Урок литературы в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Овчинникова Татьяна Николаевна

Тема урока:  «Подвигнут я тобою…»

 Образ матери в стихотворениях поэтов-земляков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Тема урока:  «Подвигнут я тобою…»

 Образ матери в стихотворениях поэтов-земляков.
Эпиграф урока:

…И если жизнь наполнил я борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие мечты.
О мать моя, подвигнут я тобою,
Во мне спасла живую душу ты…

А.Н. Некрасов

Цели урока:

Образовательные:
1. Раскрыть своеобразие представлений образа матери в лирике поэтов-земляков, а также в живописи и музыке;
2. На примере стихотворений закрепить знания учащихся о тропах, их роли в поэтической речи;
3. Продолжить знакомство учащихся с культурой Саратовского края

Развивающие:
1. Продолжить формирование аналитических умений исследования поэтического текста, навыков сравнительно-сопоставительного анализа.
2. Формировать и развивать аналитические умения в работе с поэтическим текстом;
3. Формировать умение сопоставлять авторское и читательское видение духовно-нравственных проблем;
4. Развивать устную и письменную речь шестиклассников.

Воспитательные:

1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать красоту поэтического слова;
2. Продолжить формирование чувства уважения и восхищения женщиной как воплощения материнства, доброты и всепрощения;
3. Прививать любовь к поэтическому слову.

Форма урока: урок-размышление.

Материалы к уроку: аудиозапись мелодии Ф. Шуберта, репродукция картины«Мать» К. Петрова-Водкина, тексты стихотворений Исая Тобольского, НиколаяПалькина, Виктора Подьяченкова.

Ход урока:

Организационный момент: проверка наличия текстов, готовности индивидуальных заданий, различных материалов к уроку, презентация учителем темы урока.

Учитель: Сегодня нас ждет интересный и важный разговор. Важный и интересный он потому, что касается той темы, которая близка каждому из нас.(1 слайд). Начнем же наш разговор с обращения к классической музыке. Много лет назад великий композитор Франц Шуберт создал уникальную по своей красоте мелодию «Ave, Maria». Давайте послушаем ее.
(Звучит аудиозапись).

Учитель:Песня "Аве Мария" Франца Шуберта, австрийского композитора начала XIX века, давно уже стала непременным атрибутом рождественско-новогодних праздников. Хотя на самом деле относится к празднику Благовещения.
AveMariaв переводе с латинского - радуйся, Мария. С такими словами архангел Гавриил обратился к Пресвятой Деве, имея в виду будущее рождение от нее Иисуса.
AveMaria — католическая молитва к Богородице
. (2 слайд).

Учитель: Николай Алексеевич Некрасов, будучи уже достаточно взрослым, посвятил своей матери вот эти строки:
…И если жизнь наполнил я борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие мечты.
О мать моя, подвигнут я тобою,
Во мне спасла живую душу ты…(
3 слайд).

«Подвигнут я тобою…» — эти слова вынесены на доску в качестве темы сегодняшнего урока. Давайте подумаем, почему? И что означает такое редкое, необычное для нас слово «подвигнут»? Как и на что может «подвигнуть» мать? Поразмышляем вместе. Какие однокоренные слова к слову «подвигнут» вы можете назвать?

(Движение, подвигать, подвижник, подвиг.Мать может подвигнуть на что-то хорошее, на благородные поступки, создание чего-то прекрасного).

Учитель: В толковом словаре слово «подвигнуть» имеет значение побудить, склонить к совершению чего-либо, причем сопровождается пометой «торжественное». Почему поэт, обращаясь к матери, использует слово такого высокого стиля?

(Он хочет выразить свое восхищение перед матерью, почтение к ней, возвеличить ее образ).

Учитель: Сегодня речь у нас пойдет именно о тех, кто подарил нам величайшую ценность — жизнь, чей образ неотступно сопровождает нас, чья доброта, самоотверженность и безграничная любовь тысячелетиями вдохновляют поэтов, живописцев, композиторов. Сегодня наше слово мы посвящаем матери.

