; залпы тысячи орудий слились в протяжный вой; гора кровавых тел;
Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди;
Таблица № 2
Средства художественной выразительности | Примеры из текста | Роль в тексте |
Метафоры |
| Метафоры делают текст ярче выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв. |
Сравнения |
| Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его. |
Вывод:
Таблица № 3
«Характеристика
рассказчика»
Кто он? | Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий, рассказчик военных событий. |
Сколько ему лет? | 47-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад |
Каков его внешний облик? | Морщинистое лицо, тело в шрамах, седые усы и волосы, крепкого телосложения. |
В чем особенность его манеры держаться? | Спокойно, с достоинством, гордится прошлым. |
Каковы особенности речи? | Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит «я» и «мы». Рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно, видно, что он хорошо понимает значения сражения, в котором сам участвовал. |
Каков его характер? | Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей. Он – герой, храбрый, отважный, с орденами на груди. Он полон доблести, силы, сохранял крепкий моральный дух. |
Задание
Определите следующие средства выразительности, заполните таблицу №2
Звучал булат, картечь визжала; залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел;
Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"
Разработка урока по литературе в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....
Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".
Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Средства художественной выразительности в лингвистическом анализе текста»
Элективный курс для учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач образования по русскому языку и литературе в школе – обучению анализу художественного текста. Курс ориентирован на...
Урок-презентация "Средства художественной выразительности"
Материал к уроку литературы в 5 классе...
Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.
Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?...
Урок литературы в 5 классе по теме "Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".
Урок в 5 классе....
Статья на тему: «Цвет как средство художественной выразительности»
Цвет - один из важных средств художественной выразительности в детских работах....