Стихотворение Г.Гейне "Лорелея"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Интегрированный урок литература - немецкий язык - музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа на тему:

«Формирование универсальных учебных действий

на интегрированном уроке немецкого языка, литературы и музыки

в 8 классе в условиях реализации ФГОС.»

Работу выполнили:                                        

Рахчева Н.А., учитель немецкого языка                        

первой квалификационной категории                         

МБОУ «Верхнеуслонская гимназия»                        

Верхнеуслонского муниципального района РТ,                

         Тихонова Т.Н., учитель русского языка и литературы        

 высшей квалификационной категории                         

МБОУ «Верхнеуслонская гимназия»                        

Верхнеуслонского муниципального района РТ,                

Ульянов В.П., учитель музыки                                 

высшей квалификационной категории                        

Верхнеуслонского муниципального района РТ                

         

 

 

Казань  2012

Цели урока:

Познавательный аспект: знакомство с достопримечательностями Германии, с творчеством Г.Гейне.

Развивающий аспект: развитие творческих способностей учащихся, формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков.

Образовательный аспект: формирование основ филологического образования на основе знакомства с лучшими образцами немецкой поэзии.

Воспитательный аспект: воспитание у учащихся понимания и уважения ценностей немецкого народа, развивать умение работать в группе и принимать совместное решение.

Учебный аспект: развивать умения в чтении и переработке информации на основе заданий, требующих личной оценки рассуждения, развитие коммуникативных умений и навыков.

Thema: “Der romantische Rhein”.

Интегрированный урок (немецкий язык, литература, музыка)

                                    План урока.

Фильм о Рейне

Guten Tag,liebe Kinder! Здравствуйте, ребята!

Аlso, sie haben jetzt den Film über den Rhein gesehen und zu Hause den Text gelesen .Das Thema unserer Stunde „Den Rhein entlang“ und wir werden mit schönen Landschaften bekanntmachen

Deutschlehrer: Der größte und längste Fluss der BRD ist der Rhein.

Woraus kommt der Rhein?

Woran grenzt er?

An welche Städten flieβt der Rhein vorbei?

Wie heiβen die Nebenflüsse?

. Den „romantischen“ Rhein so nennt man den Rhein zwischen den Städten Bingen und Bonn.

Warum?

Учитель литературы: Да, здесь каждая скала имеет  свое сказание, каждый замок имеет свою историю, каждая вершина скалы имеет свою легенду.

Deutschlehrer: Nach einigen Bigungen des Rheins erhebt sich eine Felsenwand von etwa 150 Meter Höhe. Das ist auch mit einer LoreleiLegende verbunden Учитель музыки: И Генрих Гейне воспел ее в своих стихах                          

(Дети поют песню «Lorelei»)

Учитель литературы: Ребята, перед вами биография великого немецкого поэта Генриха Гейне. Ваша задача - познакомиться с ней и выполнить задание: установить соответствия между датой и фактами  жизни.

Der große deutsche Dichter Heinrich Heine wurde am 13. Dezember 1797 in Düsseldorf am Rhein geboren. Sein Vater war Kaufmann. Als Heinrich Heine das Gymnasium beendet hatte, schickteman ihn nach Hamburg zum reichen Onkel. Aber der junge Heinrich interessierte sich für Literatur, Kunst und Politik. Heinrich Heine ging als Student der Rechtwissenschaften nach Bonn und später nach Göttingen und Berlin. Er studierte aber lieber Geschichte, Philosophie und Philologie.

1821 erschien seine erste Gedichte.

1825 beendet Heinrich Heine sein Studium als „Doktor der Rechte“.

Nach dem Erscheinen des „Buches der Lieder“ wurde Heinrich Heine schnell berühmt.

ER reiste damals viel, er war in Italien und an der Nordsee. Seine Lyrik und seine Prosawerke, besonders die „Reisebilder“ hatten einen grossen Erfolg.

1831 verlieβ er Deutschland und fuhr nach Paris. Hier lebte er bis zu seinem Tode. Die letzten Jahre seines Lebens war Heine schwer krank. Er starb am 27. (16.) Februar 1856. Aber erst seit 1981 steht in der Heimatstadt Düsseldorf auf dem Platz Schweinenmarkt Heinrich Heines Denkmal.

Самопроверка по слайду.

Учитель литературы: Зачем переводят произведения с одного языка на другой?

- Ответы учащихся.

Учитель литературы: Наверное, переводчик испытывает похожие чувства, такие же ,как и автор, и хочет поделиться ими.

Стихотворение Гейне «Лорелея» переводили многие поэты. Попробуем разобраться, что в этой балладе так привлекает поэтов.? Насколько их творение близко к оригиналу? Приоткроем дверь в мастерскую поэтов. Понаблюдаем за тем, как поэты-переводчики осмысливают немецкую легенду. Мы предлагаем поработать в группах, каждая группа получает свое задание. Анализируем стихотворные переводы Л.А.Мея, А.А.Блока ,С.Я.Маршака.

-Работа групп с текстами стихотворных переводов Л.А.Мея, А.А.Блока, С.Я.Маршака.