Учитель:Мама… первое слово, которое произносит человек. Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем там, что слово «мама» образовали сами дети на стадии лепета, удвоением слога «ма». Это слово почти одинаково произносится на многих языках — русском, болгарском, чешском, польском, литовском.(4 слайд).Слово мама — особое слово. Оно родилось вместе с человеком, чтобы сопровождать его по жизни. История культа матери начинается в пещерах первобытных людей. Женские фигурки из кости мамонта как символ любви и уважения к женщине-матери до сих пор находят ученые-археологи на местах раскопок.(5 слайд).А в Грузии, когда строят дом, непременно устанавливают в фундамент один самый главный, опорный столб и называют его «мать-столб».(6 слайд). В христианстве, как вы знаете, всегда был светел образ Богородицы, Девы Марии. Многие художники и иконописцы изображали этот образ на своих полотнах.(7 слайд)

Аналитическая беседа с использованием репродукций.

Учитель: Посмотрите, перед вами Владимирская икона Божьей матери, написанная в первой половине XII века. Какие чувства вы испытываете, глядя на нее? Что можно прочитать во взгляде матери на ребенка?

(С необыкновенной теплотой и лаской, с нежностью и легкой грустью во взгляде смотрит она на свое дитя, прижав его к своему сердцу).

Учитель:Доброта, любовь к детям, стремление уберечь от опасности. Разве этими качествами не обладает любая мама? Счастье матери — это счастье ее детей. Запишите слова, определяющие эти качества матери, в свои тетради.

Ученики записывают слова в тетрадь.

Учитель: Многие поэты, имена которых вам хорошо известны, преклоняются перед женщиной-матерью, посвящают ей свои стихотворения. Давайте  послушаем отрывки из стихотворений русских писателей.

Дети читают отрывки из стихотворений Н. Рубцова «Прощальная песня», Я. Смелякова «Вот опять ты мне вспомнилась, мама…», А. Твардовского Из цикла «Памяти матери», Р. Гамзатова «Матери».

Учитель:Образ матери стал выглядеть еще более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточенности минувшей войны.

Кто более матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях, всеми силами помогая Отчизне выстоять.(8 слайд)

Одно, пожалуй, из самых пронзительных произведений о боли, оставленной войной с немецко-фашистскими захватчиками, стихотворение «Мать»саратовского поэта Николая Палькина.(9 слайд)

Минуло66 лет со времени окончания войны, а из оставшихся в живых тех матерей, которые потеряли своих сыновей, дочерей, да и тех, которые их теряют теперь, никто не сможет спокойно прочитать стихотворение Николая Егоровича.

Учитель читает стихотворение Палькина «Мать»(Приложение 1).(10 слайд)

Да, огромную боль испытали матери, теряя своих сыновей. Но какая сила, гордость движет ими? (Любовь.Огромная любовь к своим детям).

И в творчестве  нашего духовницкого поэта Виктора Подьяченкова(11 слайд)звучит тема страдания. С большой любовью и благодарностью вспоминает свою мать, Анастасию Подьяченкову, простую русскую женщину, оставшуюся в лихое военное время с тремя малыми детьми,но всё же сумевшую сохранить всех живыми и здоровыми. Ей Виктор Никитович посвятил своё стихотворение "Материнские глаза».

Учащийся читает стихотворение(Приложение 2).

- А что, ребята, общего в стихотворениях Палькина и Подьяченкова?

- Какие средства выразительности использует Подьяченков при описании глаз матери?

- Какие качества показывает поэт Палькин? А Подьяченков?

Учитель: Преданность матери, вера в силы своих детей и гордость за них звучит в стихотворениях наших поэтов. Запишите эти качества в свои тетради.

