Методическая разработка внеклассного мероприятия "Он был источник дерзновенный..."
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Материал к литературному вечеру, посвящённому 200-летию М. Ю. Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер
«Он был источник дерзновенный…»
Цель: расширить представление учащихся о гениальности русского поэта М.Ю.Лермонтова, о русской поэзии, богатстве ее выразительных средств.
Ведущий: Добрый день! (Слайды 1,2).
Члены литературного кружка подготовили вечер, посвященный 200-летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Называется вечер «Он был источник дерзновенный…»
Сегодня мы приобщимся к тому прекрасному, умному, что нам оставил в наследие М.Ю. Лермонтов. И еще раз мы убедимся в том, что короткая жизнь поэта, его поэзия – вызов судьбе, миру, всему окружающему. Поэт стал известным в русском обществе в возрасте 23 лет и прожил после этого только 4 года, а знал о жизни и успел сказать нам о ней столько, что становится горько, если задуматься, каких великих творений лишились мы с его гибелью.
У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, владел холодным оружием, при стрельбе сажал одну пулю в другую, руками завязывал железные шомпола, был отличным наездником.
На его гениальность замечали не все, кто общался с ним. Многие в высшем свете считали его лишь насмешливым, порою очень неприятным собеседником. А Лермонтов мало беспокоился о впечатлении, которое производил на окружающих.
Вот некоторые свидетельства современников.
Современники о Лермонтове. Ролевая игра. ( Слайды 3 – 11).
( Входят И.С. Тургенев, Ф.Р. Боденштедт, Н.С.Мартынов. Их костюмы должны быть стилизованы под 40-годы 19 века. Тексты, которые произносят участники, являются либо точными, либо немного отредактированными цитатами из воспоминаний и писем современников Лермонтова.)
Тургенев: В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных губ. Вся его фигура возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас сознавал каждый. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда втолкнула его судьба.
Боденштедт: Весной 1841Года я встретился с Михаилом Лермонтовым за обедом в ресторане в Москве. Сразу обратили на себя внимание гордая, непринуждённая осанка и замечательная гибкость движений, как будто он был совсем без костей. Гладкие, белокурые, слегка вьющиеся волосы оставляли открытым необыкновенно высокий лоб.
За обедом он много острил, и слова его были несколько раз прерываемы громким хохотом, Я заметил, что остроты его часто переходили на личности. В тот день он произвёл на меня очень невыгодное впечатление. Но на следующий вечер, встретив Лермонтова в салоне госпожи М., я увидел его в самом привлекательном свете. К сожалению, в обществе было много людей, знавших поэта недостаточно, чтобы извинить его недостатки за высокие обаятельные качества.
Мартынов: Умственное развитие Лермонтова было настолько выше других, что и параллели проводить невозможно. Он поступил в школу уже взрослым человеком, много читал, много передумал. Тогда как другие только всматривались в жизнь, он уже изучил его со всех сторон. Если вспомнить, как мало окружающая его обстановка способствовала к серьёзным занятиям, то становится едва понятным, как он мог достигнуть тех блестящих результатов при столь малом труде и в такие ранние годы.
Ведущий: Есть памятные места отечества, сами названия которых стали символами таланта, культуры, высочайшего духовного подъема. Усадьба Тарханы… Нам, жителям Мордовии, это название хорошо знакомо и дорого потому, что находится в соседней Пензенской области. И связано оно, прежде всего, с именем М.Ю. Лермонтова.
Чтец: Сообщение «Усадьба Тарханы и детство Лермонтова».
( Слайды 13 – 27).
Ведущий:1.Когда М.Ю. Лермонтов начал писать стихи, он постоянно вспоминал Тарханы и в своих поэтических пейзажах воссоздал те виды, которые запали в его душу с детства.
Отзвуки тархановских пейзажей можно обнаружить в стихотворениях «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», Как часто пестрею толпою окружен…» и др.
Чтец: Стихотворение «Родина. ( Слайды 32, 33).
