"В дурном обществе" урок литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Данный урок обращен к душе ребенка, воспитывает чувство сострадания, сопереживания, принятия любого человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_durnom_obshchestve.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Листая страницы повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»…

                                          Хранить чуткость к человеческим страданиям …

                                                                                                                                   

                                                                                               В.Г.Короленко  

Цели:

-создать условия для осмысления повести «В дурном обществе»,  помочь выявить нравственное кредо писателя;

-развивать навыки анализа текста;

-способствовать овладению коммуникативной компетентностью путём групповой работы;

-помочь в формировании важнейших ценностных установок

Форма урока: урок – исследование с психологическим сопровождением.

Оборудование:

  1. Учебник под  редакцией В.Я.Коровиной;

  2.  Иллюстрации картин русских художников 19 века: ( П.П.Чистяков «Нищие дети», В.Г.Перов «Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Тройка», К.Г.Лемох «Нищенка», «Девочка с куклой», П.П.Чистяков «Нищие дети»;

  3.  Иллюстрации к повести «В дурном обществе»: В.Глуздов «Старый замок», В.Костицын «Величавое дряхлое здание», В.Глуздов «Тыбурций с детьми», В.Глуздов «Вася с Валеком и Марусей»;

  4. Фонограмма песни В.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай»;

  5. Фрагмент фильма Киры Муратовой «Среди серых камней».

      Предварительные задания к уроку:

1 группа делает обзор-презентацию материала предыдущего урока и обзор картин русских художников 19 века «Тёмные личности из «дурного общества»

2 группа готовит «Рассказ старого замка» и «Рассказ старых стен часовни»

3 группа готовит словесные иллюстрации эпизодов описания старого замка и эпизода, где дети едят украденную Тыбурцием еду и сравнивают их с иллюстрациями В.Глуздова.

                                          Ход урока

         1.Сообщение темы и цели урока.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.

       Сегодня мы с вами полистаем страницы повести «В дурном обществе», выявим нравственные убеждения писателя и поделимся своими впечатлениями от произведения и его героев.

  2. Обзор – презентация материала предыдущего урока

                          План:

1). Писатель Короленко.

2). Словарная работа.

3). «В дурном обществе».

4). Жанр произведения.

3.Выявление читательских восприятий учеников:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что необычного в сюжете?      

- Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?

- Что в ней для вас было горше и печальнее всего?

Отзыв по повести читает подготовленный ученик.

     4. Просмотр слайд-шоу «Тёмные личности из дурного общества»

( демонстрируется на фоне органной музыки А.Вивальди «Адажио»)

- В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?

Зрительное восприятие учащихся: босые избитые ноги «Спящих детей», несчастные лица маленьких нищих , узелки в руках нищих, печальные глаза, они одеты в лохмотья.)

Просмотр фрагментов из фильма Киры Муратовой «Среди серых камней». Обмен мнениями о фильме.

   В повести Короленко таких людей называют «дурным обществом».

    5. Анализ названия повести и эпиграфа.

- Как вы думаете, почему повесть названа «В дурном обществе»?

- Прочтите эпиграф к уроку. Кому принадлежат эти слова?

- Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его.

              ( Прочитав повесть, мы поняли, что человек должен быть чутким к чужому горю, помогать, сочувствовать и любить близких)

- Где происходят события, описанные в повести?

- Прочитайте описание города

- Каков этот город? (Это пыльный, маленький город)

- Где обитают «тёмные личности», живущие в этом городе?

- Прочитайте описание замка

- А каким вы представляете замок?

-Учащиеся 3 группы анализируют иллюстрацию В.Глуздова  «Старый замок»

- Представьте, что стены замка могли заговорить. Что бы они могли нам рассказать о событиях, которые там происходили и о людях, которые там ютились? Послушаем, какой рассказ от лица старого замка составили ученики 1 группы

- А где живут Валек и Маруся?

 - Прочитайте описание часовни.

 - И вот 1 группа представила, что и стены старой часовни могли заговорить. Послушаем рассказ стен часовни.

Ребята, а какие иллюстрации нарисовали вы? А почему именно эти?

А какое чувство вызывают замок и часовня у Васи? (Он всегда со страхом смотрел на замок, а когда оттуда выгоняли бедных бездомных, замок стал ему противен)

 - Под часовней находилось подземелье. Что вы представляете, когда слышите это слово? Могут ли люди по своей воле поселиться под землёй?

Описание подземелья (индивидуальное домашнее задание)

- Какие чувства испытывал Вася, попав в подземелье?

-Повесть названа «В дурном обществе», есть ли в повести что-то дурное?

 (Люди, жившие в замке и часовне, воровали, потому что они не могли заработать честным трудом.)