Учитель: Выросли дети, разлетелись из родного гнезда. Куда б ни забросила судьба сыновей и дочерей, все они возвращаются к родному порогу. К своей маме. Ведь это единственно близкий человек, который открывал перед ними мир, который поддержит в трудную минуту. С большим сожалением о вынужденной разлуке, с чувством  вины перед матерью поэт Исай Тобольский обращается к родному человеку:  «Ты бы спела, мама, Как бывало…» (12 слайд)

Стихотворение читает учитель(Приложение 3).

Учитель:Перед вами лежит текст еще одного стихотворения Исая Тобольского.

Учащийся читает стихотворение(Приложение 4).

Эвристическая беседа по тексту стихотворения Исая Тобольского

– Какие чувства вы испытывали при чтении этих стихотворений?

- Как вы думаете, а любит ли герой свою маму?

- Какие строки вам помогли понять это?

-  Найдите в текстах слова, которые помогают нам почувствовать, что значит для героя образ матери.

- Как вы понимаете строчки «Как недолго матери смеются…»?

- Каково состояние героя? Что он надеется обрести при встрече с матерью?

Учитель: Ребята, мера материнской любви — самозабвенность. Кроме того, эта любовь абсолютно бескорыстна и надежна. Запишите и эти качества матери в свои тетради.

Учитель: Атеперь послушаем еще одно стихотворениенашего поэта-земляка Виктора Подьяченкова «Воспоминания о себе, о маме и оконной раме».(13 слайд)

Учащийся читает стихотворение(Приложение 5)

- Что объединяет стихотворения Тобольского и Подьяченкова?

- Почему герою стихотворения хотелось побыстрее стать взрослым?

-О чем жалеет поэт?

Учитель:Герой понимает, что мать остается самой лучшей, несмотря ни на что.

Как вы думаете, почему? Часто ли человек задумывается о красоте своей матери?

( Мы не задумываемся о красоте матери, ибо само материнство делает женщину прекрасной для ее ребенка).

Учитель: Итак, к нашему списку качеств мы можем смело добавить внутреннюю красоту, красоту ее души.

Учитель:Женщина с ребенком на руках... В каждом доме в семейном альбоме обязательно есть фотографии, на которых маленьких и беззащитных детей держат ласковые руки матерей.(14 слайд).Вглядитесь : лица матерей также нежны, одухотворены светом любви, как и матери на картине еще одного нашего земляка К.C. Петрова –Водкина(15 слайд).

Красота этой женщины видна в той любви, кротости, с которой мать смотрит на младенца, в ее стремлении уберечь своего ребенка от всех бед.

Учитель: Как вы думаете, что делает маму похожей на ангела? Какие качества в связи с этим мы можем записать с вами в тетради?

(Кротость, ласка, надежда на счастье, стремление защитить своего ребенка).

Как же нужно и важно, чтобы мать понимала тебя! Как прекрасно, когда мать и ребенок рядом, и как грустно и тоскливо, когда ее нет.

Однажды Л. Толстой сделал такую запись: " Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление – желание ласки, любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому я бы мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей, ни один не годится. К кому же примкнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумие, но все - это правда”.* Эта запись передает все сыновние чувства с поразительной силой.(16 слайд)

А теперь, ребята, давайте обратимся к нашим записям в тетрадях. Прочтем их. Наверное, вы со мной согласитесь, что все наши мамы обладают этими замечательными качествами. Но только ли за это мы их любим?! Можно ли вообще найти ответ на вопрос, за что мы любим маму?..

Заключительное слово учителя.

Книгу о матери можно писать всю жизнь, тема эта неисчерпаема. Мы подошли к финалу нашего сегодняшнего разговора.(17 слайд).

Домашнее задание. Вашим домашним заданием сегодня будет создание своего «Слова о матери», посвященного Вашей маме. Пусть это будет не обычное, а похвальное слово, цель которого — восхвалить маму, сказать ей, какая она хорошая и как сильно вы ее любите.(18 слайд)

Оценка работы учащихся на уроке.