Выступления от каждой группы.

Приложение №1, №2, №3

Учитель литературы: Итак, ребята, найдите сходство и различие в описании девушки у разных поэтов?

Кому из поэтов ,на ваш взгляд, удалось более точно передать  волшебную силу ее песни?

Учитель литературы: Кому из поэтов, на ваш взгляд, удалось более точно приблизиться к тексту оригинала? А чей перевод вам больше понравился?

Deutschlehrer: Weiter flieβt der Strom. Am rechten Rheinufer befindet sich das Siebengebirge.

Учитель литературы: На столах, ребята,  у вас лежат конверты где находятся предложения на русском и немецком языках. Установите последовательность предложений.

-Ответы учащихся

 Wie entstand das Siebengebirge?

Vor vielen, vielen Jahren mündete der Rhein nicht in die Nordsee. Er floβ nur bis zu der Stelle, wo heute das Siebengebirge liegt. Dort standen damals hohe Berge, und der Rhein konnte nicht weiter flieβen. So war hier ein grosser tiefer See entstanden.

Eines Tages kamen aus einer anderen Gegend sieben Riesen. Sie waren sehr stark. Die Riesen beschlossen, der ganzen Welt ihre Kraft zu zeigen, und dem Rhein den Weg zum Meer freizugraben. Sie nahmen ihre grossen Spaten und machten sich früh am Morgen an die Arbeit. Bis zum Abend war alles getan. Nun konnte der Rhein weiterflieβen, bis in die Nordsee.

Nach der Arbeit machten die Riesen ihre Spaten sauber. Es fiel aber dabei von den sieben Spaten so viel Erde auf den Boden, dass davon sieben Bergeliegen bleiben. Bis auf den heutigen Tag steht man immer noch diese sieben Berge am Rhein.

Легенда о происхождении Семигорья 

Когда-то, очень давно, Рейн выглядел иначе, чем сейчас. Перед Кенигсвинтер, горы преграждали течение Рейна, и река прекращала свой бег, превращаясь в озеро. Но однажды семь великанов решили прорыть русло Рейна. Взяв в руки семь огромных лопат, они принялись за работу, а речной грунт они отбрасывали в сторонку. Так образовался горный массив Семигорье

Deutschlehrer: Wir reisen weiter. Am linken Rheinufer liegt die Stadt Bonn..

Der berühmteste Sohn der Stadt ist der grosse deutsche Komponist Ludwig van Beethoven. Er ist einer der bekanntesten deutschen Komponisten. Ludwig van Beethoven wurde 1770 in Bonn geboren. In Bonn befindet sich die Beethovenhalle, der grösste Konzertsaal der Stadt. Alle 2 Jahre findet hier das Beethovenfest statt.

Ludwigs Vater und Grossvater waren Musiker. Von Kindheit an interessierte sich Ludwig für Musik. Geheim lernte er Geige spielen. Die ersten Musikstunden gab ihm sein Vater. Aber er war Trinker und Ludwigs Lernen war ohne System und grausam.

Als er 8 Jahre war, gab Ludwig in Köln sein erstes Konzert. Der Vater möchte einen zweiten Mozart haben. Und nach dem Konzert bat er die Lehre für Ludwig. Der Neffe war der beste Lehrer Beethovens und sein Freund. Ludwig van Beethoven hatte keine allgemeine Bildung. In der Familie gab es keine Geld dafür. Selbst erlernte er die Sprachen, Philosophie. Er kannte sehr gut die deutsche Literatur. Als er 12 Jahre alt war, schrieb er seine ersten musikalische Werke.

Er spielte Gembalo, Geige, Orgel.

Seit 1792 lebte er in Wien, hier schrieb er alle seine 9 Sinphonien. Die unerwartete Taubheit war tragisch für den Komponisten.

Er starb 1827.

Musiklehrer:

По своему характеру Бетховен был весёлым, добродушным, остроумным. И кроме симфонических произведений он написал множество шуточных, весёлых песен.

По его словам, он был склонен к веселью, к развлечениям, но судьба готовила для него иную жизнь: к музыканту подкрадывается страшное бедствие – глухота, и он погружается в одиночество. Были минуты, когда он хотел покончить с собой. Но судьба не согнула Бетховена.

Невозможно понять Бетховена без его фортепианных сонат. Послушайте «Лунную сонату». Это не только одно из самых изумительных сочинений Бетховена, но и произведение, показывающее нам композитора с новой лирической стороны «Лунная соната» была создана в ту пору, когда глохнувший композитор влюбился в свою ученицу – графиню Джульетту Гвиччарди. Любовь осталась безответной.

Музыка передаёт печаль, безмерную скорбь музыканта, а в финале чувствуется такой накал страстей, стремление вырваться из оков печали и страданий, какое под силу только подлинному титану.

(Звучит «Лунная соната»)

Рефлексия: продолжите фразу: «Сегодня на уроке ……..»

Д/з:составить проект  «Бонн».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.

Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Смотр-конкурс стихотворений «Природа в стихотворениях русских поэтов»

Смотр- конкурс был проведен ко дню языков народов Казахстана в 3-4 классах национальной школы...

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...