Методическая система
статья по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо литературы».
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.
Педагогические задачи, стоящие передо мной:
• помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
• вызвать их мотивацию;
• научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМП). Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.
Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Ожидаемые результаты:
• самосовершенствование личности;
• развитие творческих способностей;
• умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
• сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления
Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.
Методика критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление и рефлексию.
Первая стадия — вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.
Возможные приёмы и методы - корзина идей, дерево предсказаний, кластеры, прогнозирование по портрету, верные-неверные утверждения.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этой стадии. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы - маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа), ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, корзина толстых и тонких вопросов и др. Учащиеся находятся в непосредственном контакте с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.
Возможные приёмы и методы - заполнение кластеров, таблиц, написание творческих работ (синквейны, эссе) шесть шляп мышления). Учащиеся творчески анализируют изученную информацию, работа ведётся индивидуально – в парах – группах. Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Результативность применения ТРКМП
ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся. Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМП значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.
Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания творческого характера: составить кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе по заданной тематике.
Уровень познавательных запросов учащихся
| традиционная методика | технология РКМ |
высокий | 14 | 35 |
средний | 43 | 55 |
низкий | 43 | 10 |
Технология ТРКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.
На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая система
Описание собственной методической системы....
Модель методической системы школы
Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...