Образовательные ресурсы:

1. Франц Шуберт, Аве, Марияprofismart.ru

2. images.yandex.ru

3. Ильинский И. О Толстом, «Театральная жизнь», № 3

4. Некрасов Н. А. Стихи, «Просвещение», М.: 1974        

5. Палькин Н.Е. «Избранное», Стихи и поэмы, Приволжское книжное издательство, Саратов, 1981

6.Подьяченков В.Н. «Ручей памяти», Стихи, Приволжское книжное издательство. Детская книга, Саратов, 1987

7.Тобольский И.Г. «Исповедь», стихи, Приволжское книжное издательство, Саратов, 1978

Приложение 1

Стихотворение Николая Палькина «Мать»

По Мамаеву кургану

Днем и ночью ходит мать.

- Вы скажите, добры люди,

Где мне сына отыскать?

Ей в ответ вздыхает Волга:

- Крепко спит в земле герой.

Не буди его напрасно

И ступай себе домой.

Повернулась, распрямилась.

Непреклонна и горда:

- Не гони меня отсюда,

Не уйду я никуда.

Стану камнем на кургане,

Подыму священный меч,

И останусь возле сына,

Чтоб покой его беречь.

И стоит она над Волгой

И ликуя и скорбя

И все матери погибших

Видят в ней самих себя.

Приложение 2

Стихотворение духовницкого поэта

Виктора Подъяченкова «Материнские глаза»

Видел много я глаз красивых,

И бездонных, и мелких порой,

Злых, завистливых и ревнивых,

Нелюбимых, любимых мной.

У кого-то они – озера,

У кого-то они – моря…

Помню, глянули тяжким горем

Материнские – на меня.

Помню:

Сельская почтальонка

Опустила свои глаза:

- Тетя Настя, вот… похоронка…

На щеке, как росинка, слеза.

И с тех пор

В них глядел с опаской:

Что мне скажут они еще!?

Но дарили они мне ласку,

Васильковый плескался в них шелк.

И, как гром:

«Похоронка – ошибка!»

И войне был объявлен конец.

Постучался однажды в калитку

Невредимый – в наградах отец…

Видел много я глаз счастливых

И светящихся в добрый час,

Но не помню я глаз красивей –

Материнских, ликующих глаз!

Приложение 3

Стихотворение ИсаяТобольского «Моей матери»

Ты бы спела, мама,
Как бывало.
Мы ведь не видались
Столько лет…
Смотрит мама
Нежно и устало,
Грустно
Улыбается в ответ.
Сыновья
По свету разбредутся,
Не всегда и весточку
Пришлют…
Как недолго
Матери смеются,
Как недолго
Матери поют!..

Приложение 4

Стихотворение ИсаяТобольского

Когда прильну, бывало, к маме,
Глотая слезы неудач,
Она осушит их губами
И скажет ласково: – Не плачь.
Не плачь, сынок, себе дороже.
Вот скоро вырастешь, поймешь:
Слезами горю не поможешь,
Слезами горя не уймешь…
Те годы смыло, как водою,
И я все реже в них гляжу.
Но и теперь с любой бедою
Опять я к маме прихожу.
И мама робко привечает:
- Сынок, ты горюшка не прячь,
А ты поплачь – и полегчает.
Ты не стесняйся… Ты поплачь.

Приложение 5

Стихотворение духовницкого поэта

Виктора Подьяченкова

«Воспоминания о себе, о маме и оконной раме»

Я рос послушным, тихим сыном –

На лебеде,

Пролил немало слез за тыном,

Привык к беде.

И не всегда ласкала мама,

Была война,

Сидел, прильнув к оконной раме:

_ Да где ж она?!

Чесал до крови, в цыпках, ноги,

Тонул в реке…

Ловил занозы на пороге,

На чердаке.

Хотелось стать большим и взрослым

Мне поскорей,

Ходить с косой по травам росным

Среди людей.

Иль на быках с полей колхозных

Возить зерно…

Но я опять до ночи поздней

Глядел в окно.

Мне и теперь та снится рама,

Никольский дом…

Но не проходит больше мама

Под тем окном!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...