- Чтение эпизода разговора Валека и Васи о булках. Почему Вася, знающий, что воровать нельзя, не осуждает своих новых друзей?

(Он понимает, что Маруся голодна, что им тяжело живётся, и он ничем не может им помочь и плачет.)

 - Анализ эпизода о том, как дети с жадностью едят украденную Тыбурцием еду.

Какими увидел их художник- иллюстратор В.Глуздов? (Ответ 3 группы)

-Давайте рассмотрим ещё одну иллюстрацию к повести – иллюстрацию В.Глуздова «Вася с Валеком и Марусей» (ответ 3 группы)

-Не удивительно, что семилетний ребёнок жалеет своих новых друзей и многого не понимает, ему стыдно за них и обидно. Итак, это страшный, мёртвый,  заброшенный мир…  В описаниях нет ни одной светлой краски. У этих людей нет дома, нет работы..

- Выходит, что у Валека и Маруси нет дома. А у Васи есть дом?

-Скажите, что такое дом для человека?

Комментарии  психолога:

- А почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице? А возможно ли такое сегодня?

Выступление психолога.

А как вы думаете,  почему Васе нравилось общаться с Валеком и Марусей?

(Наверное, потому, что он там был нужен, там любили детей, с ними разговаривали, Васе было жалко детей подземелья, и он решил никогда их не бросать.

-А какие еще  произведения о трудной судьбе детей вы читали?

Ученики перечисляют произведения.

 (Рассказ ученика о произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»).

Мальчик шести лет оказался в холодном и сыром подвале. Там было много убогих людей. В этом подвале от болезни и голода умерла его мама. Он вышел из подвала и пошёл по улицам. Ему нечего есть и нечего одеть. На него никто не обращал внимания. И мальчик погиб. Он погиб потому, что никто не захотел ему помочь.

- Послушаем песню П.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай». А как вы думаете, почему при изучении произведения русского писателя В.Короленко мы слушаем песню о латиноамериканцах? О чём поётся в песне?

   Эта песня относится к 20 веку и рассказывает о событиях, происходящих в Латинской Америке, но она очень созвучна повести Короленко: ведь бродяжничество, сиротство, обездоленность, отверженность остаются актуальными и по сей день)

-Что вы поняли, прослушав песню и проанализировав повесть? ( Доброта и сострадание, милосердие и любовь должны стать нормой жизни; Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать людей, нести за них ответственность, надо «хранить чуткость к человеческим страданиям».)

-Кому сочувствует писатель?

 Короленко сочувствует бедным и отвергнутым домом и обществом людям, он утверждает искреннюю, добрую, верную и надёжную дружбу. Он хочет сказать нам о том, что многим людям не хватает душевного тепла и при-зывает нас помогать людям, ценить дружбу. Короленко ненавидел всякое зло, насилие, он всегда готов был помочь как близким, так и чужим людям).

Какие человеческие качества в людях утверждает?

- Скажите, а сегодня может случиться такое?

 К сожалению, сегодня тоже можно увидеть людей, которые остаются равнодушными к чужому горю. У нас в Верхнем Услоне есть детский приют. Сколько раз вы ходили в этот детский приют, чтобы узнать, как они живут, возможно, чем-то помочь?

- Как хорошо, что дети в нашей стране  сейчас чувствуют заботу государства, они незнакомы с бедственным положением.

 - Как вы думаете, сбылись мечты В.Г.Короленко о счастливой и светлой жизни?

Сейчас мы спросим у самого автора.

Ученик выходит и представляется В.Г.Короленко. Одноклассники задают ему вопросы: (Сбылась ли Ваша мечта о сохранении чуткости к человеческим страданиям? А Вы  довольны отношением государства к детям? Каковы Ваши нравственные заповеди?)

Ответ ученика – Короленко: 1.Да, моя мечта сбылась, послушав вас, я понял, что в вашем классе учатся добрые ребята, верные и надёжные друзья. 2. Отношением государства к детям я, конечно, доволен. Вы обучаетесь бесплатно в прекрасных школах, посещаете кружки и спортивные секции, вы одеты и обуты, у вас замечательное будущее. 3. Мои нравственные заповеди таковы: 1) «Хранить чуткость к человеческим страданиям»2)Главное, чтобы в груди был не камень, а кусок человеческого сердца»; 3)Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать и любить людей, сострадать им. Надо быть добрым, уметь принимать решения и нести за них ответственность.

Рефлексия.

Каждый ученик получает листок, на котором должен записать предложение: «Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…»

Домашнее задание:

1 группа. Разговор Васи с отцом Чтение в лицах.

2 группа. История с Марусей. Пересказ.

3 группа. Рассказ «Соня и Маруся»

4. Настя и Кристина пишут сочинение от имени куклы «Вот такая история»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.

Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...