Ведущий: Миссия Лермонтова считается одной из глубочайших загадок в нашей культуре. Приоткрыть завесу над тайной жизни и творчества великого поэта помогает далекое прошлое рода Лермонтовых, ведущее свое начало от знаменитого барда, мачо и чародея Томаса Лермонта. Яркая поэтическая легенда гласит…
Чтец: Легенда о Томасе Лермонте .(Фоном звучит тихая музыка).
( Слайд 29).
«В дни своей юности встретилТомас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он семь лет провел в королевстве фей безмолвным рыцарем в ее свите. Но вот настало время Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи. Жаль было фее расставаться с юным рыцарем, и сказала она ему в час прощания: «Однажды, Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в королевство фей».
Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались. Дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах, горела в его сердце память о вечном празднике солнечной долине фей. Вечерами ему слышались переливы серебристых голосов, и, как живая, вставала перед ним картина блаженной страны. Шли годы. Таинственный вестник не появлялся.
Но вот однажды в селение, где жил бард, вошли сияющие, как горные снега, два белых оленя. Жители расступились перед ними, пораженные чудом, а Томас Лермонт вдруг посветлел лицом и пошел вслед за ними, забыв обо всем на свете. Олени привели его к реке, вошли воду, и все трое исчезли. С той поры никто уже больше не встречал среди живых Лермонта». (музыка обрывается)
Ведущий: Вещий Лермонт воскрес через много поколений в России в лице нашего великого поэта. Думается, далеко не случайно девиз на гербе рода Лермонтовых гласит: «Жребий мой – Иисус». Для самого Лермонтова жизнь на земле была тягостной, скучной. Его взоры устремлены в надзвездное пространство, с которым он расстался на время и по которому постоянно тоскуют.
Чтец: Стихотворение «Ангел».
Ведущий: Никто так прямо не говорил с небесным сводом, как Лермонтов, никто с таким величием не созерцал эту голубую бездну. «прилежным взором» он ушел в чистом эфире «следить полет ангела», в тихую ночь он слушал, «как пустыня внемлет Богу и звезда с звездою говорит». Космические мотивы, противоборство земных и неземных сил приходят через все творчество поэта. Особенно они характерны для таких произведений, как «Молитва», «Мой демон», «Небо и звезды», «Мой дом».
Чтец: Стихотворение «Мой дом». ( Слайды 28, 30,).
Ведущий: Творчеству Лермонтова присущи не только религиозные мотивы, но и богоборческие. У него целых 3 стихотворения, которые называются «Молитва». Обращаясь к Богу, он претендует, помимо его воли, искать истину. И это в 15 лет от роду. Это не просто ученическое упражнение.
Чтец: Стихотворение «Молитва». ( Слайды 31, 34, 35).
Аудиозапись: Романс Глинки « В минуту жизни трудную…»
Ведущий: В одной из «Молитв» есть строчка «я, Боже, не тебе молюсь». Для человека первой половины 19 в. это звучало вполне определенно: молюсь дьяволу.
Бог, считает Лермонтов, дал человеку страсти, но не спешит их утолить. Отсюда «богоборчество» поэта, которого возмущает это равнодушие Создателя к судьбам людей. В пустоту, оставшуюся в душе человека, тоске разрыва с небом неизбежно вторгается дьявол, демон.
Сатана, как мятежный, мрачный, гордый и часто прекрасный дух, появился в мировой литературе еще в 17 в. Этот образ соблазнял многих романтиков, в том числе и Лермонтова. В самых ранних лермонтовских стихах демон зол – и только.
Чтец: Стихотворение «Мой демон». (Слайды 35, 36, 37, 39,).
Ведущий: Создавая последние варианты «Демона», Лермонтов уже пришел к сознанию, что между природой и сотворившим ее Богом есть тесная связь. Природа совсем не мертва: в ней происходит множество событий, которые могут служить символами событий в мире человеческом. Стихотворений на эту тему в последние годы Лермонтов написал немало. Так, «Тучки небесные, вечные странники», такие же неприкаянные изгнанники, как сам поэт; утес, подобно покинутому возлюбленному, «тихонько плачет», одинокий парус, подобно человеку, незнающему счастья ни в покое, ни в буре.
