М. Зощенко. Юмористическая проза начала 20-го века.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Данная презентация предназначена для учителей литератры, работающих в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._zoshchenko._yumoristicheskaya_proza_nachala_20-go_veka.pptx156.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Концепция нового человека" в литературе 20-х годов (по сатирическим рассказам М.Зощенко ). Я взял если не типичного обывателя, то во всяком случае, человека, которого можно найти во множестве. М . Зощенко Наука ещё не знает способа обращать зверей в людей. М . Булгаков Данные сатирика у вас - налицо, чувство иронии очень острое, и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого... М . Горький

Слайд 2

Юмор (англ.- нрав , настроение) – изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор- смех весёлый, доброжелательный. Сатира (лат.- смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном , карикатурном виде.

Слайд 3

Отрывки из знаменитого доклада члена Политбюро ЦК ВКП (б) А.А.Жданова : «Зощенко совершенно не интересует труд советских людей, их усилия и героизм, их высокие общественные и моральные качества …» «Зощенко…избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта…Он не способен найти в жизни советских людей ни одного положительного явления, ни одного положительного типа. Зощенко привык глумиться над советским бытом, прикрывая это глумление маской…никчемной юмористики, …с циничной откровенностью продолжает оставаться проповедником безыдейности и пошлости, беспринципным и бессовестным литературным хулиганом».

Слайд 4

Сказ - особая форма авторской речи, используемая на протяжении всего художественного произведения и характеризующая лицо, от имени которого ведется повествование. Сказ ориентирован на устную, часто простонародную речь.

Слайд 5

Основные черты «маленького человека ». - Низкое социальное положение. - Бесправие и нужда. - Уязвленная гордость. - Забитость , попранное человеческое достоинство. «Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья ». Лит. энциклопедия

Слайд 6

XIX в. - право «маленького человека» на сострадание, сочувствие, понимание, уважение. XX в.- ?

Слайд 7

Григорий Иванович. Встретились на собрании; кавалер и у власти; лицо официальное; в смысле водопровода; приму под руку; волочусь как щука; перед народом совестно; комячейка ; буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость; хожу, что петух; вожжа под хвост; индифферентно . Аристократка. В шляпке; чулочки фильдекосовые; мопсик; зуб золоченый; развернула идеологию; этакая фря; байковый платок; велит под руку принять; развратная походка; свинство без денег.

Слайд 8

«Новый маленький человек » - Низкое социальное положение. - Низкий уровень культуры, образования. - Наглость . - Претендует на право «хозяина жизни», этим и смешон. Основные черты «маленького человека ». - Низкое социальное положение. - Бесправие и нужда. - Уязвленная гордость. - Забитость , попранное человеческое достоинство.

Слайд 9

Письменно: Кто из писателей XIX века обращался к сатирическому изображению человеческих пороков? В чем разница и что сближает их с М. Зощенко? Как представлен образ «маленького человека» в рассказе М. Зощенко «Аристократка»? Чьи традиции продолжает писатель? В чем их сходство и различие?

Слайд 10

Домашнее задание: Читать : А. Платонов «Котлован». Письменно : Доказать, что герой рассказа М. Зощенко относится к «маленьким людям». (Рассказ на выбор учащихся.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок «Россия начала ХХ (20) века»

Урок систематизации ЗУН по изученному материалу о начале ХХ века....

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Сатира начала ХХ века. Тэффи "Свои и чужие". Зощенко "Обезьяний язык". Большие проблемы "маленьких людей".

Презентация к уроку литературы в 8 классе по произведениям Теффи и Зощенко....

ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» для учащихся 9-11 классов

Актуальность. Особый интерес  в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности.  В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального н...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...

Разработка урока "Великая Отечественная война в прозе русских писателей 20 века".

В разработке представлена презентация, рабочие листы, музыкальное сопровождение урока....