Чтец: Стихотворение «Листок». (Слайд 40 -42).
Аудиозапись песни «Парус».
Ведущий: Загадки личности поэта, его миссия на земле породили немало литературно – критических работ. К числу их следует прежде всего отнести книги «М.Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества» Д. Мережковского, «Загадка Лермонтова» П.Перцова и «Лермонтов» В.Соловьёва.
Исследователь: Из современных исследователей Лермонтова обращает на себя внимание книга Данила Андреева «Роза Мира», который считает, что до появления человечества мир был заселён титанами. Вмешались тёмные силы, и титаны восстали против Бога. Они были низвергнуты и наказаны, а после очищения – вернулись на Землю, выделяясь среди людей мощью своего духа. Автор считает, что Лермонтову присущи смутные воспоминания о богоборчестве, его титаническая душа не знала покоя.
Чтец: Стихотворение «Азраил».(Слайд 43).
Ведущий: Поражают пророчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел её заранее. А та удивительная фантасмагория, которою увековечено это видение в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю, могла быть созданием только потомка чародея и прорицателя, исчезнувшего в царстве фей. Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врождённый через голову многих поколений переданный ему гений.
Чтец: Стихотворение «Сон». (Слайд 45, 46, 47).
Лермонтову посвящается. (Слайды 50 – 52).
Ведущий: Творчество М.Ю. Лермонтова – одна из самых высоких вершин в нашей литературе, культуре, истории. И не только в нашей. Лермонтову посвящено множество стихотворений разных поэтов.
Чтец: В. Брюсов. К портрету М.Ю. Лермонтова.
Чтец: К.Бальмонт. Лермонтов.
Чтец: Т. Шевченко «Мне кажется, но сам не знаю…»
Заключение. «Погибших лет святые звуки» (Слайды 53 – 55).
Ведущий: В заключение, называю основные даты и цифры в жизни, творчестве М.Ю. Лермонтова. Родился поэт 15 октября 1841 года в Москве. Убит на дуэли 15 октября 1841 года, 26 лет от роду на Кавказе, возле Пятигорска.
Написал, не считая писем и отрывков, около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм, 7 повестей.
Чтец: Он был источник дерзновенный
С чистейшим привкусом беды,
Необходимый для вселенной
Глоток живительной воды.
( Я. Смеляков. Михаил Лермонтов)
Использованная литература
- Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М.: Детская литература, 1972.
- Журнал-сборник сценариев для библиотек. Читаем, учимся, играем. 2004, 4.
- Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2009..
- Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.
- Лермонтов М.Ю.Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1988.
- .http://www.bibliofond.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного занятия "Вода- источник жизни".
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Усманский педагогический колледж» Методическая разработка:кружкового занятия «Вода - источник жизни»2013Соста...
Методическая разработка урока "Электрический ток. Источники тока" 8 класс
Методическая разработка комбинированного урока раскрывает основные научные положения темы, содержит методы обобщения знаний учащихся, показано практическое применение электрического тока и источ...
Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»
Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку проблема соотношения доходов и расходов в услови...
Методическая разработка метапредметного урока "Природные источники углеводородов, происхождение и добыча. Применение углеводородов и их многообразие"
Спицкая Анна АлександровнаИванова Татьяна АлексеевнаТема урока: Природные источники углеводородов, происхождение и добыча. Применение углеводородов и их многообразие.Актуальность урока: данный урок ра...
Использование инновационной технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на примере методической разработки «Идиомы английского языка. Источники их происхождения».
В статье "Использование инновационной технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на...
Методическая разработка. Что изучает история. Источники исторических знаний
История - это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.Всемирная (всеобщая) история -это история, которая изучает прошлое...
Комментарии
HTML-код: УчМаг здесь вы
HTML-код: УчМаг здесь вы можете пополнить свою профессиональную копилку печатной продукцией интернет-магазина"Учмаг".